RSS
¬ы не зарегистрированы –егистраци€ | ѕоиск | ¬ойти

форум вокалистов

«адать новую тему
јвтор
“ема: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 08:48 
garans



Ќемного экспериментировал с программой звукозаписи - провер€л, на каких нотах какой у голоса тембр. ¬ы€снил довольно интересные вещи.

ѕри любом звукоизвлечении, за редким исключением, получаетс€ довольно широкий тембр частот. ѕри этом пики в районе певческих звуков наблюдаютс€:
- в месте основной ноты
- на октаву и две октавы ниже.
(Ќапример, ћи большой, ћи малой и ћи первой, возможно и ћи второй)

„аще всего к основной ноте примыкают и соседние (наверное, в терцию).
“акие вещи, конечно, объ€сн€ютс€ законами резонанса.

(ѕро певческую форманту, особенно сильную в верхней части диапазона и при напр€жении голоса, € здесь писать не буду).

¬ самой низкой части диапазона (у мен€ до ћи большой октавы) нота получаетс€ менее сильной, чем резонирующие ноты верхних октав. ”дивительно вообще, как ухо воспринимает эту низкую ноту как главную.
ѕо моему предположению, в этой области человек петь не должен, т.к. голос находитс€ в области "краевого эффекта".

ƒалее идЄт речева€ область (у мен€ примерно до Ћ€ большой октавы), где громкость основной ноты и резонирующей ноты малой октавы примерно совпадают. ѕение в этой области, на мой взгл€д, интересно (захватываетс€ максимальный диапазон тембра), но возможно только в камерном или в микрофонном, негромком варианте.

—обственно певческий голос, на мой взгл€д, расположен выше - здесь в основном 3 пика - в малой октаве, в первой октаве и во второй октаве.

Ћюбопытно, что в фальцетной области (во второй октаве) пики чаще всего выше, чем в остальных октавах. Ёто наводит на мысль, что фальцет €вл€етс€ основой голоса.
ѕравда, на некоторых нотах (у мен€ на ћи и —и) пики в фальцетной области резко падают, хот€ субъективно по звуку это почти не заметно.

"Ћомка" голоса в районе Ћ€1 (стремление перейти полностью на фальцет) на тембровой области почти не отражаетс€. ѕохоже, что сам голос, который мы воспринимаем и выдел€ем, лежит вне рассматриваемой области.

»звестно, что частоты согласных, которыми распознаЄтс€ речь, лежат значительно выше.
ћоЄ предположение - то, что мы св€зываем с крепким голосом (а он св€зан, веро€тно, с согласными), лежит выше и каким-то образом св€зано с нижним тембровым диапазоном, позвол€€ выдел€ть дл€ слуха определЄнную ноту из тембровой области.

¬торое предположение - тембральный (частотный) анализ не даЄт представлени€ о голосе как едином целом. ¬ыделение ухом основного тона идЄт по другому принципу.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 08:49 
garans



ѕоправка:

"пики в районе певческих звуков наблюдаютс€:
- в месте основной ноты
- на октаву и две октавы ¬џЎ≈."
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 09:01 
garans



“ак.
ѕроверил ту же программу звукозаписи с хорошим аккордеоном.
¬сЄ та же фишка - на низких звуках сила звука падает, хот€ ухом воспринимаетс€ как равна€ высоким нотам.

—л-но дело в аппаратуре (микрофон, звукова€ карта) или в свойствах уха, чувствительность которого, как мы знаем, в разных област€х спектра разна€.

я всЄ же виню аппаратуру, так как сила раздувани€ мехов аккордеона остаЄтс€ посто€нной, звуковые пластины также стандартны.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 09:59 



Ќет гаранс мне кажецо тут дело в том что человеческое ухо воспринимает высокие частты гораздо лучше - поэтому низкие ноты казались тихими(даже если они таковыми не €вл€лись)
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 13:39 
„ебурашка



—лушай, гаранс, € вот тоже спектр своего голоса раньше смотрела.  огда € вылезаю во вторую октаву, почему то тамкуча
обертонов у мен€ по€вл€етс€ гораздо выше высокой форманты, на пару тыс€ч герц (сейчас не помню сколько там было).  стати,
голос у мен€ низкий и высока€ форманта тоже довольно низко, гдето в районе 2000 (размазана пока сильно). ћогут те высокие обертоны
(выше форманты) быть действительно от моего голоса, или это аппаратура чего-то мне накосила? »ли от кодировани€ в мп3 огрех.
≈сли ты в этом понимаешь (можешь мен€ "загрузить" насколько хочешь в смысле техники)
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 13:47 
garans



„ебурашка - конечно от твоего голоса.

