Уважаемые вокалисты! Хотелось бы узнать, пользовались ли Вы (или Ваш педагог) понятием "открытое горло" при постановке голоса, какими действиями достигали оного и какие ощущения помогали его фиксировать? Что Вы вообще знаете пр это? Спасибо. Отдельная просьба флудерам (коим считаю и себя) - ПОЖАЛУЙСТА НЕ БУДЕМ ЗДЕСЬ ФЛУДИТЬ (по крайней мере до появления первых 20 ответов...)
Tony Love: спасибо за первый дельный ответ! Только КАКИМ ОБРАЗОМ, КАК И КУДА корень опускать-то? Ну уж раскрытая гортань, это уж Вы как-то по хирургически... . "Типа Шаляпина и Штоколова?" - добавь к ним ещё кучу народу
2cord
А на почте - повтор твоего предпоследнего письма. Может я что-нибудь путаю? Кстати по поводу моего предпоследнего письма, я забыл тебе сказать, что в http://www.ralex.vistcom.ru/mkb.mp3 ВПФ не чисто 2700 Гц. Теперь у меня она "разделилась". У неё теперь часть - где надо ~ 2600 (20% звучания), а остаток ушёл в 3300 Гц. То есть вместо правильно сформированного надгортанного резонатора у меня там нескольео непонятно каких, в общем видно, что что-то неправильно. И не только формально, но и практически: в микст не получается хорошо выйти.
Поэтому и задумался над "открытым горлом" всерьёз. Это ж, по сути, одна из главных проблем - формирование резонаторов. У меня есть запись Штоколова с ТВЦ с Карауловым. Если ты видел по Культуре что-либо другое - скажи. А в ней, он по сути ничего толком не сказал. "Когда я убираю (язык) он летит сразу, как ракета. Всё получается как с аэродрома долетает самолёт. Но вот это [показывает] - корень языка всем мешает. Но Карузо не написал, что надгортанник... что надо тоже с ним работать. И я 40 лет не верил Карузо. 40 лет! (КАРАУЛОВ) - То есть вы 40 лет пели неправильно? - Я пел правильным дыханием, но не расширял гортань так, как сейчас. И начал я это после того, как ушёл из театра, в 65 лет... А будет мне 70. [...] Я раскопал надгортанник, я его открыл, расширил и пошёл звук.[...]". То или нет? Так вот, когда он пел, явно утрируя, демонстрируя тот или иной приём, я видел что он языком что-то выделывал во рту, "возил" его, рот широко не раскрывая, и у него нижняя челюсть чуть выдвигалась вперёд и опускалась чуть-чуть. Звук шёл образцовый. Но много не увидишь, внутрь к нему не заглянешь. Поэтому и спрашиваю, может подскажут знающие. Тут ещё сложность и в том, что просто опуская гортань, "открытое горло" не сделаешь. Надо чтобы она опускалась под действием другого приёма, того же опускания корня. Я пробовал его (корень) опускать и чуть подавать вперёд изнутри, расширяя книзу ротоглотку, опуская
челюсть, горло как бы чуть-чуть выдвигается вперёд (НЕ С ПОМОЩЬЮ мышц шеи!). Явно заметны изменения к лучшему, но не факт, что я всё делаю правильно, плюс надо ещё чуть нёбо верхнее приподнимать, да чтобы всё было без зажатий. А как тут не зажмёшь, когда столько всего. Правда, постоянно зевать тянуло . И всё это более менее получалось, когда я пробовал опираться на кончик языка, как на рычаг, сначала о передние зубы, потом мысленно. Но это не дело, так как кончик и тело языка должны быть относительно свободны для нормальной артикуляции согласных. Так что тут надо консультацию тех, кто уже через это прошёл.
Тут же проблема в том, что "открытое горло" - это парадокс. При его правильном формировании субъективно певцом должна ощущаться расширенность и свобода в глотке, а объективно - корень языка "правильно наезжает" на надгортанник, СУЖАЯ его и формируя необходимые резонаторные полости, наряду с грудными и носоглоточными.
Дурики вы все. Даже Шаляпин говорил: мне чужды все эти понятия типа "открытое горло", "опора дыхания", он не признавал всех оперных певцов, говорил про них "они не поют, а горланят в маску". что должно выйти из груди (и бил себя при этом в свою богатырскую грудь), то и выйдет. Главное - не механика, а психология пения, передача чувств. А если будешь думать только о механике звукоизвлечения, а не о смысле, то звук получица дурацкий, деланный.
Dimm,респект.
И в методике Станиславского(по пению),
такая же концепция...
