RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 12.08.2005 13:04 
Saint-Petersburg
красная гитара

Не замечали, что когда транспонируешь какую либо песню или музыку меняется её характер, даже получается иногда, что песня не в родной(придуманой автором) тональности - не звучит?
Или, например, когда транспонируешь под определенный диапазон вокала, то песня уже не подходит вокалисту, как то даже фальшиво, не искренне у него звучит...
Интересно с чем это связано, кто-нить знает?
PRS SE EG -> TC Electonic Polytune -> Crybaby 95Q -> Z.Vex Box of rock -> TC Electonic Nova Modulator -> T-Rex Replica
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 12.08.2005 18:47 
Минск
♪♫ ...

Это к теме о равномерно-темперированном ладу (ладе?)вроде так :)
"Все-таки тоже не ясно когда лучше... Когда в голове песок или, когда вакуум..." (С)D7
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 12.08.2005 19:37 
Москва
клавишные - Alesis Ion,Kurzweil PC161, Kawai K5000 S

зато вся попса отечественного розлива да и не только попса использует транспонирование на полную катушку - главное знать свои возможности
если не захочу то и не буду...
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 12.08.2005 21:57 
MSK
lefthanded

Клавишник! да, согласен на все сто!
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 01:54 



пуля, приведи примеры таких песен.
--
ииии эт:
смотря на сколько транспонировать ищо.
если на квинту тире септиму - то даааа, песня точно поменяется.

если над секунду-терцию(что часто делают, кстать), то...может и не изменится ничего.

2Дима: нет )))
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 05:21 
kaban_02



Не заморачивайтесь, по фигу тональность. Транспонировать надо по уму, и не по принципу караоке.
А транспонировать очень часто приходится под конкретного исполнителя.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 12:35 
Saint-Petersburg
красная гитара

-Al- насчет примеров - возьми любую песню и попробуй её сыграть/спеть, если песня грустная, минорная - выше, если мажорная - ниже. Только трансонирую тона на три.

Как кстати прием такой называется когда на большую секунду транспонируют по ходу исполнения?
PRS SE EG -> TC Electonic Polytune -> Crybaby 95Q -> Z.Vex Box of rock -> TC Electonic Nova Modulator -> T-Rex Replica
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 13:50 
Минск
♪♫ ...

транспонированием мелодии на полтона во время исполнения.
"Все-таки тоже не ясно когда лучше... Когда в голове песок или, когда вакуум..." (С)D7
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 15:09 



модуляция7
отклонение(с возвратом).
и не только, когда на большую секунду.
--
пуля - *тона на три* ))))
я ж сам выше написал, что песня в таком случ *поменяется* скорее всего.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 15:25 
Москва
MM Stingray 5

конечно замечено.Так и есть. Меняется тональность меняется настроение. И чем выше развита общая музыкальность, тем эта разница ощутимие, а главное понятно что изменилось то!! ведь транспонировали вроде всё ровно, на один интервал, и голос свободно вытягивает, но что то "уже не то". Лично для меня, куда более "оптимистичен" быстрой рок в Ля-бемоль миноре, чем та же последовательность в ЛЯ-миноре кот которой веет уже "тоской". А как иначе то.Тональность ,это как набор красок у живописца.в Ля имноре он один, в Си-бемоль другой. А фальшивить вокалист может по разным причинам. Какие то тональности ему удобнее для пения, какие то неудобны. СУществет доступный для вокалиста регистр (бас,баритон,тенор) И тональность Ми мажор от тоники в малой октаве уже может быть трудна для воспроизведения для тенора, а на октаву выше уже теряется сила выразительности("правдивости" замысла) той или иной песни.
У нас гитарист-вокалист считает Ми-минор наиболее "грузовой тональностью",лично я свободно изъясняюсь без напряга в вокальной партии в Соль-миноре и тоже Ми-минор для меня "грузовата" в Си-мажор, как то менее естественно что ли. Тут видимо ещё и класс вокалиста не последнюю роль играет. Есть наверняка исполнители примерно одинаково "правдиво" поющих в любой тональности, но уверен, и у них есть свои предпочтения.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 16:48 
kaban_02



