RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 20.03.2007 20:32 
Виктор Бычков



Потормошу ещё разик:

Может быть кто-нибудь вспомнит это и применит при творческом «затыке»:
(моё цитатное изложение автора статьи Дмитрия Низяева)

Цель этой темы:
Всем нам более изобретательно подходить к гармонизации своей продукции(обязательно см.ссылки).

Эллипсис.

"В гармонии этим словом обозначается явление, когда неустойчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое. Вернее, когда разрешение неустойчивого аккорда не приносит устойчивости. При этом каждый отдельно взятый голос аккорда может даже двигаться в "правильном" направлении, куда его влечет естественное тяготение, но устойчивости все равно не достигается. Например, если взять самый обычный доминантсептаккорд вместе с его разрешением в тонику

(послушать harmony1,посмотреть в нотах harmony1,см.ссылки),

и включить в состав тоники дополнительный тон септимы, так, чтобы образовался новый доминантсептаккорд, то получится, что, вроде бы все голоса доминанты пошли по своим тяготениям, однако после разрешения неустойчивость сохранилась. Потому что во втором аккорде снова присутствует диссонанс септимы. Доминанта разрешилась в другую доминанту

(послушать harmony2,посмотреть в нотах harmony2,см.ссылки)

Другой пример с разрешением доминанты: тоже голоса идут, казалось бы, в тех направлениях, куда им хочется, но не совсем, как бы это сказать, на те расстояния. Во-первых, септима в сопрано опускается на тон, вроде бы в минор

(послушать harmony3,посмотреть в нотах harmony3,см.ссылки)

Потом, альт переходит в си-бемоль, как и в предыдущем примере. Тенор оказывается на соль-бемоле, чем добавляет в аккорд новый диссонанс, создает новую неустойчивость. А бас будто бы ничего и не замечает, шагает от "соль" к "до", как ни в чем не бывало. А в результате, разрешив нашу доминанту, мы никакого удовлетворения не имеем и нам снова хочется брести дальше, к той тонике, которой мы не дождались. Таких "фокусов" можно выдумать немало.
Вот еще одно разрешение той же доминанты

(послушать harmony4,посмотреть в нотах harmony4,см.ссылки)

А кстати, невредно еще вспомнить, что недавно "пройденные" нами двойные доминанты звучат и устроены в-общем так же, как и доминанты, а значит, с ними тоже можно выделывать эти "обманные движения". Кроме того, есть еще один прием, который легко проделать с двойной доминантой. Называется он "дезальтерация". По аналогии со словом "дезинфекция" или "дезактивация", это означает "снятие альтерации". Ведь двойная доминанта по природе не что иное как альтерированная, искаженная субдоминанта, в ней обострены тяготения звуков. Ну, а дезальтерируя ее, мы снимаем эти напряжения, но не разрешаем аккорд в положенную ему доминанту

(послушать harmony5,посмотреть в нотах harmony5,см.ссылки),

а временно уводим его в сторону

(послушать harmony6,посмотреть в нотах harmony6,см.ссылки)

