Автор |
Тема: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 30.09.2006 10:38 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Что именно кроется за определением "коррелируемый хорус"? Посмотрел в инете-яснее не стало.Может имеется в виду, что в отличии от вертикального варьирования -1-ый такт хоруса на 1-ый такт темы, 2-ой т. хор. на 2-ой т. темы и т.д.- имеет место горизонтальное варьирование-каждая последующая фраза основана на предыдущей? | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 10:22 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
NP, по-моему тут вполне понятно все изложено. ![]() "...Исполняемые им (Амстронгом) соло воспринимаются как нечто единое целое, составные части которого перекликаются друг с другом, напоминая эхо, - в форме вопросов и ответов. Этот талант Армстронга сразу же заметили другие джазмены. Садхолтер и Эванс в своем исследовании творчества Бейдербека цитируют одно высказывание корнетиста Эстена Спарриера, друга «Бикса»: «Луи обладал способностью с ходу выдать соло из тридцати двух взаимно производных тактов, все музыкальные фразы которого соотносились друг с другом. В этом отношении, - говорит Спарриер, - он ушел далеко вперед по сравнению с другими корнетистами... «Бикс» и я сам, мы оба считали Армстронга создателем метода коррелированного хоруса: играются два такта, затем два производных от них, получаете четыре, на основе которых вы играете еще четыре такта, производных от четырех первых, и так далее до конца хоруса. Секрет метода очень прост: исполняется серия производных друг от друга музыкальных фраз»19. Садхолтер и Эванс указывают на «Go'Long Mule» как на конкретный пример использования Армстронгом этого метода. Однако мне кажется, что в этой пьесе нет коррелированного хоруса, поскольку два вторых такта вовсе не производны от двух первых, а четыре последующих - от четырех предшествующих. Я считаю, что в «Go'Long Mule» Армстронг исполняет просто серию следующих друг за другом музыкальных фраз. Корреляция была лишь одним из способов построения им своих хорусов. (Прекрасным примером коррелированного хоруса, как его понимает Спарриер, может служить соло Бейдербека в «Singing the Blues».) В то же время замечания Спарриера свидетельствуют о том, что музыканты, в том числе и столь ярко одаренные, как Бейдербек, внимательно изучали творчество Армстронга..." http://www.satchmo.ru/publication/genius/glava11 "...В своих сольных номерах Армстронг использовал два общих приема. Один из них — прием так называемого коррелированного хоруса, на что впервые обратили внимание Бикс Бейдербек и Эстен Сперриер. Сперриер, которого цитируют биографы Бейдербека Ричард М. Садхолтер и Филип Р. Эванс, говорит: «Луи сильно отличался от всех остальных корнетистов своей способностью создавать 32 взаимно производных такта, соотнесенных со всеми фразами. Поэтому Бикс и я всегда называли Армстронга отцом метода коррелированного хоруса: играются два такта, затем два производных от них, получаете четыре, на основе которых вы играете еще четыре такта, производных от четырех первых, и так далее до конца» . Трудно сказать, насколько сознательно Армстронг пользовался этим приемом, если он вообще пользовался им. Но наиболее очевиден он в первом соло пьесы «Sugar Foot Strut», исполненном им вместе с ансамблем «Hot Five», а также в великолепном вступлении к пьесе «Hotter Than That». Несколько проще определить другой исполнительский прием Армстронга. Он сам так характеризовал его: «В первом хорусе я играю мелодию, во втором — мелодию вокруг мелодии, а в третьем — то, что обычно принято». Армстронг прежде всего говорит о финальных хорусах, имея в виду, что после повторения темы пьесы он переходит к вариациям на нее и завершает тему кульминацией с помощью простых повторяющихся фигур, иногда состоящих из пронзительных звуков. Этот прием мы относительно редко встречаем в грамзаписях — просто потому, что многие хорусы, как правило, не укладывались в трехминутное время воспроизведения, если темп не был достаточно быстрым. Когда же Армстронг выступал непосредственно перед публикой, он обычно исполнял до пяти хорусов в конце номера. В качестве примера можно привести грамзапись «Struttin' with Some Barbecue», сделанную с большим оркестром в 1938 году, где Армстронг исполняет предпоследний хорус почти в соответствии с мелодией, последний — как вариацию лишь основных звуков мелодии, а завершает пьесу короткой кодой. Другой пример — запись «Swing That Music», сделанная тогда же. Первый из четырех финальных хорусов дает четкое изложение мелодии, второй упрощает ее, третий сводит к основным звукам, а четвертый является бравурным пассажем в верхнем регистре, исполненным Армстронгом из желания понравиться публике и состоящим из одного звука, повторяемого в течение тридцати двух тактов." (Коллиер Дж. Л. "Становление джаза. Популярный исторический очерк." Москва, "Радуга", 1984г.) |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 12:53 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Ув. господин хз. В том то и дело,что не все так просто, как описано в обоих текстах - их я уже читал. Начну с определения импровизации ,как я ее понимаю: сцепление спонтанно скомпонированых муз. мотивов,фраз и предложений в рамках связей между ними ,и их развитие; др.словами, осуществление всеобщего принципа "повторение и изменение". Любая форма больше мотива, начиная от периода -это уже композиционная пьеса(До мин. прелюд Шопена - в форме периода).