PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Статьи

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья
 

Песни, пляски и Китай l Часть 1

Время: 10.08.2010 14:34 
Статья предоставлена журналом "Звукорежиссер"

Часть 1


В конце 2008 года Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России совершил большую гастрольную поездку по Китаю. Мне довелось в ней участвовать качестве концертного звукорежиссера коллектива. Поездка оказалась очень интересной, и я позволю себе предложить читателям свой рассказ о ней.

Ввиду того, что в рамках китайского тура состав оркестра, как и программа выступлений, оставались неизменными, работа на различных площадках также представлялась однотипной – по крайней мере, теоретически. Практически же действия звукорежиссера варьировались в достаточно широких пределах в зависимости от степени невыполнения технических условий принимающей стороной.

Подробный технический райдер был заявлен за 15 дней до начала поездки, получен организаторами от китайской стороны, подтвержден (по их заверениям) и разослан по площадкам. Следует отметить, что ни в одном городе заявленные условия выполнены не были и пределы этого невыполнения оказались весьма широки. В лучшем случае отсутствовали приборы динамической обработки либо эквалайзеры мониторных линий. В худшем – к прибытию постановочной группы на площадке отсутствовали какие-либо признаки жизни вообще, после чего происходила медленная и нудная доставка упакованных в коробки и пленку новых директ-боксов, микрофонных стоек и т.д. Можно согласиться с тем, что начинать выполнение постановочных работ за день до концерта вовсе не обязательно, но элементарное нежелание заранее ознакомиться с райдером, чтобы иметь представление о предстоящих задачах, совершенно непонятно.

28.11.2008. ЧженьЧжоу. Хэнанский театр искусств

Выезд на площадку ранний – 10 утра. Сцена абсолютно пуста – обнаружены только сонные уборщицы. Час потребовался на сбор технического персонала, еще час – на втолковывание того, что, собственно, нужно сделать. Помощь переводчицы минимальна – к счастью, один из местных звукоинженеров понимал английский.

Для электроинструментов были предоставлены комбоусилители: для бас-гитары – Warwick WC Sweet 152, для ритм-гитары – Fender FM 212R, для синтезатора – Roland KC350. Директ-боксы – активные BSS Audio AR 133.

Для хора использовались конденсаторные микрофоны AKG c3000b (шесть штук). Такие же микрофоны были установлены на трубы (две штуки), тромбон и overhead. На баян и на малый барабан пришлось поставить Shure SM58 (за неимением другого), на большой барабан – Ibanez Teach P.

В качестве FOH-консоли порадовал Midas Verona 560. О мониторном звукоинженере в ансамбле речь, к сожалению, не идет вообще, и FOH-инженеру приходится «наруливать» до семи мониторных линий. На данной площадке я ограничился тремя линиями: первая – мониторы солистов, вторая и третья – мониторы хора (раздельно тенора и басы). Использовались мониторы Electro-Voice (по 500 Вт каждый) с достаточно ровной АЧХ, что в условиях отсутствия эквалайзеров позволило избежать проблем с обратной связью.

Неожиданные сложности вызвала настройка частотной характеристики портальной акустики. Как мне объяснили, некий инженер от фирмы-инсталлятора настроил систему раз и навсегда и закрыл прибор (dbx Drive Rack 480) паролем. При прослушивании тестовой фонограммы и собственного голоса я обнаружил гудение (125…160 Гц.) и гнусавость (500 Гц.) Видимо, такой характер звучания для данного специалиста являлся концептуальным. Было принято решение снять графический эквалайзер (KLARK TEKNIK DN 360) с мониторной линии и включить в разрыв мастер-выхода. Центральный кластер остался без коррекции, и его громкость была уменьшена на 4 дБ. Мониторы, впрочем, прозвучали удовлетворительно.

В качестве прибора пространственной обработки использовался T.C. Electronic M3000. В качестве носителей – Tascam MD 350. Динамической обработки не нашлось никакой, что ухудшило общий результат – некоторые из солистов ансамбля обладают непредсказуемой динамикой исполнения, и палец на фейдере не успевает компенсировать форсированные ноты, выбивающиеся из микса.

