PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Статьи

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья
 

Песни, пляски и Китай l Часть 2

Время: 07.09.2010 02:57 
Статья предоставлена журналом "Звукорежиссер"

Часть 2


11. 12. 2008.

Чонгцин, концерт второй


Приехав на площадку в 16 часов, я вернул на место хоровые AKG 480 и вокальные радиосистемы. Оставлять что-либо не рискнул – если теряются микрофонные линии, то и за микрофонами дело не станет. На смену неработающему басовому комбо принесли невиданный ранее Yema с дребезжащей решеткой, которая была «успокоена» несколькими ударами кулака.

Быстро провели line-check, после чего местный звукорежиссер опять показал китайские фокусы. Пообещав прийти к 17 часам, закрыв аппаратную и обесточив усиление, он вернулся за двадцать минут до начала программы. Репетиция коллектива вновь была сорвана. Но концерт прошел без осложнений и без энтузиазма.

Недостаточность звукового давления портальной системы вызывала «размытость» звуковой картины. Решившись «задавить» переотражения прямым звуком, я пошел на определенный риск, «разогнав» общий уровень до «вплавления градусников». Я прекрасно понимал, что, если усилители войдут в режим protect или выгорят вовсе, ничего, кроме срыва концерта, я не добьюсь, и в другой ситуации так рисковать бы не стал. Здесь же безалаберность организации и само отношение ставили перед вопросом – «а хорошо ли всегда делать хорошо»? Ведь пока все проходит гладко, никто ни о чем и не задумывается.

Запас мощности оказался достаточным, звук стал ощутимо «конкретнее». Промерзнув два дня в холодном зале (службы отказались включать отопление ранее, чем за полчаса до пуска зрителей), Чонгцин я покидал с температурой и нежеланием когда-либо сюда возвращаться.

21. 12. 2008.

Нанинь


Ознакомительный выезд на площадку. Зал, вмещающий 1100 человек и представляющий собой некое подобие районного дома культуры, вызвал разочарование. Хлопок в ладоши в центре зрительской зоны выявил невиданное порхающее эхо. Удалось насчитать с десяток вертикальных переотражений с периодом приблизительно 0,2 с. Хлопок помощника возле портала успокоил – явных переотражений в продольном направлении не наблюдалось.

Концертный зал в Нанине



В ходе детального осмотра и общения с местным персоналом удалось выяснить следующее. Комбоусилители и барабаны отсутствуют – пообещали привезти с другой площадки (в терминологии переводчицы это выражалось одним загадочным словом «неотсюда»). Имеется две мониторные линии с эквализацией, почему-то подключенные к прямым выходам подгрупп (то есть необходима перекоммутация). На первой линии установлены 200-ваттные JBL SR-X, на второй – 500-ваттные CSP. Микшерный пульт – заурядный Soundcraft Spirit Live 42.

Нанинь. Soundcraft Spirit Live 42



Портальной эквализации не обнаружилось – потребовал привезти «неотсюда» третьоктавный эквалайзер. Такая необходимость была видна «невооруженным глазом», можно было даже ничего не слушать. Портал составлен из восьми 600-ваттных JBL SR-X Series и четырех 800-ваттных субвуферов Wharfidale. Также «неотсюда» требовались недостающие пять микрофонных стоек и микрофон для большого барабана.

Местный микрофонный парк – бедный. Имевшиеся четыре AKG С3000 решил использовать для меди (трубы и тромбон) и в качестве обзорного для ударной установки; Shure 58 – на баян, валторну и малый барабан. На хор сразу решил ставить свои AKG 480, а также использовать свои вокальные радиосистемы и директ-боксы.

28. 12. 2008.

Нанинь, день концерта


Технический персонал «дома культуры» показал себя самым нерасторопным и неграмотным за всю поездку! Мало того, что я делал сам всю коммутацию со стороны пульта, так мне было предложено самому подключать все микрофоны и «прозванивать» мультикор. От такого предложения я отказался, получив-таки на пульт через два часа все семнадцать линий в хаотическом порядке… интересно, сколько времени потребовалось бы на 42 линии?

