RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор Тема: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 25.03.2006 20:46 
Funky



Вот решил написать, что знаю, об обыгрывании аккордов. Если вышло криво, сильно меня не пинайте.
Начнем-с. Материал будет выстроен по нарастанию требований к теоретическим знаниям. Сначала хочу оговорить деление аккордов, это нам будет нужно в будущем. Джо Пас делил аккорды на мажорные, минорные и остальные. Такое деление я сам считаю очень полезным при импровизации. Мажорные – все мажорные с надстройками до ноны. Минорные – все минорные с надстройками до ноны. Остальные – sus, aug, альтеррированные, в том числе уменьшинные, с надстройками выше ноны. Вах, как все просто. Щас объясню, почему принимаю такое деление. Например, аккорд C7/9, Em7, Am7/9 – аккорд C maj. Для тех, кто не понял, Em7, Am7/9 – обращения С7/9 – звучат практически одинаково, вывод, их можно обыгрывать теми же способами что и C7/9. Для тех, кто все еще не понял – не парьтесь, это главный тезис этой схемы. Кто все еще упирается – идите, слушайте Гарри Мура (отличный пример Still got the blues) или Стива Рей Вогана.
С аккордами разобрались. Теперь обыгрывание. Начну с самого простого способа обыгрывания аккордов по его ступеням. Тут проще ничего не бывает, берем аккорд и играем только ноты входящие в него.
Чуть посложнее дело обстоит с пентатоникой, если подумать пентатоника тот же аккорд, к примеру, мажорная от C это Am11 (здесь и далее отсчет ведется от До мажора), значит пентатоникой от 1 ступени можно обыгрывать «остальные» аккорды от 6. Ложатся просто отлично. Так же нотки этой же пентатоники могут обыгрывать и минорный от 6 ступени. Потому как ее ноты тоже входят в аккорды, за исключением Ре, но на слух лажи нет. Значит, обыгрывать можно. Только не напрягайтесь))) Попробуйте поэкспериментировать с пентатоникой, я лично не считаю, что она стоит длительного расмотра. Приведу лишь некоторые возможные варианты обыгрывания. С – пентатоникой от 1, 5 ступени (здесь и далее только мажорная пентатоника): D – 1, 4,5; E – 2,5; F – 1,4; G – 1,5,2; A – 1,2,7; B – 2,4. Вроде бы самые простейшие способы.
Теперь добавим к пентатонике «вкусных» нот и много грязи. Добавим #3 и b7, почему подняли Ми? Все это в блюзе. Дело в том, что безграмотные рабы не изучали сольфеджио и вообще не имели никакого представления о классической музыкальной гармонии Просто пели, как пелось, вот и получилась, что плевать они хотели на различия в миноре и мажоре. А ведь именно 3 ступень является определяющей. Отсюда делаем выход классический блюз не мажорный, ни минорный. А его терция находится ровно между м3 и б3, поэму хоть иногда когда играете блюз подтягивайте на четверть тона м3, получите очень вкусное блюзовое звучание. Почему Си опустили? Эх, 7 ступень вообще кривая какая-то вот и опустил))) а, если серьезно, b7 входит в септаккорд. Это пока ее не блюзовый лад, но уже гораздо ближе к нему, чем простая пентатоника. Принцип обыгрывания с этим ладом, такой же, как с пентатоникой, к примеру, под C7 и Gm7 отлично ложится пентатоника от 1 ступени. Считай, обыгрываем ДО мажорный аккорд.

Настроение хорошее, вот пумалось, почему бы не зделать что-нибудь хорошее. Написал на пробу и жду критики. Стоит ли продожать?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 25.03.2006 20:48 
Funky



Опечатка вместо #3 и3, и не подняли, а опутили. В мажоре же.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 25.03.2006 23:10 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Если честно, я не очень осилил, но не потому, что написано плохо, а потому что мозги уже не работают. Обязательно сяду и прочту на более свежую голову.

ЗЫ. Фанки, спасибо, что поддерживаешь тему, и перенимаешь факел, пока другие переводят дыхание!
Сделаем из "теории" лучший теоретический ресурс в рунете!!! (Только Русского и Вомпера сюда не пускть.)
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 00:43 
Funky



Сделаем, обязательно сделаем. Я только боюси что написал, что-то просто ужасное, что вообще никакого отношения к музыке не имеет.

Должен добавить к написанному, C Dm Em F G7 Am Bm-5. Вместо C D E F G A B.

И главное насчет гармонии. Приглядитесь повнимательней аккорды C7/9, Em7, Am7/9 - аккорды тонической ф-цмм. (Dm6) Bm5- G7 - можно назвать доминантовыми. Dm7 F7 - субдоминантовые.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 00:50 
Funky



Так, недописал,
Первый тип играем как первый пример Сmaj, второй G, F напоследок. Такой подход сильно упрощяет восприятие гармонии. И дает возможность получше продумывать свои собственные партии.
ЗЫ Обсалютно ничего не имею против Русского, а с Вампиром ниимел никаких точек соприкосновения.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 03:43 



Вставлю и я пятак))):
Cmaj7 обыгрывается трезвучиями C,F,G.
Am, Dm, Em пентатониками(от 6-й, 2-й и 3-й ступеней соответственно)
Cmaj9 - ре-ионийским. Gm-бемольной пентатоникой.
Cm7 - си-бемоль-ионийским.
арпеджио ми-бемоль maj7
до-минор(одноименный) дорийский.
до-минор. ре-минор. соль-минор пентатоники.
и т.д. и т.п. если нужно - могу ещё написать.