Все это субъективно ребята, кто как привык и на чем вырос.
Правда "черные" тональности дают на слух и по ощущениям больше гармоник и как бы лучше (интересней) строят, но опять же все это субъективно.
Если интересно подбейте статистику на примере классики - в каких тональностя делали мрачную в том числе и траурную музыку и наоборот светлую и жизнерадостную как две крайности. Думаю закономерность какая то выявиться и при выборе тональности под конкретное настроение уводить к тому или к другому краю (подозреваю что глупость сморозил в этом абзаце, но в свое время сам интересовался этим и ничего для себя не выявил и не определил, бессмысленно).
Тональность под исполнителя роли не играет, а играет роль его наилучший регистр в голосовом (или инструментальном) диапазоне для исполнения той или иной вещи, вот и все.
Аранжировку часто приходится даже переделывать (менять обращения, перелопачивать басы, искать новые варианты обыгрышей, соло и т.д), чтобы не выходить далеко за регистр оригинала и сохранить его узнаваемость и характер, и это не простое занятие.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 18:46 
Москва
MM Stingray 5

Да несомненно, всё субъективно. Также немалое влияние оказвает на тональность, темп и манера исполнения,оживлённый темп. Мажорная тональность и саккатированное исполнение и достаточно широкие интервалы хотя бы пошире 1,5 тонов - создают вполне объективную картину. Так же как и легато-исполнение,тяжеловесное с ходами по секундам ,без долгих "подъёмов", в стиле 2 шага вперёд 3 назад ,с пометкой Grave или Lento (то есть медленные темпы) использования низких по тону гармонических квинт, но всё в той же мажорной тональности даст разительно другую картину.

Фразировка,динамика,манера исполнения в одной и той же тональности может "обрисовать" практически противоположные образы. Да, останется Мажорность, но это будет уже и не весело и не оптимистично. В Ньюансах исполнения очень много-то и сокрыто. Наиболее расскрывает эти возможности-музыка академическая, так называемая "Классика". Музыка которую невозможно слушать без учитывания всех тонкостей исполнения. Быть хорошим исполнителем, это дар многим просто недоступный. Изучая и играя в последнее время Классику, я всё больше и больше это понимаю и это увлекает меня всё больше и больше. Сколько ж потребовалось лет чтобы начать Понимать это направление в Музыке!!
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 19:37 
kaban_02



Классику надо очень и очень осторожно транспонировать, те люди знали толк в тональностях и где что и как звучит в силу своей высочайшей профессиональной и исполнительской подготовки. Теперь таких людей по пальцам перечтешь. Знание сила!!! Плюс опыт и мастерство - победа!!!
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 13.08.2005 20:05 
kaban_02



PS: Игорь я с тобой согласен по академической музыке. Настоящее понимание ее приходит к большинству не сразу, но с годами, с жизненным опытом, когда внутренняя философия человека меняется и начинаешь осознавать бренность нашего бытия. Потому она и классическая, на века!
Я вот недавно ЗАНОВО ОТКРЫЛ для себя Марио Ланца. Такого тенора теперь нет в природе, вроде обычный тембр, но какая подача, экспрессия, акценты, динамика, владение игрой обертонами, и все естественно и свободно, без наигранности и напыщенности, блин, вот это профи от бога!
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 14.08.2005 04:02 



Дело в том что услышанное произведение в родной тональности оставляет в мозгах след. Потом всякие изменения неизбежно будут сравниваться с первоночальным вариантом. Посему и неочень когда что то транспонируеться. Оссобенно если далеко типа Б3 или 4 или ещё дальше.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 15.08.2005 11:05 



У тов. Скрябина развито целое учение о месте и роли каждой тональности. В частности, на него я ссылался в теме про цветовое соответствие тональностей
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 15.08.2005 14:14 
Saint-Petersburg
красная гитара

Crash, согласен! Мне иногда даже ремиксы больше нравится, чем оригинал, если я ремикс услышу первее.

