RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 26.01.2010 22:59 
Донецк
Фортепиано

Здравствуйте, товарищи музыканты и музыковеды!

Сознательным развитием слуха я начал заниматься в прошлом году. Поставил на комп музыкального тренера и приступил к ознакомлению с разнообразными методиками - Берджа, Бережанского. Начальное состояние слуха - довольно посредственный относительный - мелодии подбираю, но не не все легко, чувствую модуляции - но куда - хрен его знает, с интервалами определенность - как говориться на погоду. Так вот, 6 или 7 месяцев обучения по методике Берджа показали, что пытаться запомнить "портрет", "тембр" какой-либо ноты - дело совершенно бесполезное. Ну да, так вы можете запомнить ноты на своем инструменте и то на совершенно небольшой промежуток времени, а на всех других вы будете ломать голову не узнавая знакомых тембровых окрасок. Через некоторое время я понял что это совершенно ложный путь исходящий из ложного понимания природы слуха и т.д. Когда тут на форуме пишут что мол я запомнил как звучит "до" но иногда путаю его с фа диезом это прямое следствие методики Берджа - невозможно правильно развивая слух перепутать до с фа-диезом - более того только развив слух вы сможете почуствовать "портрет" этих нот и осязать их. таким образом, Бердж путает следствие с посылкой. Распознание специфики отдельных звуков это РЕЗУЛЬТАТ а НЕ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА. Воопщем как-то так.

После того как я забросил методику Берджа меня охватил пессимизм , разочарование и потеря веры в собственные силы. Но, о чудо - я понял что для того, чтобы что-то понять надо думать своей головой а не полагаться на абстрактные методики. Что я сделал для начала -
1. переключился с механического запоминания на развитие относительного слуха - слушание интервалов - поначалу, чтобы запомнить интервал я ассоциировал его с мелодией той или иной песни - это помогло досконально запомнить тритон, большую терцию, повышенную квинту и почти все другие интервалы.
2. Внимательная игра на инструменте (фортепиано с мысленным проговариванием интервалов и нот) - со временем дает определенные результаты.
3. Пение интервалов - при чем желательно чтобы они НЕ складывались в красивую мелодию (любой человек будет петь красивые мелодии не зная какие ноты и интервалы звучат), А надо сознательно пытаться не доминанту в тонику опустить (что легко) а ниже на полсекунды или секунду. С относительным слухом это мне очень помогло. Также пытаться сознательно модулировать в голосе.
4. Пение отдельных звуков - это крайне важно как потом оказалось - пока ВЫ не научитесь осязать ноту голосом - внутренним либо внешним и контролировать ее звукоизвлечение никакого прогресса ни по каким методикам не видать.
Ну вот собственно я рассказал о своих методах развития по сути относительного слуха в коих никаких прозрений нет - просто они наиболее эффективны для развития не только ОТНОСИТЕЛЬНОГО но и АБСОЛЮТНОГО СЛУХА. Мои результаты за короткий срок натолкнули меня на вывод что абсолютный слух это особый вид относительного. Когда настройка вашего внутреннего уха доскональна. ЕЕ можно достичь развитием относительного слуха. Я думаю, что я иду по правильному пути - во первых спонтанное узнавание звуков увеличилось - я не внушаю себе как раньше - "так секундочку что мы слышим?" а сразу автоматически узнаю - и не понятно что это - высота, тебмр, отношение или все сразу . Вот такие дела - буквально за 2 недели имею следующие результат - делать было нечего вчера - стучал по чашкам тарелкам бокалам - пока не нашел 7 нот - вот теперь когда нет под рукой фортепиано играю что нить в до мажоре или ля миноре - вот сделайте так один раз - гарантированный разрыв мозга в течении суток - будете слышать - ну пусть приближенно ноты в звонких звуках и в скрипе.
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 27.01.2010 08:52 
Москва
MM Stingray 5

попробуй на инструментах с натуральным строем(нетемперированные,безладовые(если речь о гитарах),духовые.
А нет, у тебя ж всё проще.
Шаг номер 2 - найти на бокалах 14 нот.
То есть четвертитоновая темперация.
Здравствуй Индия и микрохроматика
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 27.01.2010 14:00 
Донецк
Фортепиано

четвертитоновая -24 ноты
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 27.01.2010 23:09 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

2 Cachedieu
А почему Вы ничего не написали про результаты по Бережанскому?
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 28.01.2010 00:43 
Донецк
Фортепиано

Строго по Бережанскому я не пробовал заниматься, поэтому судить достаточно сложно. На данный момент я уверен, что абсолютный и относительный слух понятия искусственные. Вот вам конкретный пример. University of California исследует генетику т.н. абсолютного слуха -методика включает проведение тестов на т.н. АС и выявление общих признаков людей с т.н. АС. http://perfectpitch.ucsf.edu/ вот можете побровать пройти тест. Так вот, исследователи из этого университета установили что многие люди с т.н. АС в их тесте путали ля бемоль с ля. Их предположение - это связано с вариацией частоты Ля от 440 до 460 гц при разных настройках. Напрашивается вывод что т.н. АС относителен по отношению к разным системам темперации - то есть по сути его нет - скорее т.н. АС это долговременная память на конкретную систему темперации. Он относителен по отношению к общепринятой равномерной темперации, значит его можно развивать только по методам т.н. относительного слуха. синестезические методики Берджа этот факт просто игнорируют
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 28.01.2010 16:38 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Cachedieu
Почитайте, тут много интересного
http://www.absolute-pitch.ru/READ%20BOOK.html
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 29.01.2010 01:19 
Донецк
Фортепиано