Два часа ожидания не прошли даром – дел нашлось с избытком. Принесли эквалайзер AB International, дали в руки – иди, мол, подключай. Шнуры пришлось требовать «бонусом». Сразу же обнаружился неприемлемый фон 50 Гц. Переключатель Groundlift на эквалайзере был явно вмят и не работал. Решение простое – взял первый попавшийся провод, «оголил» и соединил корпус эквалайзера с корпусом пульта. Так же сам подключал эффект – процессор Lexicon MPX 550 и минидисковую деку Sony MDS JE 780.

Звучание портала сразу насторожило «замутненностью» низа. Отслушивание субвуферов вызвало подозрение в неправильной установке частоты разделения кроссовера. Подозрение оправдалось – точка разделения была выставлена 160 Гц для правого портала и 200 Гц для левого. Наилучший результат дало разделение 110 Гц. После настройки эквализации звучание системы стало достаточно хорошим – тестовые фонограммы зазвучали убедительно.

Далее занялся настройкой мониторной системы. Первым делом перекоммутировал посылы на мониторное усиление на AUX-выходы. Обнаружилась еще одна странность – все четыре монитора оказались включены в одну линию и через один канал эквалайзера. Выяснить суть проблемы у китайской стороны не удалось. Пришлось самому отслеживать роутинг, определять, где какой усилитель, разворачивать рэковые шкафы, перекоммутировать эквалайзеры, переставлять мониторы второй линии и удлинять акустические провода... Китайцы с интересом наблюдали за всеми этими процедурами…

Когда мониторы были «доведены до ума» и настроены, со сцены в пульт наконец пришли многострадальные 17 линий. Причем мультикор предусматривал только 12 входных каналов, а остальные пять были проложены по периметру зала и имели по нескольку стыков. К этому же времени «неотсюда» привезли, наконец, ударную установку и комбоусилители (для баса – усилитель Hartke HA 3500 с кабинетом Hartke Tpansporter 410TP, для гитары – Fender FM 212, для клавиш – Laney CK 165).

Лайн-чек провел обычным способом: помощник на сцене «шуршал» в микрофоны, я отслеживал сигнал и упорядочивал в соответствии с input-листом. Один XLR пришлось перепаивать на месте.

К 18 часам вся система была готова. По приезде коллектива провел стандартный саундчек. Концерт начался в 19 часов и прошел на достаточно высоком уровне, оставив чувство удовлетворенности проделанной работой.

14. 12. 2008.

Пекин, российское посольство


Концерт в российском посольстве был запланирован с самого начала поездки, также с самого начала было известно об отсутствии оборудования. Выступать предполагалось либо в банкетном зале, либо в зале собраний. Детальные переговоры были проведены 23 декабря уже в поезде Нанинь – Пекин по мобильному телефону. Представительница пообещала предоставить 16-канальный микшер, комбоусилители для электроинструментов, CD -плеер и какую-то линейную акустику. Все это должны были привезти из школы, где некогда репетировала рок-группа, то есть состояние аппаратуры было непредсказуемым. Я, в свою очередь, попросил раздобыть графический эквалайзер, эффект-процессор и десяток шнуров XLR-XLR. Договорились, что на площадку меня отвезут сразу по приезде в гостиницу.

Приехали в посольство поздно, за сорок минут до выступления, поэтому за минимальное время нужно было сделать приемлемый звук из того, что есть (вернее сказать, из того, чего нет). Ни эквалайзера, ни обработки раздобыть не смогли. Десятиваттные комбики Guoliang, звучащие неприемлемо даже для школьных репетиций, я не стал использовать вовсе. Сигнал электроинструментов с директ-боксов забирал на пульт. Две 300-ваттные колонки находились за оркестром, поэтому музыканты имели возможность нормально себя слышать.