мёртвый, если не трудно дай ссылку, где можно почитать труды Скрябина.
PRS SE EG -> TC Electonic Polytune -> Crybaby 95Q -> Z.Vex Box of rock -> TC Electonic Nova Modulator -> T-Rex Replica
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 15.08.2005 18:43 



Ув.Пуля!

Вы совершенно правы в своем наблюдении.
Однако вопрос состоит в том, что cуществует
ради чего:

1. Если речь идет об инструментальной музыке,
то важны не только тональность, но и обращение
аккордов. Для отдельных инструментов
(гитара, например) важна позиция даже
(т.к. открытые струны звучат по-своему,
а флажолеты вообще в другой позиции нельзя
будет извлечь...)

2. Если о вокальной, то главное, чтобы вокал
звучал естественно, т.к. на него слушатель
обращает внимание в первую очередь. Давиться и пищать
ради сохранения тональности, конечно неправильно.
В вокальной академической музыке транспонировать
разрешается только вокализы, романсы и народные песни.
Транспонировать оперные арии запрещено. Тут два выхода:
либо учись годами, либо вообще не замахивайся на классику.

3. Но в любой музыке задача исполнителя
передать ХАРАКТЕР произведения, а не его тональность.
Знакомый педагог-музыкант с абсолютным слухом отмечала,
прослушивая на пластинке Бетховена, что тональность
искажается (проигрыватель ускоряет и звучит не ми-мажор, а
фа). Однако для многих Бетховен от этого Бетховеным быть
не перестал. Следует также учесть, что во времена Баха
эталоном звука считалась нота ля1 с колебанием 435 Гц,
а в современной музыке ля 1 равна 440 Гц.
Т.е. когда композиторы выбирали тональность,
они имели ввиду НЕ ТЕ звуки, которые мы слышим сегодня.

Поэтому мастерство исполнения важнее соблюдения
формальных правил. В конечном счете все определяется
вкусом. Если исполнено хорошо, на тональность никто
и внимания не обратит. (При условии, конечно, что нет
жестких классических требований.)
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 15.08.2005 21:07 
Спиралеформная Пропасть
гитара, секвенсер, ВДП

2 Dima

Dima, ТЫ МЕНЯ УБИЛ:)
"Следует также учесть, что во времена Баха
эталоном звука считалась нота ля1 с колебанием 435 Гц,"
Это откуда ты знаешь? ссылку можешь дать на книжку или
на сайт какой? Буду крайне благодарен, если просветишь!
Дело в том, что здесь на моей теме "440 Герц как всемирный заговор" я эти самые 435 Гц как бы на бумажке получил,
"из головы", без исторических изысков.

2 all:
А то, что при транспонировании небольшие проблемы с
отклонениями в ритме возникают, никто не замечал?
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 16.08.2005 19:50 
Wovka



Конкретное обращение аккорда - это действительно важно, обращения же звучат по разному. А тональности... Какая же звучить красивее?
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 17.08.2005 05:03 
хз



Задача:
Есть мелодия. Есть певец или инструмент для ее исполнения.
Вопрос:
Надо ее (мелодию) донести до слушателя.
Решение:
Выбирается регистр наиболее удобный для яркой и требуемой подачи этой мелодии. Под этот регистр заданного исполнителя выбирается тональность.
Вывод:
Влияние тональности на восприятие музыки - фигня.
Слушают тему, мелодию, исполнителя, идею а не тональность.

Простой пример: в кабаках музыканты давно бы "балтимором" ;) стали б приторговывать.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 17.08.2005 18:42 



хз:
я тут подумал,
что многие инструментальные(в частности гитарные) произведения
будет ну ооооочень проблематично сыграть в других тональностях.
предполагаю, что и восприятие(при больших интервальных изменениях) изменится тоже. т.е. это уже будет *другая* музыка.
здесь масса нюансов. не вижу смысла всё это как-то обсуждать...
все равно ни к чему конкретному ни придём ))))
Автор
Тема: Помогите найти песню или исполнителя
Время: 08.01.2007 23:16 



:fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan: :fan:
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 09.01.2007 10:58 
Санкт-Петербург
Гитара

касаемо этого топика отжог товарищ Мусоргский
у него тональность соль ассоциировалась с каким то цветом (не буду вратьк каким - не помню), а соль диез ваще с другим. Как то он там чё то на полтона транспонировал и сказал, что получилась полная лажа...
"Hey, God, do you go to the mosque or the synagogue?"
Shakira
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 10.01.2007 14:23 



kaban_02, "Транспонировать надо по уму, и не по принципу караоке."
Сильно сказано. И чем же енти принципы отличаются?
На сольфеджио почему-то учат, что транспонирование - чисто математическое преобразование.

