Автор |
Тема: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 17.01.2007 18:37 |
|
---|---|---|
|
Открывая топик, я поднимаю серьёзную проблему - развитие музыкального слуха, которая довольно остро стоит у нас в стране. Примеров тому хоть отбавляй, не редко бывает, что учащиеся консерватории имеют слабо развитый слух. Ну, о музыкальной школе и говорить не приходится. Даже профессиональные музыканты порой не имею того слуха, который им необходим. А главное помните одно, если вы нажимаете клавиши, перебираете струны, дуете в трубу, наконец, или ещё что-нибудь - в общем, пытаетесь играть на инструменте и при этом ничего не слышите и не чувствуете, кроме набора звуков, то вы и не музыкант ни какой. Это больше похоже на робота, запрограммиравонного на выполнение поставленной задачи. Я думаю, будет интересно услышать мнения: Rudi, Ivan bluesman, Сергея, Андрея, Хз, PetRовича, Свистка, ТОХИ, Basstriker и др. музыкантов. Специально для начинающих: задавайте вопросы, не стесняйтесь, постараемся ответить, либо я, либо кто-нибудь другой (надеюсь, кто-нибудь мне в этом поможет). В этом топике я хотел бы рассмотреть вопросы не только, касающиеся общепринятого сольфеджио (в эффективности, которого я сильно сомневаюсь), но и новейшие методы воспитания муз. слуха или хорошо забытые старые. Призываю так же рассмотреть методику П. Н. Бережанского. В общем-то и всё, что я хотел сказать во введении. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 18.01.2007 03:00 |
|
---|---|---|
Саксофон ![]() ![]() ![]() |
может быть кто-то знает о методике Московского Колледжа Импровизационной Музыки ( http://mcim.ru/ ), расскажите про неё... | |
Можешь не петь - не пой. Можешь не играть - не играй.
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 22.01.2007 17:16 |
|
---|---|---|
![]() |
"В этом топике я хотел бы рассмотреть вопросы не только, касающиеся общепринятого сольфеджио (в эффективности, которого я сильно сомневаюсь)" На мой взгляд вопрос поставлен не совсем корректно. Насколько я понимаю "советская" школа сольфеджио вообще не ставила цели развития музыкального слуха. Поскольку при поступлении в музыкальную школу дети сдавали экзамен, предполагалось что определенные музыкальные способности уже имеются. Кроме того долгое время бытовало мнение что музыкальный слух дается от рождения и развитию не подлежит. Предмет же сольфеджио занимался в первую очередь общемузыкальным образованием (начиная с нотоносца) и музыкальной теорией. Хотя, разумеется, подспудно эти занятия развивали и музыкальный слух. Насколько я понимаю, сейчас обстановка сильно изменилась. В муз. школы дети проходят без каких либо экзаменов. Более того - изменилась сама установка. Если раньше музшкола рассматривалась как первая ступень к музыкальному профессионализму, то сейчас цель формулируется иначе - "общее эстетическое развитие". Например, мои дети после 4-х лет в дмш путаются в названиях интервалов - 20 лет назад такое было невозможно... Беда же в том, что какой-либо "общепринятой" методики _развития_слуха_ в нашей стране не существует, и педагоги зачастую руководствуются исключительно собственными взглядами и опытом. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 22.01.2007 19:02 |
|
---|---|---|
![]() |
Андрей,хоть и сдавали экзамены брали почти всех.На счёт нот.По-моему они то что слух развивают,а скорее тормозят его развитие. "педагоги зачастую руководствуются исключительно собственными взглядами и опытом." Как я понял вы педагог, да? А много ли вы знаете педогогов по сольфо? Вы говорите:"руководствовались собственными взглядами". Я этого сказать не могу, все известные мне педагоги утверждали лишь одно - для развития слуха нужно учить,пропевая, интервалы (в любой тональности) и писать диктанты.Интервалы запоминаются по началам известных песен.Разве это не общепринято? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 22.01.2007 19:21 |
|
---|---|---|
![]() |
Андрей, извиняюсь за ошибки (очень тороплюсь), заходите сюда почаще, у меня есть соображения насчёт методики по развитию слуха, которые собираюсь выложить в этот топик. Буду рад. Не вести же мне монолог в конце концов. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 22.01.2007 19:25 |
|
---|---|---|
Москва гитара, бас ![]() ![]() ![]() |
Роман Это не монолог, например, я постоянно читаю этот сабж... просто мне пока реально нечего написать. |
|
"Бах и орг`ан - это не одно и то же.." (c)
