RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 27.09.2012 19:11 

multi

Перечитал кучу пособий, но так и недопонял - диезы и бемоли имеют ли отношение к мажору и минору и какое вообще? например гамма Ми-бемоль в миноре - судя по кругу я обнаружил только 3 бемоля.., построил по минору 1-1/2-1-1-1/2-1 и так 6 штук бемольных нот вылазит по любому. или я что-то путаю и не туда смотрю... если так, поправьте плиз.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 27.09.2012 21:44 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Прямого отношения нет. Не путай себя.
Мажор и минор - это лады, в которые входят ЗВУКИ, находящиеся друг от друга на определенных расстояниях (тон и полутон). Эти звуки можно назвать различными НОТАМИ. У нас есть 7 названий для нот (до, ре, ми ,фа , соль, ля, си), к которым при необходимости можно добавлять диез # или дубль-диез ##, бемоль b или дубль-бемоль bb.
Мажор от ноты "до"
до ре ми фа соль ля си до
Если этот звук назвать не "до", а "си-диез", то ноты будут такие
си# до## ре## ми# фа## соль## ля## си#
Если же звук назвать не "до", а ре-дубль-бемоль, то ноты будут такие
реbb - миbb - фаb - сольbb - ляbb - сиbb - доb - реbb
Звуковой состав в трех случаях один и тот же (белые клавиши ф-но), а нотный состав (названия звуков) - разный, в первом случае тональность до мажор, во втором - си-диез мажор, в третьем - ре-дубль-бемоль мажор. Как видишь, лад напрямую никак не связан с бемолями или диезами, в нем могут оказаться как бемоли, так и диезы.
Кварто-квинтовый круг - это всего лишь упорядочение тональностей по мере увеличения/уменьшения диезов/бемолей - вот и всё. При построении лада сначала найди нужные звуки по формуле звуки, а потом правильно назови их нотами.
Мажор от звука черной клавиши ф-но между "ре" и "ми", если его назвать ми-бемоль, будет такой
миb - фа - соль - ляb -сиb - до - ре (3 бемоля)
Минор от этого же звука
миb - фа -сольb - ляb - сиb - доb - реb - миb (6 бемолей)
Так как эти тональности построены от одной ноты, их называют одноименными мажором и минором. Разница в знаках между ними - 3. Чтобы получить из одноименного мажора одноименный минор надо прибавить к нему 3 бемоля, чтобы получить из одноименного минора одноименный мажор - надо прибавить к нему 3 диеза (диез и бемоль при сложении нейтрализуют друг друга как + и - в математике).
Например.
Фа мажор - 1 бемоль, фа минор 1b + 3b = 4b
фа минор - 4 бемоля, Фа мажор 4b + 3# = 1b
Соль мажор - 1 диез, соль минор 1# + 3b = 2b
соль минор - 2 бемоля, Соль мажор 2b + 3# = 1#
Только тут есть связь с диезами при переходе из минора в одноименный мажор и бемолями при переходе из мажора в одноименный минор. Еще раз подчеркиваю - только при операции вычисления количества знаков в ладу, а в самом ладу могут быть любые знаки (либо диезы, либо бемоли, либо вообще без знаков).
Мажором и минорный лад, у которых одинаковый нотный состав, называются параллельными мажором и минором (до мажор и ля минор, ля мажор фа-диез минор, ми-бемоль мажор и до минор и т.п.).
В кварто-квинтовом круге парочка таких параллельных тональностей указывается рядом, так как знаки у них одни и те же. Ты, видимо, перепутал до-минор, стоящий в паре с ми-бемоль мажором (у них 3 бемоля), с ми-бемоль минором, параллельным которому будет соль-бемоль мажор (у них по 6 бемолей).
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 27.09.2012 21:50 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

