Bodom before midnight: отчёт о концерте Children of Bodom в Москве
Знаменитых финских технарей Children of Bodom в Москве ждали давно. Последний приезд банды был 16 августа 2003 года, а шестилетний перерыв в российских гастролях – вещь почти недопустимая для музыкантов Суоми. Ensiferum, Apocalyptica, Korpiklaani, Tarja Turunen – каждый из них раз в год-два обязательно посещает восточных соседей, причём не только столицу. Даже Nightwish умудрились дважды приехать с того момента. И лишь Бодомы не торопились, ведь у них есть на то веское оправдание: статус звёзд мирового уровня с непременными в таких случаях двухлетними мировыми гастрольными турами. Москве нашлось место лишь в самом конце одного из них, посвящённого выходу последнего на сегодняшний день альбома Blooddrunk.
И вот настал день 24 октября, когда зрители потянулись к клубу Б1 Максимум, самой большой клубной площадке столицы. Их можно было условно разделить на две категории: для первой банда как бы осталась в том 2003 году, когда только вышедший альбом Hate Crew Deathroll вызывал первые споры относительно будущей стилистики группы. Как впоследствии оказалось, Бодомы находились на своём творческом пике, за которым последовало… Последовало новое звучание и новое поколение слушателей. Удивительно, как много среди поклонников группы тех, кто вырос на последних двух альбомах. Эти диски фанат со стажем не преминёт раскритиковать за коммерческое звучание, неатмосферность, самоплагиат – конечно, на его, фаната, вкус. Что и говорить, вряд ли Are You Dead Yet? и Blooddrunk сопоставимы по творческому потенциалу с альбомами 1999-2000гг, но всё же новое поколение поклонников, повторюсь, взрастили. И этих фэнов оказалось достаточно, чтобы заполнить партер клуба целиком, а амфитеатр – частично. К началу девятого вечера очередь на вход растянулась на добрые 50 метров, поэтому целиком выступление «разогревающей» команды Fiend смогли услышать лишь немногие. Впрочем, остальные вряд ли оказались недовольны.
Организаторы мероприятия, концертное агентство «Мельница», поступили, на мой взгляд, очень грамотно, выпустив «разогрев» так рано. Если бы их выход состоялся в 21:00, как было заявлено, хэдлайнеры появились бы только в одиннадцатом часу. А так и аренда помещения частично окупилась (как правило, «разогревающие» команды сами оплачивают своё участие в программе, «отбивая» часть расходов организаторов), и с началом не затянули, и настрой публики поднялся. Что касается самого выступления Fiend, то я стал свидетелем заключительных трёх композиций. Раньше эту команду мне видеть не доводилось, хотя они проводят агрессивную саморекламу, открывая выступления разных зарубежных команд. Что ж, несмотря на большие амбиции, ребятам пока особо нечем похвалиться. Собственный материал слабоват, и это мнение не только моё. Оригинальных черт прискорбно мало, зато заимствования наблюдаются почти во всём, начиная от вокала «как у Лайхо», заканчивая наклонённой клавиатурой «как у Янне». Кавер на Pain (Shut your Mouth) вокалист просто не вытянул, а их версия бодомского Sixpounder’а оставила двойственное впечатление: вроде и неплохо и местами мощно, но что-то не так: то ли крики вокалиста «Все вместе! Давай ещё!» меня смутили, то ли LTD и Ibanez слушаются совершенно иначе, нежели ESP из custom shop, в общем, песню я узнал с трудом. Кстати звук был просто отвратным, в лучших традициях наших клубных звукорежиссёров, которые тем самым создают контраст для идеального звучания зарубежных групп. Вот к чему трудно предъявить претензии, так это к самоотдаче и движению по сцене: здесь всё поставлено на хорошем уровне, что особенно удивляет при такой музыкальной составляющей. Отыграв положенное время, парни продлили удовольствие зрителей, покидая сцену в течение десяти или пятнадцати минут, вновь и вновь возвращаясь и посылая приветы. Смотрелось это, конечно, несуразно, но понять их можно: когда ещё на их концерт придёт столько зрителей?
Время в перерыве между сетами прошло для обитателей партера в наблюдении за работниками сцены и попытками сохранить равновесие. Создать волну, которая повалит с ног десять-пятнадцать человек в плотной толпе, не так уж сложно, чем почти безнаказанно пользовались отдельные личности. И лишь когда настроение многих зрителей можно было описать соответствующими строчками из Hatebreeder’a, свет погас и уши заложило от восторженных воплей.
