"А ну-ка, девушки! " Запись женского эстрадного вокала I Часть 1. Подготовка к записи |
|
---|---|
![]() Часть 1. Подготовка к записи Запись пения является одним из самых распространенных видов работы звукорежиссера, поэтому он должен хорошо разбираться в вокальном исполнительстве и особенностях певческого голоса. Знание специфики вокала помогает звукорежиссеру общаться с исполнителем на "одном языке", делать конкретные пожелания, чтобы совместно достичь наилучшего результата. Для вокалиста, особенно начинающего, запись в студии является стрессовой ситуацией, так как нет слушателей, чаще всего нет и аккомпанирующего состава, акустика непривычна. Для звукорежиссера же этот процесс является одновременно и самым сложным, и самым интересным. Так как мастерство исполнителя особенно проявляется при студийной записи, то большинству вокалистов в студии требуется человек, который его поймет, заступится за него перед продюсером, поддержит морально и поможет добиться даже лучшего результата, чем продюсер ожидает. И этот человек – звукорежиссер! Его важнейшей задачей является установление взаимопонимания и полного доверия, и тогда перед исполнителем можно ставить самые сложные задачи и совместно добиваться желаемого результата. Выбор помещения В студийных условиях для записи вокала обычно создается акустическая среда без реверберации. Для этого помещение должно быть оформлено акустически правильно. Избавиться от реверберации можно, используя отдельный вокальный бокс – специальную кабинку, обитую материалами, гасящими отражения, и позволяющую зафиксировать голос таким, какой он есть на самом деле. Преимущество такой записи состоит в том, что потом не придется заниматься сопряжением естественной и искусственной реверберации. Если комната записи не имеет специальной акустической обработки, следует минимизировать ее влияние на звучание вокала. Микрофон воспринимает не только прямой звук вокалиста, но и отражения. Поэтому очень важно пространство за спиной у вокалиста. Влияние комнаты можно уменьшить, если поставить микрофон дальше от стен и студийного окна, или расположив звукопоглощающие щиты (экраны) сзади и по бокам от вокалиста и микрофона в студии. Звукопоглощающий щит (экран) состоит из плотного деревянного каркаса, имеет две стороны. Одна выполнена из поглощающего материала (ковролин, вата), другая – из отражающего (дерево, линолеум). При записи экран следует расположить за спиной вокалиста (так как в ту сторону будет направлен микрофон) и направить к нему поглощающей стороной. Если необходимо подчеркнуть реверберацию (например, для спецэффекта), можно расположить основной микрофон на удалении от источника или же поставить специально еще один. Но чаще всего добавляется искусственная реверберация, которая может быть стереофонической и придавать голосу дополнительную глубину и объем. Также можно записывать голос, установив микрофон в аппаратной (контрольной) комнате. Это является необходимостью при записи в домашних студиях, когда отсутствует изолированное вокальное помещение. Тем не менее, и известные исполнители, не могущие пожаловаться на недостаток помещений в собственных студиях или отсутствие персонала, любят петь в аппаратной (например, Peter Gabriel и K.D. Lang). Выбор микрофона Идеального вокального микрофона не существует. Каждый исполнитель, каждая песня, каждый жанр требуют индивидуального подхода. В любом случае выбор микрофона зависит от множества факторов, таких как сила голоса, подача, специфика тембра, характер звучания, манера исполнения, особенности строения голосового аппарата, наличие дефектов. В некоторых случаях на выбор микрофона могут повлиять личные предпочтения исполнителей. Например, Джо Кокер в студии записывается только в Shure Beta 58А, а Сергей Мазаев ("Моральный кодекс") – в AKG C112. Если в наличии есть несколько микрофонов, полезно будет провести пробную запись вокала: разные микрофоны последовательно на несколько треков. При прослушивании звукорежиссеру станет понятно, какой из них больше всего соответствует голосу данного певца. В профессиональных студиях для записи вокала применяются самые дорогие конденсаторные модели из тех, которые есть в микрофонном парке. В зависимости от задачи хороших результатов можно добиться и с менее дорогими моделями, а иногда даже с динамическими микрофонами. Конденсаторные микрофоны При студийной записи сольного вокала в эстрадной музыке предпочтение в выборе отдается конденсаторным микрофонам с большой мембраной, расположенным близко ко рту. Конденсаторные микрофоны с малой мембраной дают менее окрашенный звук (особенно по низким частотам), который хорош при записи бэк-вокалов. При этом ветрозащитный экран (поп-фильтр) желательно ставить всегда, разве только кроме тех случаев, когда удается работать с самыми опытными и аккуратными вокалистами. Общепризнанные лидеры при записи студийного вокала – микрофоны AKG C12 и Neumann U47. Часто используются для записи голоса Neumann U 87, AKG C 414, Neumann TLM 193, Audio-Technica AT 4050. Выбор микрофонов просто огромен, нередко используются ретро-модели, например Neumann 57. AKG С 414 проверен временем, звучит более остро по сравнению с ламповыми микрофонами, но дает возможность показать как глубину, так и ширину тембра. Neumann U47 и Telefunken помогут создать "старое" звучание. Neumann U67 дает настоящее тепло и полноту в средней части спектра. Neumann U87 – один из самых популярных микрофонов. Он универсален, хорошо передает глубину и бархатистость голоса, но имеет ярко выраженную середину. Современный Neumann U 87A менее универсальный и более сухой, острый и жесткий по звучанию микрофон. Низкую составляющую передает меньше, а высокочастотную ярче и острее. К тому же этот микрофон имеет слегка присвистывающий характер, что в ряде случаев бывает весьма полезно, например, для подчеркивания тембра или когда не хватает необходимой «сипотцы» в голосе. При техническом сравнении обоих микрофонов в акустической лаборатории их частотные характеристики практически совпадают. Ламповые микрофоны Ламповые микрофоны считаются одними из лучших для записи вокала, так как придают голосу насыщенное и "теплое" звучание. Сейчас интерес к ламповым технологиям очень велик, причем фирмы-изготовители ламповых микрофонов стараются воспроизвести именно "старое ламповое" звучание, зачастую используя в своих приборах аналоги ламп сороковых годов и не менее древние типы трансформаторов. Студийные ламповые микрофоны не сильно отличаются от своих прообразов 40-х годов. До сих пор лучшим комплиментом современному микрофону является теплый ламповый звук. Neumann U 48. Из раритетных ламповых микрофонов он является не просто самым знаменитым, но и самым универсальным. Neumann 57 – небольшой ламповый микрофон, дает очень приятный естественный верх и плотную теплую середину. Ленточные микрофоны Самые известные ленточные микрофоны – RCA 44 или RCA 77, передают человеческий голос теплым и живым, но имеет их далеко не каждая студия не только в России, но и в мире. Этот микрофон очень дорог и хрупок, он не терпит даже сильных перегрузок, не говоря уже о падении. Как правило, в настоящее время ленточные микрофоны чаще применяются для записи джазового вокала, однако, микрофон может стать удачным выбором и при записи эстрадного пения. Так как этот микрофон не очень чувствительный, от исполнителя требуется хорошая вокальная подача. Как-то мне пришлось записывать группу, солист которой обладал резким и даже отчасти гнусавым тембром голоса. Конденсаторный (Neumann TLM 103) и ламповый ("Октава" МКЛ 4000) лишь подчеркнули эту особенность. Сама же песня располагала к более мягкому, близкому, спокойному и теплому звучанию основного вокала. Наилучшим решением оказался микрофон "Октава" МЛ 52-02. Тембр смягчился, стал ощутимо приятнее на слух, голос наполнился теплотой и мягкостью и при дальнейшем сведении хорошо гармонировал с общим звучанием трека. Динамические микрофоны Динамические Shure SM57/58, Beta58A стали традиционными для живого исполнения. Как следствие, распространилось использование их в студии с целью создания образа "концертного" звучания. Агрессивность вокала, например в стиле "панк" или "рэп", отлично передается этими