На мой взгляд "разность" характера звучания различных тональностей - привнесенная, обусловленная музыкальной средой в которой человек развивается. Не секрет, что у большинства музыкальных инструментов есть "более" и "менее" удобные тональности. Большинство классических композиторов писали музыку с учетом этих особенностей, ибо на свете не так уж много виртуозов и в отсутствии звукозаписи приходится рассчитывать именно на средний уровень музыкантов.
Соответственно и произведения писались в этих "удобных" тональностях - они то и сформировали наше "европейское" слышание музыки.
Что же касается собственного эмоционального окраса звуков - он, несомненно, имеется, однако - опять-таки на мой взгляд - обусловлено это, в частности, тембром инструмента, на котором звук исполняется.
Если же воспроизвести "чистые" звуки (лишенные обертоновой окраски) - сомневаюсь что у них это качество имеется, только если чисто "вспоминательное", притянутая мозгом аналогия.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 10.01.2007 15:14 



Родственность тональностей определяется-то ведь не по интервалу между тониками, а по количеству общих звуков. И для людй с "цветным" слухом тональности рсположенные по квинтам имеют похожий цвет, а те, которые различаются на полтона имеют реальное растояние в СЕМЬ знаков. То-есть являются наиболее далекими.
Но и простой человек, с обычным, несовершенным, слухом, это тоже прекрасно ощущает. Модуляцию на один знак можно ведь и не заметить, увлекшись образным содержанием, а вот на полтона (во вторую пониженную ступень) как резанет душу!
Ну а что касается удобства исполнения, если б все инструменты могли играть и вокалисты петь в одних и тех же тональностях, то транспозицию готовых произведений никто бы не придумал. На гитаре удобнее играть в низких позициях, на медных духовых - только в бемольных тональностях, на фортепиано - по белым клавишам :)
Поэтому перекладывая произведения для других инструментов, его транспонируют на полтона-тон. Но заметить неладное может только слушатель с абсолютным слухом.
Тот же, у кого слух относительный, получает в начале произведения настройку, а дальше воспринимает все события (ступени, гармонию, отклонения, модуляции) так же, как и в авторской тональности.
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 10.01.2007 15:58 
NP



Выбор тональности для голоса или для инструмента зависит конечно от их диапазона,но это технические данные.В рамках этих общих диапазоном существует целая шкала эмоциональных диапазонов,как и в разговоре;а это уже намного сложнее,т.к. если регистр одной отдельной эмоции распространяется на определенный диапазон,то при столкновнии даже только двух эмоций создается смешение двух диапазонов и с плавными переходами,и с резкими. Любое изменение питча вызывает сдвиги в границах для эмоциональных диапазонах.Другими словами,если с утра вы начнете разговаривать с домашними обычными фразами, но на какую- нибудь терцию выше или ниже обычного,то несомненнозаслужите вопрос от них:"Случилось чего-нибудь?"
Автор
Тема: Re: Влияние тональности на восприятие музыки.
Время: 10.01.2007 16:12 



Lamia, полностью поддерживаю.
Верно замечено, что при переложении произведений для _других_ инструментов "эффект искажения звучания" от траспонирования наименее заметен. Это косвенно подтверждает мысль о том, что собственная эмоциональная окраска звуков (которой, бывает, кичатся "абсолютники") большей частью обусловлена тембром, на который "абсолютник" апроксимирует услышанный звук.
Что-то типа:
удар молотком по водосточной трубе ->
(апроксимация: стакатто смычком) ->
(40-я симфония) ->
батюшки, да этож соль!
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!