Автор |
Тема: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 04.06.2005 17:46 |
|
---|---|---|
![]() |
Первый глас более других прост, важен и величествен. Дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и Аристотель предпочитают другим. Он употреблялся для торжественных громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева богов. Этот лад считался "вождем" хорошей жизни. По Атенею, он практиковался для воспитания юношей. Пифагорийцы воодушевляли им себя глубоким утром. Птоломей сравнивает дорийский напев с Солнцем: он возвышен, лишен неги. Второй глас - лидийский напев, соответствует сангвиническому темпераменту: порождает кротость, благосклонность, приятность. Он усладителен, дышит удовольствием и употребляется при плясках. По Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние и утешает печальных. Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем: он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование; им одушевлялись в битве. Сильный и острый, глубоко захватывающий душу, он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных. Платон и Аристотель предпочитали его, вместе с дорическим напевом, другим, но запрещали его юношам, ввиду его страстности. В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев. Иные его называют Лакрийским. Он оказывает двоякое действие - то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедиях, за то что внушал и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; своей цельностью и связностью он сообщает особый покой душе. Он выше других напевов своими тихими и приятными переходами. Отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Святого. Другие четыре гласа - косвенны первым, то есть, противоположны им. Пятый глас имеет в основе гиподорийский напев, который, в противоположность дорийскому, навевал как бы сон, почему пифагорийцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных. Он успокаивает душевные волнения. Аристотель называет его величественным, постоянным и важным, и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, влияющей на влажность. Он умоляет об избавлении от бедствий, позора и рабства. Шестой глас имеет в основе гиполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности... Он отличался пламенным и связным течением звуков. Седьмой глас имеет в основе гипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий и подавляющий желчность... ласкательный... Ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость... Он шел к Меркурию... им отзывали от битвы... он подходит к словам, выражающим увещание, ласку и убеждение. Восьмой глас - гипомиксолидийский лад, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева - уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд. Он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним. Невыражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к первому гласу. Он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы. Он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания. Подходит к словам о вещах высоких, к молитвам о блаженстве, о небесном: в общем - это напев, достойный своего последнего места" В данном случае это была цитата из книги протоиерея Бориса Николаева "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения", но он цитирует профессора М.Скабаллановича (православный автор начала двадцатого века). |
|
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 04.06.2005 17:54 |
|
---|---|---|
![]() |
В основном названия соответствуют современным, вот только касательно некторых есть сомнения, гиподорийский - это я так понял, эолийский, те минор наш . гиполидийский - видимо мажор , те ионийский. гипофригийский - я так понял локрийский лад. что интересно , если верить написанному здесь, греки за основной считали дорийскую конструкцию, хотя если посмотреть на карту древней греции, то сами греки (древние) свою страну называли ионикой, насколько я помню. а все эти Лидия , Фригия итд. - это области вокруг них, в основном, по берегам средиземного моря. сейчас нет перед глазами карты, поэтому может я всё перепутал , звиняйте. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 06.06.2005 20:12 |
|
---|---|---|
Восточное Измайлово семплер, смычок и канифоль ![]() ![]() ![]() |
Чо-то все запутано-напутано... И причем тут нумерация? | |
Меня путен обыдлил, я поэтому в подъезде ссу (Вепрь)
lick this post! |
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 06.06.2005 22:20 |
|
---|---|---|
![]() |
mogillazz это не руководство к действию , а просто историческая заморочь. типа как древние греки воспринимали звучание ладов. естественно , в любом учебнике это можешь найти в коротком и ясном виде. или здесь пораспрашивать. (ну если ты не в курсе сабжа конечно) |
|
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 11.06.2005 11:42 |
|
---|---|---|
Восточное Измайлово семплер, смычок и канифоль ![]() ![]() ![]() |
проехали... странная весч: я в основном запоминаю настроение лада через последовательность аккордов, наиболее характерных для оного. типа для фламенко - E/F/Am/G, а для фригийского минора - F/Em/C/Hm. |
|
Меня путен обыдлил, я поэтому в подъезде ссу (Вепрь)
lick this post! |
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 10.01.2006 03:26 |
|
---|---|---|
Владимир
![]() |
Не случайно дорийский лад занимает для себя такое место: ОН симметричный лад.Если по белым клавишам от ноты D разбрасывать в сторону доминанты до 3, и в сторону субдоминанты до 3. | |
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 10.01.2006 12:15 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург drums & percussion ![]() ![]() ![]() |
В основном названия соответствуют современным, вот только касательно некторых есть сомнения, гиподорийский - это я так понял, эолийский, те минор наш . гиполидийский - видимо мажор , те ионийский. гипофригийский - я так понял локрийский лад. Сомнения не напрасны: в греческая античной диатонике никакой лад не может совпадать с современными [c XIX века] диатоническими мажором и минором, так все собирались на трех видах тетрахорда [дорийский 221, фригийский 212, лидийский 122] и представляли собой либо их последовательность с разделительным тоном, либо их соединение "встык", от добавления недостающей ступени снизу или сверху собственно добавляли приставку гипо- или гипер- в названии соответственно... То есть первые два соответствия про гиподорийский и гиполидийский - неверно. Что касается третьего - правильно, гипофригийский античный лад совпадает с локрийским средневековым... |
|
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 02.08.2006 18:40 |
|
---|---|---|
цц
![]() |
ыаыаыаыаыва | |
|
Автор |
Тема: Re: Описание диатонических ладов греками. если кто не видел.
Время: 25.09.2006 15:56 |
|
---|---|---|
Виктор
![]() |
Коллеги,по теме почитайте: Роман Подольный.Скрипка для Эйнштейна http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/podolr58.htm Zip-файл: podolr58.zip Будит фантазию невероятно.Я был зачарован. |
|
|