Children of Bodom Hate Crew, аббревиатура которой светилась на заднике сцены, радует стабильностью состава: за 13 лет активной деятельности произошла по сути лишь одна замена – на месте гитариста, да и тот успел примелькаться. Но стоит наших героев поставить в другие декорации – народ отказывается признавать в них своих кумиров! Вот и Яска Раатикайнен (Jaska Raatikainen) почти двадцать минут просидел инкогнито за ударной установкой во время саундчека, и лишь редкие крики одного или двух зрителей свидетельствовали, что он узнан. А стоило приглушить свет, убрать со сцены посторонних, а самому Яске снять шапку и обнажить могутный торс – как его выход спровоцировал очередной завал в партере. Впрочем, некоторых блондинистые гитаристы настолько часто глядят на нас с обложек рок-журналов, что не узнать их просто невозможно. Алекси Лайхо (Alexi Laiho), на первый взгляд, почти не изменился за 10 лет, вплоть до крашеных ногтей. Обосновавшись за позициях, разобрав микрофоны, банда открыла сет композициями с последних альбомов: Living Dead Beat и Hellhounds On My Trail. Публика, к моему удивлению, подпевала. Не все, конечно, но в целом реакция толпы однозначно свидетельствовала, что материал зрителями усвоен.
После второй песни, как это водится у опытных групп, фронтмен начинает общение с аудиторией. В принципе, Лайхо говорит на английском свободно, но тот факт, что он оставил школу ради занятий на гитаре, сказался на его словарном запасе. Производные глагола to fuck употреблялись не реже, чем оба артикля, вместе взятые. Вот таким образным языком Лайхо приветствует публику, вспоминает прошлый приезд и констатирует, что да, действительно, много времени ушло с тех пор. И объявляет следующий номер программы, визитную карточку группы – Silent Night, Bodom Night. Вот так, уже на третьей композиции пришлось сорвать глотку, а ведь и следующие не предоставили возможности отдышаться: Follow the Reaper и Hate Me! На этих песнях оживились уже олдскульные фанаты, а вот «новобранцы» чуть притихли. Так, по сути, и продолжалось весь концерт: то одна группировка поклонников голосила, то другая надрывалась. Но общий восторг выказывали обе.
Lake Bodom, так и оставшаяся единственной песней с первого альбома, плавно перетекла в Bodom after Midnight. А я меж тем наблюдал за руками Лайхо, благо носило меня довольно близко к сцене. Не секрет, что Алекси считается одним из самых техничных и авторитетных молодых гитаристов, в одном из журналов был опубликован потрясающий комплимент: левая рука – как у Мальмстина, правая – как у Хэтфилда. Думаю, 95% процентов гитаристов хотели бы услышать о себе такое. Так вот, если с первой частью данного утверждения я соглашусь, то со второй поспорю: правая рука ни разу не Хэтфилда. По той простой причине, что Алекси почти все партии играет переменным штрихом, а фронтмен Metallica, как в том анекдоте, даже соло исполняет исключительно движениями вниз. Правая рука Лайхо при игре очень расслаблена и довольно размашиста, что не мешает исполнять сложнейшие партии, вовремя глушить струны и без проблем переходить на свип. Кстати свип Лайхо – это, конечно, отдельная история, ради одного этого стоило забросить школу. Вот теппинг довольно традиционный, но тоже зрелищный. И всё же после стольких хвалебных слов не могу не сказать о том, что без ошибок не обошлось. Особенно отчётливо они были слышны при синхронизации дуэта с Янне Вирманом (Janne Wirman). Единственное, чем можно было объяснить такие ляпы – небрежностью, но об этом чуть позже.
Янне в отличие от Лайхо изменился довольно значительно, я бы сказал, возмужал. Борода добавляет к его 30 годам ещё парочку. Его наклонённый синтезатор остаётся солирующим инструментом, без проигрыша на котором не обходится ни одна песня, а дуэль с Лайхо – изюминка команды. Стоящий перед ним микрофон Янне использовал редко, лишь к концу выступления разойдясь.
