PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

форум вокалистов

Задать новую тему

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья
Автор
Тема: Анкеровка
Время: 12.06.2017 05:55 



Рассмотрим подробнее что это такое .как ,куда и зачем



«Певческая опора» - как «А» в алфавите: заглавный термин обучения вокалу, термин, известный не только вокалистам любого уровня, но даже тем, кто никогда с вокалом не соприкасался. Если вокалист поет неважно, то любой, уважающий в себе эрудированную личность человек, скажет: «Опоры ему не хватает! Звук не опертый!»


Таким образом, певческая опора превратилась в магическое заклинание, миф, своеобразную стену, о которую часто разбиваются самые радужные мечты о вокале, а заодно и в призрак, так как мало кто способен на научном (а не эмпирическом) уровне объяснить, что же это за «зверь», и тем более научить ей. С подобной проблемой много лет назад столкнулась и я, и на долгие годы понятие «певческой опоры» стало для меня роковЫм.


С самого детства я любила петь, и как только научилась подбирать песни на слух (где-то в 3 классе музыкальной школы), только и делала, что пела, аккомпанируя себе на фортепиано. Чаще всего это заканчивалось плохо: приходила мама и говорила: «Так петь нельзя! Голос звучит плохо!» На мой вопрос «почему», следовал неизменный диагноз: «Потому что ты поешь не на опоре!»


Иногда, правда, происходило чудо, и голос вдруг вырывался сам собой, и тогда я слышала: «Ну вот, наконец-то, на опоре!» Правда, странным образом, «опора» срабатывала почему-то лишь в определенных обстоятельствах: после хорошего отдыха на каникулах, хорошо выспалась, случайно приняла необычную позу (которой, к слову, тогда не придавала никакого значения), и только на классическом репертуаре: романсы, арии из опер.


В современном репертуаре, сколько бы я тогда ни билась, никакой опоры почувствовать не удавалось. Далее было обучение на музыкальном факультете с обязательными двумя часами академического вокала и опять... полный ноль.
Преподаватель предлагала держать себя за широкие ребра и чувствовать, как она не «сдувается», и как из нее при этом вырывается мощный поток какой-нибудь арии.
Все это казалось каким-то фокусом, разгадать который было выше моих умственных возможностей. А потом неудачная попытка поступить на Ордынку, на эстрадный факультет, и новый провал с уничижительным вердиктом: «Голос хороший, но не поставленный, нет опоры!»
*****


Надо сказать, что все те годы я не сидела, сложа руки, а пыталась докопаться до сути этого магического явления под названием «певческая опора», обратившись, как к литературным источникам, так и к объяснениям очевидцев, то есть педагогов по вокалу. То, что я слышала, звучало довольно абстрактно и противоречиво: «Надо дышать диафрагмой и на нее же опираться. Должен быть воздушный столб! Петь надо не горлом и не на связках, а класть звук на этот воздушный столб. Надо набрать воздух в живот и тужиться, пытаясь удержать его... Петь надо расслабленно!». Этот список можно продолжать до бесконечности, но уверена, что многие читатели сделают это сами.


Обладая логическим мышлением и вечным желанием вникнуть в теоретическую суть процесса, что неизменно помогало мне на практике, в данном случае я осознавала, что зашла в тупик.
Главное, что никак не укладывалось в голове - как же соединяются такие полярные понятия, как «опираться», что, как известно, требует определенного усилия, и «расслабляться». Как можно одновременно быть расслабленной и опираться на что-то? Богатое воображение сразу рисовало пьяного, привалившегося к фонарному столбу. Опустим подробности о том, на какие мысли наводила меня логическая цепочка из «тужиться-удерживать-расслабляться»....
*****


В ходе последующего обучения и долгих поисков истины что-то начало проясняться. Впервые стали вырисовываться такие понятия, как «поддержка» и «опора», что, согласитесь, не одно и то же. Когда вы в первый раз встаете на коньки, то обопрётесь ими о лед, и, соответственно, лед станет вам опорой.
Но если ваш наставник вовремя не ухватит вас за рукав, то вы очень быстро окажетесь на льду, но уже не коньками, а более болезненной частью тела. В данном случае ваш наставник - это поддержка. Правда, по мере того, как вы совершенствуетесь в катании, функцию поддержки начинает выполнять равновесие.


