RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 06.11.2006 22:04 
NP



Наконец-то вопросы по делу.Любитель -- Вы правы в том, что пишете.Guide Line -- последователность Guide Tones- терции и септимы аккордов.Это не вся
линия,но основной мелодический скелет аккомпанемента.Между опорными звуками можно протянуть соединяющие мелодические ходы,заполняющие паузы--т.наз. филлеры.
Может создаться ситуация,что что мелодия случайно удваивает какой либо звук аккомпанирующей линии( или наоборот), однако, как правило, желательно обе мелодич. линии должны находиться на нек-ром расстоянии друг от друга--не менее терции(зависит от стиля).Нежелательно, чтобы Guide путался между ногами главной мелодии .
Еще из свойств компинга: скромное интервальное движение, а главное -- разгрузочные паузы, если это не полифония стиля барокко.
*** можно ли долбиться интересного звучания, если гармонизировать именно guide line а при этом исполнять основную мелодию?***
Немного неясно, о чем вопрос.У главной мелодии и аккомпанирующей--общая гармония, однако если речь идет о текстурах и расположениях аккордов,то есть возможность разным комбинациям :мелодия single+guide в аккордовой одежке,или наоборот,или обе линии с аккордами-- одна с закрытыми аккордами,другая с открытыми и т.д.Это элементарные вопросы по аранжировке-- можно найти даже в книге об аранжировке Браславского.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 07.11.2006 12:45 
Любитель



NP благодарю за ответ.
И опять для меня не понятно следующее.
Ваша цитата:
«Определение: Т -любой неаккордовый звук ( в джазе базовый аккорд - септаккорд), фигурирующий либо как добавочный, либо как заменяющий аккордовый звук, находящийся НА СТУПЕНЬ ВНИЗ.»

Если я правильно понял, Т. находится НА СТУПЕНЬ ВНИЗ от аккордового звука.
А в Ваших примерах: нона, ув. и ум. нона заменяется 8 («9,9бем.,9# заменяют 8; 11 заменяет 3 или 3бем.»), т.е. вверх? Что-то не стыкуется.
«В принципе любой из 8 оставшихся после септаккорда зв. может быть tension», - это понятно.

И последнее: «Пример : в Смаж.7 не может быть вместо до ре бем.(9бем.), но может быть ре.»
Почему не может? Если ввести до# вместо "до" получается вводный уменьшенный аккорд: 1#, 3, 5, 7бем, который на мой взгляд часто используется.

Поясните пожалуйста. Спасибо.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 07.11.2006 17:19 
NP



Любитель, с одной стороны я вроде бы неясно выразился, а с другой--есть между нами ,как видно, разнобой в определениях.
1)***«Определение: Т -любой неаккордовый звук ( в джазе базовый аккорд - септаккорд), фигурирующий либо как добавочный, либо как заменяющий аккордовый звук, находящийся НА СТУПЕНЬ ВНИЗ.»***
Это АКК. звук находится на ступень ниже Т.,т.е. прима --под 9, 9b,9# ;мин. терция-- под 11,мажорная-- под 11 и 11#;квинта--под 13 и 13b;малая септима--под 15b.Единственный Т.,разрешающийся в обе стороны--11# --и в терцию, и в квинту.
2) *** И последнее: «Пример : в Смаж.7 не может быть вместо до ре бем.(9бем.), но может быть ре.» ***
Как видно, мы говорим о двух разных аккордах.Я не признаю русского наименования т.н. доминант-септаккорда,и похожих на него аккордов" малый мажорный септаккорд"(называемого в джазе просто"септаккорд") в отличие от"большого мажорного". Возможно и на немецком языке это так. Термин просто абсурдный.Мажор--большой, минор--малый.Это антиподы: большой не может быть малым и наоборот,как не может быть холодное пламя и горячее пламя. Термин "мажорный" для септ-акк. относится и к терции, и к септиме одновременно.То же самое в мин.7.Так что я говорил о септаккорде с большой(мажорной) септимой ,а тут 9b звучит действит. просто плохо.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 07.11.2006 20:48 



NP, вероятно у меня ошибка в понимании терминов.
Если не затруднит напишите как Вы называете:
С7 -
Cm7 -
Сmaj -
Cm+7 (До, Ми бем.,Соль, Си) -
В остальном я понял, что Вы имели ввиду.
Спасибо.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 08.11.2006 18:31 
NP



[С7 -] До семь, если не учитывать"-",кот.означает"минор".
[Сmaj -]Трезвучие ДО маж
[Cm+7] Запись неточная.Фактич. обозначен мин. септаккорд с повышенной квинтой.В записи слева направо знаки альтерации пишутся ПОСЛЕ, а не до обозначенной ступен###начит запись должна быть: [Cm7+] или [Cm7#] ,или [Cmaj7].
[Cm7] До минор 7, как и положено.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 09.11.2006 00:02 
Сергей