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 22.01.2007 20:40 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***Я этого сказать не могу, все известные мне педагоги утверждали лишь одно - для развития слуха нужно учить,пропевая, интервалы (в любой тональности) и писать диктанты...*** Либо это какое-то упрощение, либо у Вас искаженные представления о сольфеджио в следствии того, что не везло с преподавателями. Ниже я приведу выдержку из книги Б.Уткина "Воспитание профессионального слуха музыканта в училище". Все что там описано я встречал в той или иной мере у тех педагогов, с работой которых мне удалось познакомиться. То есть я хочу сказать, что по моему опыту - это довольно типично. ============================= "Профес сиональны слух музыканта - это "многогранный конгломерат" многих способностей; он включает в себя слух интонационный, интервальный, аккордовый (фонический и функциональный), ладовый, ритмический, полифонический, а также внутренний слух и музыкальную память. Все эти способности неразрывно связаны в единое целое, и воспитание слуха складывается из воспитания каждой из его способностей («граней"). Воспитание отдельной способности - это последовательный процесс освоения элементов музыкальной речи - однозначных смысловых ячеек: 1) отдельные звуки вне лада - их регистровое распределение в разных октавах, высотная интонационная точность в темперированном строе; 2) интервалы (в мелодическом и гармоническом видах); 3) аккорды (в гармоническом и мелодическом - арпеджированном - видах); 4) ступени лада (в мажорном и минорном ладах по 18 элементов в каждом); 5) аккорды как ладовые функции; 6) метроритмические элементы (пульсирующая доля, размер, основные ритмические фигуры, совпадающие по длительности со счетной - пульсирующей - долей); 7) полифонические элементы (канон, имитация, подголосочная полифония и т. д.); 8) тембровые элементы (звучание различных инструментов и певческих голосов во всех регистрах) 9) музыкальная память и внутренний слух суммируют все изученные элементы." ========= Далее конкретнее: "Воспитание слуха па уроках сольфеджио предлагается осуществлять по следующим темам: - метроритм; - поступенное движение по секундам (ладовое и внеладовое); - интервалы вне лада и в ладу - как самостоятельная форма двухголосия (без слуховой дифференциации нижнего голоса, определяя его логически с помощью интервала) ; - аккорды вне лада (фонические); - лад: 1) специфические ладовые упражнения; 2) суммирующие ладовые упражнения (сольфеджирование, диктанты и т.д. - ладово-интервальный комплекс (процессы переменных тоник, тоникальность различных ступеней тональности; модуляции); -многоголосная музыка; - гармонический слух (аккордовые последовательности в ладу, модуляции); - комплексные навыки: 1) музыкальная память; 2) внутренний слух. На первом году обучения эти темы реализуются в следующих упражнениях (автор считает необходимым строго придерживаться указанного порядка их расположения на уроке). 1. Метроритмические: пульсация, размер, ритм. 2. Пение гамм (виды минора, мажора, лады народной музыки, целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова, комбинации из ладов, хроматическая гамма, секвенции из секунд, про-.извольное движение по секундам). 3. Слушание гамм. 4. Пение интервалов. 5. Слушание интервалов. 6. Пение аккордов 7. Слушание аккордов. Гармонизация знакомых мелодии. 8. Упражнения в ладу: а) определение тональностей по верхнему звуку обращений доминантсептаккорда, доминанты с секстой, нонаккорда; б) то же по нижнему звуку. 9. Специфические ладовые упражнения (без ритма): а) повторение голосом с названием нот звуков, сыгранных педагогом на фортепиано; б) пение за указкой педагога по «немой» клавиатуре. 10. Узнавание известных мелодий, показанных педагогом указкой на «немой» клавиатуре (развитие внутреннего слуха). 11. Пение знакомых мелодий нотами. 12. Короткие диктанты (устные - на память). 13. Диктант. ================ |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 23.01.2007 16:51 |
|
---|---|---|
Москва Фортепиано ![]() ![]() |
Роман. Будет очень интересно почитать Вашу методику по развитию слуха. Выкладывайте |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 23.01.2007 17:00 |
|
---|---|---|
Москва Фортепиано ![]() ![]() |
Моё мнение (я не знаю правильное оно или нет), что слушая музыку или пропевая её внутренним голосом, нужно уметь представлять ноты, которые звучат и это — вершина развития музыкального слуха. Если я не прав, пожалуйста, опровергните меня. Я в своей музыкальной деятельности наткнулся на факт, что со своей техникой и пониманием музыки, но без слуха я — слепой. И у меня огромное желание развить этот компонент как можно лучше. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 24.01.2007 14:47 |
|
---|---|---|
![]() |
Дима, я говорил только, что у меня есть соображения насчёт методики. Я почти ни в чём,точно неуверен. Поэтому, предлагаю сначала разобрать, какие существуют способы развития слуха и в чём их недостатки. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 24.01.2007 14:57 |
|
---|---|---|
![]() |
Дима, хорошо что ты осознал, всю важность этого понятия – муз.слух.(правда не совсем). Ноты – это не вершина, представлять их совсем не нужно. Приведу аналогию с языком. Читая слово, ты ведь не представляешь себе буквы? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 24.01.2007 15:06 |
|
---|---|---|
![]() |