Это можно использовать как для продления музыкальной мысли, так и для неожиданности, сюрприза.
Технология эллиптической гармонизации несложна. Можно вчерне набросать, я думаю, три подхода: Во-первых, Вы можете прямо в лоб вести аккордовую последовательность задом наперед, строго навстречу естественным тяготениям. Способ это грубый и его можно применять только в коротких сочетаниях, может быть, в два-три аккорда, иначе вся гармонизация будет звучать сумбуром. Во-вторых, Вы можете сознательно подбирать различные неустойчивые созвучия в данной или близкородственной тональности и сочетать их друг с другом произвольно. А чтобы это не звучало бессмыслицей, постарайтесь располагать голоса таким образом, чтобы они не делали больших скачков, чтобы не передвигались на резкие интервалы, вроде тритона или увеличенной секунды, и позаботьтесь, чтобы каждый отдельный голос двигался каждый раз приблизительно в том направлении, куда имеет тяготение в данном текущем созвучии. Тогда мелодическая гладкость и плавность создаст у слушателя обманчивое впечатление, будто аккорды прилично и правильно состыкованы. В этом самая главная прелесть эллипсиса: сочетание антилогичных последовательностей с ясным впечатлением, будто все идет гладко. Ну, и в-третьих, Вы можете использовать и совсем не связанные тональностью аккорды, совсем произвольные. Главное, чтобы они были неустойчивы. Тут надо оговориться вот о чем. Понятие неустойчивости можно понимать по-разному. С одной стороны устойчивость - это отношение аккорда к тонике. С другой - особенно, когда (вот, как часто бывает в эллипсисе) основная тональность отсутствует, потеряна, забыта, когда следуют друг за другом созвучия совсем не родственные, устойчивость приобретает иной смысл.
Вы знаете уже, что существует немало аккордов, содержащих в себе сильные диссонансы. Такие аккорды даже и без участия в какой-либо тональности неустойчивы. Ну, например, мажорное трезвучие, взятое отдельно, без окружающей его музыки, очень смахивает на тонику. Оно самодостаточно и устойчиво. Однако в тональности такое же трезвучие может оказаться неустойчивым - например, если это трезвучие седьмой ступени минора или четвертой - мажора. Оно будет требовать разрешения, Ваши уши это почувствуют. А такое созвучие, как, скажем, уменьшенный септаккорд, содержащее в себе увеличенные секунды, тритоны да еще уменьшенную септиму (диссонанс на диссонансе!) - будет неизбежно неустойчивым в каких угодно условиях, даже и без тональности совсем. Оно неустойчиво по природе, оно режет слух.
Так вот, эллиптически можно гармонизовать музыкальный материал, даже если он совсем лишен устоя, тоники. Просто подбирайте созвучия, неустойчивые от природы. И, разумеется, так же следите, чтобы голосоведение оставалось сглаженным. При слушании такой музыки у человека временами все же будет возникать в голове намек на какие-то тональности или даже их переплетение, можно даже подыграть ему, вкрапляя в Вашу гармонизацию иногда чистое трезвучие.
Чтобы примерно понимать, о чем идет речь, послушайте среднюю часть концерта Вивальди "Осень" (из цикла "Времена года")
(послушать Vivaldi,см.ссылки). Это - сплошной поток эллиптической гармонизации. Вы все время ждете тоники, пытаетесь расслабиться - а музыка все не дает Вам передышки, уплывает из-под пальцев бесконечно, бесконечно... (на самом-то деле эта бесконечность занимает меньше двух минут!). Попытайтесь уловить на слух, затем рассмотрите в midI-редакторе ноты - этот небольшой экзерсис почти целиком гармонизован эллиптически соединенными уменьшенными септаккордами, разными видами доминант и разбавлен небольшим количеством трезвучий, как бы маленьких временных тоник. Однако общая непрерывная неустойчивость, это балансирование на канате, поддерживается композитором настолько бережно, что даже заключительное мажорное трезвучие часто ощущается как доминанта, оставленная без разрешения.

Учиться у великих - эффективно и приятно. Великих невозможно поймать на небрежности. Обратите внимание, например, на голосоведение в этом сочинении. Ведь все очень ровно, гладко, даже, я бы сказал, как-то сонно. Никаких скачков, голоса "ползают на животе". Басовый голос до такой степени обездвижен, что то и дело практически превращается в органный пункт, в изваяние...

Эллиптическое соединение созвучий может сослужить Вам хорошую службу, если требуется лишить слушателя опоры под ногами, заставить его недоумевать - это следствие переменчивости тональности. Если я попросил бы каждого из вас проанализировать последний пример и набросать его гармонию буквенными обозначениями - наверняка у всех вас получатся неодинаковые решения. Почти все аккорды здесь неоднозначны и допускают различные трактовки, в зависимости от того, как каждый из вас ощущает тонику в каждый момент, какой их аккордов Ваше сознание воспринимает устойчивым".

Подброшу расшифровку осмысленного применения:

Тот что на основе ГЕКСАХОРДОВ-это когда целетоновая гамма сложена в одно созвучие
(Хе-хе…вот уж тут взовьются теоретики-консерваторы,уж тут то ни что не стыкуется):

Разделим хроматический звукоряд на две целотоновые гаммы:
1.C,D,E,F#,G#,Bb
2.A,B,C#,D#,F,G

1.Обр
азуем 6 родственных септаккордов(7) на основе 1 целотоновой гаммы,но только без 5 ступени,которая из 2 целотоновой гаммы и поэтому "минорит",грязнит и утяжеляет их мажорность.К примеру от тона ДО(С):C/E/Bb
2. Образуем 6 родственных септаккордов(7) на основе 2 целотоновой гаммы,но только без 5 ступени,которая из 1 целотоновой гаммы и поэтому "минорит",грязнит и утяжеляет их мажорность.К примеру от тона ЛЯ(А):A/C#/G
Сложите все 6 септаккордов,принадлежащих одной целотоновой гамме и получите кластер из 6 тонов, тональную принадлежность которого будет определять любой бас из этих же 6 тонов.

