PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

форум вокалистов

Задать новую тему

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья
Автор
Тема: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 25.05.2010 22:45 
Москва
тенорок в высокой позиции, басик в низкой

Интервью с Морозовым, автором книги "Искусство резонансного пения"
http://www.vmorozov.ru/content/view/70/56/

- Когда вы начали петь?

- Как себя помню, наверное, с трех лет.

- А какой голос был у вас до мутации?

- Обычный, высокий, наверное дискант.

- Обычно дисканты после мутации превращаются в низкие голоса.

- Но у меня оказался большой диапазон с очень красивыми теноровыми верхами. Родители говорят, был лемешевский тембр.

- А как же вы оказались баритоном?

- Когда я пришел в Красноярскую консерваторию, Екатерина Константиновна Йоффель - мой педагог - послушала меня и сказала: «Вы - несомненно, баритон», - и повела меня как баритона. С третьего курса я уже пел в театре весь баритональный оперный репертуар. У меня укрепились середина и низы, баритональный тембр, но я уже не мог брать теноровые верха, так свободно, как раньше.

- Не жалейте! Будь вы тенором, не известно, была бы у вас такая мировая слава, как сегодня у лучшего баритона. Ведь смотрите, что происходит, - на концерте в Большом зале МГК публика устроила вам такую овацию, что побудила вас спеть на бис еще целое отделение сверх программы. И слушали вас уже - стоя. Но поговорим о технике.
Как вы представляете себе и ощущаете свой голос и его образование в голосовом аппарате, например резонанс?

- Я ощущаю вибрацию, особенно над бровями, между бровей, в области носа, это «маска», как вы знаете.

- А грудной резонанс? Вы чувствуете соединение грудного и головного резонанса?

- Грудь, плечи - все резонирует. И как столб, резонирующий с головы, проходит в грудь - такое ощущение.

- При переходе к верхам, что изменяется в ваших ощущениях резонанса?

- Ничего особенно не меняется, т.к. на всем диапазоне и на самых нижних нотах я стараюсь не терять ощущения маски, т.е. верхнего резонатора, а на самых верхних - сохранить грудной резонанс. Может быть на самых верхних нотах все же заметно больше звучит голова. Но в целом, на всех нотах диапазона я использую смешанное звучание головного и грудного резонаторов.

- И на переходных нотах?

- И на переходных нотах - у меня это «ми» - «ми-бемоль» - такой микстовый характер звука, когда одновременно звучат и верхний и грудной резонаторы, помогает мне сглаживанию регистров.

Вообще у меня такое бывает ощущение, что с помощью резонанса можно развить такую силу звука, что он заглушит гром самолетного мотора.

- А не пробовали?

- С самолетом соревноваться не пробовал, а вот с акустикой зала - бывало. После 35 лет, когда я стал петь в больших театрах Европы и, особенно американских, как «Метрополитен», мне захотелось сделать голос крупнее, мощнее. И это понятно - огромный зал как бы провоцирует форсирование. Голос уходит от тебя и не возвращается и тебе кажется, что ты поешь слабо, надо усилить. Но в результате я стал замечать, что теряю резонанс и легкость голоса, особенно на верхах. Да и переходные ноты у меня снизились на полтона, сдвинулись в басовую область - с «ми-бемоль» на «ре».

- Да, форсирование - враг резонанса. Как же вы справились с этой проблемой?

- Мне помогло то, что в классе моего педагога - Е.К. Йоффель - мы были приучены петь при заглушенной акустике. Там все стены были задрапированы. Поешь в коридоре - все звучит здорово, а приходишь в класс - свой голос не узнаешь. В результате я приучился петь, ориентируясь в основном на свои внутренние ощущения - и резонаторные и мышечные.

