Автор |
Тема: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 09.04.2012 19:30 |
|
---|---|---|
Гитара ![]() ![]() |
Здравствуйте, я нигде не могу найти четкой формулировки правил для именования ступеней хроматической гаммы в народных ладах: фригийский, миксолидийский и т. п. Т. е. я знаю, что в нат. мажоре и миноре, в зависимости от направления движения повышаются определенные ступени, и это четко описано (например в восх. мажоре - седьмая понижается, а 1, 2, 4, 5 - повышаются, если ничего не путаю). А вот в остальных ладах - не могу найти. Подскажите пожалуйста, где можно найти правила? ![]() Заранее спасибо. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 09.04.2012 22:45 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
>Здравствуйте, я нигде не могу найти четкой формулировки правил для именования ступеней хроматической гаммы в народных ладах: фригийский, миксолидийский и т. п. Мне кажется, что причина тому - то, что во времена использования этих ладов понятия хроматической гаммы не существовало. Да и хроматизмов вообще не было, были лады с фиксированным звуковысотным составом. Если попробовать разбавить эти лады хроматическими ступенями, то мне кажется, что вполне подойдет самый свободный вариант: при движении вниз - бемоли, вверх - диезы. Дорийский ре минор: вверх - ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ля# си до до# вниз - реb до си сиb ля ляb соль сольb фа ми миb ре Могу быть и не прав ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 10.04.2012 10:59 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
>Т. е. я знаю, что в нат. мажоре и миноре, в зависимости от направления движения повышаются определенные ступени, и это четко описано (например в восх. мажоре - седьмая понижается, а 1, 2, 4, 5 - повышаются, если ничего не путаю). На самом деле и тут всё зависит от строгости подхода. Вся эта навороченная мутотень с ограничениями при написании хром. гаммы вызвана определенными причинами. ну вот рассмотрим свободный и удобный вариант нотации и строгий вариант, диктуемый ЭТМ. До мажор вверх Свободный: до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ля# си до ......Строгий: до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля сиb си до До мажор вниз Свободный: до си сиb ля ляb соль сольb фа ми миb ре реb до ......Строгий: до си сиb ля ляb соль фа# фа ми миb ре реb до Ля минор вверх Свободный: ля ля# си до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ......Строгий: ля сиb си до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля Ля минор вниз Свободный: ля ляb соль сольb фа ми миb ре реb до си сиb ля ......Строгий: ля соль# соль фа# фа ми ре# ре до# до си сиb ля Все эти ограничения объясняются двумя причинами 1. Вводными тонами к тонике или доминанте родственных тональностей. 2. Преобладанием гармонического минора над натуральным. Но кто сказал, что при прослушивании хроматической гаммы надо задумываться о родственных тональностях? И о гармоническом миноре? У Шостаковича встречается I пониженная ступень и ниипёт. Я знаю правила написания этих восходящих и нисходящих хроматический гамм, но использовать их на практике порой слишком неудобное. Это больше похоже на теорию ради теории, чем на теорию ради практики. Как настроишь свой мозг, так и будешь воспринимать. Иногда в книжках так красочно описывают напряженность нисходящей хром. минорной гаммы, восхищаясь всей нелепостью нотации и при этом пытаюсь приписать этому особый выразительный смысл.. Тьфу, по мне - так хня полная. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 11.04.2012 18:50 |
|
---|---|---|
Гитара ![]() ![]() |
Спасибо за ответ. В общем, я так и подозревал, насчет отсутствия четких правил для ладов, но на всякий случай решил спросить у профессионалов. | |
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 22.04.2012 11:19 |
|
---|---|---|
piano ![]() ![]() |
См. Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс. Сост. И. Карагичева. страницы 78-81. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 23.04.2012 02:11 |
|
---|---|---|
piano ![]() ![]() |
-я так и подозревал, насчет отсутствия четких правил для ладов . Это глубокое заблуждение! Каждый лад имеет определенное строение. Так, миксолидийский лад имеет следующую структруру: 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.1/2т. 1т. Или: c d e f g a b(бемоль) с. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 23.04.2012 07:38 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
>solfa Ты намерен/а и дальше вырывать утверждения из контекста и потом критиковать их? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 24.04.2012 00:08 |
|
---|---|---|
Оксюморон Амикошонство Батрахомиомахия ![]() ![]() |
>Это глубокое заблуждение! Каждый лад имеет определенное строение. Так, миксолидийский лад имеет следующую структруру: >1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.1/2т. 1т. Или: c d e f g a b(бемоль) с. Да уж, слышу звон, да не знаю где он. ![]() |
|
|