Автор | Тема: чем петь | Время: 02.02.2014 18:15 | ||
---|---|---|---|---|
Владимир уроки пения ![]() ![]() |
Фактически пособие по пению написано было в 2005 году. т.е. после смерти моего учителя прошло три года, когда я собрал все материалы уроков с Маэстро-это магнитофонные записи, письма, беседы и дискуссии. Лично я имел счастье заниматься пением у четырех преподавателей не считая Маэстро,но то что вложил в меня он-это, как бы поточнее сказать, это была ИСТИНА. Невольно вспоминаются слова Мишуги:"я сам, если бы не работал над собой, не только не стал бы артистом, я был бы таким же безголосым, как и все те, что ходят по улице". Я бы к этому добавил, что если бы я не имел такого преподавателя пения, каким был Лев Викторович, то не научился бы правильному звукоизвлечению и как следствие не мог бы написать упомянутого выше пособия. Пособие фактически заточено на преодоление трудностей связочной работы голосового аппарата у теноров, т.к. это самая "больная промблема" на сегодня, да и на будущее конечно. Естественно, что это не значит что баритны, басы, сопрано, альты и т.д. обделены чем-то. Просто с ними "меньше возни"... Конечно я не могу изложить весь текст здесь пособия по известным причинам, но могу наметить ряд "отправных моментов" (тезисы) в надежде, что кто нибудь поймет меня. ТЕЗИСЫ 1.На риторический вопрос "Чем петь", найдутся множество не менее банальных ответов, но ни один из них не будет нести в себе истины, потому что в любом из них будет вложен головной, логический смысл. 2.Тип голоса определяется как только голос "сядет" на связку спец. упражнением, практически не более двух месяцев. 3.Нет "вокальных инвалидов"-есть несостоявшиеся маэстро. 4.Громкость голоса на mezzo voce устанавливается спец. упражнением. 5.Певец высказывающий вслух, что его голос от Бога является певцом от Ангела, но черного цвета. 6.Сомкни связки и пой (Л.Г.) 7.Здесь предполагается чисто связочное пение, как пели раньше кастраты, но это занятие не безопасно для связок, на первых порах нужен Маэстро обязательно нужен. Многие подумают что это возможно когда пение будет ближе к крику...ничего подобного на mezzo voce и даже тише можете повредить связки, раз это у вас стало получаться , т.е. небоьшие пока боли в связках при тихом звукоизвлечении-знайте вы на правильном пути, но бросаите петь сразу же, т.к. связки пока не нактренированы еще, "это потом когда они окрепнут то ори ...хоть картины будут падать со стены"(Л.Г.) 8.Маэстро нужен будет ученику до тех пор, пока последний не услышит правильно своего голоса и не начнет самостоятельно исправлять свои грехи. 9.Помнить о резонаторах, куда направлять струю, обращать внимание на живот и т.д. не надо, про дыхание животом вообще надо забыть, единственно что нужно ощущать это соприкосновение вашего дыхания (струйки) со связкой и регулировать на слух качество вашего голоса. "Просто-да просто, а подиж ты"(Л.Г.) 9."За двумя зайцами погонишься-ни одного не догонишь"(Л.Г.) Это так но здесь "заяц в зайце"(Авт.) 10.Искание пресловутого резонатора началось с кастрата Порпоры. Еще тогда, в глубокой древности, они (кастраты) чтобы облегчить пение искали то место куда можно было бы "упереть голос". 11.Преподаватели с хорошо поставленными голосами от природы не могут быть хорошими преподавателями пения по той очевидной причине, что от природы они не испытали на себе всх трудностей непоставленного голоса на связку. Немоло тому примеров из истории.. 12.Истина как Христос всегда остается в тени, поэтому рекламированные преподаватели вокала и певцы меньше всего несут в себе истины. 13.Из всех упражнений можно оставить упражнение только на трель, стакатто и на филировку считал один из величайших теноров Иван Козловский. И это так. Хотелось-бы добавить немного о ЛЬве Викторовиче Гудылеве. Он был человеком необычайной скромности, "не выпендривался", не лез на сцену, хотя и обладал приятным, правильным баритоном. даже коллеги его по работе слабо знали о нем как о певце и тем более как о человеке. По профессии он был скрипач, с утонченным слухом и критическим умом. Особенно критически он относился к московской профессуре, да и местную не щадил. Сначала меня это шокировало, но потом, когда я стал кое-что понимать и узнал о его жизи и жизни его родителей, встало все на свои места. Его родители были музыканты-певцы с высшим образованием, пели в Большом театре. Маленького Леву брали с собой, как он вспоминал-"спал на сцене". Выучил все певческие партии в основном из опер Верди. Иван Козловский неоднократно бывал у них в гостях...