К пяти вечера, когда ансамбль приехал на репетицию, вся система наконец была готова. Последовал стандартный саундчек, включающий настройку параметрических эквалайзеров линеек и баланса в следующем порядке:

- настройка барабанов (большой, малый, альтовые томы), тарелок и баланса всей установки;

- настройка бас-гитары, ритм-гитары, синтезатора и баяна;

- настройка баланса ритм-группы вместе с баяном;

- настройка труб, тромбона, валторны;

- настройка баланса всего оркестра;

- настройка хора (первые тенора, вторые тенора, баритоны, басы), настройка баланса всего хора;

- настройка баланса оркестра с хором.

Поскольку состав оркестра небольшой (струнные и деревянные духовые в поездке не участвовали), в миксе я ограничивался четырьмя подгруппами: первая – хор; вторая – ритм-группа; третья – остальной оркестр; четвертая –микрофоны солистов-вокалистов (для возможности «доусиления»).

Первый вокальный микрофон настраиваю сразу в процессе коррекции системы звукоусиления зала, после чего копирую его параметры эквалайзера на остальные вокальные линейки. Вокальные радиосистемы использовал свои (Shure ULXP 4 Beta 58).

Работа непосредственно во время концерта сводится к легкой коррекции баланса внутри оркестра (в зависимости от партитуры произведения), регулировке громкости хора (лежит на нем основная мелодическая нагрузка либо «бэк») частотной характеристики и степени компрессии вокальных микрофонов (в зависимости от исполнителя) и, наконец, общему контролю уровня. Также в соответствии с программой концерта включаются фонограммы для выступления балетной группы. При хорошей предварительной настройке эта работа всегда идентична и детального описания не требует.

29.11.2008.Чжень-Чжоу, концерт второй

Выступление в том же зале Хэнаньского Центра искусств. Инженеры сцены подключили микрофоны и ди-боксы, которые были сняты на ночь. Все остальное оборудование после вчерашнего концерта было оставлено на сцене в неприкосновенности. Все настройки пульта также были сохранены, что позволило начать репетицию по приезде ансамбля. Оркестр зазвучал сбалансированно и насыщенно. Англоговорящий помощник оказался весьма грамотным инженером. По моей просьбе был принесен еще один T.C. Electronic M 3000 и включен в режиме компрессора в разрыв двух основных вокальных каналов, что сразу дало положительный результат.

В целом впечатление от концертов в Чжень-Чжоу осталось приятным. Новый современный зал спроектирован грамотно, не имеет ярко выраженных акустических дефектов. Техническое оснащение на достаточно хорошем уровне, контрольная комната просторная и удобная, коммутация продуманная. Имеются видеомониторы и звуковой мониторинг в формате 5.1. на случай проведения особых театрализованных представлений. Правда, за неимением линии задержки пользы от этих мониторов немного – слушать двойной звук не очень приятно. Акустическое впечатление в контрольной комнате, несмотря на большое окно и расположение по центру зала, несколько обманчиво: звук кажется значительно тише и беднее низкочастотными составляющими, что требует внимательности и постоянной мысленной корректировки.

01.12.2008. Вухань. Гранд-Театр

На площадку приехали в десять утра. Вновь на пустой сцене были обнаружены лишь уборщицы, что укрепило уверенность в том, что рассчитывать на какую-либо подготовленность принимающей стороны в этой поездке не следует. Если в Чжень-Чжоу нас ждали хотя бы стулья для оркестра и станки для хора, то здесь не было и этого. С вечера пришлось написать от руки (для переводчицы) максимально адаптированный для быстрого понимания технический райдер, нарисовать план расстановки микрофонов и порядок их включения на пульте. Подробный райдер, как уже отмечалось, был отправлен по всем городам заранее, но смысла в этом оказалось немного…

Первый час пришлось заниматься делами, далекими от звукорежиссуры, – показывать, где опустить кулисы, куда направлять свет и т.д. Хочется тем не менее отметить очень хорошую техническую оснащенность и отличные акустические свойства зала. Несмотря на полное отличие архитектуры зданий, дизайн и отделка контрольной комнаты наводят на мысль о некоем едином проекте. Форма зрительного зала, «задрапированность» портальной акустики, расположение коридоров, моторизированные стекла в аппаратной… Нарекания вызвали лишь старые комбики с хрипящими потенциометрами.