Звук должен быть естественным,а не всякие там открытые горлЫ,маски,опоры, и камасутра с мягким небом и языком...
Вот что интересно... Ты привел в качестве примера Шаляпина, Штоколова (басов) и Карузо (черт-те кого кого вообще - то ли бас, то ли тенор). Это раз. Они певцы СТАРОЙ школы, так сейчас не поют - это два. Корреляция прослеживается...
Алекс, я не совсем поняла термин. Я знаю, что такое открытый звук (в отличие от прикрытого), а то, как ты описал "Так вот, когда он пел, явно утрируя, демонстрируя тот или иной приём, я видел что он языком что-то выделывал во рту, "возил" его, рот широко не раскрывая, и у него нижняя челюсть чуть выдвигалась вперёд и опускалась чуть-чуть. Звук шёл образцовый." - это один в один, как сейчас учат меня (европейская джазовая школа, это как раз то, как поют на западе). Но поскольку я эту школу еще далеко не постигла, боюсь сказать что-нибудь не то, так что фильтруй то, что я буду говорить
Выдвижение нижней челюсти вперед - прием "зубы под зубы". если у тебя нижние зубы чуть дальше. чем передние (а так оно обычно и бывает), значит, нижнюю челюсть приходится подвигать чуть вперед. Рот растягивается с улыбке, обнажаются нижние зубы, на звуке "и" улыбка наиболее плоская, на звуках типа "э", "о", "а" челюсть немного опускается вниз. Когда поешь, выносишь звук, поток воздуха под срез нижних зубов (это принципиально, воздух в зубы).
Язык требуется уложить плоско, может быть даже чуть-чуть лодочкой. При этом важно, чтобы он не только не задирался, не горбатился, но и не дергался. То есть движение языка происходит, когда произносишь согласную, а на гласной нужно мгновенно уложит язык плоско, не задирая ни корень, ни середину языка. Кончик языка касается нижних зубов. Это исключительно вопрос самоконтроля. Плюс есть несколько вспомогательных приемов, если тебе это нужно, спросишь, расскажу отдельно.
Вот, Алекс, уж не знаю, то ли это, что тебя интересовало, ну попробуй мой текст профильтровать через то, что ты знаешь, может быть, пригодится... Надеюсь, ничего противоречащего с твоей школой я тебе не предлагаю, иначе тебе будет трудно совместить...
(ИМХО)
"Открытое горло", - это комплекс действий, направленный на устранение зажатостей вокального аппарата. Вот основные вещи за которыми нужно следить:
1. Связки - "расходятся в стороны"
2. Гланды: "расходятся в стороны".
3. Верхнее нёбо. Там такой язычок есть маленький - уходит вверх.
4. Язык. Свободно лежит, не поднимаясь ни в одной части.
5. "Дыхательный пояс вокалиста" (брюхо, бока, спина)Наполняется воздухом, но не зажимается.
Воздух выходит упруго, но мягко.
Всё это сочетается с полной свободой всех частей тела.
Собственно всё.
Это не гарантия получения красивого звука, но как один из комплексов работает хорошо. "Челюсть вперёд" мне не особо нравится, а вот это:
Язык требуется уложить плоско, может быть даже чуть-чуть лодочкой. При этом важно, чтобы он не только не задирался, не горбатился, но и не дергался. То есть движение языка происходит, когда произносишь согласную, а на гласной нужно мгновенно уложит язык плоско, не задирая ни корень, ни середину языка. Кончик языка касается нижних зубов. Это исключительно вопрос самоконтроля
Очень хорошо.
Да, Петр, выдвижение челюсти вперед - та еще каторга. Там еще тема в том, чтоб при этом ничего в горле не напрячь, не натянуть. Мне приходится слегка, самую малость голову вниз наклонять, чтобы избавиться от этого натяжения.
Ну и плюс когда я закончу выправлять прикус, ее вперед выдвигать придется гораздо меньше, чем сейчас.
Svetlana, большое спасибо! Не волнуйтесь, я все-все фильтрую! . " Плюс несколько приемов, если тебе это нужно, спросишь, расскажу отдельно." - Спрашиваю... . Пожалуйста, расскажите! По Штоколову - он НЕ обнажал нижних зубов. Кстати, ведь естественная, не "американская" улыбка открывает только верхние зубы. Когда усилием лицевых мускулов открываешь нижние зубы, зажимается нижняя челюсть. По крайней мере, у меня . Потом, я писал только о том, что я смог углядеть у него. По поводу легкого выдвижения нижней челюсти - мне кажется, это происходит в процессе "открытия горла", опускания корня языка, при опускании и движении вперёд челюсти, такое же движение производит и подъязычная кость, перемещая за собой и сам язык. Но это только предположение. По поводу языка лодочкой. Да, такую рекомендацию можно часто встретить. Но при такой конфигурации вы споёте только гласную "а". На всех остальных гласных, а тем более согласных, язык НЕ находится в этой позиции. Тем более, когда язык укладывать в это положение после каждой согласной. Светлана, поясните, я правда не могу понять. Может примерчик напоёте? А вот при стабильно опущенном корне языка (и гортань сохраняет свое положение), наверное, можно свободно манипулировать и его концом и телом, формируя гласные и согласные и не теряя певческой настройки?