А середина концерта ознаменовалась возвращением к новому материалу: прозвучали подряд два заглавных трека с последних альбомов. Нет, не злоупотребляют музыканты новыми композициями, хотя, если судить по реакции зала, они вполне могут строить сет-лист исключительно на них. Вот и In Your Face, в своё время изданная синглом, пришлась фэнам по душе, а перед ней группа представила тягучую Angels Don’t Kill, которая была исполнена на концерте шестилетней давности, как и ещё восемь композиций.
Хотелось бы как-то особенно отметить Хенкку Blacksmith Сеппяля (Henkka Seppälä) и Роопе Латвала (Roope Latvala), но, к сожалению, не могу. В том смысле, что претензий к игре никаких, смотрелись недурно, но чем-то особенным не выделялись. Да, менялись местами, да, трясли периодически локонами, получали удовольствие от процесса и доставляли его (удовольствие) зрителям, но ничего из ряда вон или сверх нормы. Разумеется, оба, как и Лайхо, играли на ESP, благо давно уже являются эндорсерами японцев и имеют эксклюзивные модели инструментов. Гитара Латвалы внешне близка к Explorer’у, за основу баса Блэксмита взят инструмент F-серии. Про то, что Лайхо предпочитает форму Jackson RR, известно всем, в ESP это называется SV. Если не ошибаюсь, лишь Алекси использовал две гитары во время концерта.
Меж тем действие близилось к своему логическому закату. Children of Decadence плавно перешла в Bodom Beach Terror, а завершила основной сет Downfall с культового второго альбома. В поведении финнов сквозило некоторая усталость и расслабленность, а Алекси настолько активно плевался и сморкался во время песен, что возникли опасения по поводу его самочувствия. Ну вы сами знаете, какие болезни гуляют по Китаю уже не первый год.
Опустевшая сцена не ввела в заблуждение ни одного фэна: скандирование не прекращалось вплоть до появления всех членов банды. Снова пространная речь, благодарности и одна из самых узнаваемых композиций – Every Time I Die с несколько размытым вступлением. Уже после неё стало ясно, насколько вымотались музыканты: на бис они вышли отдыхать. Янне Вирман, забыв про зрителей, о чём-то увлечённо говорил по-фински, отлично отыгравший барабанщик всё внимание переключил на него, пытавшийся восстановить порядок Лайхо отошёл в угол сцены к басисту и наблюдал за происходящим. Зрители скучали, тоскливо подсчитывая, сколько песен могли они услышать ещё. Уверен, что Deadnight Warrior и единственный не сыгранный, но при этом самый главный опус про озеро Бодом, были более уместными, нежели финские шутки Янне. Но ничего не поделаешь, у музыкантов уже наступила творческая пятница (пусть и в субботу), плавно перетекающая в беспробудный отпуск. А Hate Crew Deathroll, которую вы, уважаемые зрители, так ждёте – да получите вы её! Сейчас, пару минут, усадим Яску за установку.
По-панковски лихо Children of Bodom отгремели последний хит и были таковы. Задержавшиеся в надежде получить заветные сточенные медиаторы и потрескавшиеся палочки зрители в течение довольно длительного времени не могли покинуть зал. Ложкой дёгтя в очередной раз стала пропускная способность клуба: с наплывом большого количества посетителей не справились. Что характерно, неловкости по этому поводу представители охраны и администраторы не чувствовали, напротив, бросилось в глаза, насколько безразлична была им эта проблема. Впоследствии делясь впечатлениями, многие зрители отмечали хамское отношение охраны, а мне это казалось особенно выпуклым в сравнении с обращением секьюрити клуба 1Rock.
Но закончить хотелось всё же на мажорной ноте, тем более, что основания для этого имеются. Ни охранники, ни финское раздолбайство, ни укороченный сет не могут перекрыть отличных впечатлений от увиденного. Молодые музыканты (четверым по 29-30 лет) отыграли здорово, доставив настоящее эстетическое наслаждение любителям техничной музыки, а увидеть вживую трезвого Лайхо – несомненная удача для начинающих гитаристов. Сет-лист, в основе которого лежал альбом Follow the Reaper, порадовал как старшее поколение поклонников, так и «новобранцев». И пусть один из самых долгожданных концертов года, по моему скромному мнению, не стал самым лучшим, разочарованных зрителей после него я не видел.
Текст: Никита ‘Leper Messiah’ Павловский
Фото: Андрей fawkes |