И еще: мажорные тональности обозначаются с прописной буквы ,минорные - со строчной.
Ми-бемоль (или еще латинскими буквами Es) - это мажор, а ми-бемоль (или es) - минор. Судя по твоей записи
>например гамма Ми-бемоль в миноре
ты на это не обратил внимание и поэтому запутался.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 27.09.2012 22:35 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

И еще полезный совет. Как видно из примера
>Мажор от ноты "до"
>до ре ми фа соль ля си до
>Если этот звук назвать не "до", а "си-диез", то ноты будут такие
>си# до## ре## ми# фа## соль## ля## си#
>Если же звук назвать не "до", а ре-дубль-бемоль, то ноты будут такие
>реbb - миbb - фаb - сольbb - ляbb - сиbb - доb - реbb
в зависимости от того, как назвать звук, от которого строится тональность, будут разные ноты.
Ноты, обозначающие один и тот же звук, но имеющие разные названия, называются энгармоническими (си#, до, реbb). Тональности, интервалы и любые созвучия, построенные из энгармонических нот, называются также энгармоническими. Поэтому си-диез мажор, до мажор и ре-дубль-бемоль мажор - энгармонические тональности.
Как видно, тональность может быть со знаками (назовем условно диезной или бемольной) или без знаков (назовем условной нейтральной). Так вот полезное правило: чтобы вычислить количество знаков в энгармонической "менее" бемольной, нейтральной, диезной или "более" диезной тональности, надо к исходной бемольной, нейтральной или диезной тональности прибавить 12 диезов; чтобы вычислить количество знаков в энгармонической "менее" диезной, нейтральной, бемольной или "более" бемольной тональности, надо к исходной диезной, нейтральной или бемольной тональности прибавить 12 бемолей. Звучит дико, но на деле - элементарно.

Пример 1.
си-диез мажор - диезная (12#)
си# до## ре## ми# фа## соль## ля## си#
Энгармоническая "более" диезная (где больше диезов) для си-диез мажор - это ля-три-диез мажор, в ней будет 12# + 12# = 24#
ля### си### до#### ре### ми### фа#### соль#### ля###
Энгармоническая "менее" диезная (где меньше диезов) для си-диез мажор - это до мажор, в ней будет 12# + 12b = 0 (в данной случае получилась нейтральная)
до ре ми фа соль ля си до

Пример 2.
до мажор - нейтральная, знаков нет
до ре ми фа соль ля си до
Энгармоническая диезная для до мажор - это си-диез мажор, в ней будет 0 + 12# = 12#
си# до## ре## ми# фа## соль## ля## си#
Энгармоническая бемольная для до мажор - это ре-дубль-бемоль мажор, в ней будет 0 + 12b = 12b
реbb - миbb - фаb - сольbb - ляbb - сиbb - доb - реbb

Пример 3.
ре-дубль-бемоль мажор - бемольная (12b)
Энгармоническая менее бемольная (где меньше бемолей) для ре-дубль-бемоль мажор - это до мажор 12b + 12# = 0 (в данной случае получилась нейтральная)
до ре ми фа соль ля си до
Энгармоническая более бемольная (где больше бемолей) для ре-дубль-бемоль мажор - это ми-тетра-бемоль мажор 12b + 12b = 24b
миbbbb фаbbb сольbbb ляbbbb сиbbbb доbbb реbbb миbbbb

