RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 15:32 



почему получилось что в октаве именно 12 полутонов?

Откуда взялось это число ?
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 15:36 



насколько я знаю звуки октавы можно
получить двумя способами.

в основе первого лежит тема что
частота следующего полутона - это частота
первого умноженная на корень двенадцатой степени из двух. если я не напутал чего.

в основе второго (равномерно темперированный строй) лежит тема что если частоту умножать-
делить на два получится октава, а если делить
на три - то получится квинта. (нижняя)
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 15:44 



если искать ноты по второму способу ,
то фактически ноты будут находиться в
том порядке , в котором они представлены в
квинтовом круге.

где то на седьмой таким образом найденой ноте
образуется ощутимое расхождение с данными полученными по первому способу.

ощутимое - в смысле соизмеримое с расстоянием
между полутонами.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 16:08 
Москва
Master of Illusions

Хотелось бы узнать...Вот этого-то я и не знаю-)))
Йоптваюмать, я супергерой! :199:
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 16:23 
Санкт-Петербург


Хмы. Помнистя мне, что-то там Бах намудрил... натуральный строй как-то там чем-то отличается... Кто помнит?
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 17:00 
Москва


http://myicecold.narod.ru/info/BookCubaseSX/Glava9/Index6.html

А намудрил тут не Бах, он только "пропиарил" темперированный строй своим ХТК.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 17:57 



Короче , насколько я понимаю бах вот что сделал
в двух словах.

строй который основан на втором принципе -
где в основе лежит то что квинта - треть от
длины волны тоники - является естественным и
природным явлением.

Все обертона там , итд.

проблема такого строя (я его в чистом виде не
имел возможности пощупать)..
заключается вот в чём. при таком строе например

между до и ре будет одно расстояние ,
а между ре и ми - другое. те соотношения
частот до/ре и ре/ми будет разным.

на практике это будет выглядеть так.
Вы отстроили инструменты взяв за эталон,скажем ДО.
нашли все ноты по принципу описанному в начале.
сыграли в тональности ДО весёлую такую песенку.
хорошо получилось. душевно.

А потом попробовали в РЕ её транспонировать.
Хренли там ! частотные отношения между ступенями
будут уже другими . песенка будет скажем так
с гнильцой...

Это ещё РЕ - недалеко по квинтому кругу от ДО .
а если в ДО# песенку перенести вообще ШНЯГА
будет.


Заслуга Баха (в данном вопросе ) в том что он просёк чем можно
пренебречь , чтобы этого избежать.

ну эт насколько я это всё понимаю..
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 18:00 
6FM



Кстати по поводу темперированных дел залезь на гитар плэер
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 22:03 



to Svetlana, Basiler, Invisible Kid, Ulfsark

Один из ключивых терминов этого вопроса - "Пифагорова кома": если звукоряд строить по формуле Пифагора, то целое число квинт не укладывается в целое число октав. Другой ключевой термин - непосредственно "формула Пифагора", о чем Basiler уже упомянул вкратце.

Вообще, еще в 16 веке десятки ведущих музыкантов, композиторов, теоретиков Европы искали способ безболезненного перехода из тональности в тональность, удобного и быстрого транспонирования.

Особо актуальным этот вопрос встал в связи с возниконовением прототипов симфонических оркестров, где разные группы инструментов должны были "разговаривать на одном языке".

Недаром, в то время была распространена шутка, что музыканты, играющие на виоле (инструмент из одного семейства со скрипками, альтами, и, косвенно, гитарами) одну треть жизни играют, а две трети жизни настраивают инструмент перед концертом.

Конечно, Бах сделал многое для выработки унифицированного музыкального языка, но мы с вами, с тех пор, играем не природные, натуральные ноты, лады а слегка искаженные.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 09.06.2005 22:07 



to Basiler

Существует альтернативная система: 24 четвертьтона в октаве. Активно разрабатывалась в 20-е годы 20-го века; активно применялась авангардистами в 50-е годы 20-го века. В 60-е годы 20-го века утратила популярность и перспективность. Однако, на мой взгляд, забыта незаслуженно.

Идея 24-х четвертьтонов в октаве не тольок не исчерпала себя, но даже еще толком не раскрыта.