***В записи слева направо знаки альтерации пишутся ПОСЛЕ, а не до обозначенной ступени***
маразм крепчал
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 09.11.2006 09:00 
NP



...а понимание написанного ослабевало...(Лао Дзы)
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 09.11.2006 15:17 
Любитель



Уважаемый NP.
Черточки после аккордов означают только тире, а не минусы.
Простите, если ввел в заблуждение.
Я попросил как с Вашей точки зрения называются эти аккорды:
С7
Cm7
Сmaj
(До; Ми бем.; Соль; Си)

Я видел знаки альтерации ступеней (+ -) пишут и до ступеней и после номера ступени.

Вы пишите Cmaj трезвучие ДО маж.
Это вроде не трезвучие, а большой мажорный септаккорд с большой септимой (хотя знаю Вы не любите многословные названия). Так как по-вашему коротко он называется?.

И последнее: »»»запись должна быть: [Cm7+] или [Cm7#] ,или [Cmaj7]»»»
Что-то в последнем [Cmaj7] я совсем не понял. В этой последовательности миноров [Cmaj7] лишний. Здесь не понятно 4 звук Си или Си бем. По моему правильно или [Cmaj]. или [C7+], но и конечно [С7#].
Если последнее верно, то (До; Ми бем.; Соль; Си) обозначается [Сm7+] или [Сm7#]
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 09.11.2006 16:20 
NP



Фактически C maj --обозначение не аккорда, а звукоряда.В случае маж. трезвучия это просто С,в случае маж. септаккорда--Сmaj7 или С с треугольником,в случае минорного с большой септимой(тут, извините,я не досмотрел)--Cm7# или Cm7+,или как я видел в книге швейцарского пианиста Joe Viera C m7j. Согласен , что есть разнобой в обозначениях,но нигде не видел (ни в американской, ни в немецкой литературе) С maj как символ септаккорда.Понятие [maj] относится одновременно и к терции, и к септиме(если она есть) аккорда. Буду Вам благодарен,если Вы укажете на источники альтернативных обозначений;согласен-несогласен,а знать надо.
Знаки альтерации в буквенных обозначениях в грамотном порядке пишут все же после обозначенной ступени, или даже вместо нее.
Правильно C# а не#C ||C9b , а не Cb9// C5+ а не C+5, зато достаточно С+ //C -7 означает мин. септаккорд, а не уменьшенный.Может быть отсюда иллюзия знака альтерации до обозначенной ступени.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 11:34 
Сергей



обозначения из разных книг. Как видно из примеров - несмотря на многообразие вариантов - везде знак альтерации ставится перед альтерируемой ступенью.
Так что, NP, не надо вводить людей в заблуждение, если сам не знаешь :)
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 12:51 
NP



Хорошо. Признаюсь,что был весьма неточен, а именно: в англоязычной нотации альтерация записывается До обозначенной ступени,хотя иногда пишут и после.Как начинающий ученик понимает C+7?Только так: До маж.7,в то время, как речь идет о увеличенном септаккорде--вот пример вводящего в заблуждение символа.
Тем не менее в германоязычной нотации пишется именно как я сказал; возможно это связано с порядком традиционной записи у немцев--С# обозначается как Сis, а не isС.Тут я основываюсь на имеющихся у меня неск. книг на немецком языке ,с которых начал заниматься аранжировкой. И все-таки ,поскольку почти вся литература пишется по американской системе, то я должен был указать на эту разницу,чего я не сделал, и что и является моей провинностью.

P.S. Нигде нет, и никогда не встречал X maj как эквивалент X maj7.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 17:28 
Сергей



***P.S. Нигде нет, и никогда не встречал X maj как эквивалент X maj7.***
В основном это можно встретить в неофициальных "внутренних" цифровках, особенно когда речь идет о септаккордовой гармонии. Тогда вообще просто "C" может означать б.м.7-акк, а Cm - минорный 7-аккорд. Но это сокращения для личного использования. С другой стороны для не-англоговорящего не совсем понятно - зачем писать "7", если просто "С" - До мажорное трезвучие, то мэйджер будет Cmaj (я понимаю, что это некорректно). Русский никогда не напишет Cmaj подразумевая До мажорное трезвучие. Ну, может - Cdur.
Вот пример из книги Ю.Чугунова "Гармония в джазе". Может это и неправильно, но понятно и удобно
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 17:48 
Сергей



