Автор |
Тема: Арабщина
Время: 26.08.2007 22:09 |
|
---|---|---|
![]() |
Добрый вечер! Назрел такой вопрос: "какая гамма используется в арабских мелодиях"? Если кто знает, то подскажите, желательно еще бы ссылку иметь ![]() Благодраю всех кто поможет! |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 27.08.2007 08:44 |
|
---|---|---|
Блюзовая балалайка ![]() ![]() ![]() |
http://www.maqamworld.com/ -Все 35 ладов. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 28.08.2007 01:21 |
|
---|---|---|
санкт-петербург вокал ![]() ![]() |
На самом деле макамов намного больше. Только зафиксированных -- от 90 до 110. Кроме упомянутого уже выше maqamworld.com, без сомнения, наиболее авторитетного и информативного, можно вспомнить еще oud.eclipse.co.uk/maqamat.html, потом теоретический раздел на cacac.org, и, в конце концов, пресловутую википедию. Но (!) главная проблема заключается в том, что на равномерно темперированных инструментах, таких как гитара или фортепиано (да и все остальные европейские инструменты, кроме безладовых, типа скрипки-альта-виолончели-контрабаса и т.д.), воспользоваться всеми прелестями арабских макамов не получится. А все из-за того, что арабы используют больше звуков, чем европейцы. Если в классической европейской музыке самый маленький интервал -- это полутон (по крайней мере, так было до недавнего времени), то арабская классическая музыка (а также иранская, и турецкая) использует интервалы в четверть тона и даже меньше. Все эти микрохроматические интервалы (недобемоли и передиезы ![]() Можно, конечно, освоить арабскую нотацию с "недобемолями" и "передиезами", условно считать их равными четверти тона и пытаться это все извлекать бэндами на гитаре ![]() ![]() Желаю успехов в освоении восточных ладов. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 28.08.2007 11:08 |
|
---|---|---|
Блюзовая балалайка ![]() ![]() ![]() |
Есть патенты путем украшений создать впечатление нетемперированного звука. | |
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 28.08.2007 15:34 |
|
---|---|---|
санкт-петербург вокал ![]() ![]() |
NP, забавно ) Но воспроизводить мелодику лада мелизмами (!) -- это, конечно, не дело. В арабской музыке есть ведь и своя мелизматическая традиция, и притом богатая. Да и подобные украшения, на мой взгляд, способны передать лишь отдаленный привкус нужной ступени ![]() ![]() Впрочем, предыдущий мой пост был, скорее, для гитариста. У клавишников есть некоторые преимущества. Во-первых, у них там есть уже специальные синтезаторы, со встроенными арабскими ладами, тембрами и т.д. Во-вторых, немало современных синтезаторов поддерживают программирование темперации. То есть звукоряд можно изменить, просто загрузив в синтезатор файл темперации. Вообще, насчет темпераций и всяких там ладов, есть очень полезная бесплатная программа Scala. На странице загрузки, кроме самого дистрибутива, есть коллекция ладов (Scale Archive). Более трех с половиной тысяч ладов, от пентатоники и дедушки Пифагора до арабских, иранских, турецких, индийских и иже с ними. И все же, хочу предупредить. Восточная музыка довольно сильно отличается от западной по самой своей сути (по крайней мере, традиционная). Она требует другого подхода, другого мышления; требует рассмотрения мелодии не как совокупности отдельных нот, а как определенного ступания, движения. Развитой гармонии в традиционной арабской музыке нет, и строится она на опевании сменяющихся тонических центров мелодическими фигурами в определенных ладах-макамах. А лад, макам -- это далеко не то же самое, что гамма (!!!). Помимо сведений о звуковысотности ступеней и ее вариативности в разных условиях, он содержит информацию о характерных, традиционных мелодических оборотах, являющихся кирпичиками для более развитых фигур. Вот вам, уважаемый val и точный ответ на ваш вопрос -- в арабской музыке не могут использоваться гаммы, эта музыка импровизируется по отточенным веками правилам в ладах-макамах. Поэтому фиксированные (на бумаге, в какой-нибудь музыкальной железяке или программе) модели (гаммы, звукоряды) восточных ладов -- это все равно "для бедных". По-хорошему в них нужно "въезжать" в полевых условиях ![]() Всем заинтересованным (и себе, и себе ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 28.08.2007 18:38 |
|
---|---|---|
Блюзовая балалайка ![]() ![]() ![]() |
