"А ну-ка, девушки!" Запись женского эстрадного вокала Часть 2. Процесс записи |
|
---|---|
Мониторинг при записи Хороший, тщательно отстроенный мониторный микс – непременное условие качественного исполнения. Мониторинг может осуществляться двумя основными способами: через наушники и через громкоговорители. В отличие от звукорежиссеров, использующих наушники открытого типа, при записи в тонстудии лучше использовать наушники закрытого типа, чтобы избежать сильного проникновения фонограммы в микрофон. Главное, чтобы наушники были качественными и максимально полно воспроизводили весь спектр частот голоса. Комфортный звук аккомпанемента включает в себя не только приемлемую громкость, но и специальный баланс инструментов. Как правило, неточность интонирования связана: - с громкостью фонограммы; - балансом внутри самой фонограммы; - с комфортной громкостью собственного звучания (голоса) и в балансе с фонограммой; - с наличием или отсутствием в мониторе обработки или других эффектов. Если вокалист занижает (на это может указывать постоянное стремление исполнителя приблизиться к микрофону): - есть вероятность того, что вокал в наушниках звучит слишком тихо; - исполнителю не хватает гармонической опоры в фонограмме. Тогда стоит сделать громче бас, гитары, клавишные или просто приподнять в целом уровень инструментов, ведь чем тише звучание фонограммы, тем субъективно звук кажется ниже. Если вокалист завышает, возможно, что в наушниках слишком много вокала. В данном случае можно поменять баланс, выяснив у исполнителя, какие инструменты ему хотелось бы добавить или убрать для наибольшего комфорта. В случае, если вокалист испытывает трудности с соблюдением мелодической линии, то рекомендуется немного прибрать низкочастотную составляющую в фонограмме, поскольку на нее труднее ориентироваться. Можно также записать мелодию на каком-нибудь инструменте и воспроизводить ее во время записи вокала. Если в наушниках вокалист слышит себя слишком громко, то он боится петь и показывать свои возможности. В случаях, когда изменения громкости и баланса не помогают, можно посоветовать использовать открытые наушники или сдвинуть один из наушников, чтобы он мог контролировать себя в более привычном состоянии. При этом наушник следует обязательно сдвинуть именно назад, по направлению к затылку (но не вверх или вперед) для наименьшего проникновения звука из неиспользуемого наушника. Если вокальная партия требует ритмичности, следует немного поднять уровень громкости барабанов или других ритмически выверенных и четких инструментов. Также можно сделать тише партии, в которых много синкоп и сбивок в долях. Для более точной фразировки можно усилить инструменты, определяющие гармонию песни, например бас, клавишные подклады или гитару. Партии дополнительных украшающих инструментов можно сделать тише или убрать совсем. Довольно часто вокал записывается под аккомпанемент барабанов, баса и какого-нибудь гармонического инструмента, а вся остальная аранжировка создается уже с учетом партии голоса. Если не хватает подачи, напора, накала, экспрессии в голосе, наблюдается вялость артикуляции, то следует сделать чуть тише звучание голоса, тем самым подсознательно заставить его пробиваться сквозь пласт гитар и плотность аранжировки. Также на вялость артикуляции может повлиять наличие реверберации. Из-за этого голос в наушниках звучит краше, чем он есть на самом деле, вокалисты менее склонны следить за своей артикуляцией, строем и манерой исполнения. Реверберация обычно влияет на интонацию – появляется тенденция к занижению, так как голос сглаживается и становится трудно адекватно его контролировать. Большинство профессиональных певцов предпочитают слышать себя в наушниках сухо, без реверберации (например, Николай Носков). Но есть и такие, которые привыкли слышать себя уже при записи с длинным "хвостом" реверберации (например, Владимир Пресняков, Сергей Пенкин). Многим вокалистам, особенно не имеющим большого опыта студийной записи, тяжело петь в наушниках. Вернее, им тяжело слышать себя в наушниках, так как они привыкли контролировать свое пение в открытом акустическом пространстве. Также допустимо