Разумеется, больше двух диезов или бемолей в названии нот не используется, это я тебе показал чисто теоретические выкладки для понимания сути.
В реальности в музыке используют всего 30 тональностей - 14 диезных ( 7 мажоров и 7 миноров; до 7 диезов в тональности максимум), 14 бемольных ( 7 мажоров и 7 миноров; до 7 бемолей в тональности максимум) и 2 нейтральных (до мажор, ля минор; без знаков). Поскольку количество знаков не превышает 12, то в музыкалках обычно дают более упрощенное правило нахождения количества знаков в энгармонической тональности - от 12 отнять количество знаков и поменять название)
Пример - ля мажор (3 диеза), си-дубль-бемоль мажор 12 - 3# = 7b.
Хотя всё же более грамотно будет 3# + 12b = 7b - по правилу для поиска энгармонической бемольной тональности.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 27.09.2012 22:43 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Пример - ля мажор (3 диеза), си-дубль-бемоль мажор 12 - 3# = 7b.
>Хотя всё же более грамотно будет 3# + 12b = 7b - по правилу для поиска энгармонической бемольной тональности.
да, арифметика просто ппц)))))
>Пример - ля мажор (3 диеза), си-дубль-бемоль мажор 12 - 3# = 9b.
>Хотя всё же более грамотно будет 3# + 12b = 9b - по правилу для поиска энгармонической бемольной тональности.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 28.09.2012 09:07 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

И, наконец, пара разъясняющих цифры моментов (чтобы тупо не зубрить цифры, а понять, чё как и откуда)
1. Разница в 3 знака между одноименными тональностями объясняется довольно просто: в мажоре 3, 6 и 7 ступени представлены интервалами большими (терция, секста и септима соответственно), а в миноре - малыми. Разница между большим и малым интервалом - полтона, поэтому разница в 3 знака - по 1 для каждой ступени.
2. Разница в 12 знаков между энгармоническим тональностями объясняется так: расстояния между соседними белыми клавишами ф-но (основные названия) по порядку: 2 полутона (до-ре), 2 полутона (ре-ми), полутон (ми-фа), 2 полутона (фа-соль), 2 полутона (соль-ля), 2 полутона (ля-си), полутон (си-до), поэтому чтобы выразить одну ноту через другую энгармоническую нужно использовать либо 1 знак, либо 2 знака в зависимости от этого расстояния, но общее количество знаков, нужно для перехода в энгармоническую тональность, всегда будет равно сумме всех расстояний между белыми клавишами ф-но 2 + 2 + 1 + 2 + 2 + 2 + 1 = 12.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 28.09.2012 10:11 
Москва
Фортепиано;саксоф...

Павел а не проще ли тупо кварто-квинтовый круг выучить и всё))) :)
По-моему это куда лучше,чем каждый раз лад строить.
Хотя всё равно лады народное музыки строить придётся, но это ерунда в сравнении с тем,что надо каждый раз D-Dur например строить.
Я ещё в 1 классе муз.школы выучил и на всю жизнь.
А потом 1 курс училища все D7, T35 выучил и всё теперь гармония, как по маслу идёт.
А потом и конса не за горами.
А как вы говорите это вобще бред студент в консе на теоритическом тоже строить будет мажорный лад*?????))))))))
Хочу в консерваторию на музыковедение)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 28.09.2012 16:53 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>А как вы говорите это вобще бред студент в консе на теоритическом тоже строить будет мажорный лад*?????))))))))
Что бредового я наговорил? Приведи конкретную цитату, к чему относится сие высказывание.
Разумеется, 30 тональностей доводятся до автоматизма, ночью разбуди - должен назвать знаки, и никто ничего уже не строит. Но на первых порах, чтобы ПОНЯТЬ, что откуда растет, а не ТУПО ВЫЗУБРИТЬ (на что, к сожалению, у нас делается упор: "зубри и не задавайся вопросами"), понимание важно.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 28.09.2012 19:28 

multi

Спасибо друзья, в действительности не всё так просто как кажется поначалу.. :idea:
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 08.03.2013 22:08 
Россия
guitar

я пользовался только для определения знаков, больше никак этот круг мне не пригождался))) Не заморачивайтесь....
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.12.2018 13:43 
Орел
Гитара

Вот хорошая статья о том, что такое кварто-квинтовый круг и как им пользоваться https://guitar-geek.ru/lessons/kvarto-kvintovyj-kr ug
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 08.04.2025 13:18 