Ведь на сцене, особенно в опере, там тоже все задрапировано декорациями, на тебе костюм какой-нибудь пухлый, шляпа огромная поглощает всю высокую певческую форманту. Поэтому, если будешь ориентироваться только на слух, то обязательно будешь форсировать, а это гибель. А внутренние ощущения, и в особенности - резонаторные, здесь спасение. Певец должен быть уверен, - если голос будет нефорсированным, свободным и резонансным, то ему не страшна никакая самая «плохая» акустика, голос будет полётным и везде слышимым.

- Прекрасно. Ну, а как вы ощущаете свое певческое дыхание?

- Вдох короткий, очень короткий. Йоффель говорила: «Вдохни запах цветка», - это очень помогает правильному вдоху. Но чтобы дыхания хватило, расход воздуха должен быть экономичным, очень экономичным. Это не значит, что надо запирать дыхание, нет. Оно должно быть свободным и не напирать на гортань. Гортань тоже должна быть свободной, не напряженной, хотя и пониженной, как при зевке. Это увеличивает, удлиняет ротоглоточный резонатор, что и благоприятно для голоса.

- А голосовые связки вы ощущаете, пытаетесь ими управлять, когда поете?

- А для чего? Я читал у Юдина, вы, наверное, знаете, он фиксирует внимание на голосовых связках. Студентом я пытался экспериментировать с этими связочными ощущениями, натяжениями их и т.п., но кроме вреда для голоса ничего из этого не получил. Мы ощущаем, контролируем и регулируем работу дыхания и резонаторов. Это важно. Но следить за тем, как работают у тебя голосовые связки? Нет, нет. Это мне кажется совсем не нужным.

Да ведь и с дыханием-то и резонаторами и то у нас нарабатываются определенные навыки и все как бы уходит в подсознание, в автоматизм. И на сцене я конечно, и дышу и резонирую, как надо -над этим сохраняется какой-то контроль, - но думаю я уже в основном о другом - как мне «нарисовать» голосом такую эмоциональную картину, образ, чтобы это увидел каждый из моих слушателей.

Процесс пения это не просто физический, а психологической процесс. Поэтому состояние души певца - это очень важно.

- Когда вас слушаешь и смотришь на сцене, то видишь, как вы показываете всем своим телом, о чем поете.

- Это школа Йоффель. Когда я студентом начинал не естественно размахивать, «помогать» себе руками (смеется), она пресекала это. И учила осмысленно выражать чувства голосом и поведением. Я благодарен ей. Кроме того, такие естественные «движения души» помогают как бы расслабляться, противостоять неестественной скованности на сцене. А свобода корпуса способствует, кстати, и резонированию звука.

- Замечательно. А какие ваши предпочтения других певцов?

- То, что я сложился такой, какой есть - это на 50% от того, что много слушал и слушаю других певцов. Воспитывал и воспитываю свой голос благодаря этому.

- Ваш идеал? Кто из певцов?

- Из наших - это П.Г. Лисициан - изумительный, считаю по красоте тембра и вокальной техничности голос.

- Вы знаете, я еще в первом издании книги в разделе компьютерных спектров голоса мастеров вокального искусства ваши спектры поместил рядом со спектрами Лисициана. Так что ваши голоса можно сравнить по основным параметрам высокой певческой форманты.

- Интересно! Обязательно посмотрю!
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 09:25 
Донецк
вокал/баритон


>- Мне помогло то, что в классе моего педагога - Е.К. Йоффель - мы были приучены петь при заглушенной акустике. Там все стены были задрапированы. Поешь в коридоре - все звучит здорово, а приходишь в класс - свой голос не узнаешь. В результате я приучился петь, ориентируясь в основном на свои внутренние ощущения - и резонаторные и мышечные.


вот это очень и очень верно - задрапированный класс. это надо учитывать во всех наших консерваториях, где большинство классов имеют сортирную акустику и вводят ученика в заблуждение относительно его голоса, учат настраиваться по слуху, а не по ощущениям. У нас даже в театре есть только один класс с правильной, заглушенной акустикой, что уж про консу говорить...
Вы мне писали. Не отпирайтесь...
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:17 
Занканаров



ты же говорил, что заглушенный класс провоцирует переокругление звука, т.к. поющему он кажется недостаточно объемным?
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:21 
Москва
тенорок в высокой позиции, басик в низкой

Serggio,
вот из-за этого, в основном, абзаца, я и поместил сюда это интервью.