2FriedricH: Я упоминал только Штоколова, про Карузо говорил он же, Шаляпина упомянул Dimm. Это раз. Смысл остального от меня ускользнул, поясните...
" Плюс несколько приемов, если тебе это нужно, спросишь, расскажу отдельно." - Спрашиваю...
Ну самый простой - положи на язык черенок ложки, ну или там линейку. Так ты сможешь легче контролировать, когад язык начнет горбиться.
Чтобы языке не отдергивался от зубов, не горбатился, не вставал комом - представь себе, что ты кончиком языка отлепляешь жвачку от нижних зубов. Ну или еще какую-нибудь налипшую пакость. ну и вот с такими вот ухищрениями можно какие-нибудь гаммы на гласную попеть. У меня просто другие упражнения, но они уже совсем в рамках школы. поэтому насчет того, что тебе делать с ложкой или "жвачкой" во рту - придумай сам
"По поводу языка лодочкой. Да, такую рекомендацию можно часто встретить. Но при такой конфигурации вы споёте только гласную "а". На всех остальных гласных, а тем более согласных, язык НЕ находится в этой позиции."
Как это у тебя язык не находится в такой позиции на остальных гласных?!?! именно там он и должен находиться! Сейчас специально проверила - на всех гласных так! Форма рта меняется, а язык как улегся куском мяса - так и лежит.
Насечт согалсных - да, верно. Но двигаться должен только кончик (!) языка, а не весь его массив. Мне рекомендовали "балаболить" языком. Ну то есть быстро-быстро трепать языком верхнюю губу. Ну не знаю, как это описать словами, не показывая. ну как дети дразнятся. Вроде бы эо упражнение развивает подвижность кончика языка. Я пока этому упражнению много внимания не уделала, поэтому ничего конкретно сказать не могу. У меня вроде бы и так неплохо получается
По Штоколову - он НЕ обнажал нижних зубов. Кстати, ведь естественная, не "американская" улыбка открывает только верхние зубы.
Ну это да, вот Попков, например, тоже учит петь, как я поняла, на улыбке, но учит обнажать именно верхние зубы Разные школы, разные направления.
В моем случае преподаватель строго говорит: не щериться, а скалиться То есть не верхнюю губу задирать, а нижнюю опускать. Но тут уж думайте сами, что делать
"Когда усилием лицевых мускулов открываешь нижние зубы, зажимается нижняя челюсть. По крайней мере, у меня"
Наверное, с непривычки. Я когда эту позицию нарабатывала, тоже жутко все зажимала. Да и сейчас улчается. Любое контролируемое действие вызывает поначалу зажим и напряжение, мне кажется.
Кстати. еще момент вспомнила. КОгда ученики только начинают пробовать ставить зубы под зубы и укладывать язык, у них вечно проблемы: то язык во рту не помещается, и поэтому ну вот непременно его надо поставить комом, то наоборот не дотягивается! В общем, тут в самом деле вопрос того, что непривычно. Так что все это - вопрос самоконтроля.
Кстати, насчет того, чтобы укладывать язык, мне и моя предыдущая преподавательница-академистка говорила.
Вот зарекалась давать кому-то советы... если б не то, что ты вроде фильтруешь, не стала бы советовать
Svetlana, спасибо. Не зарекайтесь, ибо я ещё чего-нибудь спрошу.
Tandra, спасибо. Не могли бы вы сказать несколько слов по проблемам, подобным содержанию поста Светланы?
Лично мне тяжело прокомментировать это.
Проблем с языком у меня никогда не было. Как его укладывать даже не задумывалась. Я просто делаю что мне говорит преподаватель.
Единственное что мне говорили что в горле у тебя должна быть "своеобразная труба" через которую выходит воздух. И воздух должен идти наверх, а звук вперед. (я академом занимаюсь).
Просмотрела я эту тему.
R.Alex, самое доступное объяснение ощущения открытой глотки, горла: закиньте голову назад, язык не должен касаться нижних зубов.