Возник вопрос, какую роль в этом кварто квинтовом круге играют минорные ноты, если на мажорных можно строить аккорды с минорным звучанием? Или если построить аккорд с минорными нотами из этого круга и с минорными нотами в аккорде — то это будет так сказать минор в миноре, а в другом варианте минор в мажоре (если так вообще можно сказать)?
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 08.04.2025 15:02 



Может назвать минорные и мажорные ноты кварто-квинтового круга?
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 08.04.2025 15:07 



е
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 13.04.2025 10:04 



>Может назвать минорные и мажорные ноты кварто-квинтового круга?
Вроде разобрался. Взять любой мажорный аккорд, например, от ноты С (т.е. C- E-G) и его можно перестроить в минорный, спустившись на полтона от ноты E (т.е. C-Eb-G). И я по не знанию думал, что это какой-то уникальный аккорд, но потом заметил, что он уже есть в квинтовом круге и это тот же С, только минор (т.е. Cm во внутреннем секторе круга). Просто я первое объяснение как строить аккорды по этому кругу слышал такое, что нужно взять две соседних ноты на внешнем секторе круга (например, С-G) и от ноты C посчитать 3 полутона — это будет минорный аккорд, а если 4 полутона — то мажорный. И там не объяснялось, что он уже есть в квинтовом круге или я прослушал. И для меня было удивлением, когда я узнал, что есть другой способ построения аккордов и он, как я понимаю, является традиционным (пример на картинке: ). И когда я узнал про это, то был озадачен, что значит можно строить минорные аккорды с помощью внешнего сектора и строить минорные аккорды с помощью внутреннего сектора. Только начинаю изучать эту тему, извиняюсь за глупый вопрос.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 13.04.2025 10:11 



Картинка почему-то не прогружается. В общем там нарисована схема построения мажорных и минорных аккордов. Например, стрелочка от Gm к Bb и далее к Dm. И по такой схеме строятся все минорные аккорды, а не путем просчета полутонов — ещё раз, для меня это было открытием :)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 13.04.2025 16:45 



Алексей, просто вы сначала спросили не про аккорды, а про минорные ноты.
Поэтому я хотел уточнить.
Вообще, квинтовый круг не для построения аккордов нужен, а для упорядочивания тональностей, плюс бонусом всякие другие полезности. Хотя можно и им воспользоваться - типа, в соседний дом в булочную на авто ездить..
> Например, стрелочка от Gm к Bb и далее к Dm.
Это на квинтовом круге показывают, чтобы объяснить, что трезвучие Gm состоит из нот g - bb - d ?
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 15.04.2025 15:07 



>Вообще, квинтовый круг не для построения аккордов нужен, а для упорядочивания тональностей, плюс бонусом всякие другие полезности. Хотя можно и им воспользоваться - типа, в соседний дом в булочную на авто ездить..
Понял. Спасибо. Получается построение аккордов и их гармоничное звучание не связано с этим кругом? Точнее, учиться этому с помощью круга - нерационально?
>Это на квинтовом круге показывают, чтобы объяснить, что трезвучие Gm состоит из нот g - bb - d ?
Да, именно.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 15.04.2025 17:27 



> Точнее, учиться этому с помощью круга - нерационально?
В К.круге тональности или их тоники расположены по квинтам, в трезвучиях тоже есть квинта, поэтому определенную связь можно увидеть. Но - да, я считаю, что нерационально.
Рационально, выучить интервалы, понять, что аккорды состоят из комбинаций б3 и м3, сыграть на своем инструменте (если вы вокалист, то ваш инструмент, кроме голоса - клавиши ) мажорное трезвучие, а потом из него с помощью интервальных ступеней получить все остальное.
С - E - G ; С - Eb - G ;
1 3 5 ; 1 b3 5 ; 1 b3 b5; 1 3 #5