воспроизведение фонограммы через монитор, если включить ее негромко. Для дополнительного уменьшения проникновения аккомпанемента на вокальную дорожку можно запустить сопровождение в моно через два монитора, поменяв фазу на одном канале. В этом случае микрофон и мониторы должны составлять равносторонний треугольник (расстояние от микрофона до каждого из мониторов равняется расстоянию между мониторами). Микрофон должен иметь кардиоидную или суперкардиоидную характеристику направленности и его следует повернуть в сторону от мониторов, зафиксировав в положении, удобном для вокалиста. Таким образом, изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал, получаемый от этого микрофона, можно добиться минимального просачивания музыкального сопровождения в него. Этот метод может вызвать дискомфорт у исполнителей, что связано с восприятием противофазы человеческой слуховой системой. Также монитор бывает необходим рок-вокалистам, привыкшим слышать себя через громкоговорители, а если добавить динамический микрофон, то концертная атмосфера, необходимая исполнителю, обеспечена. Запись голоса Double Track В записи эстрадного вокала очень популярен прием под названием double track (дорожка наложения). Этот прием применяется для того, чтобы обогатить тембр вокалиста. Приступать к записи double track можно только тогда, когда закончится работа над основным вокалом. Для достижения эффекта исполнитель полностью пропевает вокальную партию еще раз, и она записывается на новую дорожку. Double track можно записывать в другой микрофон. Главное, чтобы две эти партии были спеты максимально идентично и не слишком отличались друг от друга интонационно и ритмически. Этот прием можно использовать как на всей песне, так и выборочно: либо в припеве, либо в местах, где необходимо усилить подачу. Записанные треки совмещаются друг под другом, но они тише по уровню, а по стереобазе располагаются близко к основному вокалу. В результате, при воспроизведении одновременно двух треков звук получается более плотным. За счет неизбежных небольших расхождений в ритмике и высоте тона происходит естественное хоровое звучание. Запись бэк-вокала Плотные линии бэк-вокалов очень украшают запись. Как правило, их поет другой вокалист или даже ансамбль певцов. Записывать певцов можно по отдельности или если певцы спеты между собой, то можно не делить и записать всех в одной комнате. Несмотря на то что в этом случае будет явственнее ощущаться пространство, преимуществом станет план, который будет более глубоким. Американская студия Motown использует следующий метод записи: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновременно поют в один двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориентированы на вокалистов. Данный метод применяется для записи именно бэк-вокалов, которые звучат насыщеннее и красочнее, если их поют приглашенные бэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии. Например, для создания эффекта "пьяного хора", особенно в "душевной" рок- композиции, можно разместить исполнителей около микрофона с круговой характеристикой направленности. Если есть необходимость записать одновременно двух бэк-вокалистов, то рекомендуется располагать их напротив друг друга на некотором расстоянии Ставить микрофоны тыльной стороной друг к другу нежелательно, так как это приводит к фазовым искажениям. Но можно расположить микрофоны один под другим, смотрящими в разные стороны. Если аккорды поет один человек, то его необходимо записать по способу double track. Это дает аккорду голосов максимальную плотность. При записи бэк-вокала рекомендуется поменять пространство (помещение), в котором происходит запись, и микрофон. Для этой цели подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, он дает менее окрашенный звук; или же даже динамический микрофон. В этом случае голоса хорошо сложатся и составят плотный аккорд. Знакомство с исполнителем Главная задача вокалиста в студии – передать настроение, характер песни, создать образ персонажа, от лица которого она поется. Задача звукорежиссера – максимально помочь ему это сделать. На концерте все эти аспекты подчеркивает визуальный ряд, а в