Автор |
Тема: Вопрос на засыпку.
Время: 05.07.2013 02:29 |
|
---|---|---|
![]() |
Заранее прошу прощения, если вопрос мой не по адресу, и тем не менее. Учу играть на муз. инструментах и петь уже давно, но перед такой задачкой меня впервые ставят. Человек АБОЛЮТНО точно слышит, разницу между двумя звуками, различает, который из них выше, а какой выше в пределах одной октавы, но при этом абсолютно не слышит, а точнее, не понимает, когда играется одна и та же нота, но на разных октавах. Честно говоря, я просто в тупике, занимаемся мы с ним гитарой, но перепробовали тренироваться уже на всем, чем только можно, не слышит он эту "одинаковость" и все тут. Может быть есть какие-то упражнения на развитие подобного понимания или хотя бы способ, которым можно было бы "на пальцах" объяснить, что, например, ми малой октавы и ми же большой - это одно и то же? | |
|
Автор |
Тема: Re: Вопрос на засыпку.
Время: 05.07.2013 09:59 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
Shi-shi Лично у меня была когда-то схожая проблема. Решения тут 2 и они оба достаточно простые: 1. Прокачать ладовый слух - ладовые портреты мажора и минора в разных октавах. Тут подойдет аудио-курс Бережанского по развитию АС. Через одинаковые ладовые портреты его слух рано или поздно найдет схожесть нот в разных октавах. 2. Рассказать ему про интерференцию звука - при совпадении фаз звуковых волн идет усиление звучания, при несовпадении фаз - ослабление звучания. В силу этого всего возникают слышимые любым человеком (даже вообще не музыкантом) биения. За счет биений возникает характерная краска интервала. Чистая прима интервал - без биений, чистая октава - интервал с минимальными биениями, во всех остальных интервалах биений больше: чистая квинта и кварта, затем терции и сексты и, наконец, секунды,тритон и септимы. Вот такое упражнение есть хорошее для того, чтобы научиться все это слушать: возьми на инструменте (лучше компе с незатухающими звуками) удобный для голоса твоего ученика звук, пускай попадет в него голосом. Если ученик не попадает, то тут простой способ: берет вообще любой звук голосом и вместе слушаете, есть ли биения. Если есть биения, то он не попал, так как у интервала чистой примы нет биений, а за счет полного совпадений фаз колебаний происходит интерференция с усилением амплитуды колебаний, т.е. звук станет громче. Чтобы это нащупать, пускай учений голосом вверх или вниз делает глиссандо (т.е. проходит через множество интервалов непрерывно) до тех пор, пока не исчезнут биения и не будет резкого усиления громкости звука. Этим способом абсолютно любой человек может научиться легко попадать в ноты. Если ученик сразу попадает в ноты, то тогда идем дальше: ты держишь ноту на компе, он держит ноты голосом, интервал чистая прима. Дальше просишь сделать глиссандо вверх или вниз (я обычно прошу имитировать сирену воздушной тревоги или набирающий или снижающий высоту самолет). Как только ученик начнет плавно смещаться голосом вверх или вниз сразу произойдет ослабление громкости звука и начнут появляться биения: много (м.2/б.7), меньше (б.2/м.7), еще меньше (м.3/б.6), еще меньше (б.3/м.6), мало (ч.4/ч.5), много (тритон), мало (ч.5/ч.4), больше (м.6/б.3), еще больше (б.6/м.3), еще больше (м.7/б.2), много (б.7/м.2), очень мало (ч.8). При глиссандо нужно акцентировать внимание на каждом интервале, через который вы проходите: вот это м.2, а вот это уже б.2 и т.п. Так ученик еще и по биениям запомнит портрет каждого интервала. Пускай запомнит, в какой последовательности изменяется количество биений. И еще раз повторю про ч.1 и ч.8: ч.1: биений нет, усиление громкости звука ч.8: биения минимальны, меньшее усиление громкости звука (но оно есть, в отличие от всех других чистых (ч.4 и ч.5) и всех нечистых интервалов). Поэтому говоришь ученику ,чтобы он делал глиссандо до тех пор, пока не почувствует, что биения стали минимальны и не произошло вновь усиление громкости звука. Зная последовательность измененией количества биения от ч.1 до ч.8, он сам будет чувствовать приближение к цели по максимальных биениям б.7/м.2, после которых ч.8 резко выделится своей чистотой. Если проскочит, то появится уже м.9, аналогичная б.7/м.2 по множеству биений и он поймет, что проскочил и чуть вернется назад. Рано или поздно слух сам научится автоматически это делать ,как это происходит у тех, у кого нет изначально проблем с октавной схожестью звуков. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Вопрос на засыпку.
Время: 05.07.2013 10:14 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
ПС. С точки зрения физики я написал некорректно, все упростил, так как помимо биений могут возникать еще разностные и суммовые комбинационные тоны и прочие некоторые вещи (это относится к нелинейной акустике), которые привносят свое в звучания интервалов на разных инструментах в разных октавах. Для простоты все это я грубо обозвал только биениями, суть от этого особо не поменялась. | |
|
Автор |
Тема: Re: Вопрос на засыпку.
Время: 05.07.2013 18:01 |
|
---|---|---|
![]() |
Паша , спасибо большое за такой развернутый ответ!) попробую объяснять в таком ключе | |
|
Автор |
Тема: Re: Вопрос на засыпку.
Время: 05.07.2013 19:17 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
>Паша , спасибо большое за такой развернутый ответ!) попробую объяснять в таком ключе Пжлста. думаю, стоит применить оба подхода сразу: первый прокачает ладовое чувство, а второй позволит запомнить звучание всех интервалов. Про первый подход немного распишу. 1. Ладовый портрет - это портрет ступени в ладу. Например, портрет 3 ступени в до мажоре будет слышен при звучании ноты "ми". 2. Попевка - допевание любой ступени до тоники вверх или вниз (куда ближе). Попевки мажора (на примере до мажора): до до до (нижнее) ре до ми ре до фа ми ре до соль ля си до ля си до си до до до до (верхнее) Попевки минора (на примере ля минора): ля ля ля (нижнее) си ля до си ля ре до си ля ми фа соль ля фа соль ля соль ля ля ля ля (верхнее) Можно скачать любой генератор звуков, настроиться в любую тональность (мажор или минор) и прогонять все звуки пяти октав медленно, используя попевки. Как-то так. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Вопрос на засыпку.
Время: 06.07.2013 16:20 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
Как раз при АС одна и та же нота но в разных октавах может восприниматься как два разных звука - в смысле они и есть разные, у них одинаковая окраска звука, но разные октавные окраски. При неразвитом АС человек улавливает разность в октавных окрасках но из-за неразвитости не может понять что это одна и та же нота... Вы его попробуйте на АС попроверять |
|
|