Родители его как и в свое время Вишневская пострадали от коррупции в Большом театре и вынуждены были уехать в Новосибирск (тогда многие уезжали, если не заграницу, то в Сибирь. Поэтому там в то время сосредоточились большие творческие силы талантливых людей...) Сама жиизнь сформировала в нем отношение к профессуре. Он говорил что они много знают, но мало понимают, не ощущают, а пение-это ощущения. Он говорил, что это просто, даже очень просто, но почему-то никто не видит "бревна в глазу". Удивительное дело, и если ссылался на кого-то, то только на Гарсия, Карузо и Козловскрго. А так-ни на кого. Сам он о пении написать не хотел, считая это пустым занятием. Удивительное дело, когда я копнулся чтобы что-то найти аналогичное в литературе, я ничего ну почти не нашел, была конечно похожесть,но не было главного. После ухода Маэстро из жизни затянул со сборами материалов и выпуском пособия.Каюсь, но были и причины: 1."Ученые мужи" отсылали искать аналоги, коих я не находил. 2.Дело хлопотное, а главное дорогостоящее чтобы опубликовать пособие "Чем петь". 3.Стал вопрос, а как назвать. Если "Пособие"-а кто я такой. а если "Мои ощущения в пении"-это слишком узко и пахнет самодеятельностью. 4.Пожелания самого Маэстро (см.ниже) Поэтому осталась одна надежда-на интернет и пуликация в нем кое-чего в виде тезисов. Но издесь есть "Но"-я не могу противоречить его желанию-это передать знания хорошему другу, единомышленнику, музыкальному человеку, с хрошим неизвращенным вкусом, любителю классической музыки, с неплохим слухом что бы в дальнейшем, при обучении, последний мог слышать свой голос и "не совать ноты под кирпич". Повторюсь-буду рад тому что это кто-то прочтет и поймет Маэстро, да и меня тоже. ЧЕМ ПЕТЬ Продолжение-2 14.Конечно, никто не говорит, что множество расплодившихся школ, методов пения не результативны. По этому поводу Маэстро говорил: -«они тоже ведут к положительным результатам, но будешь идти годами, а я ставлю голос за 3-4 месяца». Так и получилось, примерно через 3 месяца я знал, вернее чувствовал чем петь и на слух своего голоса мог исправлять огрехи его, уже без участия Маэстро, причем некоторые ноты мог брать выше примерно на малую терцию. 15.»Тембер»-да это чуть не главное в пении. С него бы и начинать надо, а не с развития голосового диапазона. Именно связки и позволяют нам услышать родной тембр певца…. 16.Надо всем знать: учитель пения который под старость теряет голос и не может петь- «получил в детстве неправильную школу…»а выводы делайте сами…(Козловский пел до глубокой старости). 17.Многие поют в резонатор, вроде бы и петь так легко, но со временем голос начинает приобретать привкусы, у некоторых как бы все «в ду-ду» (огромное число профессиональных певцов так и поют-неправильно это) Звук у них омашинен, не хватает свободы в пении, слабо задействована связка.У них все получается, они добились известности. Пока получается,да, пока молоды…. 18.Большое значение имеет вкус ученика, может возникнуть даже антагонизм в тендеме «учитель-ученик»…. 19.»Вот потому-то певцов и не получается»,-говорил Маэстро.-«потому что преподаватели требовали делать так и никак иначе»(имеется ввиду артикуляция). 20.Дыхание трогать нельзя. Удивительное дело, как буд-то и здесь можно что-то изобрести. 21.Существует вредный рефлекс, о котором почти никто не догадывается и с которым надо бороться, особенно том у которых он явно выражен…. 22.Надо знать что есть манера, а есть манерничание, роль представления в пении, проблемы с гласными и многое, многое другое…. 23.Надо знать почему Порпора начал искать пресловутый резонатор и какую роль это сыграло в истории постановки голоса на связки…. |
|||
viktor
|