Из-за нехватки каналов на пульте (Yamaha MG 16-4) для подзвучки хора использовались только три микрофона (AKG 480). Учитывая размер помещения (зал собраний на 200 человек), этого было достаточно. Два радиомикрофона использовались для солистов, один для ведущего, оставшиеся два поставил на баян и хай-хет. Остальные инструменты не подзвучивались. Опять-таки из-за нехватки линий ритм-гитару пришлось включить «джеком» в стереолинейку, из-за чего она звучала только в левом канале – режим «моно» почему-то не работал. Чтобы запустить гитару во второй канал, коротким проводом забрал сигнал с AUX и направил в Return, повернув панораму возврата вправо и уровняв громкость с громкостью левого канала.

Замечательный инцендент произошел во время пятиминутного саундчека, когда, не выдержав нагрузки, вырубилась вся сеть. «Пойдя по следу», обнаружил удлинитель, включенный в удлинитель, включенный в еще один удлинитель… Причем безо всякой надобности – длины провода хватило бы и так. Венчал все это сооружение тонкий провод с хлипкой китайской плоской вилкой, смотанный в кольцо (прекрасная индуктивность). Кольцо это, источая запах перегретой изоляции, буквально растеклось и приклеилось к полу.

Странные вещи происходят в российском посольстве…

25.12.2008

Пекин, Политеатр


Новый современный зал, вмещающий 1600 человек и спроектированный той же фирмой, что строила залы в Шен-Жене и Чжен-Чжоу, на мой взгляд, оказался самым неудачным.

Пекин. Политеатр



Наблюдается сильное перекрестное эхо и низкочастотное гудение. Контрольная комната выполнена крайне неудобно. Через маленькое окно контроля нет никакого, а контрольные агрегаты, во-первых, не задержаны по времени, во-вторых, дают совершенно неверное представление по тональному балансу.

Мощность портальной акустики недостаточна, субвуферы вообще очень слабые – звук какой-то бестелесный. До определенных пределов «разогнать» их удалось, но хотелось большего. Все это выглядит весьма странно, тем более что зал с претензией на пафос, и список выступавших коллективов, размещенный возле артистического входа, должен вызывать благоговение и трепет. Кроме того, Политеатр очень «богат» неисправной аппаратурой и «безнадежной» коммутацией. Поэтому перспектива отработать здесь шесть концертов была малопривлекательной.

Пройдемся по оборудованию. Имелись совершенно новые комбоусилители в коробках – распаковывал сам. Peavey TKO 115 для бас-гитары, Marshall MG 100 для гитары, Peavey KBU для клавишных. Привезли барабаны Mapex – старые, но хорошо звучащие. Мониторные линии: два JBL SRX на авансцене, прострелы неопознанной фирмы в первой кулисе (использовал для оркестра) и один подвешенный над головой монитор по центру сцены использовал для хора – нехорошо и неудобно, но что делать…

Микрофонный парк: Shure SM 58 для баяна, валторны и малого барабана, Sennheiser MD 421 для большого барабана, конденсаторы AKG C 451 EB для труб, тромбона и в качестве обзорного для ударной установки. На хор снова поставил свои AKG 480. Директ-боксы также свои.

Пекин. Soundcraft Five Series



В аппаратной звукоусиления обнаружился 42-канальный Soundcraft Five Series – теоретически надежная и удобная консоль. В ходе работы выяснилось, что данный экземпляр обладает рядом странностей, несмотря на свежий внешний вид. Не работают два канала. Не работают обрезные фильтры на всех каналах – без низкочастотной обрезки пришлось туго. Одинаковое положение регуляторов AUX Send на линейках могут давать разный уровень посыла, причем, если регулятор тронуть и вернуть, уровень посыла может измениться вплоть до исчезновения. Совершенно «перекошенные» мастер-индикаторы: при одинаковом выходном сигнале правый показывает в среднем на 5 дБ больше. В довершение ко всему большая часть пластмассовых ручек на фейдерах и регуляторах просто слетают на пол от любого резкого прикосновения. Что там творили с пультом, чтоб довести его до такого состояния, – осталось загадкой...

В разрыв вокальных линий были включены компрессоры Symmetrix 501. Микрофоны использовал свои (Shure ULX - P). Эффект-процессор Lexicon PSM 9.