...ещё помнится малые мажорные септаккорды обыгрываются фригийским мажором, миксолидийским ладом.
--
тема бесконечна )))многое зависит от вкуса.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 11:27 
Funky



Am, Dm, Em пентатониками(от 6-й, 2-й и 3-й ступеней соответственно), может быть ты имел в виду от 3,4,7 (отсчяет от аккорда) ступени соответствинно, 1,2,5 от ДО maj, так пом проще к ладам перейти, прости ты имел в виду 6,2,3 минорную пентатонику? Это правильно, но тут я считаю только от мажора, и поэтому пентатоники мажорнык, Поэтому должно быть так 6(Am) минор = 1(C) мажор, 2(Dm) минор = 4(F) мажор, 3(Em) = Gmaj пентатонике. И всеми этими 3 пентатоньками можно обыграть аккорд Am, или к премеру Asus7. Логика таже для остальных случаев (Dm, Em) Не стоит в пентатонике ограничевать себя только тоникой. Обычно, на интуитувном уровне, я пытаюсь проверить терцию аккорда (в мажоре минор, в миноре мажор) и надстройки , пентатоника от нее подходит или нет, это же блюз, терция очень важна.
Cm7 - си-бемоль-ионийским, это же До дорийский. Абсолютно правильно. Но про лады пока писать не хотелось. Что бы их понять для начала их нужно вывести. Это долго. А при этом я все еще жду критики насчет пентатоники. Потомучто там изложен наиболее важный материал по обыгрываню
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 18:38 
Funky



С обыгрывание B промашечка вышла, исправляюсь. Не стоин пробывать обыгрвать Bm-5 Ми мажорной пентатоний, ошибка с моей стороны. Хотел написать A мажор
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 26.03.2006 18:45 
Funky



ррр, на пол тона ошибся G соль мажор.
Зы ну будут хоть какие-нибуть коментарии, Я уже даже не ошибки исправляю, опечатки опечаток. Что так все плохо? Неправильно? Непонятно, плохо написал?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 27.03.2006 00:30 
Funky



Успокоился и еще раз перечитал. Оказалось не так то просто написать материал по обыгрыванию. Щас смотрю - очень неясностей.
Все в топку, надо бы переписать. Но первый абзац явно стои того, что бы его прочитать.
ЗЫ очевидно человек не знающий как обыгрывать совершенно не способен воспринять написанное, к следующим выходным перепишу.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 28.03.2006 13:52 
Funky



Ну я и нафлудил))))

Сегодня появилось время переписать, что набросал выше. Начнем с самого начала.
В импровизации большое значение имеет система. Я использую описанное выше деление, те на мажорные, минорные и остальные аккорды. Если вам не нравится эта, возьмите у того же Бойко или придумайте свою. Но постоянно подбирать пентатонику или лад под каждый сменившийся аккорд просто невозможно. Попробуйте на такую гармонию: первые две четверти E, третья четверть Esus4, последняя четверть E – все в одном такте. Правильно бы было считать весь такт за Emaj и, соответственно так его и обыгрывать. На примере ладов объясню подробнее.

Пентатоника.

Великолепный лад, но, к сожалению слишком простой. Он не дает слишком уж большого выбора в настроениях. Но даже при этом, многие умудряются и его упростить: тупо играют пентатонику от тоники обыгрываемого аккорда (Сmaj – Cmaj пентатоника, Dmin – Dmin пентатоника и т.д.) это правильно, такой способ обыгрывания никогда не даст лажи, но и вкусного звучания тоже.

Мажор.

В maj тональности мажорные аккорды строятся от 1,4,5 ступени, и что немаловажно именно по 4,5 можно судить о тональности. 4,5 единственное место, где подряд идут 2 maj аккорда.
И так, разберем аккорд Cmaj = до, ми, соль – ноты входящие в трезвучие. Как мы уже знаем Cmaj можно обыграть пентатоникой от 1 ступени. Теперь попробуем привести аккорд от Ми к ввиду Cmaj. Для этого просто я возьму Em, без надстроек (кстати, если вы еще не заметили это же замена). Как мы уже знаем Em можно обыграть пентатоникой от первой ступени – ми минорной пентатоникой. Соответственно и Cmaj можно обыграть ми минорной пентатоникой. Уже гораздо интесней, неправда ли. Теперь Соль, это же параллельная тональность Ми минору, значит и пентатоники одинаковы. Хм, делаем вывод, аккорд Cmaj можно обыграть и Cmaj пентатоникой, и Gmaj пентатоникой.
Теперь капнем глубже – надстройки. Как писал выше к Cmaj можно добавить 6,b7,7,9 ступени. Проверим 6 ступень, аккорд C6. Да, это же практически Ля минорный аккорд. А ля минорная пентатоника = до мажорной (да если кто не заметил, это тоже замена). Проверим С7, тут без вариантов – Cmaj пентатоника. Аккорд Cmaj7, проверим ноту Си, пентатоника от Bm, си минорная. Туда входит нота F# - это плохо, тк два подряд идущих мажора F,G это прерогатива До мажорной тональности. Значит Си минорная пентатоника нам не подходит. Проверим C9, а именно ноту Ре. В тональности Cmaj Ре минорна, по описанному выше принципу берем Ре минорную пентатонику. Подходит! Делаем вывод Cmaj аккорд можно обыграть мажорными пентатониками от 1,4,5 ступени и их соответствующими минорными пентатониками.
Попробуйте теперь поиграть, посмотрите, как себя ведут эти пентатоники. К примеру, Фа мажорной пентатоникой подчерчивается нота Фа, а Соль мажорной пентатоникой Си – 7 ступень. Чего нам так не хватало, используй мы только Cmaj пентатонику.
Проверим Fmaj = Фа, Ля, До. Берем Am, пентатоника от него Ля минорная = До мажорной пентатонике. Можно обыгрывать? Можно! Надстройки, Ре – 6 ступень, аккорд F6. Тоже самое что и Fmaj пентатоника. Можно! B7 и 7 ступени пропускаем. Fadd9, нота Соль. Соль мажорная пентатоника. Можно? Можно! Вывод, Fmaj обыгрывать можно мажорными пентатоника от 1,2,5 ступени и их параллельные миноры.
И наконец, Gmaj = Соль, Си, Ре. Ре мажорная пентатоника подходит. Gmaj пентатоника – подходит. B7 и 7 ступени пропускаем. Ля минорная пентатоника = До мажорной. Вывод, обыгрываем 1,4,5 пентатониками и их параллельными минорами
Делаем большой вывод и приводим все выше написанное в системе. Единственные 2 пентатоники, которые встречаются на всем продолжении доказательства мажорные от 1 и 5 ступени, к ним нет никаких претензий, обыгрывает любой мажорный аккорд и наслаждаемся. Но в тоже время пентатоники 2,4 не вошли в систему. Пока оставим их в покое.
Здесь нужно сделать оговорку. Я пытаю донести материал в наиболее доступной форме и избрал метод понаростающей сложности, поэтому не ввожу пока некоторые пентатоники. Их проще вывести из ладовой принадлежности.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 28.03.2006 15:04 
Funky