микрофонами. Да и вокалист, работающий в подобных стилях, не может спокойно стоять возле дорогого сверхчувствительного микрофона – ему требуется свобода движений, а агрессивное произнесение текста может привести к «заплевыванию» и задуванию мембраны микрофона. При таких обстоятельствах динамический микрофон в руке вокалиста может стать единственным приемлемым решением, так как характеризуется большей устойчивостью к перегрузкам при близком расположении к нему. Вокалисты с очень ярким тембром, мощным голосом в динамический микрофон будут звучать плотнее, даже в Shure SM58. Кстати, много вокальных партий в альбоме "Bad" Майкл Джексон напел в динамический Shure SM57. Также часто применяются микрофоны Sennheiser MD 421 и Electro-Voice RE 20. В связи с особенностью конструкции, эти микрофоны не очень удобно держать в руке – рекомендуется расположить их на стойке. Важно правильно выбрать тип направленности микрофона. В большинстве небольших студий чаще всего применяют микрофоны с кардиоидными характеристиками благодаря их способности игнорировать нежелательные отражения от стен комнаты записи. Наиболее яркий и насыщенный тембр получается, если ось кардиоидного микрофона направлена прямо в рот исполнителю. Также возможно использование круговых (ненаправленных) микрофонов. Они звучат более натурально и менее окрашенно по сравнению с кардиоидными, особенно если голос имеет тенденцию к назальному (носовому) звучанию. В этом случае микрофон следует поместить чуть ближе к вокалисту, что даст то же соотношение прямого и отраженного сигнала, но при лучшем общем качестве звучания. Двусторонненаправленный микрофон (восьмерка) с тыльной стороны может воспринимать первые (ранние) отражения от стен, что придаст голосу дополнительный объем и эффект пространственной обработки. Эти микрофоны редко применимы, грамотнее их использовать на двух вокалистах или для записи бэк-вокала. О стереофоничекой записи вокала Вокал можно записать любым из существующих способов записи как моно, так и стерео (XY, MS). Все стереосистемы направлены на расширение голоса в рамках стереобазы. Голос звучит шире, "жирнее", но здесь очень заметно влияние акустического пространства. XY-технология. Микрофоны находятся строго один над другим, и оси их максимальной чувствительности по отношению друг к другу находятся под углом 90° и направлены положительными сегментами под углом 45° к вокалисту. Эта система интенсивностной стереофонии также легко реализуется с помощью стереофонического микрофона. Но для записи вокала может быть выбран меньший угол соотношения. При использовании технологии ## голос расширяется, становится более заметным влияние акустики помещения. MS-технология. Этот способ сегодня не очень популярен при записи эстрадного вокала и эстрадных групп, он достаточно экспериментален и подходит в основном для записи акустических коллективов, а в современных пультах редко можно встретить суммарно-разностный преобразователь для MS-записи. MS-технологию обычно применяют для записи музыкальных коллективов малого и среднего состава, в которых центральное место занимает вокалист (источник моносигнала), вокруг которого расположены музыканты. Фактически этот прием позволяет "сфотографировать" звуковую картину студийного пространства, точно зафиксировать атмосферу акустического события. С использованием этой технологии были записаны в 50-60-х годах многие классические джазовые коллективы, и эти записи звучат очень интересно даже по современным меркам. Особенность MS-записи состоит в том, что для нее не подходит полностью заглушенное помещение. Наоборот, необходимо, чтобы зал имел свое звучание. В 2002 году на студии "Мосфильм" звукорежиссером Владимиром Овчинниковым и продюсером Олегом Нестеровым по MS-технологии была сделана запись группы "Хоронько-оркестр" (альбом "Страшные песни"). Особенность такого способа заключается в том, что баланс записи зависит от самих исполнителей и правильного их расположения относительно стереосистемы. Но все же более распространенной и привычной является монозапись, так как вокал – это точечный источник звука и обладает