Сорри за запоздалые ответы, не думал что мой пост вызовет такое количество нареканий... "хоть и сдавали экзамены брали почти всех" - брать то брали, но не держали, большинство "не тянуло" и отсеивалось. 2 Роман, "Как я понял вы педагог, да? А много ли вы знаете педогогов по сольфо?" - Нет, я не педагог. - Педагогов знаю, несколько "все известные мне педагоги утверждали лишь одно - для развития слуха нужно учить,пропевая, интервалы (в любой тональности) и писать диктанты." Вы перечислили некоторые (не все) упражнения. Но перечисление упражнений - не есть описание методики. Так вот методики развития слуха "утвержденной минкультуры" - не было, либо известные мне педагоги о ней не слышали. "Интервалы запоминаются по началам известных песен.Разве это не общепринято?" Нет, не общепринято. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 24.01.2007 16:24 |
|
---|---|---|
Sma
![]() |
Очень интересна выдержка из Уткина, даже предстаить не мог что есть столько разных "музыкальных слухов". Можно я немного поспрашиваю в этой теме? ![]() Каким образом всё это связанно непосредственно с сочинением произведения? или с восприятием чужого произведения. Для меня было удивительно, что, моя мать сходу определяет функции у большинства поп произведений которые играються по радио, ступень такая-то, отклонение туда-то и т.д. Данную способность к анализу и сочинению ей дали Попевки Кирюшена. Но например, джазовые произведения или более сложные современне произведения такому вот анализу уже не поддаються, значит ли это что тут нужен какой-то другой музыкальный слух? Что вообще "слышит" профессиональный музыкант слушая чужое произведение? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 25.01.2007 00:56 |
|
---|---|---|
Rudi
![]() |
Sma, "музыкальных слухов" столько, сколько есть способов сочинять музыку. Профессиональный музыкант, воспитанный на европейской музыке, не услышит, например, гамелан. Если бы только гамелан - джаз услышит неадекватно, потому что "джазовый слух" есть отличный от "классического слуха". Etc. Относительно совпадения музыкального языка и подготовки к восприятию такого языка: профессиональный слушатель (не только профессиональный музыкант) будет адекватно реагировать на запрограммированную в музыкальном произведении вероятностную систему ожиданий. Это и есть "профессиональный музыкальный слух", а умение перевести слышимое в понятия (называть ноты, гармонические функции, разделы формы и такому подобное) -есть аналитический слух. Для полноценного восприятия музыки в аналитическом слухе необходимости нет. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 27.01.2007 21:02 |
|
---|---|---|
guest
![]() |
Rudi +1 | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 28.01.2007 17:15 |
|
---|---|---|
Rudi
![]() |
guest, спасибо за оценку. Отчего бы Вам не взять себе какой-нибудь никнейм? Guest'ов здесь может быть много, и никак не понять, кому именно отвечаешь. Всё-таки даже условный идентитет оппонента помогает вести более внятную дискуссию. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 28.01.2007 17:44 |
|
---|---|---|
![]() |
Rudi, тебе спасибо конечно за ответ, просто пока наверное мне нечего сказать в ответ поэтому и не написал ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 31.01.2007 02:44 |
|
---|---|---|
SID
![]() |
Поможет ли развитие слуха музыкальному мышлению или для написания музыки (я - начинающий)? Пока написать хотя бы партию для своего инструмента мне не представляется возможным. Посоветуйте в каком направлении двигаться (развитие слуха или изучение теории)? Заранее спасибо. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 31.01.2007 11:57 |
|
---|---|---|
![]() |
SID, Разумеется, поможет, и - в первую очередь - развитие слуха, а не изучение теории. Если нет возможности/желания позаниматься с хорошим преподавателем, то имеет смысл обратить внимание на программы развития слуха - ear trainer , auralia - в общем, поиск рулит. На первых порах имеет смысл сосредоточиться на определении интервалов. Также с самого начала имеет смысл пытаться писать диктанты - в большинстве программ есть такой режим (я встречал даже спец. программу, которая генерит диктанты заданного уровня сложности) |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 01.02.2007 19:39 |
|
---|---|---|
![]() |
SID, я не сказал бы, что сначало нужно сосредотачиваться на интервалах. Если у тебя есть большое желание сочинять, этим и следует заниматся, а слух будет развиватся в процессе. Написать партию наверно неполучается, потому что не знаешь что именно надо делать. Если интересно могу написать некоторые рекомендации. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 02.02.2007 02:38 |
|
---|---|---|
SID
![]() |
2 Андрей и Роман Огромное спасибо! 2 Роман Интересно!За рекомендации буду очень признателен! |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 02.02.2007 16:38 |
|
---|---|---|
Евгений
![]() |