записи есть только звуковой образ. Любому звукорежиссеру приходится работать с самым разным материалом с точки зрения литературного и музыкального качества, а каждый и исполнитель и материал требует индивидуального подхода и четкого видения конечного результата. Готовясь к сессии с незнакомым исполнителем, желательно задать несколько вопросов коллегам, которые его уже записывали. Например, как этот вокалист работает, насколько быстро он обычно устает, в какой микрофон любит петь, требует ли обработку для удобства при мониторинге, какую именно, или же она ему только мешает, и тому подобное. Если такой возможности нет, необходимо, когда вокалист просто разговаривает или распевается, обратить внимание на специфику звучания его голоса – тембр, дикция, резонаторы. Начало записи Следует поставить вокалисту пару подходящих микрофонов и послушать их попеременно в аппаратной, выбрав наиболее удачный. Исполнители, приходящие в студию, не любят экспериментов над собой, поэтому все нужно делать очень быстро. Чаще всего к записи вокала певец знает текст песни наизусть. Но можно рекомендовать исполнителю иметь его перед глазами, просто для подстраховки, или чтобы делать в нем пометки относительно смысловых акцентов и фразировки. На пюпитре должен лежать карандаш, желательно яркого цвета, или маркер. Пюпитр должен стоять не в стороне, а находиться максимально близко к оси направленности микрофона, особенно если есть неуверенность в знании текста наизусть. В противном случае звук пойдет в сторону и тембр потеряет естественность. Некоторые исполнители могут попросить звукорежиссера подсказывать жестом вступление или начало куплета, но это возможно только при хорошем знании материала. Обычно к этапу записи вокала, после записи всех инструментов, звукорежиссер уже сам собой выучивает песню наизусть. Поэтому его внимание должно быть полностью сосредоточено на работе с вокалистом, который необходимо постоянно ощущать поддержку. На вокальной сессии звукорежиссеру необходимы тексты песен, их нужно иметь заранее, чтобы свободно ориентироваться в форме песни, строфах куплета, быстро реагировать на неточности в исполнении и не отвлекать исполнителя от мыслей о передаче художественного образа. Во многом успех зависит от продюсера, так как он ставит основные творческие задачи, а музыкант и звукорежиссер, каждый со своей стороны, их выполняют. Но необходимо находиться в сотрудничестве и не бояться говорить продюсеру или автору (если он «в пределах досягаемости»), свое мнение по поводу как самого текста, так и мелодии. Необходимо знать, что есть неудобные для пения гласные буквы (такие как "у", "ы", "и"), попадающиеся на высоких нотах мелодии, они достаточно часто встречаются в текстах песен, написанных не профессиональным поэтом, а пусть даже и очень талантливым, но "просто поэтом", не владеющим вокальной спецификой. В таких случаях можно предложить что-либо поменять. Звукорежиссеру рекомендуется выражать свое мнение об образной части произведения. Важно следить за тем, чтобы выражения и мысли были конкретными, а предложения конструктивными. Размытость мыслей, неточность подобранных слов может привести к еще большей путанице в голове исполнителя. Следует сначала осмыслить и точно сформулировать идею, используя конкретные критерии оценки, такие как: кульминация, фразировка, передача текста и смысла. Не рекомендуется начинать запись с самой мощной и громкой песни, требующей большой напряженной работы связок. Важно помнить, что певец - живой организм, и качество вокала напрямую зависит от того, насколько он здоров, подготовлен и свеж. Связкам свойственно уставать, и чем дольше они находятся в работе, тем менее упругими становятся, а их дряблость дает хриплые призвуки. Работа на результат Вокалисту обязательно нужны перерывы в работе, даже больше, чем другим музыкантам. Необходимо дать возможность исполнителю разогреться, распеться перед записью, чтобы звук был плотным и ровным, но желательно делать это не на материале, который предстоит записывать, а при помощи упражнений, которые певцы обычно знают сами. Хотя в любом правиле есть исключение. Говорят, что Paul McCartney специально за