Потому что около полутора лет я пребывал в заблуждении, что по отражённому звуку можно настроить голос. Однако это - путь к форсировке, связкам, горлу, к потере полётности, занижению тона.
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:27 
Донецк
вокал/баритон


>ты же говорил, что заглушенный класс провоцирует переокругление звука, т.к. поющему он кажется недостаточно объемным?

заглушенный класс, естественно, предъявляет ученику определенный вызов и он может начать химичить - форсировать, крупнить и т.п. особенно, если до этого он привык петь в сортире. Но задача препода и состоит в том, чтобы именно в этих условиях поставить голос - тогда эта постановка будет более настоящая, школьная, и будущий певец не потеряется в любой акустике.
Отраженный звук очень сильно зависит от помещения, зала и т.п. На него нельзя ориентироваться, во всяком случае за основу точно брать нельзя. Надо быть просто уверенным в том, что ты делаешь. У нас в театре, например, певцу возвращается эхо, причем с задержкой. Ты поешь фразу, а тебе в уши лезет она же, но с задержкой - это вапще капец :)
Вы мне писали. Не отпирайтесь...
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:40 
Новосибирск
тенор

Абсолютно согласен с Гарансом и Serggio Донецк. 100% нужно ставить голоса в мягких классах, а не в гудящих аудиториях, на сцене все возвращается сполна в худшую сторону, если заниматься в звенящих классах. :drazn:
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:41 
ibs



Serggio, ты когда так же будешь?

--- С третьего курса я уже пел в театре весь баритональный оперный репертуар. ------


Как много хорошего и правильного сказал Хворост. А некоторые говорят, что у него пельмень в горле. :) Похоже он с этим не согласен.
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 10:58 
ibs



Вот интересно, ставить надо в мягких, а ставят в каких есть.
На кафедрах вокала враги штоль окопалися? Ведь это не дорого задрапировать класс. Аль им пожарнеги не велят?
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 11:06 
Зан



ну тут дело в том, что много всего хорошего и правильного и я могу сказать. А у меня даже дыхание нормально не работает и все зажато-пережато :7:

Сказать - не спеть.
И потом, так или иначе он поёт, если бы его не позиционировали как обладателя великолепной техники и одного из лучших баритонов, никому бы и в голову не пришло особо его критиковать.
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 11:36 
Донецк
вокал/баритон


>И потом, так или иначе он поёт, если бы его не позиционировали как обладателя великолепной техники и одного из лучших баритонов, никому бы и в голову не пришло особо его критиковать.
>

согласен

>На кафедрах вокала враги штоль окопалися? Ведь это не дорого задрапировать класс. Аль им пожарнеги не велят?

вообще драпировка положена на кафедрах вокала, так сказать, "по закону", и с советских времен она была. Но сейчас везде поделали евроремонты, и все похерилось - классы стоят с голыми стенами. люди уже своими силами пытаются примастерить что-то. но администрация часто против - мол, не для того бабло на "красоту" тратили и т.п. В общем, все как обычно - показуха впереди целесообразности.
Вы мне писали. Не отпирайтесь...
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 11:40 
гость



<>заглушенный класс, естественно, предъявляет ученику определенный вызов и он может начать химичить - форсировать, крупнить и т.п. особенно, если до этого он привык петь в сортире. Но задача препода и состоит в том, чтобы именно в этих условиях поставить голос - тогда эта постановка будет более настоящая, школьная, и будущий певец не потеряется в любой акустике.
Отраженный звук очень сильно зависит от помещения, зала и т.п. На него нельзя ориентироваться, во всяком случае за основу точно брать нельзя. Надо быть просто уверенным в том, что ты делаешь. У нас в театре, например, певцу возвращается эхо, причем с задержкой. Ты поешь фразу, а тебе в уши лезет она же, но с задержкой - это вапще капец<>