сомнительно это все про лады - видел детей с АС которые в музыкальном отношении были совсем не ахти, но отдельные ноты угадывали с частотой нажатия полсекунды
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 30.01.2010 00:23 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Как понять "в музыкальном отношении были совсем не ахти"?
А что сомнительного в ладах? Ведь музыка не существует вне лада или какой бы то ни было организации, так что в любом случае АС формируется при контакте с ладом. Звукоряд сам по себе - это всего ли набор звуков, расположенных в порядке возрастания частоты.
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 30.01.2010 11:53 
Донецк
Фортепиано

ну в том смысле что в рамках минорного и мажорного ладов плохо ориентировались но ноты могли угадывать по отдельности отлично
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 31.01.2010 18:38 
Донецк
Фортепиано

Кстати, из концепции Бережанского прямо следует что абсолютный слух развивается через относительный,хотя я пытаюсь работать по-своему. Успехи есть, но того что хотелось бы пока нет. Будем пытаться. Может кто-нибудь поделиться своим опытом? Или эта тема на форуме уже закрыта?
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 31.01.2010 22:49 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Метод, предложенный Бережанским, РЕАЛЬНО работает. Упоминание о развитии АС на фоне схожих упражнений можно найти и у других педагогов, в частности у В.Б.Брайнина: http://www.brainin.org/Method/Absolute_pitch_RU.htm страница 4, 1 и 2 абзацы.
Сам я занимаюсь по Бережанскому, дошел до конца первой части, результат ЕСТЬ, но он нестабилен: при нарушении регулярности занятий начинаешь "откатываться" назад немного. Потому я решил подольше посидеть на первой части, получше укрепиться в первой октаве. Плюс еще мне мешает параллельная учеба в муз. школе, ибо там занимаемся в различных ладотональностях, но я стараюсь свести все это к минимуму.
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 01.02.2010 15:50 
Донецк
Фортепиано

а Вам не кажется что обучение в одной тональности неверно - тембры ведь у нот расплываются при переходе в другую тональность, хотя если у Вас есть результаты не буду спорить. Вы пробовали пройти тест по ссылке что я дал - интересно было узнать Ваше впечатление? Я решил сосредоточиться на развитии внутреннего настройщика - слушаю не тембры а высоты - прикол в том, что когда хорошо помнишь абсолютную высоту ноты ее тембр как бы сам по себе наклеивается. Раньше пробовал наоборот эффект не очень.
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 01.02.2010 17:24 

синтезаторы

Cachedieu
Донецк
Фортепиано
Вы бы топики "Методика Бережанского по развитию абсолютного слуха 3" здесь для начала хотя бы почитали
http://www.musicforums.ru/theory/browse_thread.php?bn=mfor_t...231&replies=614
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 01.02.2010 18:06 
Донецк
Фортепиано

Евгений, Да я читал - там сильно много но это хватило мне чтобы понять позиции критиков и апологетов. Думаю, что каждому нужно выработать свой метод а не следовать жесткой схеме - некоторые упражнения особенно на темп у Бережанского мне кажутся неверными. На самом деле чтобы чего то добиться надо радикально освободить сознание от слуховых шаблонов, а не зубрить ноты - не "зубрежка" нужна а нечто вроде авто-тренинга. Другого варианта нет, слух это не мышца которую можно раскачать до абсолютного.
Бомбы падают атонально
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 01.02.2010 22:20 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>а Вам не кажется что обучение в одной тональности неверно - тембры ведь у нот расплываются при переходе в другую тональность, хотя если у
Вас есть результаты не буду спорить.

Не совсем понял Вашу мысль... Как это тембры расплываются?
Если бы Вы почитали Бережанского, то узнали бы, что полиладотональность - самый главный противник АС. Потому если заниматься все время в разных ладотональностях, то ничего, кроме, ОС не выработается, так как ладовые портреты звуков будут все время разные.
Мне кажется, то чем занимаетесь Вы, это выработка ОС и псевдоАС. ПсевдоАС отличатся от настоящего АС хотя бы скоростью распознавания, да и со временем без надлежащих тренировок уйдет. Так что чтобы Вы не потратили ценное время даром, следуя Вашей методике по развитию АС, почитайте книгу Бережанского, в ней кроме всего прочего есть глава "Формирование АС..." , в которой описывается множество попыток развития АС (не на основе формирования моноладотонального ладового чувства), окончившихся неудачей.
Тест я не проходил, ибо у меня туго с английским, там надо региться или еще чего... Если можете, дайте ссылку непосредственно на тест.
Автор
Тема: Re: Некоторые размышления о развитии АС основанные на личном опыте
Время: 10.02.2010 16:19 
Донецк
Фортепиано

к сожаления прямой ссылки там нет. Спасибо, книгу Бережанского обязательно почитаю и над Вашими соображениями по поводу псевдо АС подумаю.
Бомбы падают атонально
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!