узкой направленностью. Применение ветрозащиты При записи вокала всегда стоит использовать ветрозащитный экран ("поп-фильтр"). Это предохраняет от взрывных звуков (по-английски "pop"), возникающих при неаккуратном произнесении твердых согласных "п", "б", с которыми практически невозможно бороться во время микширования. Кроме того, экран позволяет удержать наиболее ретивых вокалистов от излишнего приближения к микрофону. Также ветрозащита предохраняет мембрану микрофона от брызг слюны, из-за которой происходит окисление мембраны. Но и сам защитный экран тоже требует ухода и чистки от слюны и губной помады исполнителей. К сожалению, бывают некачественные ветрозащитные экраны, которые вносят изменение в звук. Широко используемые в концертной и репортажной практике поролоновые ветрозащиты в студии малоэффективны. Выбор приборов обработки Есть два основных подхода к процессу записи вообще: - звук до записи не должен проходить дополнительной обработки, кроме, возможно, динамической, например, компрессирования или лимитирования. - возможна любая обработка звука всеми необходимыми средствами, включая эквализацию и реверберацию. Но этот способ требует наличия достаточного практического опыта, так как при сведении последующая обработка будет минимальной. Компрессия Компрессор в данном случае может использоваться и как средство для достижения художественной цели, и как технический инструмент для контроля уровня. Если динамический диапазон голоса превышает диапазон аккомпанемента, или если куплет и припев песни сильно различаются по характеру, это приводит к постоянной потере баланса – голос то выходит на первый план, то тонет в сопровождении. Избежать этого поможет соответствующая техника работы вокалиста с микрофоном – отстранение на громких нотах от рабочей поверхности микрофона либо применение компрессора, как предохранителя тракта от перегрузки. Мягкая компрессия вокала (примерно 2:1) во время записи может облегчить жизнь звукорежиссеру, помогая голосу "не раствориться" в плотно аранжированном поп-миксе. Необходимо учитывать вариант, когда отдельные строчки или фразы могут перепеваться на другой день. Есть песни, в которых припев и куплет имеют яркий динамический контраст – в этом случае настройки компрессора должны различаться и возможна последовательная запись сначала куплетов, потом припевов. Компрессоры работают лучше, имея дело с "живым" сигналом, чем с воспроизведенным с ленты, так как воспроизведенный сигнал не настолько силен и чист, как при передаче его непосредственно с микрофонного предусилителя. Конечно, очень важно при этом не перекомпрессировать вокал на первой же стадии работы с ним. По характеру звучания компрессоры можно разделить на два типа – окрашивающие и нейтральные. Их выбор зависит от характера звука, который необходимо получить. Например, для рок-вокала скорее подходит первый тип компрессора, с жесткой подачей и окраской (компрессоры dbx), тогда как для классического и джазового вокала – нейтрально звучащие (BSS, Focusrite). Коррекция При записи эквалайзер используется крайне редко, исключения составляют случаи, когда необходимо скорректировать заранее известную нелинейность микрофона или звукового тракта. Эквализация во время записи носит технический характер и заключается в устранении частотных «конфликтов» между инструментами, что приводит к эффекту слуховой маскировки. Следует проконтролировать, чтобы при записи вокала эквалайзер всегда находился в выключенном положении (обрезные фильтры не в счет). Эквалайзер при записи может быть использован для обрезки нежелательных частот, остальные же тембральные поиски должны ограничиться правильным выбором и постановкой микрофона. Конечно, есть моменты, когда эквалайзер используется в креативных целях, но это чаще исключение, чем норма. В качестве спецэффекта вокал может быть записан через комбик, вокальный процессор, всевозможные гитарные эффекты или же вокальный overdrive (например в роке). Чем "тяжелее" музыка, тем чаще используются вышеперечисленные способы записи. Это необходимо для лучшего слияния голоса с перегруженными