Необходимость портальной эквализации была очевидной. По моей просьбе в разрыв мастер-секции были включены два монофонических эквалайзера ElectroVoice 2710. Таких приборов в наличии был целый рэковый шкаф. Но в каком он был состоянии! И уж что можно было делать с ним, чтоб заставить приборы так звучать – вот это загадка так загадка! Как минимум – опрокидывать шкаф и ведрами вливать в него пиво.

Шкаф с «замученными» ElectroVoice 2710



Несколько приборов не работали вовсе. Остальные дают совершенно однотипное искажение звука, не зависящее от положения регулятора Gain и похожее на легкий зернистый overdrive. Наиболее выражено это искажение именно на человеческом голосе на малой громкости и в низкой тесситуре. На музыкальном материале это было почти незаметно, но все равно приятного мало. Причем искажение это не исчезало при включении режима Bypass, но исчезало при физическом исключении прибора из цепи.

Нужно было выбирать из двух зол: либо совершенно мутный звук без эквализации, либо разборчивый, но с искажениями. Второе на слух было все же более приемлемо. Пробовали все эквалайзеры, переключали, пока не нашли пару наиболее «здоровых». Центральный кластер остался без эквализации; его громкость была уменьшена на 6 дБ. Такие же эквалайзеры пришлось использовать для мониторных линий. Самый «живой» отправился к солистам, хору не повезло больше всего. В дальнейшем в ходе репетиции было решено оставить монитор хора без коррекции; разогнать его теперь было невозможно из-за обратной связи, но на тихом звуке он хоть немного, но все же помогал.

Пока я занимался звучанием зала и сцены, местные техники включали микрофоны и «искали» линии. Это было плачевно. Совершенно невозможно понять, почему нельзя пронумеровать свои мультикоры и патчбэи, чтобы, проснувшись ночью, знать, что куда приходит.

Пекин. «Свежераспакованный» dBx 2231



Поиск линий закончился на 20 минут позже приезда оркестра на саундчек. За полчаса до начала программы привезли-таки эквалайзер dbx 2231 (прямо из магазина, в упаковке). Распаковав, закоммутировав на мастер и скопировав «на глаз» установки, за пять минут до начала концерта я объявил готовность.

Тем не менее, первый пекинский концерт сам для себя оценил на «тройку». Провести полноценный саундчек не удалось. Контроль в комнате с гордой надписью на двери Acoustic control room просто отвратительный – приходилось неоднократно выбегать в зал и делать корректировки.

26. 12. 2008.

Пекин, второй концерт


Первым делом произвел коррекцию портальной акустики. Вчера все делалось наспех, к тому же копирование «на глаз» положений слайдеров на приборах разных фирм с разной шкалой точным не назовешь. Скорректировал звучание центрального кластера, подключив «замученный» Electro-Voice и оставив уровень -6 дБ. Таким образом, середину он заполнил и искажения остались незаметными. Второй Electro-Voice, снятый накануне с мастера, поставил на хоровую мониторную линию – звучание стало приемлемым.

«Пропали» две линии (малый барабан и тромбон). Проблема обнаружилась в коммутации на патчбэй-панели и решилась заменой коммутационных TRS-TRS. Даже на вид все «джеки» на этих шнурах выглядят так, как будто их вымачивали в уксусе. Причем китайские техники извлекали из тумбочки другой шнур, а старый неработающий клали туда же…

«Исчез» один из мониторов на авансцене. Оказалось, что нужно нажать и отжать Bypass на эквалайзере и потрогать регулятор.

В целом, этот и следующие концерты в Пекине прошли на «твердую» четверку – с учетом недостаточной мощности системы и особенностей акустики зала.

26. 12. 2008.