Финалом всех мытарств стало открытие анкеровки: понятия вокального Метода Voice Craft, открыто заявляющего, что дыханию не учит, так как это «бизнес преподавателей по вокалу».
На практике же концепция Voice Craft единственная, научно объяснившая то, что оставалось для меня тайной много лет. Пазл, наконец, сложился. Из хаотичной мозаики сложилось слово «Анкеровка».
*****
Название происходит от английского слова «anchor», что означает якорь, соответственно «to anchor» - «бросить якорь, встать на якорь».


Она выполняет несколько функций.
• Подобно якорю, удерживающему корабль и не позволяющему уплыть в неизвестном направлении, поддерживает выдох вокалиста и не дает ему «сдуться» в один момент, «ударив» по связкам мощным потоком воздуха, а заодно и «уплыть» в интонировании.


• Подобно каркасу из арматуры, препятствующему как деформации, так и развалу железобетона, выравнивает «костяк» вокалиста: правильное соотношение головы, шеи и тела, не позволяя звуку деформироваться или «сломаться».


• Подобно атлантам, держащим небо на «каменных плечах», принимает на себя основную тяжесть вокальной работы, дабы снять нагрузку с голосовых связок.



Таким образом, анкеровка - это использование крупных мышц (головы, шеи и тела) для поддержки воздушного потока и мелких мышц голосовых связок. Анкеровать, значит петь с поддержкой.

Anchor Male
Анкеровку принято разделять на 2 группы:

1) голова, шея
2) тело
Это связано с тем, что, во-первых, контролировать изолированно каждую группу проще; во-вторых, потому что задачи у них несколько разные.


Анкеровка тела влияет на вокальный выдох, то есть создает поддержку звуку. Попробуйте спеть что-нибудь, развалившись на диване в расслабленной позе. А теперь встаньте в позу оперного певца и спойте ту же песню и сравните звук.


Анкеровка головы и шеи создает пространство для гортани в целом, позволяя ей двигаться свободнее. Если вам приходилось лазать в детстве по канату или по тонкому столбу, то вы наверняка заметили, что чем фиксированней основа, тем легче лезть. То есть по гнущемуся и качающемуся канату лезть сложнее.


Общее для обеих анкеровок то, что они помогают освободить, «разгрузить» голосовые связки.



*****

Теперь вернемся к определениям певческой опоры, с которых я начала, и разберем подробно, что нужно держать, что расслаблять и чем тужиться....
*****
Итак, то, что дышим мы все диафрагмой абсолютно всегда, так как это дыхательный орган, я думаю, повторять не надо никому.
Почувствовать опору на нее невозможно, зато возможно на поперечную мышцу, от которой она напрямую зависит, и ощущения которой многие принимают именно за ощущение диафрагмы. Когда диафрагма прогнулась - воздух вошел в определенном объеме (зависящем, кстати, от предшествующего выдоха), остановился или оперся, и в прежнем направлении его движение на этом, к счастью, заблокировалось. Остается только вернуться назад, то есть выдохнуть. Данное состояние технически соответствует понятию «опора».

Что будем дальше делать? Тужиться? Ну тогда получим эффект воздушного шара, если резко сдавить его... нет, не лопнем, конечно, но воздух сразу же растеряем (причем неизвестно, в каком направлении).
Тогда что, будем петь расслабленно?
Позволю себе здесь привести цитату вокального тренера Cathrine Sadolin, автора известной многим книги «Complete Vocal Technique» и создательницы одноименного вокального метода.