Привет всем!У меня проблемы,похожие на проблемы SIDa. Я играю(или думаю,что играю) на гитаре 4 года.Никогда нигде не занимался,хотя очень хотел.До сих пор не могу написать для себя сносную партию.Ну никак не получается.Переигрываю другие(беру в GP),а хотелось бы чего-нибудь самому сделать.Вот и появился у меня вопрос:как быть?Появилась мысль начать заниматься сольфеджио,но свободного времени у меня немного(работа,учеба,ну вообщем как обычно),а так хочется хоть чему-то научиться.Жалею,что поздно это понял.Когда брал в руки гитару,ребята,которые как мне казалось,неплохо играли,говорил:эабей на учебу,сам всему научишься.Но со временем я понял,что это не выход(разве,что нужно быть действительно талантливым человеком,коим я ,к моему сожалению,не являюсь).Вообщем я хотел бы научиться сам подбирать и сочинять музыку,а не брать ее в GP.Подскажите что мне делать.Стоит ли заниматься с педагогом и сколько времени нужно на это тратить(понимаю,что все зависит от человека,но хотел бы знать хотя бы ориентировочно).Буду очень благодарен всем за помощь.Я уже просто измучился.Иногда даже гитару брать в руки не хочется,как подумаю об этом. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 02.02.2007 18:19 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***До сих пор не могу написать для себя сносную партию.*** Какую партию, для чего? Если партию аккомпанимента, например, в группе - снимай партии, манеру, приемы гитаристов играющих в близких для твоей группы стилях. Анализируй их. Используй их партии, адаптируя под свои песни. На определенном этапе начнут появляться свои идеи - когда надоест снимать ![]() Вообще есть много сходных приемов (фактура, ритмические рисунки, ходы и тд), которыми пользуются гитаристы, надо их узнать - от других гитористов, из аудио и видео пособий, из нотных сборников, из музыкальных записей, из файлов, из... полно всего - только оглядись. Если нет времени снимать - просто внимательно слушай, пой, анализируй - должно проявиться. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 03.02.2007 17:44 |
|
---|---|---|
![]() |
Для начала хочу оговориться – не имея музыкального слуха не возможно написать действительно хорошую музыку. Но это не значит, что не нужно сочинять. Композиция – наиболее эффективный способ развития слуха. Стать полноценным музыкантом вы сможете только тогда, когда будете заниматься одновременно теорией, практикой и композицией. Следующие правила помогут сочинять вам собственные темы. 1. Работать следует исключительно в одной тональности (если у вас не сформированы чёткие представления о ступенях лада). 2. Ритм должен быть постоянным (если у вас хорошее чувство ритма можно делать вариации) 3. Минимальное количество звуков (не должно быть ни одного пустого звука). 4. Не бойтесь повторять мотивы и фразы. При повторе можно вносить некоторые вариации. 5. Старайтесь создавать оригинальные мелодии (должна быть «изюминка») |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 04.02.2007 00:14 |
|
---|---|---|
![]() |
Спасибо Всем кто откликнулся!И Вам,Сергей, и Вам,Роман.Все-таки попробую последовать совету Романа.Мне кажется в них есть очень разумные мысли.У Вас ,Сергей,тоже есть очень хорошие мысли,но ,как мне кажется, у Романа они более конкретнее.Собираюсь позаниматься с преподавателем.Огромное спасибо Вам!!! | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 05.02.2007 03:49 |
|
---|---|---|
![]() |
и все-таки, намеки на методику развития слуха здесь есть, а самой методики нет. Может быть, как-то возможно поэтапно развивать слух? Допустим, 1. подберите Елочку 2. подберите вашу любимую песню 3. пропойте то-то и то-то 4. представьте то-то и то-то в общем, в таком ключе |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 05.02.2007 13:29 |
|
---|---|---|
![]() |
Я думаю "универсальной" методики и не может быть. Должны быть некие тесты, позволяющие более-менее достоверно определить те или иные способности (в т.ч. "качества" слуха), и упражнения, их развивающие. И еще FAQ, позволяющий превратить высказывания из серии "не могу написать для себя сносную партию" в набор "требований" к способностям. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 05.02.2007 17:46 |
|
---|---|---|
![]() |
Андрей, можете привести 1-2 примера позволяющий развивать слух? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 05.02.2007 18:32 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***1-2 примера позволяющий развивать слух?*** Хм... а чем эти плохи? (читайте внимательно, вдумчиво) 2. Пение гамм (виды минора, мажора, лады народной музыки, целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова, комбинации из ладов, хроматическая гамма, секвенции из секунд, про-.извольное движение по секундам). 3. Слушание гамм. 4. Пение интервалов. 5. Слушание интервалов. 6. Пение аккордов 7. Слушание аккордов. Гармонизация знакомых мелодии. 8. Упражнения в ладу: а) определение тональностей по верхнему звуку обращений доминантсептаккорда, доминанты с секстой, нонаккорда; б) то же по нижнему звуку. 9. Специфические ладовые упражнения (без ритма): а) повторение голосом с названием нот звуков, сыгранных педагогом на фортепиано; б) пение за указкой педагога по «немой» клавиатуре. 10. Узнавание известных мелодий, показанных педагогом указкой на «немой» клавиатуре (развитие внутреннего слуха). 11. Пение знакомых мелодий нотами. 12. Короткие диктанты (устные - на память). 13. Диктант. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 06.02.2007 15:30 |