Хотя и этот подход несет в себе элемент искуственности, по сравнению с нетранспонируемыми естественными ладами Древнего Мира.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 06:03 

6 струн

В основе звукоряда лежит разложение гармоник звучания струны :
2 гармоника - октава вверх
3 гармоника - квинта через октаву вверх
4 гармоника - 2 октавы вверх
5 гармоника - большая терция через 2 октавы
6 гармоника - квинта через 2 октавы
7 гармоника - малая септима через 2 октавы
Больше практически не слышно, но ЭТИ интервалы воспринимаются слухом как естественные, и при хоровом пении образуют недиссонирующее звучание (за септиму не подпишусь, могут и лажануть :) )

Далее, из хорового пения пришел минорный аккорд, как большая терция и квинта, взятые от верхнего голоса, образовался ряд -
тоника, малая и большая терции, квинта и малая септима, и вводный нижний к тонике, то бишь си, которая бралась перед тоникой.Оказалось, что распихать эти звуки при настройке инструмента более-менее равномерно можно только разделив звукоряд на 12 долей-нот.12 -минимальное количество, наименьшее общее кратное по тем звукам, которые строят между собой. А темперация - это вынужденный ход, т.к большая терция получается (если строить по биениям, на слух) ниже, а септима выше.Только не подумайте, что я абсолютник до такой степени. Просто интересно было, сел да просчитал на калькуляторе гармоники, и сравнил с темперированным строем. :)
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 17:00 



Ну вы даёте:) Я даже не задумывался никогда над таким вопросом... а оно -вон как интересно...и сложно:)
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 18:17 



2Павел . спасибо, предельно лаконично и в тему.
Привёл мои сбивчивые объяснения (в первую очередь
самому себе) к логическому выводу.


2лентяй-гуру , да я тож както давно посидел
с калькулятором вот и когда я дошёл до большой
септимы у меня вышло расхождение больше полутона.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 18:30 
Санкт-Петербург
пульт звукорежиссёра, вокал, гитары, бас, клавиши, виолончель

к вопросу:
кто знает (Павел, на тебя надежда:), почему, например, "до" контроктавы "не звучит" вместе с "до" пятой? там математическое вроде подтверждение было, что частоты не кратны.. да?
E = Fb.
SPb Bass Association
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 19:57 



to Квазарчик

С математической точки зрения,- всё нормально.
С аккустической точки зрения,- одновременное звучание До контроктавы и До пятой октавы, извлеченных одним инструментом, ты можешь услышать лишь у двух инструментов: фортепиано и органа.

Я, например, не чувствую, что они не звучат; на мой взгляд, звучат благозвучно, - октава.

Но если речь идет об извлечении До пятой октавы на фортепиано или органе, а До контроктавы, например, на пятиструнной бас-гитаре, или на контрфаготе, то может возникнуть ощущение неблагозвучности (и то не факт), но это следствие неудачно (в нашем случае заведомо) подобранных диапазонов инструментов в процессе аранжировки.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 20:32 

6 струн

Basiler!Я как-то пытался даже теорию музыки переписать, запала хватило на пару страниц. :)
Строит в тонику не большая, а малая септима.
Мажорный аккорд с большой септимой (от родимого до) это большая терция от квинты, т.е в аккорде два тонических центра - соль,чьей гармоникой является си, и до, чьими гармониками являются соль и ми.

Теория музыки глазами инженера.

Зададимся детским вопросом ПОЧЕМУ? Отличный, знаете ли, вопрос, который иногда забывается многими педагогами. Он их в тупик ставит, потому что ответов они не знают.

Каково происхождение аккорда? Почему одно сочетание звуков нас раздражает, а другое – нет?

Однажды я расписал по частотам ноты от родимого До (261 Гц) на три октавы вверх. И расписал гармоники по ранжиру.

1 гармоника – основной тон f

2 гармоника – октава вверх 2f

3 гармоника – 3f = 261* 3 = 783 Гц = Соль на октаву вверх

4 гармоника – 4f = 2 октавы вверх

5 гармоника – 5f = 261* 5 = 1305 Гц = чуть ниже Ми (1316 Гц) на 2 октавы вверх

6 гармоника – 6f = 261* 6 = 1566 Гц = Соль на 2 октавы вверх

7 гармоника – 7f = 261* 7 = 1827 Гц = чуть ниже А# (1864 Гц) на 2 октавы вверх.

Выбрасываем четные гармоники, как несущественные, масло маслянее стать не может, что имеем? Имеем в начинке септаккорд До-Ми-Соль-Ля#. Это в простейшем-то звуке До! При этом в порядке появления главными являются До, основной тон, затем Соль-квинта, затем Ми- большая терция, и последним выскочил Ля диез – малая септима. Или, перефразируя изложенное, мажорный септаккорд наиболее близко повторяет гармоники основного тона аккорда. Вот она где собака зарыта!

Мысли, так сказать, идиота, не имеющего музыкального образования.Хотя об этом и в теории музыки вскользь и неясно, это я для себя, тупицы, Америку открывал.Профессионалы это знают, надеюсь.:)

Кстати, анекдотик:
Один гитарист другого спрашивает перед экзаменом - слушай, ты не помнишь, какая субдоминанта в Фа? -Идиот, Фа и есть субдоминанта!!!