день до записи песни «Oh, Darling» гулял по лесу и орал песни, пока полностью не терял голос. А на следующий день, во время записи, у него был невероятный надорванный яркий тембр, тот самый «драйв» и «сип» в голосе, которого специально не добьешься. Во время вокальной сессии нужно постараться добиться от певца наилучшего исполнения. К сожалению, достичь этого с одного дубля практически невозможно. С появлением компьютера стало намного удобнее делать монтаж. Но, увы, это во многом испортило отношение большинства вокалистов к записи песни как к цельному законченному произведению. Поэтому желательно хорошо записывать дубли песни целиком, чтобы не терялась драматическая линия. Необходимо делать пометки в имеющемся тексте и фиксировать, какой конкретно куплет или часть вышла лучше, чем в предыдущем дубле. Лучшие фразы следует отмечать сразу после контрольного прослушивания во время сессии, и желательно в присутствии певца или продюсера. К записи отдельной определенной части можно переходить только тогда, когда видно, что именно эта часть постоянно не получается, затем, отработав этот трудный кусок, можно приступать к монтажу всего вокального трека. Далее этот сложный трек слушает вокалист и продюсер. После небольшого перерыва, если певец еще имеет силы, можно попросить исполнить всю песню целиком, с отработанными поправками. Иногда вокалист выдает настолько естественный, эмоционально яркий и художественно цельный дубль, что затраченные силы и время с лихвой окупаются. Обращая внимание на все вышеуказанные рекомендации, звукорежиссер не должен забывать о том, что именно он несет ответственность за техническое качество записываемого материала. Необходимо следить за уровнем записи. Если возникнет необходимость, то вполне уместно подсказать исполнителю, как правильно работать с микрофоном. Можно предложить во время исполнения громких нот смещаться чуть назад – это заметно снизит риск перегрузки предусилителя, и не понадобится применять компрессию для подравнивания отдельных фраз. Опытные певцы умеют контролировать свою громкость, приближаясь к микрофону во время исполнения тихих, интимных фраз, используя "эффект близости" для придания голосу бархатистости и плотности. Чтобы начинающий вокалист не наклонялся к микрофону чересчур близко, рекомендуется разместить ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона. В студии во время записи микрофон всегда должен располагаться на стойке. Не рекомендуется давать микрофон певцу в руки, так как в сигнале появится множество шумов от рук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. Если же микрофон все-таки находится в руке певца, например при записи живого концерта, необходимо включать обрезные фильтры. Важно проследить, чтобы вокалист не закрывал ладонью заднюю часть сетчатой корзинки направленного микрофона - это резко изменит его направленность и тональный баланс. Далее, на входном аттенюаторе линейки пульта следует правильно настроить соотношение: входная чувствительность/громкость микрофона. Если песня быстрая и громкая, тогда нужно прибавить чувствительность, чтобы поднять середину. Если, наоборот, мягкая, медленная – убавить, чтобы низы украсили голос. Во время записи желательно использовать минимальную компрессию. Соблюдение интонационной точности – это вопрос, требующий отдельного подхода. Дело в том, что певческий голос - инструмент, не имеющий ладов. Его можно сравнить с безладовыми струнными, особенный шарм тембру которых придает допустимое в пределах темперированного строя варьирование интонации. Поэтому следует творчески подойти к этому вопросу и не сильно заострять внимание на идеальности строя при записи вокала. Если вся фраза звучит убедительно, эмоционально ярко и выразительно, а лишь одна нотка прозвучала низковато или высоковато, лучше оставить эту фразу. Возможно, удастся добиться идеальной интонации в ней в последующих дублях, но эмоцию повторить не так-то просто. Приборы изменения звуковысотности (питч-коррекция), рекомендуется применять только как спецэффект. А те недостатки, которых не удалось избежать при записи, и методы борьбы с ними уже касаются процесса сведения. Звукорежиссеру