Или объясню так:

Из любой целотоновой гаммы можно набрать созвучия от 2 до 6 нот.
Тональную принадлежность созвучия будет определять любой басовый тон из этой же целотоновой гаммы.
То есть,к примеру,созвучие C,D,E,или любое другое созвучие тонов этой целотоновой гаммы шеститонально.

1.Вывод:существует всего лишь два чистых МАЖОРНЫХ созвучия.
2.Вывод:любая музыка-это импровизация в мажоре.

Обьясняю,почему в мажоре:

Когда шестизвучие складываешь в любую комбинацию вплоть до гексахорда,ни малой терции тебе не получается,ни минорных тяготений(нет малых секунд).
А вот когда шестизвучия соприкасаются мгновенно они и появляются.

Любой аккорд из популярной песни можно привести к одному из двух созвучий,
т.е.любая гармония,любого произведения состоит всего из двух созвучий
или их слияния,образующих кластер с минорным тяготением,применимый для минорного тонального центра,поэтому в примере,что ниже, будет предпочтительнее вместо Аm применить:C/B ,или что-нибудь более традиционное.....
С мажорным тональным центром проще:
смешение целотоновых гамм не желательно.
В этом примере,в до-мажоре лучше взять C/D/E,чем C/E/G,так как тон G из другой це.лотоновой гаммы и только "грязнит,минорит" до-мажор,или любое созвучие из до- мажорной гаммы.

Пример: Dm/ E7/ Am / Am / Dm/G7/C/ C/Dm/E7/Am/ Am/

Берём два созвучия:
1.F#/C (1 целотоновая гамма).Или другое созвучие,что более благозвучно.
2.F/B (2 целотоновая гамма). Или другое созвучие,что более благозвучно.

Преобразуем:
Dm= F/B,(или другое созвучие:F/A/B/C#)
E7=F#/C,(или другое созвучие:G#/C/D/E/)
Am= C/B,см. объяснение внизу(или другое созвучие:G/B/C/E/)
Am= C/B,см. объяснение внизу(или другое созвучие:C/E/G/B/)
Dm= F/B,(или другое созвучие: A/B/C#/ F/)
G7= F/B,(или другое созвучие:B/Eb/G)
C= C/D/E,см. объяснение внизу(или другое созвучие)
C= C/D/E,см. объяснение внизу(или другое созвучие)
Dm= F/B,(или другое созвучие:F/A/B/C#)
E7=F#/C,(или другое созвучие:G#/C/D/E/)
Am= C/B,см. объяснение внизу(или другое созвучие:G/B/C/E/)
Am= C/B,см. объяснение внизу(или другое созвучие:C/E/G/B/)

Изложение полиаккордами (двумя руками или на двух инструментах),т.е.основной аккорд+замена приветствуются.

Сыграйте на основе любого септаккорда(без 5 ступени) любую музыкальную фразу,а сейчас к ней подставте остальные одиннадцать септаккордов:все аккорды подходят,т.е. при такой организации весь звукоряд подходит для импровизации,где одни тона мажорят,а другие минорят мелодию,в зависимости от целотоновой принадлежности септаккорда,т. е. мы СОЗНАТЕЛЬНО можем выбирать мажорные или минорные тона,определяя настроение произведения.Кроме этого чистые мажорные септаккорды СКРЫВАЮТ фальш темперации,допуская качание центировки(+35 и -35) относительно центра тона(качание центировки в септаккорде не допустимо).Кроме этого всё произведение находится в одном искусственном ладу,т.е. стилистически чисто.