Итак, предоставлено следующее: Peavey Renown 212 для гитары, Peavey TKO 115 для бас-гитары, Peavey KB 100 для клавиш. Директ-боксов не нашлось – использовал свои старенькие пассивные DOD 265 Stagehand. Микрофонный парк: AKG 451 для хора (6 штук), Shure SM 52 для большого барабана, Shure SM 57 для малого, AKG 451b в качестве общих микрофонов, Shure SM 58 для баяна и валторны, Sennheiser MD 441 для тромбона и труб. Вокальные радиосистемы использовал свои (Shure ULXP 4 beta 58).

Оснащение контрольной комнаты приятно удивило. Было предложено на выбор работать либо на цифровом LAWO mc²66, либо на аналоговом Allen&Heath ML 4000. Маршрутизация сигналов была следующая: все источники приходили на цифровую консоль, откуда перенаправлялись на линейки аналоговой (не все любят работать с «цифрой»). Готовый микс возвращался на LAWO mc²66, подвергался коррекции и легкой компрессии и уходил на FOH-акустику. Также на цифровую консоль посылались миксы четырех мониторных линий (для солистов, для оркестра, две для хора), хатем они обрабатывались четырехполосным параметрическим эквалайзером и отправлялись на усиление. Таким образом, цифровая консоль использовалась в данном случае для перманентных настроек, а аналоговая – для удобства микширования и доступа к канальным эквалайзерам.

Настройку портальной системы я производил следующим образом. При наличии возможности «прокачивал» зал розовым шумом и корректировал наиболее выраженные пики. Добиться идеальной ровности на этом этапе не стараюсь – не все что гладко, обязательно звучит хорошо, и уши подскажут более точно. Далее слушаю свой голос и, с помощью системного эквалайзера, добиваюсь естественности и ясности его звучания, отсутствия тембральных дефектов («бубнение», «гнусавость», «телефонный звук», «шепелявость», «присвисты»). При этом отслушивается только один канал (например, левый); по достижении требуемого результата настройки копируются на второй канал (при наличии частотного «перекоса» – корректируются). Эквализация на канальной ячейке микрофона при этом такая: 500 Гц, -3дБ, Q = 1,5; 2800 Гц, -3 дБ, Q = 1,5. То есть «в ноль» канальный эквалайзер не ставлю – видимо, так привык слышать свой голос. Отдельно настраиваются frontfill, sidefill, центральный кластер (при наличии).

После этого прослушиваю тестовые фонограммы. При этом производится дополнительная коррекция частотной характеристики системы и уточняется уровень громкости всех ее компонентов. В качестве тестовых фонограмм чаще всего использую:

- свою аранжировку на бурятскую тему «Арчи» (детально знаю ее тональный баланс);

- симфоническое интро Ennio Morricone «The Ecstasy Of Gold» к концертному альбому «Metallica & Symphony» (позволяет оценить «симфоничность» звучания);

- Yello, «The Race» (оценка запаса мощности системы и качества ее низкочастотных компонентов).

В данном зале портальная система была настроена хорошо – потребовалось минимальное параметрическое вмешательство (65 Гц, +2 дБ, Q = 3; 125 Гц, -3 дБ, Q = 3; 4000Гц, -2 дБ, Q = 1). Пространственная обработка - T.C. Electronic M 2000, носители – Tascam MD 350. Закрытый рэковый шкаф с гибким мультикором можно подкатывать с любой стороны обоих консолей. Все сценические мониторы – Meyer Sound UM 100P, обладающие хорошим звуковым давлением. Мониторная система 5.1. в зоне LAWO. Контроль в аппаратной сбалансированный – ощущение громкости и частотного баланса адекватно слушательскому.

