RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Гармонизация диатонических ладов
Время: 08.07.2010 23:38 



Возник вопрос?
Если гармонизировать диатонический лад, то изменяется функции аккордов.

Итак.
Если нотный состав и порядок нот гаммы G-мажор -
это G-A-B-C-D-E-F#-G .
А гармонический состав гаммы и его порядок, выраженный в септаккордах:
Это 1.Gmaj7 2.Am7 3.Bm7 4.Cmaj7 5.D7 6.Em7 7.F#m7b5
То нотный состав и порядок нот С-лидийского лада - это
C-D-E-F#-G-A-B-C

Т.е. лидийский лад - это мажорный сублад, имеющий определённую структуру: 1т-1т-1т-1/2т-1т-1т-1/2т.
Для примера остановимся на C-лидийском.
Следовательно, как и любой натуральный лад мы можем его гармонизировать. Поэтому гармонический состав С-лидийского лада, выраженный в септаккордах будет:

1. Cmaj7 2.D7 3.Em7 4.F#m7b5 5.Gmaj7 6.Am7 7.Bm7


И тогда всем известная последовательность 2-5-1 по лидийскому ладу будет иметь совсем иные тяготения, относительно натуральной мажора.
Для нашего примера 2-5-1 в С-лидийском это

2. D7
5. Gmaj7
1. Cmaj7

Т.е. малый мажорный септаккорд будет уже не выполнять функцию доминанты?
Как Вы думаете применим ли такой подход к гармонизации диатонических субладов?
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 09.07.2010 02:13 



> Как Вы думаете применим ли такой подход к гармонизации диатонических субладов?
Нет, не применим, если речь о функциях. Функциональная система работает в тональной системе, а не модальной. Хотя в рамках тональной системы можно вводить отдельные модальные аккорды, которые на данных ступенях будут работать аналогичным образом. То есть на второй ступени может быть лидийская субдоминанта, которую называют альтерированной субдоминантой, а иногда даже двойной доминантой (отдельный давний спор).

А если говорить просто об аккордах, которые образуются на ступенях других ладов, то можно. Но полноценной фунциональной системы в силу ряда причин на них не построить. К счастью ))
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 09.07.2010 02:35 



К тому же термин "сублад" говорит о подчинености этого лада основному ладу. То есть можно говорить, что в тональной системе аккорду S (IV) соответствует лидийский сублад - в этот момент звуки основного лада рассматриваются относительно лидийской тоники.
Но выстраивать вокруг него систему гармонических функциональных отношений неправомерно.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 10.07.2010 03:02 



Спасибо за ответ Сергей)

Есть ещё одна мысль на тему гармонизаций.

Каждый аккорд "должен" принадлежать какой-либо гамме.
Если в аккорде мы альтерируем ступень, то следовательно этот аккорд перестаёт принадлежать гамме, в которой он "вырос" изначально...

Пример -
Аккорд G7 в гамме C-мажор.
Альтерируем в нём 5-ую ступень и получаем G7#5. G7#5 теперь принадлежит С-минору мелодическому. Этот аккорд будет строится в нём на 5-ой ступени.

Я как то слышал о таком "правиле", что если есть мажорный лад и септаккорды в нём, то мы имеем возможность(?) "взять" аккорды из одноимённого натурально и мелодического минора для использовании в гарм.прогрессии по этому мажорному ладу...

Пример -

2-5-1 в C-мажор = Dm7-G7-Cmaj7
Одноимённый мелодический минор будет - С-минор мелодический
и теперь заменим по этому правилу аккорд "5"

2-Dm7 ("из C-мажор")
5-G7#5 ("из С-минор мелодический")
1-Сmaj7 ("из С-мажор")

"Вроде бы" всё верно...Но наверняка есть над чем задуматься...
Справедливо ли данное правило замены? Если да, то при каких условиях.
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 03:23 



Мне показалось здесь перемешены две темы -
1) соответствие между ладом и аккордом
2) использование аккордов одноименного лада (в данном случае одноименного минора)

1)
> Справедливо ли данное правило замены? Если да, то при каких условиях.
Я думаю справедливо - если вы меняете структуру лада, то меняется и структура акорда или наоборот...
Только, раз уж альтерируется доминанта, я бы мыслил не До минором, а ладом от Соль - Соль мажор мелодический. Или может "доминантовый" лад...
2)
> что если есть мажорный лад и септаккорды в нём, то мы имеем возможность(?) "взять" аккорды из одноимённого натурально и мелодического минора для использовании в гарм.прогрессии по этому мажорному ладу...
Имеется ввиду возможность в конструировании аккордовых последовательностей? Да можно. И не только (например, сопоставлять с аккордами однотерцовой тональности ))
Вот, например, последовательность, соединяющая Ми мажор и Ми минор:
| E | Cmaj7 | C#m7 | A | G | E |
(начиная с 0:17, только это не джаз ;)

http://www.youtube.com/watch?v=-sTQMy1ErZY

> есть мажорный лад и септаккорды в нём
Септаккорды (имхо) не всегда хороши? как основа, так как подгружают последовательность функциональностью.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 03:25 



сорри за опечатки, пишу уставший
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 12:30 



> Имеется ввиду возможность в конструировании аккордовых последовательностей? Да можно. И не только (например, сопоставлять с аккордами однотерцовой тональности ))
Вот, например, последовательность, соединяющая Ми мажор и Ми минор:
| E | Cmaj7 | C#m7 | A | G | E |


Можно здесь чуть подробней? "Однотерцовые тональности" и построение прогрессии? Т.е. как это делать?
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 12.07.2010 02:54 



Да, кстати.