С др. стороны в импровизации должны присутствовать и заготовки-идеи, но разумеется в форме меньшей,чем период.Эти заготовки могут сохраняться годами_можно сравнить версии импровизаций Билла Эванса на ту же тему с интервалом в несколько лет. Разница между импровизацией в рамках хоруса и композицией длиной в хорус ИМХО как между устным рассказом и литературным.Первый спонтанен,второй выстроен согласно художественному замыслу.Любой нормальный слушатель может может определить на слух,рассказ ли это от себя или литературная проза.Точно так же рядовой непрофессиональный меломан сразу определит ,где сама песня ,а где импровизация на нее(не в бибопе!),даже если с ней не знаком.По отношению к знаменитым соло ,наигранным Л. Армстронгом в свое время были нарекания , что они являются не импровизациями,а композициями,играемыми каждый раз почти нота в ноту.Жаловаться -то жаловались, только трубачи во всем мире выучивали и выучивают эти соло.========Во всяком случае тот смысл ,который вкладывается в понятие "коррелируемый хорус , означает создание песни , а не импровизации.И что это за термин- коррелируемый? Изобретение дилетантов,не имеющих понятия о муз. формах . Кто-то слышал о "коррелированной фуге"? о "коррелируемой сонатной форме"?"кор. рондо"? Построение песни Over the Rainbow ,к примеру, вполне соответствует определению "коррелируемый хорус":такты 3 и 4 основаны на т.т.1 и 2; т.т. 5-8 основаны на т.т 1-4 ; т.т. 9-16 осн. на т.т. 1-8 и т.д. Наличествуют 32 взаимно производных такта, соотнесенных со всеми фразами .Правила соблюдены - где же импровизация? ===========Пытался найти материалы об уважаемых Р.М. Садхолтере и Ф.Р.Эвансе, об их музыкальной и джазовой компетенции - и не нашел ничего.По поводу термина "коррелируемый хорус" - сдается мне что он результат неуклюжего перевода с английского,и хотел бы знать, как звучит оригинал. | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 13:08 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
NP, ой, не охота вдаваться в дебри, я думал исторический экскурс всё объяснит. Собсно другой инфы я тоже никогда не встречал. И уж тем более как то никогда не задумывался над происхождением того или другого термина. Таких казусов много и не только в музыке и трудно судить какой частью мозга думали авторы этих терминов. Главное что они уже есть. Я полагаю, что тут подразумевается множественная корреляция, термин напрямую взятый из математики, как наиболее точно объясняющий вариабельность муз. фраз, их комбинции и т.д. в данном контексте. В принципе, по сути своей, я понимаю данный способ импровизаций как вариабельные каноны. И взят он точно из академ. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 15:28 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Исторический экскурс ничего не объясняет.Есть довольно много информации о Биксе Байдербеке на английском языке,но только Дж.Л. Коллиер упоминает о его теориии композиции корреляционного хоруса(точный текст).Подробности в виде уже упомянутых цитат,но не сверх этого.Осталась энигма. Жалко. | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 15:36 |
|
---|---|---|
Москва Гитара, рояль. ![]() ![]() ![]() |
привет всем! не мог не пройти мимо ![]() цитирую "Осталась энигма. Жалко". обалдеть, прям страдания молодого Вертера ![]() Осталась энигма и Слава Богу ![]() Да здравствует энигма, теоретики, уберите свои грязные лапы от великого Луи ![]() Шутка, шутка, NP, шууутка!!! Просто дурака валяю. Всем успехов. |
|
jazz
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 16:00 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
ivan_jazzmann ! От такого имени я ожидал бы бОльшей помощи. | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 16:02 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Вань, а я не теоретик, я примазавшийся ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 16:19 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
ты левый уклонист , епть! | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 16:28 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Главное, што не правый поклонист, епть! | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 19:28 |
|
---|---|---|
guest
![]() |
Не физика тут , не математика, Не электроника, не сопроматика; Тут не динамика да и не статика, а попросту - тут энигматика . ------ Теоретика схватим то за рукавчики, За рукавчики да за подмышечки, За подмышечки , да на катере Пошлем дружно к энигматери. ------ Есть на свете энигмать? -Значит есть куда послать. | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 19:43 |
|
---|---|---|
Москва Гитара, рояль. ![]() ![]() ![]() |
подписуюсь под вышесказанным всеми своими лапами, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ, ЭНИГМАТЬ ВАШУ!!! |
|
jazz
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 19:58 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Нуууу прямо Некрасов! А в топике Николай Алексеич разбирается? | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:35 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Такс, полез фпоизг, энигмать поизгать, шож за словечко такое? ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:39 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Enigma = загадка. | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:44 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
Ром , ет групешка какаят , какиет песенки поет . а еще шифровальная машинка была , которую намутили гр.Шикльгреберу . епть! ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:51 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