«Миф, основанный на том, что петь нужно совершенно расслабленно, сотворил много вреда. Согласно моему опыту вокальные проблемы рождаются чаще от недостатка энергии, чем от ее избытка. Когда начинающим вокалистам не удается взять высокие ноты, чаще всего это связано с их боязнью использовать физическую силу или же попросту потому, что им ее не хватает. Они ошибочно верят, что во время пения надо быть расслабленным, потому что так говорят.... Когда же учатся прилагать силу и потеть во время вокалирования, многие проблемы исчезают. Это утопия - верить в то, что вокал - спонтанный процесс, который не требует энергетических затрат! А кто хочет петь сложным стилем: агрессивным или мощным, придется потрудиться еще сильнее».


Упомянутый ранее «воздушный столб» должен поддерживаться чем-то, так чем же еще, как не мышцами, ответственными за расширение ребер, грудной клетки, шеи. Одновременно эти же мышцы отвечают и за осанку, что не случайно, так как вокалист, будучи сам музыкальным инструментом, должен сохранять «корпус» таким образом, чтобы не осложнять циркуляцию воздуха.
Этого не отрицает ни один вокальный педагог, правда, значительно упрощая смысл. Мол, достаточно просто выправить осанку и голос польется, как по маслу.

Нет, ребята, не достаточно, приняв прямую позу без анкеровки вы получите ситуацию из известной басни Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» Хорошая осанка - не синоним анкеровки, а одна из составляющих.
Выравнивание тела, головы и шеи в сочетании с их тонусом, дает возможность и улучшить резонанс, существенно влияя на обертональную окраску.
*****
В нашей стране в современной или «легкой» (как сказал бы Новосельцев из всеми любимой комедии: «легонькой такой») музыке издавна сложилась традиция именно легкого пения: это и бардовское напевание, и романсы, и такая ностальгически-нежно-плаксивая эстрада, с целой эпохой в виде «миражей», «комбинаций», «блестящих», «ласковых маев», равно как и западной, но расцветшей пышным цветом именно в России, как «Modern Talking», Sandra, «Radiorama», «Fancy», «Joy» и проч., и проч.


Связано ли это с вокальными предпочтениями нашего менталитета или же с музыкальными вкусами - сказать трудно, но именно в силу этого возникла традиция «попсового мяуканья», вполне справедливо давшая повод для насмешек сторонников академического вокала.
Еще бы, ведь там не помяукаешь, академист без анкеровки петь просто не сможет, а тем более «покрыть своим голосом стадион»! Хотя это, впрочем, не отрицает знаменитого мифа о том, что «научившись академу, можно петь все». Ведь анкеровка - это только одна из составляющих вокала, и не дается «в нагрузку» к «куполам», «низкой гортани» и «округленному рту», как пшенка к красной икре.

Именитые вокальные школы учат ей всех вокалистов, а не только классиков.
Дабы не быть голословной, сравните несколько видео с вокалистами, не использующими анкеровку (то есть поющими расслабленно) и владеющими ей (помогающими себе мышечной силой):


вот где анкеровка просто супер





а тут её нет , поют без анкера






Как я уже упоминала выше, анкеровке обязательно учат в академическом вокале, правда все это входит в понятие «певческой опоры» с объяснениями, часто мало дающими возможность вникнуть в суть. Отдавая себе отчет в том, что мышцы должны все же работать (несмотря на расслабленное пение...), преподаватели часто заставляют студентов Консерватории «пытаться поднять рояль», «сдвинуть стену», а дабы выровнять осанку - «представлять, что к макушке привязаны нитки, за которые кто-то тянет».


А вот профессор Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, работающий исключительно с академическими вокалистами известных оперных театров Италии, пишет об этом так:
«Давление и напряжение не являются синонимами: давление - это сбалансированное напряжение. Петь громко или тихо, высоко или низко, не задействовав давление, не возможно. Когда напряжение снято, получившийся в результате тренировок сбалансированный механизм производит звуки, которые кажутся легкими и свободными.