Пекин, третий концерт


Странные вещи происходят в зарослях чапараля… Надеясь на то, что все проблемы решены, приехал на площадку за полчаса до коллектива. Но… снова «пропал» один монитор! Потыкал кнопку, потрогал ручку… Один из радиомикрофонов стал «фонить», давая при этом полезный сигнал значительно меньшего уровня. Операция с проводами, живущими в тумбочке, повторяется… Они бы их там хоть перемешали, что ли, а то берут сверху, сверху же и кладут…

Китайцы улыбаются, показывают – вот, мол, все в порядке. Объясняю, что это может случиться во время концерта. Улыбаются, руками разводят. Показываю им на мониторы Genelec, от которых в данных условиях нет никакого толка, тоже улыбаюсь, говорю, мол, лучше бы прикупили пару эквалайзеров, да шнуров напаяли. По-русски не понимают, однако.

26. 12. 2008.

Пекин, четвертый концерт


Совершенно надоело теребить Gain и Bypas на мониторном Electro-Voice – потребовал заменить. Раздобыли Behringer, подключили, настроили. Больше «волшебный» монитор не исчезал.

26. 12. 2008.

Пекин, день пятый


Единственный день из всей пекинской серии, когда я пришел на площадку, обнаружил, что все функционирует, и спокойно отработал концерт.

26. 12. 2008.

Пекин, день последний


Напоследок еще одна проблема все же возникла. Проверяя вокальные микрофоны, обнаружил, что один из них дает в два раза меньший уровень сигнала и начисто лишился низких частот. Перекоммутация показала, что и сам микрофон и база в порядке. Китайские фокусы с тумбочкой результатов не дали. Причину нашел, отжав кнопку Insert на линейке микшера – «умер» Symmetrix. Переключением на другой такой же компрессор проблема была решена.

В целом можно сказать, что было сделано все возможное и даже больше, чтоб пекинские концерты прошли на хорошем уровне.

31.12.2008

Новый Год


После Пекина коллектив переместился в город Хох Хот (провинция Внутренняя Монголия). Инструментальные комбики повезли с собой. Тут-то и нашлось нестандартное применение для клавишного Peavey KBU, позволяющего подключить и смикшировать четыре источника.

Было решено провести «свое» новогоднее выступление в гостинице: после «капустника», который готовился в перерывах между прелестями гастрольной жизни, солисты должны были петь под «минуса». Требовалось подключить два радиомикрофона, CD-плеер и карманный MD-плеер.

Третий канал Peavey KBU имеет как микрофонный, так и линейный вход, в которые и были включены оба микрофона. Один, соответственно, в XLR, другой, с переключателем на базе в позиции Line – в гнездо Line In гитарным шнуром TRS-TRS.

Чтобы подключить компакт-диск, пришлось экстренно отрезать телефонный провод в гостиничном номере (позже починил), «законнектить» с его помощью еще один гитарный провод TRS-TRS с имевшимся в наличии RCA-RCA, обмотать все это дело скотчем и включить во второй вход Peavey.

Для подключения карманного MD третий TRS-TRS был соединен с миниджековым проводом, отрезанным от наушников, также замотан скотчем и включен в третий вход. В итоге громкость микшируется, три частотные полосы для микрофонов худо-бедно регулируются. Все пели, пили и плясали, я сидел в одиночестве, общался с Peavey и размышлял о плюсах и минусах профессии.

01. 01. 2009

Хох Хот, театр У Лань Ча Тэ


Вот уж не думал, что обрету вдохновение во Внутренней Монголии. Прекрасно спроектированный и оборудованный зал вмещает 2500 человек. Собственно, огромное современное сооружение представляет собой мультикомплекс, включающий, кроме концертного зала, несколько кинозалов, малый театрально-концертный зал, ресторан и бог весть что еще.

Портальная акустика – линейный массив Meyer Sound (30 кВт, 138 дБ SPL). Сценические мониторы – 12 активных Meyer Sound USM 100P. Использовал шесть линий по два монитора каждая: две независимые на авансцене для солистов, две для оркестра, две для хора – раздельно для теноров и баритонов с басами. Распределенная система мониторинга (два на каждую линию) позволила снизить громкость, что благоприятно сказалось на звуке в зале и добавило устойчивости всей системе.

Контрольную комнату украшает цифровой DigiDesign D Show (64 входных канала), несущий на борту всю портальную и мониторную эквализацию (эквалайзеры и обработки можно вешать на все AUX-шины и подгруппы), канальную компрессию и пространственную обработку.