. . > >И все же, хочу предупредить. Восточная музыка довольно сильно отличается от западной по самой своей сути (по крайней мере, традиционная). Она требует другого подхода, другого мышления; требует рассмотрения мелодии не как совокупности отдельных нот, а как определенного ступания, движения. Развитой гармонии в традиционной арабской музыке нет, и строится она на опевании сменяющихся тонических центров мелодическими фигурами в определенных ладах-макамах. А лад, макам -- это далеко не то же самое, что гамма (!!!). Помимо сведений о звуковысотности ступеней и ее вариативности в разных условиях, он содержит информацию о характерных, традиционных мелодических оборотах, являющихся кирпичиками для более развитых фигур. Вот вам, уважаемый val и точный ответ на ваш вопрос -- в арабской музыке не могут использоваться гаммы, эта музыка импровизируется по отточенным веками правилам в ладах-макамах. Поэтому фиксированные (на бумаге, в какой-нибудь музыкальной железяке или программе) модели (гаммы, звукоряды) восточных ладов -- это все равно "для бедных". По-хорошему в них нужно "въезжать" в полевых условиях , на традиционных инструментах; усваивать это мелодическое мышление от его носителя (ну или хотя бы слушая достоверные записи, и подбирая по слуху на тех же инструментах). > >Всем заинтересованным (и себе, и себе ) желаю дальнейшего развития в этом направлении. Первый шаг:слушать,слушать и слушать;сначала привыкнуть к темперации и интонации-это займет много времени,из за резкого перехода от другой муз.культуры.В этой стадии изучают макамы и учаться распознавать их на слух. Следующая стадия :петь с записями. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 28.08.2007 19:59 |
|
---|---|---|
санкт-петербург вокал ![]() ![]() |
NP, совершенно согласен с вами в первом; конечно же опыта слушания ничего не заменит. Лишь напомню, что к записям должен быть очень избирательный подход. Да и мозги включать придется -- ведь, как я уже говорил, налицо региональные отличия в мелодическом мышлении, микрохроматике и т.д. Хорошо поначалу остановиться на какой-то одной узкой традиции, чтобы региональная стилистика не сбивала с толку. И, конечно, слушать, слушать, слушать ![]() А вот второе ваше утверждение позволю себе оспорить. Самым неопосредованным инструментом для человека является его собственный голос, он чутко реагирует на все что происходит в сознании человека. И поэтому голос имеет очень большую инерцию ладового мышления, привычного человеку. То есть, даже научившись слышать и различать макамы, имея в голове соответствующие им звуковые образы, при пении исполнитель будет против своей воли тяготеть к привычной ему темперации. А это преодолевается намного дольше, нежели простое неузнавание макамов. Я уже не говорю про певческую эстетику, постановку голоса, приемы и прочие штучки, которые "у них" тоже совсем не такие, как "у нас". Тогда как аппликатуру усвоить куда проще, даже самую непривычную. Как фортепиано считают инструментом, удобным для восприятия классической европейской музыкальной теории, основанной на равномерно темперированном звукоряде, так и уд можно назвать одним из самых удобных для постижения макамов арабских инструментов. И вообще, имхо, не арабу легче научиться играть на каком-нибудь арабском инструменте, чем освоить арабский вокал. И, повторюсь, в данной области никакие экзерсисы не заменят живого учителя -- носителя традиции. С микрохроматическим приветом! ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 30.08.2007 02:08 |
|
---|---|---|
Moscow Saxophone ![]() ![]() |
Хех синтезатор забавный (по ссылке). Это ж надо!!! У меня ещё в начале 90-х была "домашняя" самоиграйка Roland e-16. И там была какая-то странная функция, которая позволяла "расстраивать" отдельные ноты. Одну, две , три... хоть все. Получался эффект НЕРЕАЛЬНО раздолбанного пианино, но теперь-то я знаю, что всё это было неспроста. Это была спецчетвертьтоновая настройка для подгонки под восточные лады. Муслимы уже тогда проникли в индустрию электронных инструментов)))))))) |
|
Bright Moments...!(с)
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 02.09.2007 15:31 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
http://www.youtube.com/watch?v=6EhOPrxFss0 - настроение +1. | |
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 02.09.2007 15:54 |
|
---|---|---|
Блюзовая балалайка ![]() ![]() ![]() |
time,это что -конкурс бальных танцев в Измире? | |
|
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 02.09.2007 19:13 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
Бальных? | |
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Арабщина
Время: 03.09.2007 01:30 |
|
---|---|---|
Блюзовая балалайка ![]() ![]() ![]() |
Ну, по моему жюри сидит за столом-на 13-ой секунде; а на 8-ой секунде видно у одного из танцоров сзади на рубашке №19. | |
|