Да,чуть не забыл,знать названия аккордов-созвучий не обязательно.Созвучия это всего лишь краски.Так что применяйте их,согласно вашим вкусам и "продвинутости".
И ещё: после преобразования,поимпровизируйте по всей клавиатуре,заботясь только о ритмической организации тонов.
Шутливо ухмыльнусь:На сколько же усложнится ваша техника!

Да и самое главное(для гитаристов):разметьте весь гриф через тон.
См.ссылку на разметку грифа(специально залил):

http://m.foto.radikal.ru/0612/d1a76f29f68d.jpg

Размеченные лады-это первая целотоновая гамма,не размеченные-вторая.К примеру,если мы разметили гриф от ноты Фа,что на первом ладу басовой струны Ми,то взяв септаккорды A,B,C#,D#,F,G вы можете разукрашивать их набирая кластеры на отмеченных ладах.Для септаккордов C,D,E,F#,G#,Bb набирайте кластеры на неотмеченных ладах(попробуйте и на двух гитарах).Вот лафа то будет всего два созвучия набирать(или их разновидности)!И аккордовые сетки не надо будет изучать.А техника аккордовая вырастет через 30 минут в десятки раз....Хе-хе-хе)

И чуть чуть серьёзнее:

Эта замена то не ради замены,а ради подгонки общей гармонии песни в один искусственный лад,для стилистической чистоты.Послушайте Д.Бенсона,Ч.Кориа-обычная практика(два аккорда в аккомпанименте,хотя российское натреннированное на родной песне ухо слышит все пять.Да и тот кто "снимает" их подтвердит,что каждый раз их созвучия слышит и снимает по разному(попробуйте понабирать созвучия на основе одной целотоновой гаммы-всё похоже,но тона то разные)
Перебирй не перебирай традиционные аккорды,,лоскутной многоладовости(т.е. стилистической грязи) в песне не убавится.
За примерами далеко идти не надо:
Традиционные припевы и запевы российской пятиаккордной песенки с её приклеенными вступлениями и проигрышами частенько это демонстрируют.

Ещё раз повторюсь:

Такая техника позволяет скрыть фальш темперации,разрешая солирующим инструментам варьировать относительно центра тона +35 и -35 центов(при условии,если этот другой инструмент солирует на фоне этих созвучий(кластеров)набранных в традиционной темперации) и разрешает в этом искусственном ладу импровизировать всеми звуками.
Наберите,к примеру A/C#/Eb-сейчас поиграйте,что хотите по всему звукоряду.Сейчас всё на полтона выше Bb/D/E и эту же фразу или другую.А сейчас эти кластеры запишите куда-нибудь в виде ритмического аккомпанимента,чтобы поимпровизировать на этом же инструменте, расстраивая соло на +35 и -35 центов.

Позанимайтесь и результаты быстро скажутся:

1.В"мажорности"музыки
2.В не зациклёванности на одном и том же мелодизме.
3.В стройности и позитивной звуковой резонанстности,создаваемой продукции(его система позволяет скрывать фальш равномерной темперации) .
4.И,как не пародоксально,в большей продуктивности и в эффективности искоренения "влюблённости"в свои опусы.


Когда применяете ЭЛЛИПСИС,помните,что инструмент должен быть настроен строго EQUAL:

С-0 центов
С#-0 центов
D-0 центов
Eb-0 центов
E-0 центов
F-0 центов
F#-0 центов
G-0 центов
Ab-0 центов
A-0 центов
Bb-0 центов
B-0 центов

-это есть стандартный строй синтезаторов,или строй гитары,настроенной по тюнеру.
Для ЭЛЛИПСИСА это благо.

Я тут набросал в архивчик созвучия на песенку"Однозвучно гремит колокольчик"(как один из гармонических,кластерных вариантов,без претензии на что-то.Просто рядовой GM-ный пример),используя элементы Эллипсиса.Трёхаккордовая песенка стала несколько многограннее(скачай и см.пример).

Скачать примеры(крохотный архивчик:26 килобайт):

http://en.swoopshare.com/get/d/9aef7417a641bd08a4726044542b0d35/34797ba318609d06573a59856235e85e/1174410383/539ae3b0b2a804eec008027341f63c70/Ellipsisprimeri).rar?queue

-Потормошу Вас ещё одной техникой Эллипсиса.