Проиятно чувствовать себя окруженным поэтами, историками и просто любознательным пиплом ! | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:52 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Эт я знаю, про энигму та. А вот шо таке Энигмать? Ё-маё. А? ![]() В тупике я, совсем в ступор вогнали ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 22:55 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
дык Ром , нам только темку подкинь , а уж позубоскалить - то за нами не застрянет! ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 23:09 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Сань, ты думашь надо? В смысле позубоскалить? Дык эт мы запросто ![]() итак первый хорус от уважаемого NP - оскал передних зубов. Кто следующий? Ну в смысле кто следующий хорус выдаст, ну в смысле по каким зубам оскалит? Тока обзльно с корреляцией и припомнив энигмать нашу. Ну пусть я второй хорус скоррелЯтил клыками. Сань, ты каким хорусом пойдешь? Вань, а тебе мы заключительный оскал доверим, окей? А гостю доверим ферматку подмышечками, для пущего художественного аромата. Ой, а о чем это я? Пардон, ребяты, зарапортовлся чтой то... Тыща извинений, и виноватая улыбка во весь оскал... ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 02.10.2006 23:19 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
ну для меня важна не только корреляция , но и эпиляция и эпилепсия и т.д. А уж бегать хорусом - так етож любимое занятие. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 00:28 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***нам только темку подкинь , а уж позубоскалить - то за нами не застрянет!*** точно, ваше любимое занятие - петросянить. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 00:33 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
это опять ты , иванушка-дурачок? скучно без папочки? | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 02:11 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
"1.3. Не обращайте внимания на хамов. Не дразните их - отсутствие внимания сразу сводит дискуссию на нет, и не отвечайте им той же монетой, даже если Вы считаете, что Вас оскорбили. Остальное - забота модератора." О'кей, посмотрим, как это работает. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 09:05 |
|
---|---|---|
![]() |
Коррелируемый хорус,по моему мнению, это вид импровизации, основанной на повторяющейся 4-х тактовой структуре,в которой каждые первые 2 такта -повторяющийся с видоизменеиями рифф,а других 2 такта -импровизационный ответ,кажды раз иной. Похоже на форму рондо: повторяющийся рефрен и меняющиеся эпизоды . Кто против? | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 10:12 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
NP, в общем то соглашусь. Не совсем конечно, я намного проще себе это представляю - рефрен ли канон, ли... Именно вариации канонов мне кажется более простым и понятным объяснением (хоть возможно это и грубо и не точно) и полагаю, что не обязательно придерживаться определенной структуры, т.е. как 4-х тактовой. Полагаю комбинировать вариации можно в любой последовательности. Это очень распространенный прием, например на джемах, сэйшнах, когда идет "перекличка" солистов. Объясниться грамотней чем смог выше не смогу, давно это было, уж лет 25 прошло когда интересовался этой штукой, забыл нафиг. Но суть где то рядом. С уважением и без флуда, хз. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 14:41 |
|
---|---|---|
alexandr
![]() |
а тепей сейозно ; я думаю незачем так длинно и неуклюже называть одну из форм построения соло. всем , кто хорошо знаком с музыкой Луи , известно , что он не уходил далеко от темы. и не потому , что не мог , а потому , что уважал и любил свою публику. да ты НП и сам упоминал где-то , что американцы давно не парятся на сей счет(do it lake me)... т.е. сам вопрос был поставлен тобой с неким добрым "прищуром". потому как ответ тебе самому давно ясен. не случайно здесь промелькнуло слово "енигма"... и это прекрасно поняли почти все твои "оппоненты" ( ну кроме пожалуй совсем уж юродивых) . кстати эта схема существовала и до него. а если педположить , что последующая фраза не имеет связей с предыдущей , то это уже не импровизация а нечто другое . | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 20:36 |
|
---|---|---|
![]() |
есть ещё смысл оставлять эту тему? | |
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 20:43 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
NP, да все нормалёк. Кое кто, вроде меня старого придурка, тоже в памяти поднял сие в меру, так сказать, оставшихся в одряхлевшем мозгу познаний. александр кстати тоже высказался конструктивно. Хе. Остальное не суть. ![]() Ну что? Оставляем энигмать что ли? ![]() Вообще полагаю, коль уж такая проблема, то не лучше ли поиграть по образу и подобию великих? Через руки то оно иной раз быстрей доходит нежели через голову. ![]() Пардон, опять наверное влез не туды... ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 21:28 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
Edward То есть, судя по модерации, здесь в порядке вещей называть оппонента "иванушка-дурачок" и педафильные намеки? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Что такое коррелируемый хорус?
Время: 03.10.2006 23:31 |
|
---|---|---|
хз
![]() |
Сергей, да Бог с тобой, о чем ты? Шутка юмора что ли совсем никак не подвластна? ![]() ![]() Эдвард, будь добр подчисть "намёки". Общайтесь дАле... ![]() |
|
|