” многих классных певцов (Ќиколай √едда, тенор, например) выше 2000 идЄт сплошной высокий максимум. ¬ этой области, по-моему, вообще трудно что-то сказать.

 огда голос напр€гаетс€ - высока€ форманта и выше резко возрастают. Ёнергии же нужно куда-то уходить.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 13:50 
ibs



garans, а что у теб€ в голосе с высокой формантой?  ак частотна€ раскладка выгл€дит в районе 2000 -3000 гц? ј еще выше есть пики?
» как выгл€дит низка€ форманта в районе 200 гц?

≈сли сможешь и не влом посмотри мен€, плиз, по частотам.

http://www.mooload.com/new/file.php?file=files/190706/1153302158/fenesta.mp3
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 14:26 
guest



высокие частоты мы воспринимаем ухом....
а низкие и сверхнизкие частоты воспринимаем больше мозгом....
поэтому при инфразвуковом излучении происходит, на определенных частотах, так "называемое психическое разрушение мозга"...
кстати, заметьте такую фишку....
когда музыка у соседей играет не очень громко, то при бодрствовании мы ее почти не слышим,
но как только мы пытаемс€ лечь спать - мы начинаем слышать именно низкий спектр звуковых волн ( барабан, бас и т.д.)....
мы - дети земли, а у земли очень низкочастотное дыхание... :idea2:
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 19.07.2006 15:07 
garans



ibs

у мен€ программа звукозаписи хорошо анализирует только с внешнего устройства (микрофон, плейер).

Ќо всЄ ж € попыталс€ проанализировать (хот€ кусочек был в довольно высокой области).

¬ывод - присутствуют все необходимые частотные зоны (певческа€ форманта и выше).

¬озможно, несколько маловато нижних обертонов - но ведь вещь в высокой части.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 20.07.2006 00:53 



ухты, это очнеь интересна€ тема, очнеь полезна€.
ј чем отличаетс€ спектр более толстого альтового тембра от более тонкого сопранового на одной и той же ноте?
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 20.07.2006 01:05 
“аллинн


garans, почитай книжки по акустике, там есть много интересного и полезного по этой теме. “акже кое что есть у ƒмитриева.
¬окал дл€ начинающих - vokalistu.blogspot.com
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 22.07.2006 03:52 



я как-то читал, что высока€ формантахорошего тенора около
3500 гц. «атем по законам акустики всегда формируютс€ дополнительные частоты в более высокой области спектра (гармоники). –аньше звукозапись считалась хорошей при 60 гц. - 10000гц диапазона воспроизвелени€. ј диапазон до 4000 гц. считаетс€ телефонным. я, например, специально ограничиваю диапазон записи в »-нет, чтобы не было контрафактного воспроизведени€ даже отрывков.
http://artoil-a.narod.ru/ ” мен€ есть три ссылки.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 13:16 
garans



 стати, о низком тембре на высоких нотах.

Ќекоторые певцы, по-моему, используют такой приЄм(типа гроула) - начинают ноту "рыком" на октаву ниже и сразу же переход€т на нужную ноту. Ётим самым они вызывают сиьные низкочастотные колебани€ св€зок, соответствующие нужной ноте.

 аспер, спасибо. ѕочитаю, если найду.
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 13:18 
garans



„айка: естественно, в более низком голосе более широкий спектр низких частот и эти частоты имеют относительно бќльшую "силу".
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 14:19 
ƒонецк
вокал/баритон

"...начинают ноту "рыком" на октаву ниже и сразу же переход€т на нужную ноту..."