02.12.2008. Вухань, день второй

Если в Чжен-Чжоу после первого концерта техники снимали на ночь микрофоны, то в Вухане все было оставлено на своих местах. Пришлось лишь перенести мониторы солистов глубже на четыре метра ввиду того, что зал не вместил всех желающих, передняя часть сцены была опущена и установлено пять дополнительных зрительских рядов.

Приехав на площадку в пять вечера, я провел проверку всех линий (Line check). Поскольку все настройки были сохранены, сразу началась репетиция оркестра и хора. Программа прошла гладко и без каких-либо осложнений.

04.12.2008. Прекрасно оборудованный зал.

Шенжен. Политеатр



После некоторой, ставшей уже привычной раскачки все вопросы были решены быстро и грамотно.

Комбоусилители для электроинструментов предоставлены такие же, как в Вухане (за исключением Peavey Bandit 112 для гитары). Все комбики новые, в отличном состоянии. Директ-боксы в наличии вроде бы были, но, не дождавшись, поставил свои.

Неожиданная проблема возникла с ударной установкой. Барабаны Adams оказались новыми и совершенно не настроенными – пришлось посылать машину за барабанщиком с настроечным ключом. По отдельной просьбе один из рабочих сцены принес свое(!) одеяло, которое было свернуто и вложено в большой барабан. Томы приглушались полосками бумажного скотча.

Бочка снималась Shure SM 52, малый барабан – Shure beta 55 sn, в качестве общих – Shure KSM-109. Для хора были предоставлены Neumann KM 185. Для баяна и валторны - Shure SM 58. Использование данной модели в этом случае считаю приемлемым – валторна обычно обращена раструбом от зрителя, поэтому отсутствие яркого верха воспринимается естественно; полный спектр баяна в данном случае нежелателен в принципе. Для труб и тромбона были предложены Shure beta 55, от которых я отказался, поставив свои AKG 480. Вокальные радиомикрофоны на этот раз использовались местные – Shure UHF - R.

Знакомство с контрольной комнатой повергло в легкий шок. Стекла уже не моторизированы – они поднимаются гидравликой. На Midas XL 8 работать пришлось впервые, о чем не пожалел.

Шенжен. Работа за Midas XL8



За небольшими исключениями все удобно и прозрачно, так что, несмотря на сложность общения с местным инженером, все основные функции были освоены за 20 минут. Неудобство вызвали лишь очень мелкие цифры значений параметров на дисплеях – нагибаться и щуриться пришлось до боли в спине и рези в глазах. Хотя при работе на аналоговой консоли о точности аукс-посыла в 0,3 дБ и речь не идет.

Пульт имеет 96 входных каналов, 36 аукс-шин и 12 матрикс-выходов. Со сцены в этом зале могут принять 56 линий, еще 18 могут быть подключены в аппаратной. Очень удобно организованы посылы на усиление. На левый и правый портал, а также на центральный кластер, сигнал подается с мастер-выходов Left, Right и Center соответственно. На акустические системы ближней зоны (Front fields) – с матричных выходов 1-2. На субвуферы – с matrix 3-4. Посылы на мониторы также организованы с matrix. Использовались четыре мониторные линии (солисты, оркестр и две для хора).

Все выходные каналы (L, R, C, FFL, FFR, Sub L, Sub R, Mon 1 – Mon4) эквализуются «внутри» Midas и управляются моторизированным KLARK-TEKNIK Helix Rapid

Шенжен. Контроллер KLARK-TEKNIK Helix Rapid



Потребовалось ощутимое вмешательство в настройку системы. Частотная коррекция была произведена раздельно для левого и правого порталов, центрального кластера и систем ближней зоны, после чего был найден оптимальный баланс по громкости.

Все мониторы на сцене L-Acoustics. Настройка сценических мониторов производится соответственно задаче: для мониторов солистов – естественность тембра при достаточной громкости и отсутствии «фидбэков»; для мониторов оркестра – комфортность инструментального баланса (имеется в виду некий компромиссный вариант); для мониторов хора – максимальная громкость при устойчивости всей системы. В большинстве случаев естественностью тембра здесь приходится жертвовать – чтобы хор слышал себя, находясь позади барабанов и ритм-группы, приходится «разгонять и вырезать».