А это примеры из книги Джо Пасса. Здесь можно увидеть обозначение большого минорного 7-аккорда, как Cm+7 (в других местах используют Сm maj7 или Cm#7. я предпочитаю m+7).
В случае 7-акк с повышенной квинтой Джо Пасс просто привел оба варианта C+7 и С7+. Оба варианты могут привести к ошибкам. Я предпочитаю использовать один плюс только в увеличенном трезвучии, а в 7-аккордах ставить +5: С7+5
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 18:00 
Сергей



Но альтерации ставятся перед ступенями.
Что касается аргумента, что альтерации ставятся после букв, обозначающих ноты - то это не имеет отношения к цифрам, которые обозначают ступени в аккордах. Разумеется во всех системах пишется сначала буква, а потом альтерация (С#, а не #C). Но если гармония записана ступенями - римскими цифрами, то сначала альтерация, потом цифра: IV - #IVo
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 11.11.2006 22:25 
NP



Наконец- то, после тяжелых и продолжительных сомнений, установил прог Sibelius 4.Сделал на нем примеры по расширенным расположениям и Tensions,но почему-то форум его не принимает.В чем дело? Помогите!! :upset:
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 12.11.2006 09:46 
Сергей



примеры надо сохранить в одном из перечисленных внизу графических форматов (опция "Вложения") - тогда их можно будет сразу просмотреть на форуме. Если нет возможности сохранить (экспортировать) ноты в картинки gif .jpg .jpeg .bmp, то можно заархивировать в зипом и выложить файлы Сибелиуса. Но их смогут открыть лишь пользователи этой проги. Если достаточно звучания файлов, без нотного представления, то можно сохранить в mid.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 22.11.2006 10:28 
NP



http://www.webfile.ru/1202804 Схема узких и широких расположнеий, кластеров + пентаккорды.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 22.11.2006 16:44 
Сергей



"Хозяйкам на заметку"
Графический файл может быть в 10 раз меньше, если его конвертировать в jpg или gif - тогда его можно выложить прямо здесь и он дольше прослужит людям."
:)
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 22.11.2006 16:47 
Сергей



забыл уточнить: эта картинка из сообщения NP ( http://www.webfile.ru/1202804 Схема узких и широких расположнеий, кластеров + пентаккорды.)
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 25.11.2006 11:41 
NP



Это звучание вышеуказанного нотного примера.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 12:08 
NP



http://www.esnips.com/web/rikimanor-Open--Курс Line Wrining
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 15:24 
NP



http://www.esnips.com/web/rikimanor-Open
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 18:15 
Сергей



***http://www.esnips.com/web/rikimanor-Open***
NP А первой страницы нет?
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 20:38 
NP



*** NP А первой страницы нет?***

Краткий пересказ первой стр.

1.Звукоряды для маж.7
=================
a)1-ая ст.- получает ионийский(диатонич.)
b)4-ая- " " (диатонич.)
c)2b-----------"----------"лидийский (хроматич.)
d)6b------------"--------------------
"-----------------"
e)7b " " "

Главные указания
==============

a) Опущенные(Avoids) звуки- только в акк. вертикали.В мелодич. линии они наличествуют.
b) Маж.7 могут быть расположены на любой из 12 хром. ступеней.5 вышеуказанных ст.-наиболее употребляемы.След. ст. по частоте использования-3b/
c)Опустите 4 ст. в ионийском ладу.
d)Нет опущенных звуков в лидийском.

2. Звукоряды для нетонических мин.7
============================

a) 2m7 - получает Дорийский
b)3m7 - " фригийский
c)6m7 " эолийский
d)V|| m7/b5 - " локрийский
e)||m7/b5 - " "
f)|||m7/b5 - " "
g)#|V/b5 - " "
h)|Vm7 " дорийский


Главные указания
==============

a) Любые мин.7/ b5 получают локрийский
b)В 2мин.7 дорийский - опустить 6-ую ст.
c) 3 m7 фригийский - " 2 "
d) 4m7 Dorian - " 6 "
e)V| m7 aeolian - " 6 "
f)In all Phrygian - " 6 "
g)Сам по себе лад не содержит опускаемых звуков,но только в специфич. ситуации напр.: в ||m7 Dorian опускается 2.ст. В самом дорийск. ладу нет опущенных звуков.
h) 4-ая ст. тональности имеет сильную тенденцию разрушить ощущение тоники... // и так далее.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 22:27 
Сергей



Спасибо.
просто хотел сделать один пдф файл. но в общем ничего особенного... понравилась убитая печатная машинка - давно такого самиздата докомьютерной эпохи не видел :)
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 05.02.2007 22:32 
NP