Да, это очень верно.
Ориентироваться надо в первую очередь на свои внутренние ощущения, а не на то, что слышит ухо.
Но для того, чтобы ощущения были правильные, препод должен давать обратную связь при пении.
Когда мы поем, тембр, который слышит наше ухо зависит от акустики в силу разного рода поглощений у разных частот, поэтому объективно мы сами себя не слышим никогда.
Вот кстати интересная статья на эту тему http://rus.625-net.ru/archive/z0303/aldosh.htm
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 12:10 
Донецк
вокал/баритон

Вообще, "проблема качества звука" - это проблема первых 5-ти лет, не более. Потом уже певец уже настолько знает свой голос, что вряд ли будет возможна ситуация, когда ему не нравится само звучание голоса. Потому что, если само звучание плохое после такого стажа, то это уже проблема профпригодности вообще.
Волновать на таком этапе уже может только то, как этот звук был получен, тут скорее всего речь идет о физической форме, о свежести голоса, наличии физических сил, достаточности практики (без регулярности выступлений тяжело говорить о поддержании вокальной формы).
Важно за время обучения выбить у ученика из головы этот ориентир на звук, постоянное слушание себя, любование собой (или наоборот, неудовлетворение звуком). Помещение, которое "лящит", только этому способствует. Попробуй удержаться от восхищения собственной крутостью в таком классе, когда кажется, что звучишь как 3 Корелли вместе взятых :)
Вы мне писали. Не отпирайтесь...
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 12:19 
гость



<>Важно за время обучения выбить у ученика из головы этот ориентир на звук, постоянное слушание себя, любование собой (или наоборот, неудовлетворение звуком). Помещение, которое "лящит", только этому способствует. Попробуй удержаться от восхищения собственной крутостью в таком классе, когда кажется, что звучишь как 3 Корелли вместе взятых<>

+100!
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 13:52 
ibs



Имхо, не имея звукового отклика, трудно не войти в раж и непродуть по взрослому. :) Если эт конешь не немецкая лирика.
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 20:47 
Москва
тенорок в высокой позиции, басик в низкой

ibs,
а ориентируясь на звуковой отклик всё время входишь в раж, стараешься, чтобы звучало позвонче/сильнее/тембристее и т.д.
В результате - форсаж, связки, горло.

(Тем более, что ухо имеет обыкновение привыкать и то, что только что было форте, становится меццо-форте, и это - замкнутый круг)
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 21:19 



Забавно то, что Хворостовский сам признает, что мог бы быть тенором, но педагог-еврейка (хе-хе) сделала из него баритона (о чем Дима, я так понимаю, прочитав между строк, все-таки сожалеет)! :idea2:
Очень здорово, всё-таки, жить! (с)
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 22:21 
Город под облаками...
Мое тело...

хорошая темка... :mas:
Моя вокальная демо нарезка в разных стилях https://yadi.sk/d/JaQmgTi5acxEG
Ушел с форума "вокалистов"
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 26.05.2010 23:51 
Москва
Голос

Да, помещение важно
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 00:46 

поорать...

лётчиков учат слепо доверять приборам..правило номер РАЗ.
А то, говорит , лечу над океаном..снизу звёзды. Перевернулся ...та -же херня.Паника!
или показалось , что земля ближе..нос задрал..газ сбросил...
..))ну выпоняли.
http://vkontakte.ru/club18705136
скачать наши оралки пыхтелки(архив с ремейками) http://webfile.ru/5197522
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 03:10 
Новосибирск
тенор

Dum лётчиков учат слепо доверять приборам..правило номер РАЗ.