|
---|---|---|
![]() |
Сергей, получается, одно пение, а если я пою плохо? получается, что эти занятия возможны только с педагогом |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 06.02.2007 15:48 |
|
---|---|---|
![]() |
"получается, одно пение" - без пения и правда никуда. НО - важна исключительно чистота пения, а не голосовые качества. Так что - вперед. "если я пою плохо" Если Вы сами слышите, что "не попадаете" - попробуйте петь вместе с компьютером (плеером). Есть программы (ala karaoke) которые позволяют использовать микрофон для оценки чистоты пения. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 06.02.2007 19:53 |
|
---|---|---|
![]() |
Андрей, вместе с записью получается лучше, в общем выход один - мучить уши препода )) |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 07.02.2007 18:36 |
|
---|---|---|
SID
![]() |
Спасибо за ответы! Ещё один вопрос: Как определить при пении, что ты попадаешь? Это когда чувствуется резонанс?Или я ошибаюсь? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 08.02.2007 11:41 |
|
---|---|---|
![]() |
SID, ***Это когда чувствуется резонанс?*** Именно так. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 02:59 |
|
---|---|---|
![]() |
хммм...почему-то мне всегда казалось, что муз слух - от Бога)У одних он есть, у других - нет...последним вообще невозможно его развить!Либо слышишь, либо нет... ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 12:39 |
|
---|---|---|
![]() |
Возможно! Я убедился в этом на примере собственных детей | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 12:39 |
|
---|---|---|
Евгений
![]() |
Да все можно развить гипотетически. Даже третью руку вырастить. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 13:04 |
|
---|---|---|
![]() |
"Даже третью руку вырастить" - а вот таких примеров я не видел | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 13:59 |
|
---|---|---|
guest
![]() |
Андрей, когда то давно вы писали наоборот - вы считали, что развить слух нельзя, но потом убедились в обратном на собственных детях. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 14:10 |
|
---|---|---|
![]() |
guest - это я(забыл указать имя). Теперь понятно откуда столько "гестов". foxylady, ***вообще невозможно его развить*** А зачем тогда сольфеджио придумали? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 14:24 |
|
---|---|---|
![]() |
Роман, Да, я тоже считал, что что слух развить нельзя, а потом убедился в обратном. В отношении третьей руки я еще в обратном не убедился ![]() "А зачем тогда сольфеджио придумали" повторюсь, по-моему предмет сольфеджио (во всяком случае в советской ДМШ) не имел целью развить музыкальный слух у тех, у кого его нет, а только "заточить" его у тех, кто уже им обладает. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 15:00 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
Остается вопрос - что значит "нет музыкального слуха" и где грань с "недостаточно развит". По-моему, если есть физический слух, память, неповрежденный мозг и, наконец, желание и упорство, то препятствий к развитию музыкального слуха нет. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 15:15 |
|
---|---|---|
Евгений
![]() |
Вообще лучше быть оптимистом, но с чувством реальности ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 15:28 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
Евгений, поясните, что вы хотели сказать. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 16:40 |
|
---|---|---|
![]() |
"Остается вопрос - что значит "нет музыкального слуха" и где грань с "недостаточно развит". На этот вопрос в ДМШ должен был ответить вступительный экзамен. А начальные года обучения - еще и на вопрос "желания и упорства" ![]() Евгений, а Вы считаете что слух либо есть (и его можно развить) - либо нет (и развивать нечего)? Применительно к музыкальному слуху, разумеется? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 17:17 |
|
---|---|---|
Евгений
![]() |
Я считаю, что упорный оптимист всегда чего-нибудь добьется (исключая паталогии), т.к. он верит в свои силы. Просто про чувство реальности нужно не забывать. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 17:47 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
Андрей *** На этот вопрос в ДМШ должен был ответить вступительный экзамен*** ЛОЛ. Ну, это шутка, я надеюсь? Или Вы действительно считаете, что вердикт ДМШ окончателен и обжалованию не подлежит? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 17:59 |
|
---|---|---|
![]() |
Сергей, нет, конечно, не считаю. Более того, на основе нынешнего опыта, считаю весь подобный подход ошибочным! Терпение и труд действительно могут свернуть горы, но нужно направить их в правильное русло. Помимо "положительного" опыта (развитие слуха у людей, которые ранее особенных дарований не проявляли) у меня перед глазами и масса "отрицательного" - я вроде уже приводил такой пример - человек несколько лет(!) занимался музыкой, выучился прилично играть на гитаре и петь, и при этом умудряется спеть песню в тональности на полтона выше, чем его собственный аккомпанимент. Так что, как ни крути, а методика все-таки нужна - одной усидчивости мало. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 18:27 |