Следующая порция.

Минор.

Минорные аккорды строятся от 2, 3, 6 ступени мажорной гаммы. Начнем с Dm = Ре, Фа, Ля. Отталкиваемся от тоники Ре. Берем ре минорную пентатонику и соответственно Фа мажорную. Ихмо, подходит. Теперь Ля минорную = До мажорной. И опять таки подходит. Надстойки – 6,7,9 ступень соответствующего минорного лада. Иногда встречается минорный аккорд с добавленной повышенной 7ступенью, в нашем случае Dm(maj7). 6 ступень для Dm нота Си, нам не подходит Си минорная пентатоника. 7 ступень, нота С, До мажорная пентатоника подходит. И наконец, Ми минорная пентатоника, таже Соль мажорная. Опять таки подходит. Делаем вывод, аккорд Dm можно обыграть мажорными пентатониками от 3, 4, 7 ступени и их параллельными минорами.
Следующий Ми минорный аккорд = Ми, Соль, Си. Соль мажорная очевидно подходит. Проверяем надстройки. 7 ступень – Ре мажорная, подходит. 4 ступень ля мажорная. Но здесь встречается До диез, для Ми прерогатива мелодического минора (лады не трогаю). Вывод, 3,4,7 мажорные пентатоники и их параллельные миноры.
Ну и наконец, Ля минорный аккорд = Ля, До, Ми. Итак мажорная от 3 ступени подходит, мажорная от 4 ступени – Ре мажорная, мажорная от 7 ступени – соль мажорная. Опять нам встретилась повышенная 6 ступень, при обыгрывании Ре мажорной пентатоникой, прерогатива мелодического минора, напомню формулу 1,2,3,4,5,#6,#7.
Приводим к системе, минорные аккорды можно обыгрывать мажорными пентатониками от 3,4,7 ступени. Попробуйте поиграть на такую гармоническую последовательность только этими пентатониками: Am7/Em+5/C/Am7, в любых сочетаниях. Тут обыгрывается аккорд Am. Этим как раз мне особенно нравится деление аккордов на мажорные, минорные и остальные.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 28.03.2006 17:37 
Funky



Еще о пентатонике.

Остальные аккорды.

И так, начнем. К остальным аккордам я отношу, aug, sus, альтерированные, в том числе группу уменьшенных, аккорды с надстройками выше ноны. Из нетронутых и часто употребляемых ступеней лада остались только b2,b6 и 7. К этим ступеням отлично подходят альтерированные аккорды.
Разберем аккорд от 7 ступени, классически он выглядит как Bm-5 – почти полууменьшенный = Си, Ре, Фа. Обыгрывание Си минорной пентатоникой уже не проходит, тк в аккорде нота Фа, а в пентатонике Фа диез. Проверим Фа мажорную пентатонику – подходит, подходит пентатоника b5 ступени. Теперь полууменьшеннный Bm7-5 = Си, Ре, Фа, Соль. Соль мажорная подходит, но при этом ей не подчеркивается полууменьшеннось аккорда, она скорее могла бы подойти к аккорду с задержанием, поэтому в нашем случае Соль мажорную можно использовать только в примеси с другой пентатоникой, например Фа мажорной. Но дело вкуса. Вывод, мажорные от b5 и 6 ступени нам подходят.
Теперь уменьшенный. В мажоре строится от b6 (гармонический мажор = 1,2,3,4,5,b6,b7), а миноре от 7 ступени. Возьмем bAdim7 = Ля бемоль, Ре, Фа, Си. Проверяем – не подходит ни одна пентатоника, но не расстраивайтесь. Нас спасут альтерированные пентатоники, а о них поже.
Теперь аккорды с задержанием, для примера возьму соль, в таком контексте очень часто просто украшает гармонию. Так же аккорды с задержанием нередко заменяют минорные аккорды. Gsus4 могут добавляться 7 и 9 ступень. G7sus4add9 = Соль, До, Ре, Фа, Ля. Подходят только До мажорная и Фа мажорная пентатоника – 4 и b7 ступень.
Наконец аккорды с надстройками выше ноны и различными альтерациями проверяйте сами. Если вы ловили суть выше описано, то эта задачка не составит для вас практически никакого труда.
И так вот я и закончил свое повествование о мажорной пентатонике и ее параллельном миноре. Подводя итог, хочу заметь, что все выше описанные способы основываются, за редким исключением, на до мажорном ладу.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 28.03.2006 21:31 
Funky



Лады.