Потом берете какую-нибудь простую мажорную тональность/гамму (Key) и строите трезвучия на ступенях этой гаммы/тональности:
С Dm Em F G Am Bdim
I ii iii IV V vi viio
Постепенно осваиваете все тональности/гаммы/аккорды. Вот тогда понадобится KK-круг, опять-таки по мере освоения.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 16.04.2025 16:19 



>а потом из него с помощью интервальных ступеней получить все остальное.
>С - E - G ; С - Eb - G ;
>1 3 5 ; 1 b3 5 ; 1 b3 b5; 1 3 #5
Я почитал про аккорды и интервалы, для меня это новая тема. Скажите, пожалуйста, правильно я понял что цифрами, бимолями и диезами вы показали все существующие трезвучия (минорное, мажорное, уменьшенное, увеличенное) — это и означает «с помощью интервальных ступеней получить все остальное»?

>Потом берете какую-нибудь простую мажорную тональность/гамму (Key) и строите трезвучия на ступенях этой гаммы/тональности:
>С Dm Em F G Am Bdim
>I ii iii IV V vi viio
А как определить какое трезвучие (мажор, минор, ум., ув.) на каждой из ступеней гаммы?
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.04.2025 01:35 



> Скажите, пожалуйста, правильно я понял что цифрами...

Думаю, что правильно. Это означает, что вы выучили аппликатуру мажорного аккорда, а потом двигаете на полтона в неи ступени и получаются остальные.

А еще вы можете получить sus'ы:
sus2 = 1 2 5
sus4 = 1 4 5
А также септаккорды
maj7 = 1 3 5 7
X7 = 1 3 5 b7
X7sus4 = 1 4 5 b7
m7 = 1 b3 5 b7
m7-5 = 1 b3 b5 b7
o7 = 1 b3 b5 bb7

> А как определить какое трезвучие (мажор, минор, ум., ув.) на каждой из ступеней гаммы?
1) Написать гамму До мажор: C D E F G A B

2) На каждой ступени гаммы построить диатонические терции, если по простому, то на клавиатуре, на белых нажать через однуу клавишу:
G A B C D E F
E F G A B C D
C D E F G A B

3) высчитать и подписать, какие трезвучия получились:
G A B C D E F
E F G A B C D
C D E F G A B
С Dm Em F G Am Bm-5 (или Bdim)
(наверняка соответствие уедет)

4) Эти аккорды можно записать ступенями, которые будут выражать суть и будут соответствовать любой тональности.

С Dm Em F G Am Bm-5 - тональнось До мажор
I ii iii IV V vi viio - Формула для любой тональности

Я просто расписал подробнее то, что уже содержалось в предыдущем сообщении.
Тут не встречается увеличенное трезвучие, потому что его нет в мажоре, но оно образуется, например, на ступенях гармонического лада.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.04.2025 13:05 



Спасибо большое за такое подробное объяснение. Но не могу понять, почему последняя ступень Bdim или Bm-5, а не Bm? Ведь все трезвучия до этого строились сочетанием м3+б3, либо б3+м3, а тут на последней ступени м3+м3, не могу понять логику.
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.04.2025 13:14 



А Bm-5 — тут вообще м3+ч4, я совсем запутался, почему так?
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.04.2025 18:07 



Здесь у меня B - си чистое (не Bb), по контексту же понятно - До мажорная гамма.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 17.04.2025 18:22 



Или так (все этапы повторяю):
1)
C D E F G A H
2)
G A H C D E F
E F G A H C D
C D E F G A H
3)
G_ A _H _C_D_ E_ F
E__F_G_A _H _C_ D
C_D_ E_ F_ G_ A_H
С Dm Em F G Am Hm-5 (или Hdim)

Hm-5 = h d f m3+m3
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Квинтовый круг - вопрос по диезам и бемолям..
Время: 18.04.2025 09:47 



Да, я понял, если си чистое, значит уменьшенное трезвучие на viio ступени. Извиняюсь за глупый вопрос. Тема в целом понятна, ещё раз спасибо - буду практиковаться в игре.
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!