Автор |
Тема: Гармонизация диатонических ладов
Время: 08.07.2010 23:38 |
|
---|---|---|
![]() |
Возник вопрос? Если гармонизировать диатонический лад, то изменяется функции аккордов. Итак. Если нотный состав и порядок нот гаммы G-мажор - это G-A-B-C-D-E-F#-G . А гармонический состав гаммы и его порядок, выраженный в септаккордах: Это 1.Gmaj7 2.Am7 3.Bm7 4.Cmaj7 5.D7 6.Em7 7.F#m7b5 То нотный состав и порядок нот С-лидийского лада - это C-D-E-F#-G-A-B-C Т.е. лидийский лад - это мажорный сублад, имеющий определённую структуру: 1т-1т-1т-1/2т-1т-1т-1/2т. Для примера остановимся на C-лидийском. Следовательно, как и любой натуральный лад мы можем его гармонизировать. Поэтому гармонический состав С-лидийского лада, выраженный в септаккордах будет: 1. Cmaj7 2.D7 3.Em7 4.F#m7b5 5.Gmaj7 6.Am7 7.Bm7 И тогда всем известная последовательность 2-5-1 по лидийскому ладу будет иметь совсем иные тяготения, относительно натуральной мажора. Для нашего примера 2-5-1 в С-лидийском это 2. D7 5. Gmaj7 1. Cmaj7 Т.е. малый мажорный септаккорд будет уже не выполнять функцию доминанты? Как Вы думаете применим ли такой подход к гармонизации диатонических субладов? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 09.07.2010 02:13 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
> Как Вы думаете применим ли такой подход к гармонизации диатонических субладов? Нет, не применим, если речь о функциях. Функциональная система работает в тональной системе, а не модальной. Хотя в рамках тональной системы можно вводить отдельные модальные аккорды, которые на данных ступенях будут работать аналогичным образом. То есть на второй ступени может быть лидийская субдоминанта, которую называют альтерированной субдоминантой, а иногда даже двойной доминантой (отдельный давний спор). А если говорить просто об аккордах, которые образуются на ступенях других ладов, то можно. Но полноценной фунциональной системы в силу ряда причин на них не построить. К счастью )) |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 09.07.2010 02:35 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
К тому же термин "сублад" говорит о подчинености этого лада основному ладу. То есть можно говорить, что в тональной системе аккорду S (IV) соответствует лидийский сублад - в этот момент звуки основного лада рассматриваются относительно лидийской тоники. Но выстраивать вокруг него систему гармонических функциональных отношений неправомерно. |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 10.07.2010 03:02 |
|
---|---|---|
![]() |
Спасибо за ответ Сергей) Есть ещё одна мысль на тему гармонизаций. Каждый аккорд "должен" принадлежать какой-либо гамме. Если в аккорде мы альтерируем ступень, то следовательно этот аккорд перестаёт принадлежать гамме, в которой он "вырос" изначально... Пример - Аккорд G7 в гамме C-мажор. Альтерируем в нём 5-ую ступень и получаем G7#5. G7#5 теперь принадлежит С-минору мелодическому. Этот аккорд будет строится в нём на 5-ой ступени. Я как то слышал о таком "правиле", что если есть мажорный лад и септаккорды в нём, то мы имеем возможность(?) "взять" аккорды из одноимённого натурально и мелодического минора для использовании в гарм.прогрессии по этому мажорному ладу... Пример - 2-5-1 в C-мажор = Dm7-G7-Cmaj7 Одноимённый мелодический минор будет - С-минор мелодический и теперь заменим по этому правилу аккорд "5" 2-Dm7 ("из C-мажор") 5-G7#5 ("из С-минор мелодический") 1-Сmaj7 ("из С-мажор") "Вроде бы" всё верно...Но наверняка есть над чем задуматься... Справедливо ли данное правило замены? Если да, то при каких условиях. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 03:23 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
Мне показалось здесь перемешены две темы - 1) соответствие между ладом и аккордом 2) использование аккордов одноименного лада (в данном случае одноименного минора) 1) > Справедливо ли данное правило замены? Если да, то при каких условиях. Я думаю справедливо - если вы меняете структуру лада, то меняется и структура акорда или наоборот... Только, раз уж альтерируется доминанта, я бы мыслил не До минором, а ладом от Соль - Соль мажор мелодический. Или может "доминантовый" лад... 2) > что если есть мажорный лад и септаккорды в нём, то мы имеем возможность(?) "взять" аккорды из одноимённого натурально и мелодического минора для использовании в гарм.прогрессии по этому мажорному ладу... Имеется ввиду возможность в конструировании аккордовых последовательностей? Да можно. И не только (например, сопоставлять с аккордами однотерцовой тональности )) Вот, например, последовательность, соединяющая Ми мажор и Ми минор: | E | Cmaj7 | C#m7 | A | G | E | (начиная с 0:17, только это не джаз ![]() > есть мажорный лад и септаккорды в нём Септаккорды (имхо) не всегда хороши? как основа, так как подгружают последовательность функциональностью. |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 03:25 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
сорри за опечатки, пишу уставший | |
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 11.07.2010 12:30 |
|
---|---|---|
![]() |
> Имеется ввиду возможность в конструировании аккордовых последовательностей? Да можно. И не только (например, сопоставлять с аккордами однотерцовой тональности )) Вот, например, последовательность, соединяющая Ми мажор и Ми минор: | E | Cmaj7 | C#m7 | A | G | E | Можно здесь чуть подробней? "Однотерцовые тональности" и построение прогрессии? Т.е. как это делать? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 12.07.2010 02:54 |