Предисловие.
Если бы в школе преподавали музыку вместо математики. С 5 по 9 классы мы бы изучали лады. Именно на 7 основных строится практически вся музыка. А сейчас мы займемся именно музыкальной математикой. И так начнем.

Запишем 7 энгармонически равных ладов:

До мажорный (ионийский)
Ре дорийский
Ми фригийский
Фа лидийский
Соль миксолидийский
Ля эолийский
Си локрийский

До мажорный (ионийский) лад.
Здесь и далее в выведении ладов сдираю у Frank’а Gambale’а из видео Modes, No More Mistery. Небольшое дополнение: все лады отсчитываются от мажора.
Берем аккорды 4 и 5 ступени, как определяющие и механически приплюсовываем к ним тонику До (мы же в до мажорной тональности). Получаем F/C и G/C. Послушайте, получилось очень веселое, радостное звучание, именно такое звучание у до мажорного лада. Им соответственно можно обыгрывать До, Фа, Соль мажорные аккорды и, соответственно, их «мажорные» замены. Если не поняли пункт ««мажорные» замены», читайте про деление на мажор, минор и остальные.

До дорийский лад.
Должен процитировать того же Frank’а Gambale’а: «лад это вариации исходного лада». И так, если До мажорный = Ре дорийскому, то До дорийский = Си бемоль мажорному = Си бемоль, До, Ре, Ми бемоль, Фа, Соль, Ля. Аккорды 4 и 5 ступени bE и F. Добавляем тонику До. Получаем Cm7 и F/C. Еще, этого у Frank’а Gambale’а нету. Добавляем к аккорду Си бемоль мажор тоникой До. Получим До септ с задержанием. И так подводим черту, до дорийским ладом можно обыгрывать аккорды До минорной группы, его можно немного украсить заменив на До с задержанием, и группу Фа мажорных аккордов.
И обязательно послушайте как звучит каждый лад. Я не буду навязывать вам свое ощущение об окраске ладов. Для этого на предложенную гармонию поиграйте лад, именно лад. Нижней, басовой нотой держите тонику, в нашем случае нота До.

До фригийский лад.
Если До мажорный = Ми фригийскому, то До фригийский = Ля бемоль мажорный = Ля бемоль, Си бемоль, До, Ре бемоль, Ми бемоль, Фа, Соль. Аккорды 4,5,1 ступени – Ре бемоль мажор, Ми бемоль мажор, Ля бемоль мажор. Добавляем До. Получаем bD/C, Cm7, Cm+5. Смотрим на аккорды, получаем вариант обыгрывания До минорных аккордов, и альтерированных -5/+5, с пониженной 9, аккордов с задержанием и тд.

До лидийский лад.
По той же схеме До лидийский = Соль мажорному = Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа диез. Изменяем аккорды 4,5,1 ступени, получаем До мажор, D/C, G/C опять таки очень мажорный лад. Но есть одно изменение: повышенная Фа. Очень удачно влазит под C-5, так же подчеркивает Gmaj7. Делаем вывод, этот лад подходит для обыгрывания До,Ре, Соль мажорных групп.

До миксолидийский лад.
Если Соль миксолидийский = До мажорному, тогда Фа мажорный = До миксолидийскому = Фа, Соль, Ля, Си бемоль, До, Ре, Ми. Аккорды 4,5,1 ступени bB, C, F. Получаем, bB/C, C, F/C. Этот лад просто отлично подходит для подчеркивания 7 ступени C7 аккорда.

До эолийский ляд. (параллельный минор)
Если Ля = До мажорному, тогда До = Ми бемоль мажорному = Ми бемоль, Фа, Соль, Ля бемоль, Си бемоль, До. Ну из названия ясно, но все же допишу. 4,5,1 аккорды – bA, bB и bE. Получаем Cm+5, bB/C, Cm7. Что может быть проще – это тональность До минора. Так и обыгрываем всяческие минорные аккорды.

Си локрийский лад.
Если Си локрийский = До мажорному, тогда До локрийский = Ре бемоль мажорному = Ре бемоль, Ми бемоль, Фа, Соль бемоль, Ля бемоль, Си бемоль, До. Аккорды 4,5,1 стуаеней – bG, bA, bD. Получаем bG/C, Cm+5, bD/C. Экстравагантный лад. Подходит только для обыгрывания «остальных» аккордов.

ЗЫ Ух, закончил про лады. Это, конечно не все, только основы. Сегодня уже точно ничего писать не буду, как-никак убил 9 часов, в 12 сел в 9 вечера закончил, за это время выкурил пачку сигарет и 1 раз покушал, не отходя от кассы, поэтому сегодня продолжения не будет. Добавлю, что можно из каждого мажорного лада выбросить 4 и 7 ступень, и обыгрывать те же аккорды, но уже пентатоникой.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 28.03.2006 23:01 
Funky



Попрошу модератора удалить все что нафлудил (предидущие 4 поста не флуд), и простите мне все ошибки, что в первом посте.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 29.03.2006 02:19 
Moscow
Saxophone

Да кому это всё надо??.... Это же всё в учебниках есть. И с примерами и с нотами. У Осейчука например. Да и в нете полно ресурсов,######изголятся, непонятно.
Bright Moments...!(с)
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 29.03.2006 11:14 
Funky



ГДЕ???? Где в инете это написано!!! А???? Я в инете ВООБЩЕ встречал ЧТО ЛАД ЭТО ТИПА ПОЗИЦИЯ НА ГРИФЕ!!!! Так обьясни пианеру, что ты с это получишь?????
Где?? Ладно, формулы ладов найти можно, но где в инете написанно, что для понимания настроения лада, неплохо пограть 4,5 аккорды. Я этого всего, в ру нете не находил точно. Хотя обидно за державу.
ЗЫ Щас специально пойду куплю учебник Осейчука. Если найду))))
ЗЫЫ А вот над вопросом: Да кому это всё надо?? - я подумаю.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 29.03.2006 23:13 



Funky не слушай его!! )))
это нАдо однозначно. нужно только найти наиболее грамотный подход к вопросу.
появится время - я подключусь к делу.
--
кстати, было бы неплохо приводить и конкретные примеры(на произвдениях), где какой лад, какая аккордовая прогрессия используется.
примерно как здесь(огромное количество упрощенных гармоний джаз. тем):
http://www.ralphpatt.com/Tonal.html
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 30.03.2006 20:58 
Funky



нужно только найти наиболее грамотный подход к вопросу.

Это точно, сегодня было время написать, да только не решил от чего плясать, от ладов или от аккордов. От аккордов проще, но перебрать нужно кучу, а от ладов эффективней, но не понятно. Да, если от аккордов начинать, то диатоническими ладами не ограничешься. Бррр. Вообщем, Даже незнаю. Может есть у кого какое коменты? Может от родства тональностей начать, но тогдам куда моместить остальные лады (целотонный например) ?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 31.03.2006 03:20 
Funky



До мажорный (ионийский) лад.

До мажор = 1,2,3,4,5,6,7 (здесь и далее буду писать ступени лада). Перепишем ступени 1,3,5,6,7,9,11,13 – 6=13=Ля. Это сделано, для того что бы нагляднее описать возможные надстройки. Итак, из выше описанного видно, что До мажорный лад подходит под Cmaj, C6, Cmaj7, Cadd9, Cmaj7add9 и т.д.

В конце концов, осознав объем материала, который следовало бы написать, я сдаюсь. Для того что бы перебрать все варианты уйдет точно не один месяц. Поэтому систему попытаюсь донести на одном примере, а потом формулами.

Ре дорийский, тот же до мажор. Но относительно ре минора (у нас же терция минорная) формула такая: 1,2,3,4,5,#6,7 = ре, ми, фа, соль, ля, си (в ре миноре си бемоль), до, перепишем 1,3,5,7,9,11,#13. Итак, подходят аккорды Dm, Dm7, Dm9, Dm7add#13 и т.д.

Ми фригийский, относительно ми минора формула: 1,b2,3,4,5,6,7, перепишем 1,3,5,6,7,b9,11,13. Итого аккорды Em, Em13/-9 и т.д.

Фа лидийский, относительно Фа мажора: 1,2,3,b4,5,6,7.

Соль миксолидийский, относительно соль мажора: 1,2,3,4,5,6,b7. Вот почему обычно аккорд в до мажоре G7.

Ля эолийский, 1,2,3,4,5,6,7.

Си локрийский, 1,b2,3,4,b5,6,7 – вот почему этот аккорд полууменьшенный.

Еще 5 из 5 оставшихся аккордов.
bDm, формула 1(bD),b2,3,b4,b5,6,7 – однозначно поллууменьшенный аккорд
bE, формула 1(bE),b2,2,3,b5,b6,6 – уменьшенный.
bGm, 1,b2,3,4,5,6,7
bAm, 1,b2,3,b4,b5,6,b7.
bBm, 1,b2,3,b4,5,b6,b7.
Эти 5 для тритоновых замен.
Итак, получили огромную кучу вариантов обыгрывания, и это только до ионийским ладом – вот почему музыка с математикой не совместимы.

За сайт с примерами большой респект -Al-
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 31.03.2006 03:42 
Funky



Даже не знаю, как примеры писать. Вариантов куча. Только на 2,5, 1 можно несколько сотен вариантов напридумывать. Может взять прото несколько стандартов и на основе их? Так на примерах произведений еще сложнее.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 31.03.2006 03:55 
Funky



bDm, формула 1(bD),b2,3,b4,b5,6,7 – однозначно поллууменьшенный аккорд
bE, формула 1(bE),b2,2,3,b5,b6,6 – уменьшенный.
bGm, 1,b2,3,4,5,6,7
bAm, 1,b2,3,b4,b5,6,b7.
bBm, 1,b2,3,b4,5,b6,b7.

Чето я перемуждрил с бемолями. Извеняйте.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 31.03.2006 13:48 
Funky



Вспомнил пример на вариации До мажорного лада. Гари Мур Still got the blues.
У меня домашний комп полетел, не спрашивайте откуда и куда. Поэтому примерчик в миди скинну поже, точно помню он у меня был. Это одно из самых запоминающихся соло в истории.
Итак, начнем.

Гармония первых 8 тактов:
затакт/Dm7/G11/Cmaj7/Fmaj7/Bm7-5/E/Am/Am

Тональность ля минор, он же Ля эолийский лад.
Используются вариации До мажорного лада, а именно (во всяком случае мне так кажется) Ре дорийский для /Dm7/G11/ . До ионийский для Cmaj7/Fmaj7/ неуверен, но с #Соль для Bm7-5/E/. до айолийский для Am/Am. Для последнего Am используеются ноты его аккорда.

К чему я это все. Для начала хочу поясть полезные свойства энгармонически равных ладов. Во-первых, это что вроде летяйки))) не надо запоминать все позиции До мажора, можно запомнить хотя бы по 2 позиции на струнах 5,6 для энгармонически равных ладов и мы получим уже 14 (на самом деле больше) позиций до мажора, которые перекрывают весь гриф. Второе полезное свойство. Сначала скажу эти 7 ладов звучат одинаково!!! тк в них одни и теже ноты!!! но если актентировать, выдилить некоторые ноты то эти лады будут звучать уже по разному :idea2: (способы виделения выбирайте сами, можно предположим съиграть акцент или потянуть потольше ноту или даже зделать ее самой низкой, самой высокой и тд). Второе полезное свойство, видно какие ноты выделять))) Последнее свойство обыгрывания относится к аккордам. Вопервых, 1,5 ступени в обыгрывании можно пропускать - оставим сие удовольствие бассистам, они очень любят эти ступени. 3е замечательное свойство обыгрывания, ступени аккорда долны присуствовать. В басу, фортепьяно, других аккомпинимырующих иструментах, но все же должны. 4е замечательно свойство обыгрывания, ну это мое самое любимое: к исходному ладу модно добавлять сколько угодно хроматизмов, перекрывая тем самым все 12 нот, тут формула проста чем больше грязи хотите получить тем больше добавляйте нот, НО НЕ ПЕРЕБАРЩИВАЙТЕ, все хорошо в меру. Мои любимы ходы М3 и Б3 в До мажоре - bE (с подняжечкой от четверти тона до полу тона) и E; b7 и 7 - bB и B. Но эти вещи еще всретятся в других ладах.

Помойму все просто, теперь разбор партии Гарри Мура. Ах, я еще не рассказал об арпеджо аккорда, в принципе посто - это тот же используемый лад, только без некорых ступеней. Итого 5 волшебное свойство, ноты из лада можно выкидывать, придавая этим ему большую мелодичность.

Если мне память не изменяет, то начиная с затакта ноты под аккорд Dm7 (G11) ля, ре, ми, фа - помойму ре дорийский, посмотрите, (Басс сктати играет Ре и Соль соответсвенно) кроме Ми, все ноты в аккордах, тут ре опорная нота (по звучанию наиболее продолжительная). Теперь посмотрим, 6 замечательное свойство лада не меняя лад, можно именить гармонию. На этом примере и под аккорд Соль11 все же играется ре дорийский лад.
Cmaj7 (Fmaj7) - ноты: до, ре, ми - очевидный до ионийский лад.
Bm7-5 (E) по мойму, си локрийский лад с добавленной соль диез, хотя не уверен. Ля мин\\ля мин - тут ля эонийский.

ЗЫ все что смог обьяснить на пальцах и попамяти. Скорей всего перепишу, это на пробу. Коменты!?

ЗЫЫ МММ, сегодня вспомнол песню как раз в до мажоре, на До миксолидийский лад. Ее только перепроверить надо, действительно ли в миксолидийском ключе, по памяти боюсь ошибиться.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 02.04.2006 18:39 
Funky



Интересно, это хоть кто-нибудь читает кроме меня))))
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 02.04.2006 18:49 



Читает, я, например... :)
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 02.04.2006 19:05 
Funky



ХЫ, у меня есть поЧИТАТЕЛЬ))))))
Вообщем, скоро продолжу, как комп подчиню, по клубам писать дорого))))
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 02.04.2006 22:44 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Извини, у меня все нет времени осиливать и добавлять, либо критиковать, либо хвалить. Только просматриваю, а тут нуно вникать.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 04.04.2006 11:12 
Funky



Oklopook, жаль, что времени не находишь, хотя там и читать нечего. Те нет ничего во что можно вчитываться. Мне просто очень нужна критика, не коррекция многочисленных ошибок. Я более чем уверен, что их там куча, потому как часто сам себя не проверяю - там иложенна концепция, по которой каждый может меня проверить. Мне не нужны хвальбы. Мне необходима критика (она кстати может быть и хвалебной :) ) и коментарии, как зделал Al, может что нкжно добавить, может стиль написания изменить и тд.

Пока добавляю к выше написсаму, что бы небыло разночтений.
к исходному ладу модно добавлять сколько угодно хроматизмов.

Незабывам, что эти хроматизмы (как их строить, смотрите в учебниках по муз теории) лучше всего звучат, когда не акцентированны, используются как проходные ноты.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 04.04.2006 11:29 



Funky, скажи свою асю.
есть предложение по теме.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 04.04.2006 13:23 
Funky



блин, асю не использую, да и по клубам все еще шарюсь, Тк комп не зделал.
Пиши на мыло funkymail@rambler.ru
ЗЫ тут обнаружил что пользователь с ником funky уже есть((( - это не я, я не могу зарегистрироваться)))
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 05.04.2006 19:12 
guest



Пока есть немного свободного времени...
Помните аккорд Ми мажор в Still got the blues. Пока его пропустим, веди для Ля айонийского ми минорна.

Гармонический мажор.
Теперь, до миксолидийский. Помните, до, ре, ми, фа, соль, ля, си белоль. Присмотритесь, он полностью копирует ступени до гармонического мажора. Это один из 3 мажорных ладов, первый ионийский.

Посмотрим на ступени аккорда До= 1,2,3,4,5,6,b7. Как можно просто увидеть опущенна 7 ступень свидетельствует о септовости До мажорного аккорда.
Ре = 1,2,3,4,5,6,7 - точное копированье минорного лада от Ре.
Ми = 1,b2,3,4,b5,6,7
Фа = 1,2,3,4,5,6,7
Соль = 1,2,b3,4,5,6,b7 - Относительно Соль мажора
Ля = 1,b2,3,4,5,6,7
bСи = 1,2,3,b4,5,6,7 - тут посчитал от Си мажора, должен быть минор.
Я думаю из этих формул видно все аккорды тодно подходящие под До гармонический мажор, он же До миксолидийскийла

До мелодический мажор.
Тодавлять тут нечего кроме формулы 1,2,3,4,5,b6,b7 = 1,3,5,b7,9,11,b13.