|
---|---|---|
![]() |
а как вы прокомментируете, когда я был мелкий (в детский сад ходил) меня пригласили в ДМШ на отделение вокала, мои родители далекие от музыке, меня туда не отдали. сейчас вырос и обнаруживаю проблемы со слухом в принципе хочу заниматься, только не знаю как какое время учился в Дворце Творчества, кое-какие навыки есть игры на фортепиано, однако, они не значительные, а про умение петь и попадать в ноты - вообще молчу - плохо у меня там |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 09.02.2007 20:55 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
Андрей ***Так что, как ни крути, а методика все-таки нужна - одной усидчивости мало*** А кто говорил, что без методики? Разумеется нужна. Более того, я скажу, что самому в одиночку почти невозможно, но с хорошим педагогом - реально. Это будет стоить усилий, времени и денег. Думаю, если мозг неповрежден, то человек найдет пути, методики, преподавателей и тд, чтобы достигнуть цели. Речь шла на тот момент не о способах, об принципиальной возможности человека "без муз.слуха" его развить. Некоторые считают, что это невозможно. Я уверен, что это возможно. Вот и все. Таким, BAVIM, ответ тебе - найди хорошего преподавателя по сольфеджио. А пока его нет, чтобы не терять времени, пытайся петь в унисон с инструментом то, что играешь, пой гаммы, арпеджио, пентатоники, детские мелодии и тд, снимай записи, занимайся с компьютерными прогами и тд. А если есть возможность начни заниматься по методике Бережанского - не для развития АС, а просто для развития слуха - она проста и эффективна, хотя и не развивает всех сторон музыкального слуха. Но для начала, как основание - очень полезна. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 12.02.2007 11:24 |
|
---|---|---|
![]() |
Сергей, я упомянул о "методике" потому, что "узаконенной" методики развития музыкального слуха в нашей стране нет. И, соответственно, нет накопленного "опыта поколений" преподавателей - только личный опыт (или "клановый" - например ученики Брайнина, возможно, употребляют его методы). В связи с этим пожелание "найди хорошего преподавателя по сольфеджио" оказывается трудно выполнимым, потому что видимого критерия "хорошести" не существует. Преподаватель, проработавший сорок лет и выпустивший кучу серьезных музыкантов может совершенно ни иметь опыта развития музыкального слуха у "недостаточно одаренных". |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 12.02.2007 13:13 |
|
---|---|---|
NP
![]() |
"я упомянул о "методике" потому, что "узаконенной" методики развития музыкального слуха в нашей стране нет" -Не нужно по этому поводу слишком расстраиваться,т.к. и в других странах ее тоже нет.Академическая свобода преподавания позволяет педагогу преподавать по своей собственной методике разумеется по представлении учебного плана до начала уч. года. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 12.02.2007 13:24 |
|
---|---|---|
![]() |
Да никто и не расстраивается. Просто это делает затруднительным поиск "хорошего" преподавателя по сольфеджио. Образование в данном случае ни о чем не говорит. Абстрактный "опыт работы" - тоже. Не каждому же преподавателю приходилось обучать толпы взрослых людей, на слухе которых в детстве поставили крест. Кто нибудь может предложить признаки чтобы отличить "хорошего" преподавателя от плохого? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 12.02.2007 13:35 |
|
---|---|---|
![]() |
Сергей "А если есть возможность начни заниматься по методике Бережанского - не для развития АС, а просто для развития слуха" - а Вы можете сказать какая часть курса (например, первые 3 диска?) годится для развития именно относительного слуха? | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 12.02.2007 14:35 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***какая часть курса (например, первые 3 диска?) годится для развития именно относительного слуха?*** да, именно первая часть - первые 3, вернее достаточно для начала и 2х - там осваиваются основные ступени диатоники. Потом, если продолжать заниматься самостоятельно - подойдут программы, которые проигрывают ступени, интервалы, аккорды, последоательности, диктанты. Так же, я думаю, что очень полезно "снятие" музыки с записи - в свое время я снимал аккордовые соло Джо Пасса, пытаясь услышать каждую ноту в аккордах - это очень помогло. К тому же одновременно активно осваиваются приемы, техника, впитывается музыкальный язык, манера, мышление. Запись снятого на ноты тренирует также ритмику. Хотя поначалу это было очень мучительно и оочень медленно. Что касается "найти хорошого педагога" - я не имел ввиду "идеального", "самого хорошего" - подойдет любой грамотный препод, имеющий некоторый опыт работы, главное - в первую очередь заинтересованный в своей работе, а не в деньгах - не халтурщик. Иногда срабатывают рекомендации, иногда приходится искать методом проб и ошибок. А вообще, в деле выбора любого учителя - "по плодам узнаете". ***о "методике" потому, что "узаконенной" методики развития музыкального слуха в нашей стране нет*** Может это и хорошо. Это позволяет вырабатывать преподавателям свои методики, подходить творчески к обучению, индивидуально к ученикам. А сами приемы развития слуха известны - выше я цитировал из работы Уткина - все этой в той или иной мере используют разные преподы. ***Просто это делает затруднительным поиск "хорошего" преподавателя по сольфеджио.*** А кто сказал, что будет легко? ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 09:52 |
