Лето, как правило, небогато одиночными выступлениями рокеров: это период концертного межсезонья, обязательным атрибутом которого считаются фестивали под открытым небом. Тем ценнее становятся редкие сольники отдельных команд, как, например, шоу американцев Dream Theater, настоящих Отцов прогрессив-металла 10 июня в московском Дворце спорта «Лужники», куда по случаю переехал ГЦКЗ «Россия».
Увидеть живое выступление непререкаемых авторитетов какого-либо из металлических стилей – большая удача, а если группа ещё далека от творческого кризиса и заслуженных седин, то тем более. Трио основателей команды – гитарист, басист и барабанщик – ровесники, в этом году каждый отметил 42-летие. Вокалист Джеймс ЛаБри (LaBrie) и клавишник Джордан Рудесс (Rudess) постарше, но возраст не сказывается на уровне их мастерства. В общем, свидетелям московского выступления посчастливилось увидеть мощную команду, переживающую волнительный период в преддверии выхода нового альбома – Black Clouds & Silver Linings. По такому случаю совсем не маленькие «Лужники» пережили очередной аншлаг.
Публика, пришедшая приобщиться к классике виртуоз-металла, отличалась разнообразием: солидные семейные пары, студенчество, разночинцы. Среднестатистический зритель Театра отличается об среднестатистического рокера высшим образованием и пониженным содержанием алкоголя в крови. И то и другое, как правило, способствует пониманию и позитивному восприятию сложной и техничной музыки, а Театр чаще всего упоминается как её самый яркий представитель. Каждый отдельный музыкант входит в мировую элиту в своём амплуа, один из них – Рудесс – успел это подтвердить организованным по случаю мастер-классом. К сожалению, игру остальных членов команды, имеющих большое влияние на умы начинающих музыкантов, довелось увидеть вблизи лишь немногим зрителям первых рядов партера.
Достоинства большой площадки неизбежно влекут за собой недостатки: возможность присутствовать в зале оборачивается для большинства зрителей плохой видимостью. «Лужники» обычно решают эту проблему большим (или большими) экраном (-ами), которые особенно важны, когда на сцене техничный музыкант, а многие зрители с удовольствием наблюдают за движениями его рук. На этот раз мониторов не было, а в качестве компенсации организаторы предложили театральные бинокли за 200 рублей в прокат. Вообще убранство сцены воображение не поразило, она казалось великоватой для такого мероприятия, а главным разочарованием первых минут стала ударная установка – вместо трёхбочечного двадцатибарабанного Сиамского монстра Майк Портной (Portnoy) ограничился более стандартным вариантом. Впрочем, зрители разглядели это не сразу, до начала выступления центральную часть сцены загораживал занавес, поддерживаемый парой ребят. Народ всё прибывал даже после выхода музыкантов, последним, пусть и не на 100%, заполнился танцпол.
Трудно передать возбуждение, охватившее заполненный зал при звуках интро. Признаюсь честно, не ожидал, что появление американцев вызовет такую бурю восторга, но казалось, что каждый присутствующий громко вскрикнул либо выдохнул. Музыканты занимали места, синтезатор Рудесса уже сделал первый оборот (его знаменитая стойка вращается), а вопли всё не прекращались. Впрочем, аккорды In The Presence Of Enemies заставили публику приутихнуть и заняться вещами, ради которых они собственно и пришли сюда: внимательно слушать и внимательно смотреть на движения рук своих кумиров, насколько это было возможно.
Уверен, мнения насчёт качества звука будут разниться у тех, кто был близок к сцене и напротив – далёк. Всё-таки акустика большого зала редко бывает идеальной. Джордана я слышал не всегда, но критиковать звукорежиссёров воздержусь, благо особым поклонником клавишных никогда не был. Бас временами тоже несколько терялся, но не более, чем он теряется на всех рок-концертах.