Если что-то непонятно - спрашивайте.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 06.04.2006 13:56 
Funky



веди для Ля айонийского ми минорна. - что хотел написть сам не понимаю)))) Щас, пересмотрел - ошубок ужасное можество, не вчитывайтесь в них, я помом формулы найлу, протосто сюда вставлю. Утешает мненя только одно, я пытаюсь донести концепцию.

До лидийский.

Данный лад отличается от До мажорного повышенной 4 ступенью. Смотрите, это же от До тритон (подробнее в уроках Oklopook'a и теме дьяволький инитервал). аккорды такие С, D, Em, #Fm-5, G, Am, Bm. И соотвентствующие надстройки.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 06.04.2006 14:20 
Funky



Итак, заканчиваю с мажорными ладами.

Заключение.
Здесь попытаюсь привести к более менее простой и понятной системе.
Начнем с основных пунктиков:
1) Свой гриф нужно знать! Это просто обязательно, знать где находится каждая нота. Для этого существует неполое упражнение: задумайте любую ноту, фа например, и найдите ее на промежутке от 1 до 12 лада. Всего вы должны найти 6 нот Фа. Это упражние в идеале нужно делть незадумываясь. Для любого дркгово инструмента рекомендации такие же.
2) Учитите позиции на грифе! Тут гаммы, гаммы и еще раз гаммы.
3) Снимайте, снимайте, вообщем, много раз снимайте. Снимайте все. Не в плане эксбиционизма. Снимайте джаз, блюз, рок, фанк, что угодно. Но чем больше вы знаете стандартных фраз тем лучше. Проанальзируйте партии извесных гитпристов, стандартные фразы есть у всех, они их просто друг у друга сдирают. И вы небойтесь сдирать у них. Незабывайте, фразу можно немного видо изменить, съиграть в другом ладу и тд.
Теперь самим лады.
3 мажорных лада.
4) Нужно понять как звучит каждый лад. Я, например, построл такую шкалу -1/мажор/+1, где +1 - до миксолидийский, - 1 до лидийский лад, шкала означет настроение лада. Если До миксодийский я бы описал как побуждаюй, гимновый, маршевый лад; то до лидийский (Соль мажор) лад более подхлдящий для восхволяющих баллад, более спокойний чем До мажор. НО!!! решайте сами как звучит каждый лад.
5) Не меняя лад можно менять гармонию. На один аккорд можно менять лады. Главное правильно выбрать лад.
6) Если добавляете хроматизмы, знайте, лучше всего они звучат, когда не акцентированны.
7) Если вы меняете лад, это еще не означает смену тональности.
8) у каждого аккорда есть ноты, которые стоит акцентировать - это его ступени. (1 и 5 не особо важны)
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 06.04.2006 15:03 
Москва


Пока не прочитал, но поддерживаю!
А меня давно посещает смелая мысль, не делить ли в ряде случаев все аккорды на минор-мажор и остальные?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 07.04.2006 10:40 
rosermark



блин, нифига неосилил.. может оформить это в статью, с вступлением, описанием проблемы? структуризировать всё выше написанное, чётко и ясно описать теоретическую модель и только потом примеры, а не всё вместе и сразу и ещё между строк в пагрузку.
Я не слушал ни вая, ни гарри мура, поэтому думаю, что подобный материал надо давать не привязываю к контексут стиля, исполнителя или ещё чего-то.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 07.04.2006 13:24 
Funky



To Basstriker
А меня давно посещает смелая мысль, не делить ли в ряде случаев все аккорды на минор-мажор и остальные?

Эта идея скоммунижжена у великого дядьки Джо Паса. И в часности отлично входит в концепцию аккордовой импровизации.

To rosermark

Я не слушал ни Вая, ни Гарри Мура, поэтому думаю, что подобный материал надо давать не привязываю к контексут стиля, исполнителя или ещё чего-то.

Однозначно, но я привел их в пример как одних из лучших.

структуризировать всё выше написанное, чётко и ясно описать теоретическую модель и только потом примеры, а не всё вместе и сразу и ещё между строк в пагрузку.

Этот коммент по теме, что вроде я ждал. Напишу в том же стиеле про минорные лады, а потом перепишу в статью. Просто, если уж начал сначала отталкиваться от ладов, то нужно дописать, чтобы не рвать целосноть (те еще разок повторить :) )

ЗЫ там нечего осиливать))) серьерно.
ЗЫЫ и не читайте ошибки, их куча. Поэтому задача прочитать немного упращается.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 07.04.2006 16:30 
Москва


Дык я это у Джо Пасса и читал, он еще говорил "минор, мажор и доминантовость", и в начале этого топа об этом написано.
Это как-бы деление на три.
А можно разделить на два и каждую часть еще на два
минор-мажор / доминантовые
минор, мажор / альтерированные, не альтерированные
В подобных делениях прослеживается связь с оккультными науками и общими законами. Музыкальные структуры вообще эзотеричны. Я в свое время развлекался тем, что писал музыку по астрологическим картам, переводя астрологические структуры в музыкальные.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 08.04.2006 14:09 
Funky



Да, где-то так. Только в некотых случаях аккорты раскладываются, в некоторых это не необходимо. Все зависит от случая.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 09.04.2006 04:39 

ММ JP6

Я бы всё-таки не стал смешивать мажорный maj (септ)аккорд и доминантовый, это совсем разные функции, как и мажор и минор по отношению друг к другу. Предлагаю поделить на четыре:
1. Мажорные
2. Минорные
3. Доминантовые (включающие альтерированные, хотя их тоже можно было бы отделить, их можно по-другому обыгрывать, чем обычные доминантсепт)
4. Все остальные :)

Предложение не последней инстанции :idea2:
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 09.04.2006 16:38 
Funky



Тут огромное поле для воображения, кто хочет сам создаст свою систему. Это не слишком уж важно. Я принял такию систему, в часности, и из-за несовершенства собственного слуха. Если человек абсолютник, вероятно, ему бутет проще делить аккорды более подробно.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 10.04.2006 12:44 
guest



Круто!
А можно вопрос в тему?

В джазовых темах часто встречаю аккорды типа A7#5b9, альтерированные то есть.

Какие есть способы их обыгрывания?

Спасибо.

П.С. И еще интересно про обыгрывание полууменьшенного узнать.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 10.04.2006 13:25 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Этот аккорд можно рассматривать как -9-13, так как +5 энгармонически равна -13 (малая секста). Обыгрывается уменьшенным ладом (тоно-полутоновым). В нем присутствует и +9 и -9.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 10.04.2006 13:45 
Basstriker



На типа A7#5b9 играется Cm pentatonic
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 11:00 
guest



Сенькс, а вообще альтерированные (b5b9 #5#9 и т.п.) кроме как тон-полутон и пентатоникой как еще обыгрывают?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 13:03 
Funky



Не только мажорной пониженной от 5 (Ми бемоль). Черт, чето щас не могу посчитать... кажись бемоль 2 мажожная подходила под такие аккорды, си бемоль.
И лады в которых есть -9 и +9 ступени...
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 13:13 
Funky



Ой, сафсем забдыл, есть же еще альтерированные пентатоники. Тут выбор слишком разнообразен. Но в лоб поллууменьшенный можно влять минорной пентатгникой с - 5 ступенью. Ладом с - 5 ступенью, еще целотонный лад. ну тд и тп...
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 17:16 
guest



А мелодическим минором можно?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 17:53 
Basstriker



Да, и даже несколькими мелодическими минорами. Пентатоника, которую я приводил, входит в один из них.
Это фишка от Скофилда и ему подобных: тоника минорной пентатоники находится на малую (минорную) терцию выше тоники альтерированного доминантсептаккорда.
При этом клево просто сделать грув с тоническим доминантсептаккордом, скажем, D7+9 и приколоться, играя на это дело Fm pentatonic
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 11.04.2006 17:54 
Basstriker



D7+9 тот самый, любимый всеми фанкерами и блюзменами. Он, наверно скоро надоест, станет, как четвертый блатной
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 12.04.2006 09:54 
guest



Сенькс. Понял. Скофилда люблю, в смысле музыку. :)

А что значит несколькими мелодическими минорами? Можно поконкретней.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 12.04.2006 11:44 
Basstriker



Ну, на ступенях мелодического минора строится несколько доминантсептаккордов (не меньше двух, точно не помню), а может и еще от какой-нибудь ступени можно на доминантсептаккорд играть ММ...
Ну, короче, достаточно гибкая структура для таких целей, можно на свой вкус подбирать. Там будут включены всякие надстройки и т.п.
Еще, когда говорят об обыгрывании доминантсептаккордов целотонной гаммой, по моему, часто на самом деле это целотонный фрагмент мелодического минора. Целиком целотонная гамма даже на альт. доминантсептаккорды немного базедово звучит. А Вы как думаете?
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 13.04.2006 04:08 

ММ JP6

К вышесказанному, альтетир. доминантсепты также обыгрываются мелодич. минором, построеным на полтона выше
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 13.04.2006 11:06 
Basstriker



Так, и в этом случае получится 1 -2 +2 3 -5 +5 -7 1
Да, все надстройки. Так здесь и эта самая пентатоника: +2 -5 +5 7 -2
Это хорошо комбинировать
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 16.04.2006 00:56 
Funky



Прям таки меня и подмыло написать)) какие наф лады, ноты да кому они нужны, нот всего 7 +\\- 5 ну и еще несколько... Да чего париться над ипровизацией, осмысленная она только в сочетании с гармонией... ну наф подбирать под кажный аккорд свои лады, ненадо!!! не запомноть этого... Ну, невозможно, мы не машины... Есть только мажор и минор... и фсе... фсе... а ладов тысячи... Это так же как пытаться запомнить все звезды на небе... Зачев вам все это.. Ненадо... лучшые мело не отходят от своего лада..
К чему это я... да все просто, есть НАСТРОЕНИЕ ГАРМОНИИ, и к нему несложно подобрать лад с таким же натстроение. Может 2 или 3 ... 5,6,7, и еще больше... Невозможно импровизировать под аккорд...
Все, мну высказался...
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 16.04.2006 02:51 
хз



Funky, рыспект!!!
:super: Ну наконец то вумная и честная речь!!! :)
А то памаешь ли... :drazn:
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 16.04.2006 03:14 
Funky



чесное, спасибо... )))
пЫво во мне потекло через глаза))) - растрогало...
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 17.04.2006 09:43 
guest



2*Funky
Хорош флудить в серьезном топике, тобою же созданном. :)
Давай лучше обобщение материала сделай.

Кстати, на вопрос об обыгрывании полууменьшенного так никто ничего и не написал.
Автор
Тема: Re: Не дожидаясь урокоа Oklopook'а
Время: 17.04.2006 10:08 
Москва


А этот полууменьшенный из общего контекста не вырывается, так, что-ли.. ну, типа если Em7-5 / A7-9 / Dm9 , то и играется на это дело что-нибудь вполне лирическое по натуральному Ре минору, и только на A7-9+5 че-нибудь можно там поизвращаться
Но могу быть неправ, сам я басист и соло не играю, извините))
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!