RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Модуляция и отклонение
Время: 07.04.2008 01:42 

Allen & Heath, Mackie, Fender, Sennheiser, AKG, Tascam, TC, DBX

Доброго времени суток всем.
Уважаемые теоретики - рассудите пожалуйста софтовиков! :)

http://www.musicforums.ru/musical_soft/browse_thread.php?bn=mfor_musicalsoft&thread=1207121441&cpag=3
Автор
Тема: Re: Модуляция и отклонение
Время: 07.04.2008 18:11 



Учебник гармонии Ю.Н.Тюлин, Н.Г.Привано:

"В соотношении тональностей следует учитывать их б0льшую или меньшую устойчивость (функциональную весомомсть).
УСТОЙЧИВОСТЬ тональности зависит от ее ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ и КАДАНСОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
По этому признаку подразделяются на две категории:
1. СОВЕРШЕННАЯ модуляция, в которой последующая тональность устойчивее предшествующей.
2. НЕСОВЕРШЕННАЯ модуляция, в которой последующая тональность менее устойчивая, легче, чем предшествующая.

Различаются два вида НЕсовершенной модуляции:

a) модуляционное ОТКЛОНЕНИЕ с возвратом в первоначальную тональность.
б) проходящая модуляция, являющаяся промежуточным звеном в преходе к новой тональности.
.....
Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют СЛОЖНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ, состоящее из ряда модуляционных звеньев.
Как отклонение, так и проходящие модуляции могут быть очень легкими, лишь мимоходом задевающие промежуточные тональности (посредством побочных доминант)."
=======
"Бригадный" учебник гармонии:

"Отклонением ... называется кратковременный уход - проходящий или кадансовый - из одной тональности в другую. Его существенный признак - отсутствие ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ каденции, закрепляющей новую тональность, которая тем самым сохраняет свою ладовую функцию в главной тональности."
"Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (в частности периода).
Кадансовое завершение построения (периода)в новой тональности служит основным отличием модуляции от отклонения внутритонального."

=====конец цитат=====

Лично для меня отклонение - это появление признаков новой тональности при том, что я, не обладая АС, еще способен удерживать ощущение исходной тональности, как бы воспринимать две тоники - основную и временную. А модуляция, если вес новой тональности настолько велик, что мой ОС полностью перестраивается на новую тональность, "забывая", теряя исходную.

Таким образом для меня модуляция, в принципе, допускает (через какое-то относительно продолжительное время) возврат в прежнюю тональность. С другой стороны отклонение - это так же модуляция, но легкая, несовершенная, неполная. Неокончательная с точки зрения слышания тоник.

Что касается спора относительно плагинов - я не знаком с этими плагинами, но мне кажется, что спор о том, что модуляция это или эффект - идет от некорректного смешения понятий из разных областей.

Эффект - это понятие техническое, а модуляция - музыкальное.

Поэтому я допускаю, что может быть создан плагин, осуществляющий эффект, который выражается в том, что обеспечивает некие тональные изменения в музыке - модуляции, отклонения, проходящие секвенции, сопоставления, просто некие "сдвиги".
Возможно (не знаю точно), эти модуляции могут совершаться, как с соблюдением классических принципов, так и привносить новые, необычные звучания - так как это произошло в электронной музыке при использовании музыкантами-"любителями" (креативными электронщиками, не обременными грузом знаний по классической гармонии и проч.) всевозможных достижений современной техники - семплов, лупов, секвенсеров и тд.

А в чем все-таки выражается действие того плагина? Тональность как-то меняется?
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!