Джон Маянг (Myung), по правде сказать, смотрелся несколько одиноко на своём большом участке сцены, а вообще наблюдать за тем, как его пальцы размашисто бегают по традиционно высоко подвешенному MusicMan Bongo, гораздо удобнее в партере. С трибун запомнилось обычное для монголоидов моложавое лицо, единственное в группе без бороды, длиннющие волосы, характерная пластика и столь же характерная неэмоциональность. Его однокашника Джона Петруччи (Petrucci) было слышно лучше, и, к сожалению, не только гитару. Если к игре на зелёном MusicMan вопросов быть не может в принципе (слушатели насладились всем возможным арсеналом приёмов игры соло), то иногда пробивавшийся вокал картину не украшал. Не то, чтобы он её портил, нет, просто его наличие показалось не обязательным. Тем более, что певцов в группе хватает.
Взять, к примеру, Портного. Когда ему впервые дали микрофон (если не ошибаюсь, дело было на Take The Time с классического диска Images And Words), я подумал, что это не слишком качественная фонограмма. Но нет, пел Майк живьём, примерно так, как поёт большинство барабанщиков во время сета. Опять же раздражения голос не вызвал, но и в необходимости такого бэк-вокала я убедиться не смог. Вместе с тем, если оценивать только музыкальную составляющую, Майк был хорош. Очень хорош, хотя до эпитета «потрясающий», как мне кажется, не дотянул. Видимо, я просто ожидал чересчур многого, да и урезанная (это для Майка урезанная, а для остальных вполне себе стандартная двубочечная) установка подкачала. В общем, Портной показал класс, но не более. Отдельно упомяну периодические запуски палочек в недолгий полёт над установкой, периодическую их ловлю, а также техника, который двигал микрофон, подавал палки и весь концерт просидел у ног Майка.
Но к счастью, Портным и Петруччи список вокалистов Театра не ограничивается – временами на сцене появлялся Джеймс ЛаБри, в узорчатой футболке и с животом. Вот к его голосу претензий гораздо меньше, хотя только под конец выступления Джеймс показал его в полной красе. Вплоть до завершающей Pull Me Under не покидало ощущение, что группе в принципе не нужен вокал, но Джеймс, как в старые добрые, заверещал на высоких нотах и спас репутацию. Наверное, это и была кульминация концерта.
Впрочем, до неё музыканты трудились почти два часа, охватив все альбомы, кроме самого первого, записанного до прихода в группу ЛаБри. С нового релиза прозвучала только A Rite Of Passage, вписавшаяся в общую канву, с иных – по одной-две узнаваемые композиции, и лишь с упоминавшегося бестселлера 1992 – целых четыре. ЛаБри часто отходил за кулисы, не мешая восприятию инструменталов, а Рудесс, напротив, ближе к концу выступления стал покидать синтезатор, чтобы с клавитарой в руках вызвать на дуэль гитариста.
Публика мало-помалу успокоилась, но периодически взрывалась во время исполнения особо известных вещей. Довольно непросто воспринимать сложную инструментальную музыку длительное время, для этого музыканты постоянно должны демонстрировать нечто крышесносящее. Было ли такое во время отчётного концерта? Не сказал бы. К счастью, я не видел записей «живых» выступлений Театра, поскольку те, кто видел, обвиняли группу в отсутствии самоотдачи в «Лужниках», недостаточной эмоциональности и желании отделаться высоким профессионализмом. Не готов подтвердить это мнение, концерт удался, даже если не принимать во внимание сокращённую по сравнению с объявленной продолжительность. Сет-лист из 13 длительных композиций считаю очень приличным, а ведь ещё был бис, который включил в себя поппури из Metropolis, Learning To Live и The Crimson Sunset, при этом Портной как обычно переоделся и снял бандану. Завершилось выступление общим поклоном и скандированием публики.
Оценивать шоу можно двояко. К одной стороны, вряд ли музыканты заслуживают серьёзных упрёков – всё сыграно на хорошем уровне, без вопросов. Но статус супергруппы порождает завышенные ожидания, а их лужниковское выступление оправдало не до конца. Будем надеяться, следующий приезд Dream Theater окажется не менее качественным, но более зрелищным. Поскольку сольные концерты либо мастер-классы Петруччи и Портного также наверняка вызовут большой интерес публики, организаторам есть о чём подумать.
Текст: Никита ‘Leper Messiah’ Павловский
Фото: Кирилл Костюшко |