Обыгрывание целотонной гаммой минорного септаккорда. Корректно ли это
с т.з. законов импровизации?

Логика такая:
К любой ступени аккорда мы можем добавить нижний вводный тон (полутоновый или тоновый). Другими словами при обыгрывании аккорда к диатоническими нотами, можно добавлять вводные тона.

Пример:

Звучит аккорд Gm7. Решаем, что будем играть арпеджио
Gm7 = G - Bb - D - F. Следуя вышеуказанному "правилу", приходим в эти ноты через вспомогательные тона, а именно:
в ноту G из ноты Gb
в ноту Bb из ноты A
в ноту D из ноты Db
в ноту F из ноты E

Вопрос?

Играю целотонную гамму от ноты E на аккорд Gm7

E - нижний вводный тон к F
- 6 ступень в G-мелодическом

F# - нижний вводный тон к G
- 7 ступень в G-мелодическом

G# - нижний вводный тон к A
верхний вводный тона к G

Bb - 2-ая ступень аккорда (инт. м.3), 3-ья ст.гаммы Gm

С - 4-ая ступень гаммы Gm

D - 5-ая ступень гаммы Gm
3-ья ступень аккорда D

Следовательно мы можем целотонной гаммой E обыграть аккорд Gm7 ?
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 12.07.2010 07:26 



>
>Обыгрывание целотонной гаммой минорного септаккорда. Корректно ли это
>с т.з. законов импровизации?
>Логика такая:
>К любой ступени аккорда мы можем добавить нижний вводный тон (полутоновый или тоновый). Другими словами при обыгрывании аккорда к диатоническими нотами, можно добавлять вводные тона.-

- Эти рассуждения неверны,разумеется.Причина очень проста: вы выдрали из 8 возможных украшающих звуков только часть принудительным путем ; спрашивается- почему только нижние вводные,а верхние нет; а что с украшающими звуками на расстоянии целого тона?


Кроме того ,звукоряд на данный аккорд обязан содержать звуки самого аккорда,иначе он не подходит.Вот как раз между звуками аккорда есть возможность выбирать; например, на заданный Вами Gm7 может быть и такой звукоряд: G - Ab - Bb - C# - D - Eb - F

Если быть точным,то в блюзе на мин.септакк. используется иногда лад полтона-тон,который включает в себя звуки блюзовой гаммы и аккорда.
Всякого рода симметричные лады годятся для доминанты,которая может стерпеть много чего...
Не Рига
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 15.07.2010 23:24 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Господа, а можно узнать, с чего вдруг вообще кому-то понадобилось гармонизовать МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ, которые гармонии вообще не подразумевают?.. В лучшем случае это создаст впечатления альтерации в мажоре или миноре, который чисто формально по формуле будет подхожить под какой-либо из монодических ладов... Да и они не октавны к тому же, потому о какой гармонии может идти речь вообще... Поправьте, если мои рассуждения неверны)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 16.07.2010 14:18 



>Господа, а можно узнать, с чего вдруг вообще кому-то понадобилось гармонизовать МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ, которые гармонии вообще не подразумевают?.. В лучшем случае это создаст впечатления альтерации в мажоре или миноре, который чисто формально по формуле будет подхожить под какой-либо из монодических ладов... Да и они не октавны к тому же, потому о какой гармонии может идти речь вообще... Поправьте, если мои рассуждения неверны)

-Cыграйте любой из этих ладав на ф-но,нажав правую педаль.Результат: мега аккорд этого лада,из которого можно извлечь другие аккорды.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 22.07.2010 16:17 



Паша, а с чего вы взяли, что они в данном случае монодические? Они же используются в гармоническом контексте
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 25.07.2010 19:02 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

2 Сергей
Ну, на основе того, что я некогда читал в учебниках по ЭТМ... Понятно, что в мажоро-минорной гармонической системе могут проскакивать обороты из этих монодических ладов (фригийсикая секунда, лидийская кварта и проч.), но при всем том мы все же будем находиться в тональном ладу, а не в модальном.
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 25.07.2010 20:35 



> Ну, на основе того, что я некогда читал в учебниках по ЭТМ..
Учебники по этм (и даже по гармонии, типа, бригадного) сообщают только часть правды. ))
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 26.07.2010 19:55 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

2 Сергей
Ну, тогда, может, без снобизма укажите на источник, в котором есть про гармонизацию диатонических ладов?
Автор
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 26.07.2010 23:01 



> Ну, тогда, может, без снобизма
При всей моей любви к модальной и натурально-ладовой гармонии, после такого обращения давать ответ - себя не уважать...
Но информации достаточно, гуглите сами.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!