необходимо внимательно следить за качеством воспроизводимого вокалистом звука, отличать «опертый» от «бездыханного». Можно порекомендовать исполнителю устойчивее встать на ноги, опереться на них, сделать несколько хороших вдохов, ощутив тем самым работу дыхательного аппарата. Выбор и постановка микрофона Вокальный тембр – это очень важная и ценная составляющая голоса, которую необходимо донести до слушателя в неискаженном виде. Главная задача – выбрать микрофон, раскрывающий всю полноту, красоту и богатство тембра, которого можно добиться грамотной постановкой микрофона. Мной были проведены исследования, на основе которых я могу дать некоторые рекомендации. Чтобы выбор микрофона был объективным, необходимо соблюсти следующие условия: - за спиной вокалистки следует расположить звукопоглощающие щиты; - поставить в один ряд разные микрофоны (каждый должен быть защищен защитным экраном – поп-фильтром); - наклон и расстояние от певицы до микрофона должно быть неизменным; - ей рекомендуется по очереди подходить к разным микрофонам и петь одну фразу, при этом максимально сохраняя ее динамику и звуковысотность. При выборе расстояния основными критериями должны стать сила голоса исполнителя и его подача. Достаточно универсальным является расстояние примерно 20 – 25 см от микрофона. Но если певец обладает хорошей подачей и звучит в хорошей комнате, то расстояние можно увеличить до 30 см, главное не переборщить. Если певица обладает очень сильным голосом, с хорошей подачей, постановка на расстоянии 32…35 см будет оптимальной для конденсаторных и ламповых микрофонов, а для динамических и ленточных она составит 20 см. Направление микрофона, его наклон (в случае с конденсаторными) выбирается следующем: чуть выше линии носа, мимо линии рта (чтобы избежать прямого задувания и заплевывания мембраны) на область грудного резонатора (фото 1). ![]() Фото 1 сверху вниз Для выбора микрофона необходимо предложить различные по типу, но одинаковые по характеристике направленности модели. Предпочтение следует отдавать микрофонам с большой мембраной (так как они наиболее полно передают звучание голоса) и кардиодной характеристикой направленности. Для женского вокала были испытаны следующие модели: Ленточный микрофон – Октава МЛ 52-02 (двусторонне-направленный); Ламповые микрофоны – Октава МКЛ 4000, МКЛ 5000; Конденсаторные: Октава MK 220, Neumann TLM 103, U 87, Senheiser 800; Динамические: Shure Beta 58A, Shure SM 57. Каждый их них имеет свои особенности передачи звука женского вокала. Октава МЛ52-02 смягчает тембр певицы, но звучит достаточно матово, не хватает яркости, насыщенности по высоким частотам и плотности в звучании низкой середины, создается ощущение закрытого звука, «как в коробке»; Октава МКЛ 4000 – голос звучит достаточно тепло и плотно в области высокой середины, но подчеркивается сип и отсутствует звучание грудного резонатора. В целом, звучание можно охарактеризовать как достаточно серединное. Октава МКЛ 5000 достаточно жестко подчеркивает звучание в области высокой середины, звучит еще более ярко и разборчиво, чем МКЛ 4000, но очень явно подчеркивает звучание шипящих. Голос становится четким, но звучит жестко, не хватает ощущения теплоты, глубины, насыщенности низких частот. Senheiser 800. Звучание микрофона можно охарактеризовать как мягкое (смягчились согласные), насыщенное, теплое, но не открытое. Хочется добиться большей прозрачности на высоких частотах. Neumann TLM 103 придает звучанию голоса «инструментальность». Голос звучит прозрачно, но жестковато; не хватает теплоты, окрашенности среднего регистра. Neumann U 87 оказался оптимальным решением. Плотная середина, насыщенный низ, глубина и ясность тембра. Голос передан наиболее правдиво и естественно. Shure Sm57, Shure Beta58A. Данные модели звучат очень ограничено по частотному диапазону, в связи с близким расположением микрофона ко рту слышны сильные задувания. Тембр звучит достаточно плоско, бедно, тускло. Микрофонные стереопары при записи эстрадного вокала используются достаточно редко, но с ними можно получить интересный результат. Это связано с использованием двух мембран, что, в отличие от одной, придает