Эффект, родственный тому, что производит прекрасно натренированный скоординированный атлет. Необходимо помнить, что в искусстве все является продуктом артефакта: в данном случае того, насколько усвоена дисциплина по контролю каждой мышцы тела, чтоб создать иллюзию простоты и естественности. Без этой физической дисциплины искусство вокала не могло бы существовать.


Если бы преподаватели по вокалу здраво оценивали свой прошлый вокальный опыт, то вспомнили бы тот период, когда их голоса были ведомы чрезмерным физическим напряжением. Этот период необходим в вокальном развитии большинства вокалистов, потому что без этого физического «усилия» они никогда бы не усвоили мышечную дисциплину, которая дает им возможность познать и скоординировать между собой дыхательные и фонаторные силы.


Как бы то ни было, вокал - это абсолютно атлетическое действо, и советовать студенту создавать звук в расслабленном и естественном состоянии - это, мягко говоря, недоразумение.
С другой стороны, не сбалансированное и форсированное напряжение может нанести вред голосу.


Потому часто студенту-вокалисту ничего не остается, как самостоятельно искать необходимый фонаторный баланс, посредством телесных и внутренних ощущений, прислушиваясь к производимому звуку.

Занятия же вокалом должны преследовать цель научить студента правильному балансу между давлением, напряжением и сопротивлением, а также необходимой ловкости, позволяющей сочетать давление с сопротивлением при минимуме напряжения. Только это позволит опытному зрителю с прекрасным зрением не заметить усталости и страданий в теле вокалиста, а только то мышечное напряжение, что дарит пению ощущение естественности».
*****

То есть, вокальный процесс построен на балансе активации и расслабления, тем более, что большинство и других действий устроено таким же образом, благодаря мышцам-антагонистам. Когда одни мышцы активируются, другие расслабляются и наоборот. Так действуют, например, мышцы рук, ног при сгибании-разгибании и многие другие.


Когда необходимый баланс получен и применимо то самое выражение, что вокалист поет «не горлом, и не на связках» (корректнее было бы сказать не перегружает их), а «кладет звук на воздушный столб», создаваемый при помощи удержания его анкеровкой (то есть мышцами тела). При этом такое состояние опытный вокалист может воспроизвести абсолютно в любой позиции: сидя, лежа, танцуя, наклоняясь назад и вперед (правда, всегда сохраняя линейность головы, шеи и спины) и совсем не обязательно стоя по струнке. Ведь важны, как уже было обозначено, правильные пропорции и работа нужных мышц.
*****


А вот понятие «тужиться» я бы навсегда исключила из вокального лексикона, не потому что сноб, а потому что оно в корне не верно. Во-первых, это способствует вокальному зажиму, во-вторых, помогает именно выталкивать воздух назад, а не удерживать его.
Говорить: «Держи воздух, тужься и пой расслабленно» - все равно что: «Стой там - иди сюда!»
*****


Когда же нужно расслабляться в таком случае? Тогда, когда это логично, то есть когда нужно помочь воздуху войти в организм. Ведь если во время вдоха мышцы напряжены, то воздух не войдет. Хотя и тут не все так просто. Чтобы воздух вошел, нужно еще, как говорят педагоги, «раскрыть горло» или «не зажимать гортань», предлагая для этого панацею от всех «бед»: «вокальный зевок».


Безусловно, он способствует этому, хотя одновременно тянет за собой и остальную «связку» из понижения гортани, «купола» и округления рта. Если кому-то не по вкусу такой набор, то нужно просто научиться раскрывать ложные связки. Но, возвращаясь к зевку, будет справедливо сказать, что это не такое уж и расслабленное действие, так как и расширению «горла» способствует активация определенных мышц, раздвигающих ложные связки.


Если этого не произойдет, то вокалисту придется всасывать воздух, подобно пылесосу, астматику или утопленнику, что часто приходится и наблюдать. Ведь в обычном режиме молчания или разговора ложные связки пребывают в нейтральном состоянии, а у кого то и в несколько сжатом.