Сергей, так всегда печатали в подполье- немного уважения к конспираторам.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 01:13 



6) можно строить широкие аккорды путем использования принципа внутриаккордого интервального соединения,что требует знания обертоного ряда.Это значит,что:расстояние между голосами не превысит октаву,за исключением между нижним голосом и басом ;tensions сосредоточены в верхних голосах,аккордовая башня покоится на 2-х нижних интервалах из набора первых 4-х интервалов в обертонах - октава,квинта,кварта,децима.Комбинации могут быть:8 и 5, 5 и 10, 5 и 4.И вообще чистая квинта от баса может спасти любой аккорд.Попробуйте следующий прием:возьмите на клавиатуре чистую квинту в басах,одновременно усаживаясь задом на дисканты.Звучит ? То-то же!

Это значит, когда я располагаю аккорд более чем в двух октавах в широком расположении? То есть я могу арпеджировать так аккорд на несколько октав? Это наверно самое широкое расположение!
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 01:29 



А обертонный звукоряд(звучит весьма устрашающе)это устойчивость и консонантность интервалов? То есть логически будет так: 1, 8(хотя какая между ними тут разница?), 5, 10, 4, а потом уже все остальные диссонантные интервалы? Ну логично, чтобы теншнс шли последними, потому что они так будут лучше слышны. Тогда почему именно такие комбинации, как :8 и 5, 5 и 10, 5 и 4?
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 01:31 



Забыл про терцию, это тоже консонантный интервал.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 01:45 



Кстати, нижний голос и бас, то есьт можно строить и от обращения такое широкое расположение, но прибавлять к нему басоый голос?
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 03:27 

Блюзовая балалайка

Гил Эванс использовал прием перевернутой пирамиды,где Tensions были сосредоточены в нижней части аккорда,а основные звуки-выше.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 29.03.2007 23:17 



NP, я думаю заказать из США какие-нибудь книги, может посоветуете что-то по расположению аккордов и вообще по джазу? Могу с Вами потом поделиться. :) А может у Вас что-то есть, я бы мог купить.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 30.03.2007 01:14 

Блюзовая балалайка

2 muzicmuzic:

Что касается джаза,то ИМХО Лучшие книги по расположениям аккордов-современные книги по аранжировке,наподобие


Dick Lowell:" :ARRANGING FOR LARGE ENSEMBLE ",

T.Peace+Pullig:MODERN Voisings

Bill Dobbins:JAZZ ARRANGING & COMPOSING,

Steve Lajoie:GIL EVANS & MILES DAVIES,

Dick Grove:ARRANGING CONCEPTS COMPLETE,




Mark Levine:THE JAZZ PIANO BOOK,Jim Mc Neely:THE ART OF COMPING(FOR PIANO),

Don Sebesky:THE CONTEMPORARY ARRANGER,

Ron Miller:MODAL JAZZ/COMPOSITION &HARMONY(VOLUME 2)

Fred Sturm: EVOLUTION OF JAZZ ARRANGING

А лучше всего партитуры.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 30.03.2007 02:18 



Спасибо!
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 04.05.2007 22:33 



Вот нашел простые примеры арранжировки четырезвучных аккордов. Если посмотреть, то как ни расположи звуки, то получится арранжированный аккорд, только нежелательно дублировать голоса насколько я понял(кроме верхнего).
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 04.05.2007 22:37 



Вернее не "как ни расположи", а как ни опусти на октаву вниз. Хотя наверно самые благозвучные и часто употребимые тесное и дроп 2.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 08.05.2007 01:41 

Блюзовая балалайка

Проблема в том,что если писать(играть) строго по правилам-то у разных людей получится то же самое.
Чтобы индивидуализировать гармонию ,лучше строить открытые аккорды от баса,добвляя от себя те или иные звуки-по вкусу.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 10.05.2007 12:54 



Спасибо, NP. Да, я заметил, что часто используется открытые аккорды с надстройками. А приведенные мной расположения наверно не так часто встречаются?
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 10.05.2007 16:57 

Блюзовая балалайка

2 muzicmuzic

"А приведенные мной расположения наверно не так часто встречаются?"

Наоборот,встречаются слишком часто(акк.1-6).7-й аккорд построен неправильно-между средними голосами расстояние превышает октаву.

Последнй пример-не широкое расположение,а мелодич. звук,гармонизованный трезвучием.
Автор
Тема: Re: широкое расположение в джазе
Время: 13.05.2007 00:48 



Спасибо, NP, Вы мне очень помогаете.
Скажите, при изложении в закрытой позиции, когда в правой руке я веду мелодию в аккордовой фактуре, а в левой интервалы, я могу в левой руке дублировать любые интервалы правой?
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!