голосу большую насыщенность и возможность управлять пространством. Система MS (фото 2) строится на двух микрофонах: верхний микрофон – «восьмерка», нижний – «круг». Голос звучит достаточно объемно и мягко. Объем, как и пространство можно регулировать путем добавления составляющей «восьмерки». Система XY(фото 2) выполнена теми же микрофонами, но с кардиоидной характеристикой направленности. Мембраны микрофона (по отношению друг к другу) находились под углом 90о. Панорама канала равна 70%. ![]() Фото 2 XY и MS.jpg Постановка микрофона При постановке микрофона следует обратить внимание на следующее: - необходимо расположить микрофон на достаточном удалении от стен, чтобы избежать близких отражений; - для комфорта исполнителя и уменьшения отражений можно положить на пол коврик; - важно, чтобы микрофонная стойка стояла устойчиво на полу, и была защищена от вибраций, возникающих от топота ног (которого нужно избегать). В этом помогают подвес микрофона (наиболее известный тип подвеса – "паук", когда микрофон находится на растяжках) и стойка со специальными вибропоглощающими элементами в конструкции. Еще можно попросить исполнителя не топать; - микрофон должен быть защищен поп-фильтром для предохранения мембраны микрофона от прямого задувания потоком воздуха и «заплевывания» слюной. Постановка микрофона по высоте бывает разной. Многие звукорежиссеры любят ставить микрофон в студии высоко, объясняя это тем, что микрофон, находящийся выше рта вокалиста, меньше подвержен «заплевыванию», «задуванию» и другим проблемам, связанным с его близким расположением к источнику звука. (Другие звукорежиссеры объясняют высокую постановку микрофона необходимость распрямить спину и грудную клетку исполнителя, заставить его петь «вверх и вдаль» – прим. ред.) Выбор направления микрофона При записи может возникнуть опасностьполучить очень жесткие и активные взрывные и шипящие согласные «с», «п», «ш», «щ», «ч», произнесение которых связано с выбросом направленного потока воздуха. Для решения этой проблемы есть два основных варианта постановки микрофона относительно рта исполнителя: либо снизу – на головной резонатор (фото 3), либо сверху – на грудной (фото 1). ![]() Фото 3 снизу вверх1.jpg Вариант постановки микрофона, когда он направлен на головные резонаторы (фото 3) усиливает их звучание и помогает исполнителям, в голосе которых недостаточно средних частот. При направлении на грудной резонатор (фото 1) микрофон следует поместить на высокой тяжелой стойке. Преимущества такого метода очевидны: микрофон не закрывает пюпитр с текстом, а вокалист может во время пения свободно двигать руками, способствуя экспрессии исполнения. В случае работы с поставленным голосом, когда вокалист имеет навыки пения в больших залах, то есть пения вперед и вверх – это наилучшее положение микрофона. В таком положении лучше работают головные резонаторы, придающие тембровую яркость и индивидуальность голосу. Но есть исполнители, которые подсознательно начинают тянуться к микрофону, вытягивая голову куда-то вверх, напрягая от непривычной позы не только шею, но и связки, и им лучше не ставить микрофон высоко. Положение микрофона напротив рта является неудачным, так как появляется опасность задувания мембраны. В этом случае будет лучше, если направить микрофон чуть ниже линии рта (на уровне подбородка) или чуть выше (фото 4), примерно на линии носа, чтобы избежать прямого задувания (некоторые задувания гасятся поп-фильтром). Чтобы снизить активность опасных согласных, можно предложить потренироваться, поставив перед ним зажженную свечу: пламя свечи при произнесении этих звуков не должно задуваться. ![]() Фото 4 напротив рта.jpg Выбор расстояния При выборе расстояния основными критериями должны стать сила голоса и его подача. Достаточно универсальным является расстояние примерно 20…25 см от микрофона. Но если исполнительница обладает хорошей подачей и звучит в хорошей комнате, то расстояние можно увеличить до 30 см, главное – не переборщить. Если певица обладает очень сильным голосом с мощной подачей, постановка на расстоянии 32…35 см окажется оптимальной. При большем отдалении исполнителя от микрофона