RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 04.06.2005 17:46 



Первый глас более других прост, важен и величествен. Дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и Аристотель предпочитают другим. Он употреблялся для торжественных громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева богов. Этот лад считался "вождем" хорошей жизни. По Атенею, он практиковался для воспитания юношей. Пифагорийцы воодушевляли им себя глубоким утром. Птоломей сравнивает дорийский напев с Солнцем: он возвышен, лишен неги.

Второй глас - лидийский напев, соответствует сангвиническому темпераменту: порождает кротость, благосклонность, приятность. Он усладителен, дышит удовольствием и употребляется при плясках. По Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние и утешает печальных.

Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем: он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование; им одушевлялись в битве. Сильный и острый, глубоко захватывающий душу, он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных. Платон и Аристотель предпочитали его, вместе с дорическим напевом, другим, но запрещали его юношам, ввиду его страстности.

В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев. Иные его называют Лакрийским. Он оказывает двоякое действие - то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедиях, за то что внушал и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; своей цельностью и связностью он сообщает особый покой душе. Он выше других напевов своими тихими и приятными переходами. Отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Святого.



Другие четыре гласа - косвенны первым, то есть, противоположны им.


Пятый глас имеет в основе гиподорийский напев, который, в противоположность дорийскому, навевал как бы сон, почему пифагорийцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных. Он успокаивает душевные волнения. Аристотель называет его величественным, постоянным и важным, и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, влияющей на влажность. Он умоляет об избавлении от бедствий, позора и рабства.

Шестой глас имеет в основе гиполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности... Он отличался пламенным и связным течением звуков.

Седьмой глас имеет в основе гипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий и подавляющий желчность... ласкательный... Ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость... Он шел к Меркурию... им отзывали от битвы... он подходит к словам, выражающим увещание, ласку и убеждение.


Восьмой глас - гипомиксолидийский лад, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева - уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд. Он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним. Невыражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к первому гласу. Он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы. Он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания. Подходит к словам о вещах высоких, к молитвам о блаженстве, о небесном: в общем - это напев, достойный своего последнего места"

В данном случае это была цитата из книги протоиерея Бориса Николаева "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения", но он цитирует профессора М.Скабаллановича (православный автор начала двадцатого века).
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 04.06.2005 17:54 



В основном названия соответствуют современным,
вот только касательно некторых есть сомнения,

гиподорийский - это я так понял, эолийский, те минор наш .

гиполидийский - видимо мажор , те ионийский.

гипофригийский - я так понял локрийский лад.

что интересно , если верить написанному здесь,
греки за основной считали дорийскую конструкцию,
хотя если посмотреть на карту древней греции,
то сами греки (древние) свою страну называли
ионикой, насколько я помню.

а все эти Лидия , Фригия итд. - это области
вокруг них, в основном, по берегам средиземного
моря. сейчас нет перед глазами карты,
поэтому может я всё перепутал , звиняйте.
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 06.06.2005 20:12 
Восточное Измайлово
семплер, смычок и канифоль

Чо-то все запутано-напутано... И причем тут нумерация?
Меня путен обыдлил, я поэтому в подъезде ссу (Вепрь)
lick this post!
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 06.06.2005 22:20 



mogillazz это не руководство к действию ,
а просто историческая заморочь.

типа как древние греки воспринимали звучание
ладов.

естественно , в любом учебнике это можешь найти
в коротком и ясном виде. или здесь пораспрашивать.
(ну если ты не в курсе сабжа конечно)
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 11.06.2005 11:42 
Восточное Измайлово
семплер, смычок и канифоль

проехали...
странная весч: я в основном запоминаю настроение лада через последовательность аккордов, наиболее характерных для оного. типа для фламенко - E/F/Am/G, а для фригийского минора - F/Em/C/Hm.
Меня путен обыдлил, я поэтому в подъезде ссу (Вепрь)
lick this post!
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 10.01.2006 03:26 
Владимир



Не случайно дорийский лад занимает для себя такое место: ОН симметричный лад.Если по белым клавишам от ноты D разбрасывать в сторону доминанты до 3, и в сторону субдоминанты до 3.
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 10.01.2006 12:15 
Санкт-Петербург
drums & percussion

В основном названия соответствуют современным,
вот только касательно некторых есть сомнения,

гиподорийский - это я так понял, эолийский, те минор наш .

гиполидийский - видимо мажор , те ионийский.

гипофригийский - я так понял локрийский лад.


Сомнения не напрасны: в греческая античной диатонике никакой лад не может совпадать с современными [c XIX века] диатоническими мажором и минором, так все собирались на трех видах тетрахорда [дорийский 221, фригийский 212, лидийский 122] и представляли собой либо их последовательность с разделительным тоном, либо их соединение "встык", от добавления недостающей ступени снизу или сверху собственно добавляли приставку гипо- или гипер- в названии соответственно... То есть первые два соответствия про гиподорийский и гиполидийский - неверно. Что касается третьего - правильно, гипофригийский античный лад совпадает с локрийским средневековым...
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 02.08.2006 18:40 
цц



ыаыаыаыаыва
Автор
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 25.09.2006 15:56 
Виктор



Коллеги,по теме почитайте:

Роман Подольный.Скрипка для Эйнштейна

http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/podolr58.htm

Zip-файл: podolr58.zip

Будит фантазию невероятно.Я был зачарован.
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!