гитарами. Гейт и экспандер не принято использовать в студийной записи, ведь неточно отстроенный, он может испортить отличный дубль. Лимитер на голосе необходим при записи трансляции или телеэфира. Мониторинг при записи Хороший, тщательно отстроенный мониторный микс – непременное условие качественного исполнения. Мониторинг может осуществляться двумя основными способами: через наушники и через громкоговорители. В отличие от звукорежиссеров, использующих наушники открытого типа, при записи в тонстудии лучше использовать наушники закрытого типа, чтобы избежать сильного проникновения фонограммы в микрофон. Главное, чтобы наушники были качественными и максимально полно воспроизводили весь спектр частот голоса. Комфортный звук аккомпанемента включает в себя не только приемлемую громкость, но и специальный баланс инструментов. Как правило, неточность интонирования связана: - с громкостью фонограммы; - балансом внутри самой фонограммы; - с комфортной громкостью собственного звучания (голоса) и в балансе с фонограммой; - с наличием или отсутствием в мониторе обработки или других эффектов. Если вокалист занижает (на это может указывать постоянное стремление исполнителя приблизиться к микрофону): - есть вероятность того, что вокал в наушниках звучит слишком тихо; - исполнителю не хватает гармонической опоры в фонограмме. Тогда стоит сделать громче бас, гитары, клавишные или просто приподнять в целом уровень инструментов, ведь чем тише звучание фонограммы, тем субъективно звук кажется ниже. Если вокалист завышает, возможно, что в наушниках слишком много вокала. В данном случае можно поменять баланс, выяснив у исполнителя, какие инструменты ему хотелось бы добавить или убрать для наибольшего комфорта. В случае, если вокалист испытывает трудности с соблюдением мелодической линии, то рекомендуется немного прибрать низкочастотную составляющую в фонограмме, поскольку на нее труднее ориентироваться. Можно также записать мелодию на каком-нибудь инструменте и воспроизводить ее во время записи вокала. Если в наушниках вокалист слышит себя слишком громко, то он боится петь и показывать свои возможности. В случаях, когда изменения громкости и баланса не помогают, можно посоветовать использовать открытые наушники или сдвинуть один из наушников, чтобы он мог контролировать себя в более привычном состоянии. При этом наушник следует обязательно сдвинуть именно назад, по направлению к затылку (но не вверх или вперед) для наименьшего проникновения звука из неиспользуемого наушника. Если вокальная партия требует ритмичности, следует немного поднять уровень громкости барабанов или других ритмически выверенных и четких инструментов. Также можно сделать тише партии, в которых много синкоп и сбивок в долях. Для более точной фразировки можно усилить инструменты, определяющие гармонию песни, например бас, клавишные подклады или гитару. Партии дополнительных украшающих инструментов можно сделать тише или убрать совсем. Довольно часто вокал записывается под аккомпанемент барабанов, баса и какого-нибудь гармонического инструмента, а вся остальная аранжировка создается уже с учетом партии голоса. Если не хватает подачи, напора, накала, экспрессии в голосе, наблюдается вялость артикуляции, то следует сделать чуть тише звучание голоса, тем самым подсознательно заставить его пробиваться сквозь пласт гитар и плотность аранжировки. Также на вялость артикуляции может повлиять наличие реверберации. Из-за этого голос в наушниках звучит краше, чем он есть на самом деле, вокалисты менее склонны следить за своей артикуляцией, строем и манерой исполнения. Реверберация обычно влияет на интонацию – появляется тенденция к занижению; так как голос сглаживается и становится трудно адекватно его контролировать. Большинство профессиональных певцов предпочитают слышать себя в наушниках сухо, без реверберации (например, Николай Носков). Но есть и такие, которые привыкли слышать себя уже при записи с длинным "хвостом" реверберации (например, Владимир Пресняков, Сергей Пенкин). Многим вокалистам, особенно не имеющим большого опыта студийной записи, тяжело петь в