А говорят у летчикоФ, что первое правило - "количество посадок, должно равняться количеству взлетов" :drazn: :)
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 13:31 

поорать...

> Dum лётчиков учат слепо доверять приборам..правило номер РАЗ.
>
>А говорят у летчикоФ, что первое правило - "количество посадок, должно равняться количеству взлетов"

а у вас первое правило жизни - колличество вдохнутого , должно равняться колличеству выдохнутого? :drazn: а...не отвлекаю..а то собьётесь ещё ненароком. :)
http://vkontakte.ru/club18705136
скачать наши оралки пыхтелки(архив с ремейками) http://webfile.ru/5197522
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 13:45 
Новосибирск
тенор

Dum поорать... а у вас первое правило жизни - колличество вдохнутого , должно равняться колличеству выдохнутого? а...не отвлекаю..а то собьётесь ещё ненароком.

Вопрос, конечно, интересный, но весь воздухо-обменный баланс на поднесущих ВПФ - это прерогатива, уважаемого Гаранса, и муссировать эту тему нам с Вами, считаю - неэтичным! :fan:
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 13:53 

поорать...

> Dum поорать... а у вас первое правило жизни - колличество вдохнутого , должно равняться колличеству выдохнутого? а...не отвлекаю..а то собьётесь ещё ненароком.
>
>Вопрос, конечно, интересный, но весь воздухо-обменный баланс на поднесущих ВПФ - это прерогатива, уважаемого Гаранса, и муссировать эту тему нам с Вами, считаю - неэтичным!
не буду....пойду чёнить помазюкаю на потолок в кои то веки.
....то взлёт , то посадка...косые дожди
....сырая пАлаааатка..и писем не жди..(удаляется насвистывая в хорошем настроении..)
http://vkontakte.ru/club18705136
скачать наши оралки пыхтелки(архив с ремейками) http://webfile.ru/5197522
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 14:05 
Новосибирск
тенор

Dum поорать...не буду....пойду чёнить помазюкаю на потолок в кои то веки.....то взлёт , то посадка...косые дожди
....сырая пАлаааатка..и писем не жди..(удаляется насвистывая в хорошем настроении..)


Гмм..., а воспитанный молодой человек, одна приятность, все бы такие были, глядишь и развитой капитализм обуздали, со всеми его кризисами!
Пойду и я посмотреть, завести газонокосилку, трава подросла, [задумчиво напевая, - "трава по пояс"]! :dance1:
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 27.05.2010 23:20 

поорать...

> Dum поорать...не буду....пойду чёнить помазюкаю на потолок в кои то веки.....то взлёт , то посадка...косые дожди
>....сырая пАлаааатка..и писем не жди..(удаляется насвистывая в хорошем настроении..)
>
>Гмм..., а воспитанный молодой человек, одна приятность, все бы такие были, глядишь и развитой капитализм обуздали, со всеми его кризисами!
>Пойду и я посмотреть, завести газонокосилку, трава подросла, [задумчиво напевая, - "трава по пояс"]!
А вдруг не одна? :) ....такое.
ибо не такой уж и молодой. Мэйдинюэсэса какбэ и водичкой Буратино вспоенный.Другое дело , что разум от ума отличить в состоянии..
Как муравушка?
http://vkontakte.ru/club18705136
скачать наши оралки пыхтелки(архив с ремейками) http://webfile.ru/5197522
Автор
Тема: Re: Интервью с Хворостовским о технике пения
Время: 28.05.2010 03:44 
Новосибирск
тенор

Dum ибо не такой уж и молодой. Мэйдинюэсэса какбэ и водичкой Буратино вспоенный.Другое дело , что разум от ума отличить в состоянии..
Как муравушка?


Травы травы травы не успели, от росы серебряной согнуться.

Как не крути, а все же молодежь поумнее стариков будет. Особенно в век сплошной компьютеризации и новейших технологий во всех отраслях науки, техники, да и искусства.
У Вас - умы, а у нас - увы! :idea2:
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!