—овершенно верно мыслите, это называетс€ "перенести объем с нижней ноты", при таком подоходе верхн€€ ноты почти никогда не слажаетс€, Ќќ звучит это немного покабацки и вообще - это гр€зный фокус по сути.
≈сть другой, € считаю, более красивый способ безо вс€ких фокусов. ќсновна€ причина срыва верхней ноты - это вероломный скачок гортани наверх или отрыв звука от тела, так сказать, излишнее осветление. Ёто просиходит от ослаблени€ опоры. „тобы этого избежать, нужно представл€ть себе, что звук исходит из двух точек всегда - живота и лба.  огда есть верхн€€ нота, важно не потер€ть этот звук из живота, тогда и сохранитс€ общий тембр, гортань останетс€ внизу. ≈сли при этом выводить звук вперед, вз€ть звук в голову еще к тому же, - будет вообще бомбический драматический звук. —уть этого приема - усиление опоры. ј это ключ к надежным верхним нотам. Ќапр€жение мыщц нижнего пресса, спины, косых мышц дает мощный импенданс, контролируемых воздушный поток, поэтому верхушка при таком раскладе никогда не сорветс€, главное только не петь возле серванта с бокалами :)
¬ы мне писали. Ќе отпирайтесь...
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 15:03 
garans



Serggio,

помню был € на бесплатном концерте в ƒоме ”чЄных (ћосква) - там выступали взрослые, занимающиес€ в свободное врем€ оперным пением.

«апомнились двое:
- вышел невысокого роста и тонкого телосложение мужчина и спел какую-то арию так высоко и сильно, что у всех заложило уши (а зал довольно большой, концертный)
- потом вышел мужчина восточного типа - знойный брюнет и спел со средней силой что-то романтическое. ѕроизвело эстетическое впечатление - казалось, что он чувствует то, о чЄм поЄт и передаЄт это всем своим "существом".

“ак вот, на концерт первого певца € бы не пошЄл даже бесплатно, а на второго при случае сходил бы, особенно если ему ещЄ партнЄршу присовокупить или оперу поставить.

Ёто € к силе голоса.

ј к тембру - сейчас многие стараютс€ петь полным тембром, на манер ѕресли и др., так что и не поймЄшь - в какой же тональности они поют. ѕо-моему, это не очень здорово.

” мен€ на аккордеоне 3 регистра - кажда€ клавиша может идти сразу 3-м€ звуками (причЄм средний сдвоенный в унисон). “ак это далеко не всегда хорошо слушаетс€. „асто € предпочитаю средний (два звука в унисон).

я за то, чтобы верхи были верхами (но €ркими) и не содержали басов, а низы - низами.

 стати, ты, на мой взгл€д - высокий бас, а не лирический баритон. ” лир. баритона не может быть хорошей —оль большой октавы, да и природно у теб€, вроде бы, есть ƒо большой.
¬ообще говор€, бас - более редкий голос, чем баритон (хоть бы и лирический).
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 15:06 
“аллинн


"...особенно если ему ещЄ партнЄршу присовокупить или оперу поставить." - пацталом! :lol:
¬окал дл€ начинающих - vokalistu.blogspot.com
јвтор
“ема: Re: голос, тембр и высота ноты
¬рем€: 23.07.2006 16:13 
ƒонецк
вокал/баритон

—ила голоса - это характеристика инструмента, а не души. » среди всей пле€ды знаменитых певцов были люди с разными голосами: со слабыми голосамиё как у Ѕулата ќкуджавы или ћарка Ѕернеса, и с громогласными, как у ћарио дель ћонако или ‘ранко  орелли. » нам нрав€тс€ и те и другие. ¬ любом случае, голос - это средство экспрессии. —ила голоса сама по себе не дает красоты и сопереживани€, это лишь средство, позвол€ющее это €рче выразить, если есть что выражать.  огда певец всю арию "поорывает", то это скорее он хочет всех поразить силой своего голоса, нежели спеть ее. √ромкостью нужно играть, и если голос сильный, то нужно этот дар демонстрировать по крупицам, и использовать форте к месту, а не всюду.

» еще, в жизни встречаетс€ часто обратна€ коррел€ци€ между силой и умом. Ќо к счастью, в наше врем€ уже не модно быть тупоголовой гориллой или дохлым умником. ≈сть спортзалы и университеты, они доступны всем. “ак же и не стоит вводить обратную зависимость между силой голоса и душевностью. √лавное, чтобы тело шло за духом, это касаетс€ любой сферы, а уж искусства так тем более.
¬ы мне писали. Ќе отпирайтесь...
¬ этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!