05.12.2008. Шенжен. Второй концерт

Неожиданная проблема возникла с коррекцией системы. Сказав несколько слов в вокальный микрофон, понял, что все вчерашние настройки утеряны. Впрочем, проблема решилась быстро – пресеты сохранились, но не читались – ошибка программного обеспечения Midas. Воспользовавшись наличием времени, подкорректировал настройки. Кроме того, местные техники задействовали еще одну пару акустических систем для озвучивания зон под балконами (сигнал также брался с Matrix). Пришлось произвести их частотную коррекцию.

Более детально освоившись с пультом, занялся «творчеством». Были настроены гейты для всех каналов и компрессия для баса и большого барабана, для хора и для вокальных микрофонов. Это дало свой эффект – звук стал прозрачнее и плотнее. Концерт прошел на высоком уровне – один из лучших в поездке. Работа на Midas XL 8 доставила удовольствие. Акустика и оборудование зала очень хорошие, персонал грамотный.

06.12.2008. Донгуан. Театр «Юй Лан»

На площадку приехали «с колес», сразу после переезда.

Донгуан. Театр «Юй Лан»



Первое впечатление обнадеживающее – хоровые станки установлены там, где нужно, приготовлены барабаны, микрофонные стойки, комбики (Fender FM 212, Peavey TKO 115, Roland KC 350). Подтвердилось предположение о том, что все новые залы проектировала и инсталлировала одна фирма. Этим объясняется и однотипность закупленного оборудования. Однако зал, идентичный по дизайну и отделке, оказался менее удачным по акустическим свойствам: неравномерная частотная характеристика реверберации, преобладание низкочастотной составляющей (100…200 Гц.) в ближней зрительской зоне, совершенно неадекватное слуховое впечатление в контрольной комнате. Последний недостаток компенсируется наличием контрольных агрегатов, включенных через линию задержки, так что, приноровившись, можно получить достаточно верный контроль.

Порадовал 44-канальный Midas Legend 3000. На этом концерте использовалось шесть мониторных линий (по две для солистов, оркестра и хора), благо была такая возможность, что дало большую свободу и удобство. Все мониторы – Meyer Sound.

Звучание портальной акустики в целом было очень похоже на звучание в Чжень-Чжоу, что укрепило подозрение в ее «концептуальности». Коррекция требовалась значительная, а доступных для регулировки эквалайзеров предусмотрено не было. В наличии были Behringer Ultra-Graph Pro Geq3102, пылившиеся на полке, один из которых по моей просьбе был включен в master–insert, второй – в разрыв линий мониторов хора. Для остальных мониторных линий оказалось достаточно четырехполосных полупараметрических эквалайзеров в мастер-секции aux-шин.

Никакой динамической обработки предусмотрено не было. Пылившийся на полке четырехканальный Behringer Multicom Pro-Xl Mdx4600 был включен в разрыв двух вокальных линий, бас-гитары и большого барабана. Конечно, Behringer – не лучшее решение, но за неимением.… Причем если эквалайзер показал себя вполне прилично, то компрессия оставила желать лучшего.

Микрофонный парк: Shure SM 81 для хора и overhead, Shure Beta 52 A для бочки, Shure Beta 56 A для малого барабана, Shure SM 58 для валторны и баяна, AKG C 4000 для труб и тромбона. Директ-боксы использовал свои (DOD 265 Stagehand).

Очень много времени отняла путаница с сигнальными линиями, постоянная «потеря» то одного, то другого микрофона и другие проблемы с коммутацией, возникавшие у местных инженеров. Тем более странно, что эти люди работают на своей «родной» площадке, а мой райдер не сложнее райдера клубной группы. Окончательно вымотало силы и нервы отсутствие возможности прямого хода от пульта в зал и на сцену. Пробежав в процессе настройки раз тридцать окружным коридором, к началу концерта чувствуешь себя без сил. В целом, концерт прошел хорошо, но морального удовлетворения не доставил.