Если интересно, у меня есть собственная теория гармонических тяготений.Потому что НИКТО мне этого не обьяснил, пришлось самому дотумкать, почему один аккорд тянет в другой, и в какой именно.Могут это профи обьяснить? Почему?А? :)
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 21:05 

6 струн

Квазарчик, по существу твоего вопроса: не звучат, и звучать не могут, потому что, хотя эти частоты и кратны, они слишком далеко друг от друга, и мозг (слух) их воспринимает, как два совершенно разных источника звука, т.е анализировать их надо раздельно, не могут птичка и слон петь хором.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 10.06.2005 22:42 
Москва
Kramer Glide, Roland JP-8000

6 - число дьявола
7 - святое число
В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 11.06.2005 12:27 
Восточное Измайлово
семплер, смычок и канифоль

2 лентяй-гуру:
кстати на добавлении разных гармоник лежит принцип различия между ламповым и транзисторным усилением... Ихмо четные-нечетные...
-----------
А роль Баха в истории все-таки преувеличина... Не один он был. В шайке состоял.
Меня путен обыдлил, я поэтому в подъезде ссу (Вепрь)
lick this post!
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 12.06.2005 08:25 
Basstriker



Мне кажется, в живом ансамбле музыканты интуитивно стремятся сыграть почище, вокалист голосом, гитарист тоже как-нибудь струны специально жмет, а уж если "подтяжка", так уж точно на слух, а значит, ближе к чему-то "натуральному". В хоре люди, скорее всего, тоже "натурально" поют.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 14.06.2005 01:05 
Guukx



Хм)))) Клевая тема)))) Хочу выпить йаду)))
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 14.06.2005 15:51 
Санкт-Петербург
пульт звукорежиссёра, вокал, гитары, бас, клавиши, виолончель

Павел_12345
мне врезалось в память, как учительница по виолончели рассказывала про какого-то музыканта-математика, который показал незвучность [бла-бла]. при этом для пущей наглядности были взяты самые далёкие на присутствовавшем "пианине" "до".
может, оно было чуть расстроено, но запомнилось.. :)
E = Fb.
SPb Bass Association
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 14.06.2005 21:23 



to Квазарчик

Ты знаешь, я не в курсе о математике-музыканте, о котором ты говоришь. С математической точки зрения, всё нормально.

Верно Лентяй-гуру заметил: частоты далеко друг от друга. С психо-аккустической точки зрения их трудно сопоставить как интервал (хотя возможно).
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 15.06.2005 12:36 
Санкт-Петербург
пульт звукорежиссёра, вокал, гитары, бас, клавиши, виолончель

Павел_12345
ну, допустим.. ок.
E = Fb.
SPb Bass Association
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 15.06.2005 14:06 



хорошая тема! :)
я, как математик и программист, тоже давно задавалась вопросом о гармониках. а началось всё с простой вещи - казалось моим ушам, что гитара не строит. ну, думаю, посчитаю длину струны, колебания и прочее - и найду оптимальное положение порожков (вычисления получились приблизительно такие же, как гуру выше привёл). исходила я из элементарной теории матфизики о колебании струны и усилении амплитуд при резонансе. и вот выяснилось, что идеального положения порожков на гитаре, строго говоря, не существует... это потом уже я про Баха читала и про его темперированный клавир и про старания средневековых музыкантов найти общий строй и прочее. короче, теперь у меня безлад и никаких проблем - можно пальцами по слуху корректировать недостатки строя :)
а вообще для любопытных: есть занятная прога Fractal Tune Smithy. в ней можно моделировать различные ладовые системы, прослушивать последовательности и даже писать midi музыку для этих нестандартных систем. даже в незарегистрированном варианте это довольно забавная игрушка. но вся инфа - на английском. так что это будет интересно только для тех, кто свободно читает по-английски. здесь вот ссылка, если кому интересно:
http://members.tripod.com/~robertinventor/tunes/tunes.htm
там много чего есть, там есть и другие ссылки на подобные темы.
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 22.08.2005 02:39 
Sanya



Если сильно понадобиться помощь по этому вопросу прошу в аську разъясню максимально подробно ! И в слово максимально я вкладываю полный смысл!!! Но на форуме выкладывать всё что мне известно поэтому вопросу тоже не рациально ! Очень много место займёт! А значит и времени !Sanya (346-453-754)
Автор
Тема: Re: почему именно 12 ?
Время: 22.08.2005 18:07 
Saint-Petersburg
красная гитара

Iron Bug, за компетентность источника не ручаюсь, но один чел мне говорил, что есть гитары с "неровными" ладами, т.е. в р-не 1-2 лада на 1-2 струне небольшой изгиб
PRS SE EG -> TC Electonic Polytune -> Crybaby 95Q -> Z.Vex Box of rock -> TC Electonic Nova Modulator -> T-Rex Replica
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!