Кому интересно послушайте,поанализируйте Midi (см.пример Kumushka 2) как я заменяю два простых аккорда и твёрдое тоническое звучание в простенькой теме "Кумушка" (см.пример Kumushka 1) на многоаккордие(использую простые трезвучия.Вот здесь поучился у старых мастеров..) и ускользаю от тонических центров.

Такая техника даёт настроение не тембрами,а гармоническим изложением.

(Кому любопытно,скачайте крохотные архивчики).

http://fileho.com/download/a6a698322333/Kumushka.rar.html

-А вот так с элементами ЭЛЛИПСИСа на три аккорда "Очи чёрные":
(наиграл,но темы нет,только аккомпанемент….тема угадывается..).

(скачайте крохотный примерчик)

http://fileho.com/download/53a33e239418/Ochi-chyornie-V.Bychkov-.rar.html

С уважением.
Виктор Бычков.
(привет догматикам..) :)
Автор
Тема: Re: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 23.03.2007 09:59 
Виктор Бычков



Считаю что продуктивный разговор об этом важен...
Поэтому стучусь в тему...
21 век то из штанишек классического стандарта похоже вырастает..
Вон электронщики,оглушённые виртуалкоми,мечутся между 4-х стен одноаккордья...аранжировщики заламывают музыкальные белые ручки от сюжетного бессилия...лабухи живьём играющие,миди банки да ноты исполнительских приёмов подворовывают кускми неизвестно где и как...
Суждения разные(ошибочные и нет),наработки-секретики частные
приглашаю в тему....
Ау,музыканты!! :)
Автор
Тема: Re: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 24.03.2007 17:54 



Приятно было неожиданно наткнуться на цитаты себя, любимого :) Только зачм же было себя так утруждать перекачиванием и архивированием примеров - достаточно было указать их реальное размещение. Заодно, возможно, кому-то окажутся полезными и другие статьи с сайта http://www.7not.ru

Кстати, я послушал "Колокольчика" (больше ничего почему-то не скачивалось), и мое мнение такое, что ортодоксальная гармония в этом варианте все равно ощущается, только "загрязнена" посторонним звуками. Ощущение такое :) Причина в том, что при выборе созвучий автор так или иначе отталкивался от давно известных и привычных тяготений этой мелодии. Поэтому данный пример, мне кажется, не удался. Выходит, что неожиданные и необычные краски получаются не из-за техники построения созвучий, а от свободы воображения аранжировщика. А имея такую свободу, можно и из обычных трезвучий извлечь такие краски, что глаза на лоб...
Нет, это не значит, что целотоновая технология бесперспективна, я думаю. Просто для ее применения нужно столь же тщательно следить и за тем, чтобы твои собственные желания не шли по стереотипному пути. Если это аранжировщику не под силу (это вообще мало кому под силу) :), то освежить гармонию примерно так же (только еще сильнее) позволит джазовая гармонизация. Те же ступени и тяготения, только вместо трезвучи - нонаккорды и дополнительные тона. Кстати, целотоновые созвучия - это частный случай имнно джазового подхода к гармонии...
Автор
Тема: Re: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 25.03.2007 10:59 
guest



Ув. Мумрик

Разговор то был даже об этом....
Человек то мужественно таким срособом пытался форум разбудить...об этом и заявил мужественно...
А то всё гладко,тихо,скучно до тошноты и НЕ ПОНЯТНО!(как кстати и на Вашем форме.Подумайте...)
Результат плачевен..
Серость встрепенулась...и стаей...мерзко...подло...и ушёл ЖИВОЙ человек..
ФУ!!!!
Автор
Тема: Re: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 25.03.2007 18:17 



Не знаю, на что, собственно, наезд... Спроси - и отвечено будет. Ни единого вопроса не оставили на нашем форуме без ответа.
А то, что спрашивающих нету - то бишь, интереса нету - дак это не форума вина, и не моя!
Автор
Тема: Re: Гармонические "фишки"/ЭЛЛИПСИС.
Время: 26.03.2007 01:51 
серость



guest
***Человек то мужественно таким срособом пытался форум разбудить...об этом и заявил мужественно...
Серость встрепенулась...и стаей...мерзко...подло...и ушёл ЖИВОЙ человек..***
А че о себе в третьем лице? Так и пиши со всей любовью к себе - "я такой весь мужественный, ЖИВОЙ человек, а все кругом - серость".
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!