|
---|---|---|
![]() |
Да, кстати. Обыгрывание целотонной гаммой минорного септаккорда. Корректно ли это с т.з. законов импровизации? Логика такая: К любой ступени аккорда мы можем добавить нижний вводный тон (полутоновый или тоновый). Другими словами при обыгрывании аккорда к диатоническими нотами, можно добавлять вводные тона. Пример: Звучит аккорд Gm7. Решаем, что будем играть арпеджио Gm7 = G - Bb - D - F. Следуя вышеуказанному "правилу", приходим в эти ноты через вспомогательные тона, а именно: в ноту G из ноты Gb в ноту Bb из ноты A в ноту D из ноты Db в ноту F из ноты E Вопрос? Играю целотонную гамму от ноты E на аккорд Gm7 E - нижний вводный тон к F - 6 ступень в G-мелодическом F# - нижний вводный тон к G - 7 ступень в G-мелодическом G# - нижний вводный тон к A верхний вводный тона к G Bb - 2-ая ступень аккорда (инт. м.3), 3-ья ст.гаммы Gm С - 4-ая ступень гаммы Gm D - 5-ая ступень гаммы Gm 3-ья ступень аккорда D Следовательно мы можем целотонной гаммой E обыграть аккорд Gm7 ? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 12.07.2010 07:26 |
|
---|---|---|
![]() ![]() ![]() |
> >Обыгрывание целотонной гаммой минорного септаккорда. Корректно ли это >с т.з. законов импровизации? >Логика такая: >К любой ступени аккорда мы можем добавить нижний вводный тон (полутоновый или тоновый). Другими словами при обыгрывании аккорда к диатоническими нотами, можно добавлять вводные тона.- - Эти рассуждения неверны,разумеется.Причина очень проста: вы выдрали из 8 возможных украшающих звуков только часть принудительным путем ; спрашивается- почему только нижние вводные,а верхние нет; а что с украшающими звуками на расстоянии целого тона? Кроме того ,звукоряд на данный аккорд обязан содержать звуки самого аккорда,иначе он не подходит.Вот как раз между звуками аккорда есть возможность выбирать; например, на заданный Вами Gm7 может быть и такой звукоряд: G - Ab - Bb - C# - D - Eb - F Если быть точным,то в блюзе на мин.септакк. используется иногда лад полтона-тон,который включает в себя звуки блюзовой гаммы и аккорда. Всякого рода симметричные лады годятся для доминанты,которая может стерпеть много чего... |
|
Не Рига
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 15.07.2010 23:24 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
Господа, а можно узнать, с чего вдруг вообще кому-то понадобилось гармонизовать МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ, которые гармонии вообще не подразумевают?.. В лучшем случае это создаст впечатления альтерации в мажоре или миноре, который чисто формально по формуле будет подхожить под какой-либо из монодических ладов... Да и они не октавны к тому же, потому о какой гармонии может идти речь вообще... Поправьте, если мои рассуждения неверны) | |
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 16.07.2010 14:18 |
|
---|---|---|
![]() ![]() ![]() |
>Господа, а можно узнать, с чего вдруг вообще кому-то понадобилось гармонизовать МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ, которые гармонии вообще не подразумевают?.. В лучшем случае это создаст впечатления альтерации в мажоре или миноре, который чисто формально по формуле будет подхожить под какой-либо из монодических ладов... Да и они не октавны к тому же, потому о какой гармонии может идти речь вообще... Поправьте, если мои рассуждения неверны) -Cыграйте любой из этих ладав на ф-но,нажав правую педаль.Результат: мега аккорд этого лада,из которого можно извлечь другие аккорды. |
|
Не Рига
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 22.07.2010 16:17 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
Паша, а с чего вы взяли, что они в данном случае монодические? Они же используются в гармоническом контексте | |
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 25.07.2010 19:02 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
2 Сергей Ну, на основе того, что я некогда читал в учебниках по ЭТМ... Понятно, что в мажоро-минорной гармонической системе могут проскакивать обороты из этих монодических ладов (фригийсикая секунда, лидийская кварта и проч.), но при всем том мы все же будем находиться в тональном ладу, а не в модальном. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 25.07.2010 20:35 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
> Ну, на основе того, что я некогда читал в учебниках по ЭТМ.. Учебники по этм (и даже по гармонии, типа, бригадного) сообщают только часть правды. )) |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 26.07.2010 19:55 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
2 Сергей Ну, тогда, может, без снобизма укажите на источник, в котором есть про гармонизацию диатонических ладов? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Гармонизация диатонических ладов
Время: 26.07.2010 23:01 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
> Ну, тогда, может, без снобизма При всей моей любви к модальной и натурально-ладовой гармонии, после такого обращения давать ответ - себя не уважать... Но информации достаточно, гуглите сами. |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |