RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 09.04.2012 19:30 

Гитара

Здравствуйте, я нигде не могу найти четкой формулировки правил для именования ступеней хроматической гаммы в народных ладах: фригийский, миксолидийский и т. п.

Т. е. я знаю, что в нат. мажоре и миноре, в зависимости от направления движения повышаются определенные ступени, и это четко описано (например в восх. мажоре - седьмая понижается, а 1, 2, 4, 5 - повышаются, если ничего не путаю). А вот в остальных ладах - не могу найти.

Подскажите пожалуйста, где можно найти правила? :)

Заранее спасибо.
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 09.04.2012 22:45 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Здравствуйте, я нигде не могу найти четкой формулировки правил для именования ступеней хроматической гаммы в народных ладах: фригийский, миксолидийский и т. п.
Мне кажется, что причина тому - то, что во времена использования этих ладов понятия хроматической гаммы не существовало. Да и хроматизмов вообще не было, были лады с фиксированным звуковысотным составом.
Если попробовать разбавить эти лады хроматическими ступенями, то мне кажется, что вполне подойдет самый свободный вариант: при движении вниз - бемоли, вверх - диезы.
Дорийский ре минор:
вверх - ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ля# си до до#
вниз - реb до си сиb ля ляb соль сольb фа ми миb ре
Могу быть и не прав :4:
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 10.04.2012 10:59 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Т. е. я знаю, что в нат. мажоре и миноре, в зависимости от направления движения повышаются определенные ступени, и это четко описано (например в восх. мажоре - седьмая понижается, а 1, 2, 4, 5 - повышаются, если ничего не путаю).
На самом деле и тут всё зависит от строгости подхода. Вся эта навороченная мутотень с ограничениями при написании хром. гаммы вызвана определенными причинами. ну вот рассмотрим свободный и удобный вариант нотации и строгий вариант, диктуемый ЭТМ.

До мажор вверх
Свободный: до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ля# си до
......Строгий: до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля сиb си до

До мажор вниз
Свободный: до си сиb ля ляb соль сольb фа ми миb ре реb до
......Строгий: до си сиb ля ляb соль фа# фа ми миb ре реb до

Ля минор вверх
Свободный: ля ля# си до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля
......Строгий: ля сиb си до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля

Ля минор вниз
Свободный: ля ляb соль сольb фа ми миb ре реb до си сиb ля
......Строгий: ля соль# соль фа# фа ми ре# ре до# до си сиb ля

Все эти ограничения объясняются двумя причинами
1. Вводными тонами к тонике или доминанте родственных тональностей.
2. Преобладанием гармонического минора над натуральным.
Но кто сказал, что при прослушивании хроматической гаммы надо задумываться о родственных тональностях? И о гармоническом миноре? У Шостаковича встречается I пониженная ступень и ниипёт. Я знаю правила написания этих восходящих и нисходящих хроматический гамм, но использовать их на практике порой слишком неудобное. Это больше похоже на теорию ради теории, чем на теорию ради практики. Как настроишь свой мозг, так и будешь воспринимать.
Иногда в книжках так красочно описывают напряженность нисходящей хром. минорной гаммы, восхищаясь всей нелепостью нотации и при этом пытаюсь приписать этому особый выразительный смысл.. Тьфу, по мне - так хня полная.
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 11.04.2012 18:50 

Гитара

Спасибо за ответ. В общем, я так и подозревал, насчет отсутствия четких правил для ладов, но на всякий случай решил спросить у профессионалов.
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 22.04.2012 11:19 

piano

См. Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс. Сост. И. Карагичева. http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=711070
страницы 78-81. :)
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 23.04.2012 02:11 

piano

-я так и подозревал, насчет отсутствия четких правил для ладов .

Это глубокое заблуждение! Каждый лад имеет определенное строение. Так, миксолидийский лад имеет следующую структруру:
1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.1/2т. 1т. Или: c d e f g a b(бемоль) с.
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 23.04.2012 07:38 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>solfa
Ты намерен/а и дальше вырывать утверждения из контекста и потом критиковать их?
Автор
Тема: Re: Именование ступеней хроматической гаммы в ладах
Время: 24.04.2012 00:08 
Оксюморон
Амикошонство Батрахомиомахия

>Это глубокое заблуждение! Каждый лад имеет определенное строение. Так, миксолидийский лад имеет следующую структруру:
>1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.1/2т. 1т. Или: c d e f g a b(бемоль) с.

Да уж, слышу звон, да не знаю где он. :lool:
Watch out where the huskies go and don't you eat that yellow snow. :banana1:
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!