|
---|---|---|
Москва Фортепиано ![]() ![]() |
Андрей писал "а Вы можете сказать какая часть курса Бережанского (например, первые 3 диска?) годится для развития именно относительного слуха?" Андрей, а зачем Вам пользоваться методикой развития абсолютного музыкальнеого слуха для развития относительного????? Чем Вас не устраивает АС. Развивайте сразу его. Методика Бережанского, по-моему, действительно работает (это мой личный опыт). |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 10:45 |
|
---|---|---|
![]() |
Дима, Вы, видимо не читали прдыдущие части "Абсолютного слуха". Так вот, мое мнение - АС _мешает_ адекватному восприятию музыки. Это мнение подтверждено собственными наблюдениями и опытом знакомых преподавателей музыки. Спорить на эту тему в данном топике я не стану, если желаете - переместимся в тему про абсолютный слух. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 12:17 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
***Андрей, а зачем Вам пользоваться методикой развития абсолютного музыкальнеого слуха для развития относительного?*** Упражнения, подобные упр. Бережанского используются также в других методиках развития ОС. К сожалению методика Бережанского пока работает только так - АС, кажется, ни у кого из присутствующих здесь неофитов пока не развился. Будет забавно, если методика вдруг сработает у человека, который не хочет АС. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 17:42 |
|
---|---|---|
Москва Фортепиано ![]() ![]() |
Андрей писал "Так вот, мое мнение - АС _мешает_ адекватному восприятию музыки." А умение читать и писать не мешает Вам общаться с окружающими? Ситуация следующая. Все в один голос кричат, что АС только мешает, но почему-то, подавляющее большинство выдающихся музыкантов им обладали. И вот интересно если спросить абсолютника хочет он избавиться от такого "надоевшего" и мешающего ему АС, что он ответит? Бережанскому нужно подкинуть идею разработать методику избавления от противного и надоевшего АС. Вот забавно будет. Будут к нему приезжать за дисками сначала для того, чтобы развить АС, а потом для того, чтобы от него избавиться. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 17:46 |
|
---|---|---|
![]() |
Дима, не надо путать причины и следствия. Если хотите подискутировать на эту тему - давайте перейдем в ветку про АС. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 14.02.2007 17:55 |
|
---|---|---|
![]() |
Дима, я ответил Вам в теме "Абсолютный слух (часть третья)." | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 16.02.2007 11:32 |
|
---|---|---|
Москва![]() ![]() ![]() |
Почитал, интересно. В целом присоединяюсь к тому, что советовал Сергей. Только я бы еще добавил, что хорошо в первую очередь понять свою задачу и то, что человеку действительно хочется. Может быть, он фанат блюза и мечтает играть на гитаре, как в фильме "Перекресток"? Тогда лучше сразу заниматься непосредственно блюзом, слушать, играть, снимать, изучать приемы. А в качестве "сольфеджио" выучить дорийский, миксолидийский, пентатоники минорную и мажорную с пониженными 5 и 3 соответственно, и петь характерные фразочки из всего этого дела в унисон с гитарой и без. То есть, нельзя объять необъятное, нужно заниматься конкретными задачами. Вот если человек осознал, что хочет быть профессиональным музыкантом в более широком смысле, скажем, уметь играть и джаз, и джаз-рок, и популярные песни, тогда см. выше по поводу преподавателей и методик. Очень полезно, конечно, на своем инструменте играть гаммы, арпеджио и всякие упражнения, при этом иногда называть ноты, а иногда петь одновременно. Ну, тут я, конечно, Америки не открыл ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 11.03.2007 22:25 |
|
---|---|---|
![]() |
В Минск на теоретическую конференцию приезжал Мясоедов А.Н.(кто не знает автор Учебника по гармонии, и Элементарной теории музыки для теоретиков). Он рассказывал, что в Московской консе есть два сольфеджио: "Мясное"-Мясоедов и "Рыбное"-Карасева,которая применяет НЛП и кучу современных методик. На выходе - одно и то же, что по современным методикам,что по классической "Мясной" ![]() Послушайте музыку 13 века, и докажите мне, что она уступает музыке 20 века.А о каких современных методиках знал И.С.Бах? Они учились так же как описал Сергей. Так что меньше вопросов КАК?, а больше игры, живого сольфеджирования(то есть не учебников, а просто пьес),и подбора. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 13.03.2007 13:30 |
|
---|---|---|
![]() |
Сергей, открыл я книгу http://www.absolute-pitch.ru/04%20rus%20BOOK.html по АС Бережанского, почитал несколько глав. Много цитат и того, что думали, изучали: Теплов и др., но про способы формирования и развития ничего дельного там я не увидел. Глава VI. Способ формирования и развития абсолютного слуха. По-моему текст не профессионалу разобрать крайне сложно. Вот тому пример: "Воспитание моноладотонального ступеневого чувства представляет собой процесс усвоения в восприятии и представлении моноладотональных ступеневых качеств звуков до-мажорного хроматического лада на основе характерных интонаций тяготения ступеней лада к тонике". Так и хочется сказать: "Простите, вы сейчас с кем разговаривали?" Может там и ответ на то, как развивать слух, но для меня слишком непонятно |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 13.03.2007 16:46 |
|
---|---|---|
Роман
![]() |
BAVIM, "Воспитание моноладотонального ступеневого чувства представляет собой процесс усвоения в восприятии и представлении моноладотональных ступеневых качеств звуков до-мажорного хроматического лада на основе характерных интонаций тяготения ступеней лада к тонике". Ну тут речь идёт о том, что абсолютный слух,развивается на основе ладового, в одной тональности и в одном ладу.На а для развития этого слуха автор предлагает приобрести курс на CD. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 13.03.2007 17:47 |
|
---|---|---|
E2-E2
![]() |
Немного офтопа,- мой папа был МС по конькобежному спорту и с детских лет фанатично ставил меня на коньки. Как помню мне это не нравилось поначалу, но в результате я докатался до первого разряда. Думаю, что если б мне вывернули руки и так же учили музыки, то результат был бы тоже. Если не инвалид, то в детстве организм ставится в условие "естественной среды обитания" освоение которого воспринимается как вопрос жизни-и-смерти, поэтому продвинуться можно далеко. С возрастом намного сложнее осваивать непривычную "среду обитания" и дело наверно не в ушах или руках (хотя предрасположеность важна), а в голове. Вот мне уже за 30 и гитару я взял в руки три года назад. При этом я думал, что "музыкальный слух" - это просто когда хорошо слышишь)) Только не подумайте, что я сподвигнулся тремя аккордами и творчеством бардов. Т.е. никакого слуха, кроме обыкновенного у меня нет, но можно говорить о его изменении...я научился определять интервалы. Если упражняюсь в одной тональности, то могу наверняка сказать взятую ноту,но скажем утром уже не сделаю этого. Что-то подбираю... Вобщем это я к тому, что слух развивается и вполне можно предположить, что может приблизиться к абсолютному)) Я вот брал уроки сольфеджио, вполне такие традиционные. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 13.03.2007 18:19 |
|
---|---|---|
![]() |
ааа, CD приобрести - ну ясно | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 13.03.2007 21:15 |
|
---|---|---|
Сергей
![]() |
> Сергей, открыл я книгу.. BAVIM, я ответил Вам в топике про АС. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 17.03.2007 08:14 |
|
---|---|---|
![]() |
Ребята,у меня есть ученик,который не слышал простых мелодий,которые я ему играла(все пытаюсь развить его слух),так вот,я ему предложила показывать рукой куда движеться мелодия вверх или вниз,перепрыгиваем мы через ступеньку или нет? И у ребенка стала вырисовываться ясная картина,куда движуться звуки. У нас уже прогресс,он стал повторять правильно мелодии на ф-но! У-р-а! ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 17.03.2007 11:04 |
|
---|---|---|
Rudi
![]() |
Natasha, есть довольно простые и эффективные упражнения, имеющие именно такую цель - определение направления движения и наличие скачка. Если хотите, посмотрите работу В.Б.Брайнина "О некоторых возможностях развития абсолютного слуха" на сайте www.brainin.org в разделе "Метод" (выбрав предварительно русский язык). | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 29.04.2007 22:27 |
|
---|---|---|
Паша
![]() |
Товарищи, подскажите, каким способом надо петь скаччки в мелодиях(например, до - фа в До-мажоре) : 1.Мысленно спеть до - ми, затем фа, или до - ми - соль, затем фа, вобщем, танцевать от тонического трезвучия как частный случай, а вообще мысленно допевать по гамме до нужной ноты; 2.Ориентироваться на интервалы: до - фа --> чистая кварта --> вспоминаю звучание чистой кварты и пою её от ноты до; 3.Ориентироваться на ступени лада: фа --> 4 ступень --> представляю, как звучит 4 ступень в данном ладу, и пою? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 30.04.2007 05:16 |
|
---|---|---|
6 струн ![]() ![]() ![]() |
Интервалы от до октава вверх/вниз надо помнить, если нет, отрабатывай, пока не будет выскакивать автоматом. | |
|
Автор |
Тема: Re: Сольфеджио (развитие муз.слуха)
Время: 01.05.2007 12:36 |
|
---|---|---|
![]() |
Хороше помнить про интервалы что на 1й ступени все б, на 3й все м, на 4й все б и ув, на 7й все м и ум. Ну а на остальных вперемешку. | |
|