Хох Хот. Digidesign D Show



Необходимость в громоздких шкафах, таким образом, отпадает. Рэковый шкаф, тем не менее, есть, причем битком набитый компрессорами и эквалайзерами исключительно от Klark Teknik, плюс процессоры Yamaha SPS 900 и TC Electronic M-one. Предназначен этот шкаф для желающих работать на стоящем в сторонке новеньком 48-канальном Midas Legend. В общем, небедно… Midas был временно раскоммутирован, но работа на Digidesign затруднений уже не вызвала, несмотря на то, что состояние первого января было соответствующим.

Микрофонный парк также не вызвал никаких вопросов. Шесть конденсаторов AKG SE 300B были установлены на хор, такие же микрофоны установил на трубы и тромбон, Shure SM 57 на валторну, баян и малый барабан, Shure SM 52 – на большой барабан, AKG 451 – в качестве «обзорных» на ударную установку. Комбоусилители привезли с собой из Пекина, директ-боксы поставили «местные» активные BSS.

Единственная проблема, вызвавшая серьезную задержку, состояла в том, что на площадке был только один звукоинженер. Толковый парень, кстати. Увидев девушку, ползающую по сцене и подключающую «каноны», был очень удивлен: в России-то редкость, а уж в Китае – тем более. Еще больше удивился, когда узнал, что это подруга звукоинженера, которая вовсе здесь не работает, а пришла помогать – потому что все штатные техники сцены, вместе взятые, будут подключать еще дольше.

Все равно линии «искали» довольно долго. Недостатком данной цифровой консоли является то, что на ней нельзя делать несколько дел одновременно. Пока «отзванивались» микрофонные линии, я мог бы настраивать звук в зале и мониторные линии, но дисплей «один на всех» и мы бы постоянно друг другу мешали. А частотное вмешательство потребовалось сильное – система гудела и «бубнила».

Настроив по отдельности правую и левую стороны и центральный кластер (его уровень был уменьшен на 4 дБ), остался доволен: звук получился именно такой, к какому стремился.

Саундчек прошел быстро – хороший аппарат звучит сам. Неприятность произошла в самом начале концерта: открывающийся занавес потянул удлинитель, питавший микрофонные базы. Таким образом, на первом номере двое солистов были очень расстроены. Проследить за тем, где и как проложили сеть, мне было некогда, а больше никто не удосужился. В остальном концерт прошел «на ура». Единственный недостаток контрольной комнаты – маленькое окно – заставил, правда, неоднократно выбегать в зал.

02.01.2009.

Хох Хот, второй день. Заключительный концерт


На площадку приехал в 16.00 – времени было много. Внимательно и без спешки послушал звучание линейного массива, внес корректировки. Тем временем звукоинженер вернул на место микрофоны, снятые на ночь. Я попросил сценический скотч и собственноручно проложил сетевые провода к микрофонным базам в кулисе и к комбикам на сцене.

Все настройки Digidesign были сохранены, поэтому по приезде коллектива «прогнали» пару номеров, на чем успокоились. Концерт начался в 20.00 и прошел без сучка и задоринки. Вернее, сучков не было, а задоринка все же была. На финальном номере Happy New Year я зажег приготовленный загодя факел и вышел в зал. Секунд через сорок был выдворен охраной, но удовольствие получил несказанное. «Зеленый» концерт все-таки…

Автор статьи: Олег Тимонов
Журнал «Звукорежиссер»: http://audioproducer.625-net.ru/
      
Автор
Тема: Re: Песни, пляски и Китай l Часть 2
Время: 13.12.2010 03:53 
Санкт Петербург


)))
Автор
Тема: Re: Песни, пляски и Китай l Часть 2
Время: 14.04.2011 16:02 



очень увлекательный рассказ, спасибо автору!
Автор
Тема: Re: Песни, пляски и Китай l Часть 2
Время: 15.10.2011 23:23 
Moscow
Yamaha Oak Custom MSB, Sabian

Увлекательно, ёмко, профессионально!!!
А за рекой тихо играло фуфло...
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!