усиливается призвук комнаты и, как следствие, окрашенность и "коробчатость" в звучании, ухудшается прозрачность, ясность тембра, разборчивость текста. Важно помнить, что если расстояние от источника до микрофона удваивается, уровень сигнала уменьшается на одну четверть. Опытные вокалисты хорошо знакомы с этим феноменом и даже могут использовать это для достижения определенных динамических эффектов. Близость к микрофону (фото 5) может привести к такой проблеме, как преувеличенность низкочастотной составляющей. Некоторые певцы для подчеркивания выразительности отдельных фраз и даже слов, для достижения эффекта интимности любят использовать "эффект близости" (proximity effect), но для этого от самого вокалиста требуется большой опыт работы с микрофоном. ![]() Фото 5 близкий план.jpg При близком расположении усиливаются задувания, голос становится неестественным по тембру, чересчур близким, подчеркиваются дефекты дикции, более явными становятся «причмокивания» и дыхание. Из-за подъема низких частот в дальнейшем может возникнуть необходимость использовать эквалайзер в студии. Ведь, если компрессор или лимитер используется до эквалайзера, прибор будет реагировать на пики, которые будут возникать в низкочастотной составляющей спектра и, в результате, неточно отрабатывать интенсивность и пики в полном спектре вокальной линии. При приближении вокалиста к источнику звука получается более яркий тембр за счет восприятия его полного частотного спектра. Однако практически все акустические источники звука имеют избыточность тембральных составляющих. Ведь по пути к слушателю в обычном, без усиления, зале часть их неизбежно теряется. Поэтому, поставив микрофон в близкую точку, откуда слушатель никогда инструмент не слушает, можно получить звук, не совсем похожий на привычный. В звучании голоса, записанного близким микрофоном, направленным прямо на рот певца или чтеца усиливаются шипящие согласные, высокая певческая форманта частотой около 3 кГц, очень эффектная при восприятии ее с двух и далее метров и невыносимо резкая в 40 сантиметрах. Если необходимо достичь эффекта «говорящего на ухо человека», то при близкой постановке микрофона следует смягчить подачу в голосе, в противном случае не исключена перегрузка микрофона. Если вокалист привык петь вплотную к микрофону, невольно тянется к нему и не может сохранять выбранное до него расстояние, то можно пойти на хитрости: - местоположение вокалиста можно зафиксировать, поставив перед ним пюпитр; - можно разместить ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона; - или установить дополнительный (бутафорский) микрофон (подключать к пульту его не нужно). Таким образом, звукорежиссеру при выборе микрофона и его корректной постановки следует учитывать не только те рекомендации, которые предложены в данной работе, но помнить об индивидуальном подходе к исполнителю, – только тогда может быть достигнут желаемый результат. Запись вокала – это одновременно самый сложный и безусловно интересный процесс. Несмотря на то что многообразие стилей и направлений музыки в начале ХХI века не сравнится ни с каким другим временем, любая музыка находит своего слушателя чаще всего благодаря самой яркой фигуре – вокалисту. В настоящее время становится не столь важным, а порой и неизвестным имя композитора и поэта, написавших песню, а вот имя солиста у всех на слуху. Ведь его голос является визитной карточкой любой песни. И поэтому перед звукорежиссером стоит задача создания идеального вокального трека. Технические знания помогают звукорежиссеру быть более свободным в решении творческих задач. А чтобы постичь натуру исполнителя, поддержать его в стрессовой ситуации, которой является студийный процесс, помочь ему в раскрытии всех своих певческих возможностей, звукорежиссер должен быть настоящим психологом. Обладая опытом и умением, звукорежиссеру необходимо соединить в очень непростом творческом процессе записи вокала как технический, так и психологический аспект работы. И только тогда совместно с исполнителем и продюсером будет достигнут отличный результат и благодарность слушателей. Автор статьи: Любовь Золотова Журнал «Звукорежиссер»: |
|
|