09.12.2008. Чонгцин, Большой зал собраний

Работу на этой площадке не хочется описывать вовсе. Безобразное отношение, безобразная подготовка, изначально совершенно не приспособленный для концертных программ зал. Собственно, это и есть зал собраний – огромное круглое сооружение с куполообразной стеклометаллической крышей, внешне стилизованное под пагоду.

Чонгцин. Большой зал собраний.

Зрительские места расположены как перед сценой, так и на четырех балконных ярусах. Звукорежиссерский пульт находится на третьем(!) ярусе.

Такое помещение необходимо озвучивать линейным массивом с центральным кластером и системой «задержанных» сайдфилов для всех ярусов. Установленный же аппарат не соответствовал никаким нормам. Правый и левый портал – по три 500-ватных Meyer Sound, расположенных горизонтально (здравствуй, интерференция!). Система сайдфилов предусмотрена только для первых двух балконных ярусов – всего четыре 500-ватных JBL. Фронтфилы на авансцене – четыре 200-ватных TurboSound. По два 600-ватных субвуфера Meyer Sound подвешены странным образом – в стороне от сцены между первым и вторым ярусом. Таким образом, вся система была собрана из компонентов разных фирм и спасало ситуацию лишь то, что составляющие имели раздельную эквализацию.

Сигнал на усиление для сайдфилов и фронтфилов подавался с аукс-выходов цифрового пульта Digidesign D-Show Profile, в опции которого входит эквализация как мастер-выходов, так и всех аукс-шин.

Чонгцин. Работа за DigiDesign D- Show



Сценический мониторинг ограничился двумя линиями (для солистов и хора), которые также забирались с аукс-шин. На первую линию были выставлены 200-ватные Turbosound (4 шт.), для хора использовались подвешенные колонки без опознавательных знаков.

Из трех предоставленных комбиков (Peavey Bandit 112, Peavey KB 100, Daphon BA 80) последний оказался неработающим. Ничего другого в этот день предложить не смогли, дело закончилось тем, что и клавиши и бас-гитара после директ-боксов были включены в Peavey KB 100. То есть на пульт приходили раздельно, а на сцене звучали из одного кабинета.

Микрофонный парк был предложен совершенно неприемлемый. На баян и валторну пришлось установить Shure PG 48 (судя по виду, их пинали ногами), большой барабан снималась Shure SM 58, малый барабан – Shure BG 51. На overhead был установлен BJ Sound SC 633, еще три таких же конденсаторных поставили на трубы и тромбон. На хор сразу установил свои AKG 480 (6 шт.), вновь подумав о том, насколько предусмотрительно взял их с собой.

Лайн-чек едва не лишил не только выдержки, но и рассудка. В течении трех(!) часов происходила совершенно непонятная путаница сигнальных линий, которые либо «не приходили» на пульт вообще, либо приходили не туда. Местный звукорежиссер постоянно что-то переназначал и перемещал на матрице Digidesign. Учитывая то, что по-английски он не говорил вообще, его действия остались для меня загадкой.

В качестве вокальных микрофонов я поначалу собирался использовать местные радиосистемы Shure UC, но услышав, какие наводки дает некстати зазвонивший мобильник, от этой мысли отказался, подключив свои Shure ULX – P.

Саундчек был проведен за полчаса до впуска зрителей. Концерт прошел гладко, но звук в зале я сам для себя оценил на тройку. Добиться прозрачности и детализации в данных условиях оказалось невозможным. Недостаточная мощность системы звукоусиления и ее несоответствие условиям конкретной площадки в сочетании с гулкостью зала сделали свое дело.

(Продолжение следует…)

Автор статьи: Олег Тимонов
Журнал «Звукорежиссер»: http://audioproducer.625-net.ru/
      
Автор
Тема: Re: Песни, пляски и Китай l Часть 1
Время: 01.11.2011 17:40 



Всем добрый день! Допустим фирме понадобилась [url=http://forum.infotes.mobi/viewtopic.php?f=34& t=41]компьютерная помощь[/url] и нужно установить прокси сервер и настроить сеть... Как тут прикинуть по расходам? Территориально Внуково, Переделкино, Румянцево, Солнцево, Наро-Фоминск, Селятино, Краснознаменск, Апрелевка.
refer
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!