RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 00:15 
Одесса
гитара

Здравствуйте

В октаве 12 звуков. Между двумя любыми соседними звуками одинаковое расстояние в один полутон. Почему же для некоторых клавиш так и оставили (ми и фа), а другие вынесли в особые неосновные звуки, обозначаемые на клавиатуре фортепьяно черными клавишами? Между теми звуками, где вынесен отдельный промежуточный звук, расстояние стало в 2 полутона, т.е. тон. В результате получаем "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон" вместо "полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон-п олутон-полутон-полутон-полутон-полутон-полутон"(12 полутонов).
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 00:40 
Москва
Yamaha TRB

http://www.youtube.com/watch?v=xw9eef99aSI
Una banda blanca que nos cruza el alma!
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 02:10 
Одесса
гитара

>Время: 08.09.2
http://www.youtube.com/watch?v=xw9eef99aSI

Спасибо.
Касательно вопроса в фильме сказано, что огромный пласт песен был сочинен на движении от тона к тону, потому что интервал в один полутон исполнить физически труднее. Если так, то стоило бы выделить 6 основных звуков и 6 неосновных с регулярным интервалом в полутон между основным и неосновным. В результате между каждой парой соседних основных звуков расстояние было бы ровно один тон. Но в реальности не так: между ми и фа - полутон, между си и до - полутон.
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 11:21 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Почему же для некоторых клавиш так и оставили (ми и фа), а другие вынесли в особые неосновные звуки, обозначаемые на клавиатуре фортепьяно черными клавишами?
Во-первых, так сложилось исторически, что до, ре, ми, фа, соль, ля, си стали основными ступенями звукоряда , от каждой основной ступени звукоряда с помощью знаков альтерации - диезой и бемлей (одного или двух) можно получить 4 производные ступени звкоряда (например, от до - доbb, доb, до#, до##).
Во-вторых, клавиши так сделаны число для наглядности: представь, если бы все клавиши были одинаковыми белыми или черными либо чередовались черные и белые по полутонам: как бы ты нашел нужную ноту? Ответ - никак, нету ориентира, все одинаковое, а так при реально имеющейся клавиатуре ты всегда легко можешь найти нужную клавишу (например, до слева от двух черных, си - справа от трех черных и т.п.)
В-третьих, не путай 3 понятия: звук, нота, ступень звукоряда и ступень лада.
Звук - это колебания, физическое понятие.
Нота - это название звука; у 1 звука может быть несколько названий: например, звук клавиша до - до, сиb, реbb.
Ступень звукоряда - это нота в музыкальной системе; 7 основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и 28 производных (по 4 о каждой основной).
Ступень лада - это нота в ладу; в ладу есть также основное ступени - это те, на которых строится лад, и производные ступени - те, которые дополнительно могут туда привноситься, увеличивая любой лад до 12-звучного.
При этом основной ступень лада может стать как основная , так и производная ступень звукоряда, производной ступенью лада может стать также как основная, так и производная ступень звукоряда.
Примеры
1. Лад до мажор.
Основные степени лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си; среди них основные ступени звукоряда - все, производных ступеней звукоряда нет.
Производные ступени лада: до#, реb, ре#, миb, фа#, сольb. ля#, сиb; среди них основных ступеней звукоряда нет, а производные ступени звукоряда - все.
2. Лад фа# мажор
Основные ступени лада: фа#, соль#, ля#, си, до#, ре#, ми#; среди них основная ступень звукоряда - си, производные ступени звукоряда - все остальные.
Производные ступени лада: фа##, соль, соль##. ля, си#, до, до##, ре, ре##, ми; среди них основные ступени звукоряда - соль, ля, до, ре, ми, а производные ступени звукоряда - все остальные.
3. Целотоновый лад от до
Основные ступени лада: до, ре, ми, фа#/сольb, соль#/ляb, ля#/сиb.
Производные ступени лада: до#, реb, ре#, миb, ми#, фа/сольbb, фа##/соль/ляbb, соль##/ля/cиbb, ля##/си/доb.
Про нахождение в ладу основных и производных ступеней звукоряда здесь и далее, надеюсь, понятно. Через слеш я написал ноты, потому что могут быть варианты названий, нет четкого регламента для целотонового лада (в отличие от мажоров и миноров).
4. Хроматический лад от до:
Основные ступени лада: до, до#/реb, ре, ре#/миb, ми, фа, фа#/сольb, соль, соль#/ляb, ля, ля#/cиb, си/доb
Производные ступени лада: нет.
Тут я указал самую общую произвольную нотацию хроматического лада; в теории музыки же есть строгие правила отдельно для мажора и для минора, при чем для каждого отдельно при движении вверх и при движении вниз по гамме, но я на это не заморачиваюсь.
Так что не путай клавиатуру (звукоряд) и лады! (..."Но в реальности не так: между ми и фа - полутон, между си и до - полутон.")
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 11:25 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

не путай 4 понятия*
звук клавиша до - до, си#, реbb*
по 4 от каждой основной*
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 12:01 
Одесса
гитара

>не путай 4 понятия*
>звук клавиша до - до, си#, реbb*
>по 4 от каждой основной*
Спасибо! Очень хорошо всё объяснил. Я сейчас изучаю сольфеджио, так как только начинаю играть. Не хочется воспринимать факты как есть, появляется много "почему". С понятиями обязательно разберусь.
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 13:32 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Спасибо! Очень хорошо всё объяснил. Я сейчас изучаю сольфеджио, так как только начинаю играть. Не хочется воспринимать факты как есть, появляется много "почему". С понятиями обязательно разберусь.
Способин "элементарна\ теория музыки" - отличная книга для начала, прочтешь - все будет ясно.
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 08.09.2013 18:28 
москва
фно, гитара, скрипка

http://vk.com/etmsolfedgio
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 09.09.2013 01:30 
г.Владимир


>Если так, то стоило бы выделить 6 основных звуков

Сначала их было 6. :)
едрёныть эт вам не итить.
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 09.09.2013 07:39 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Сначала их было 6.
Это когда?
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 09.09.2013 14:32 
г.Владимир


>>Сначала их было 6.
>Это когда?

В 11 веке. :)
едрёныть эт вам не итить.
Автор
Тема: Re: Почему 5 звуков выделены как неосновные?
Время: 11.09.2013 18:56 
москва
фно, гитара, скрипка

Vk.com/etmsolfedgio
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!