Когда вы находитесь в состоянии эмоционального стресса, как то - страх, сильное волнение, радость и т.п., мышцы сжимаются, не пуская воздух, а заодно и создавая пресловутый «ком в горле». Это совершенно справедливо заметил и уже упомянутый ранее дедушка Крылов: «От радости в зобу дыханье спёрло»...


Неопытный исполнитель испытывает эмоциональный стресс перед выступлением, отдавая себе отчет в собственных несовершенствах и боясь не оправдать ожидания публики по поводу своего «ангельского голоска». Дыхательные мышцы сжимаются, препятствуя вдоху, равно как и ложные связки, и, начиная петь, он скорей всего именно «каркнет во все воронье горло». Потому так и важен мышечный контроль, в том числе анкеровка, это позволяет управлять собственным организмом, а не пить валерьянку стаканами.
*****


Полное отсутствие анкеровки влияет также на интонирование. Анкеровка же, в частности - головы и шеи, придает стабильность и силу голосу, помогает устранять его «сломы» и «киксы», а также непредвиденную смену тембра, или вокальности.
Очень странно, что даже многие известные западные школы учат искать баланс между звуком и выдохом, учат «сдерживать» и экономно расходовать воздух, ни слова не говоря при этом об анкеровке... Так же как и преподаватели, требуя от вокалиста «поднять мягкое нёбо», не объясняют, почему-то, через какие действия это можно осуществить.


А ведь и это тоже - анкеровка головы и шеи! Зевок, кстати, далеко не самый эффективный прием для этого, как в связи с его «комплексным» воздействием, так и потому, что поднять им нёбо возможно только зевая очень активно, как крокодил.
Да и не в подъеме дело, а в тонусе мышц, так как именно они помогают нёбу закрыться (см. статью «Про мягкое нёбо замолвите слово»), а главное, удерживать его в таком состоянии.


Что толку, если вокалист поднимет нёбо, смачно зевнув перед началом песни, а потом в процессе оно снова опадет? Если вокалист не способен удерживать в тонусе мышцы головы и шеи, то скорей всего так и произойдет.
Также верно, что анкеровка головы и шеи хоть и используется для получения сильного голоса (певческого и разговорного), но также влияет на большую «интенсивность» и четкость тихой фонации, что тоже важно. Публика должна слышать вокалиста даже тогда, когда он поет тихо, а также понимать слова.


Анкеровка тела, в свою очередь, придает фонации энергию, силу и поддержку. Оба вида анкеровки улучшают качество любой фонации, а для таких интенсивных, как опера и бэлтинг, являются обязательными!
*****

Анкеровка постепенно укрепляет и сами мышцы. Профессиональные вокалисты-исполнители, как и спортсмены, обладают развитой мускулатурой, только своей, специфической, то есть вокальной. Поэтому профессиональный вокалист, как и натренированный спортсмен, перестает чувствовать нагрузку там, где вокалист-дилетант или неспортивный человек испытывали бы чудовищный труд.


А поскольку память у многих короткая, то на вопрос о том, как же они так поют, большинство вокалистов отвечают: «Свободно и легко!»
Так что важнее, «опора» или «поддержка»?






статья взята с вокал механики ....

https://vocalmechanika.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=160:--l--...5-15&Itemid=169




от себя добавлю ,.вот нашел видео ,.где девушка обьясняет как почувствовать анкеровку ....

я так подумал и понял как раз таки те ощущения о которых она говорит ..способствуют в целом освоению анкеровки

Автор
Тема: Re: Анкеровка
Время: 12.06.2017 08:38 
Москва
баритон

Такие темы нужно закрывать - это копипаст
Самому флудить лень - бросает с родственных сайтов
Моя продукция - нижняя планка, которую должен преодолевать каждый уважающий себя вокалист нашего форума.
Автор
Тема: Re: Анкеровка
Время: 12.06.2017 10:12 



:vzryv:
Закрытая тема