наушниках. Вернее, им тяжело слышать себя в наушниках, так как они привыкли контролировать свое пение в открытом акустическом пространстве. Также допустимо воспроизведение фонограммы через монитор, если включить ее негромко. Для дополнительного уменьшения проникновения аккомпанемента на вокальную дорожку можно запустить сопровождение в моно через два монитора, поменяв фазу на одном канале. В этом случае микрофон и мониторы должны составлять равносторонний треугольник (расстояние от микрофона до каждого из мониторов равняется расстоянию между мониторами). Микрофон должен иметь кардиоидную или суперкардиоидную характеристику направленности и его следует повернуть в сторону от мониторов, зафиксировав в положении, удобном для вокалиста. Таким образом, изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал, получаемый от этого микрофона, можно добиться минимального просачивания музыкального сопровождения в него. Этот метод может вызвать дискомфорт у исполнителей, что связано с восприятием противофазы человеческой слуховой системой. Также монитор бывает необходим рок-вокалистам, привыкшим слышать себя через громкоговорители, а если добавить динамический микрофон, то концертная атмосфера, необходимая исполнителю, обеспечена. Запись голоса Double Track В записи эстрадного вокала очень популярен прием под названием double track (дорожка наложения). Этот прием применяется для того, чтобы обогатить тембр вокалиста. Приступать к записи double track можно только тогда, когда закончится работа над основным вокалом. Для достижения эффекта исполнитель полностью пропевает вокальную партию еще раз, и она записывается на новую дорожку. Double track можно записывать в другой микрофон. Главное, чтобы две эти партии были спеты максимально идентично и не слишком отличались друг от друга интонационно и ритмически. Этот прием можно использовать как на всей песне, так и выборочно: либо в припеве, либо в местах, где необходимо усилить подачу. Записанные треки совмещаются друг под другом, но они тише по уровню, а по стереобазе располагаются близко к основному вокалу. В результате, при воспроизведении одновременно двух треков звук получается более плотным. За счет неизбежных небольших расхождений в ритмике и высоте тона происходит естественное хоровое звучание. Запись бэк-вокала Плотные линии бэк-вокалов очень украшают запись. Как правило, их поет другой вокалист или даже ансамбль певцов. Записывать певцов можно по отдельности или если певцы спеты между собой, то можно не делить и записать всех в одной комнате. Несмотря на то что будет явнее ощущаться пространство, преимуществом станет план, который будет более глубоким. Американская студия Motown использует следующий метод записи: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновременно поют в один двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориентированы на вокалистов. Данный метод применяется для записи именно бэк-вокалов, которые звучат насыщеннее и красочнее, если их поют приглашенные бэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии. Например, для создания эффекта "пьяного хора", особенно в "душевной" рок- композиции, можно разместить исполнителей около микрофона с круговой характеристикой направленности. Если есть необходимость записать одновременно двух бэк-вокалистов, то рекомендуется располагать их напротив друг друга на некотором расстоянии Ставить микрофоны тыльной стороной друг к другу нежелательно, так как это приводит к фазовым искажениям. Но можно расположить микрофоны один под другим, смотрящими в разные стороны. Если аккорды поет один человек, то его необходимо записать по способу double track. Это дает аккорду голосов максимальную плотность. При записи бэк-вокала рекомендуется поменять пространство (помещение), в котором происходит запись, и микрофон. Для этой цели подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, он дает менее окрашенный звук; или же даже динамический микрофон. В этом случае голоса хорошо сложатся и составят плотный аккорд. (Продолжение следует…) Автор статьи: Любовь Золотова Журнал «Звукорежиссер»: |
|
|