RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 27.07.2015 00:54 
Москва


Хороший учебный материал по гармонии и ладообразованию: http://dmitrymaloletov.ru/harmony.html
Ярослав З.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 28.07.2015 08:55 

«Think Different»

Джазовому и эстрадному музыканту развиваться перспективнее и гораздо быстрее через познание хроматических ладов.
Есть многими проторенный путь:
Мелодически через "Неделя" Германа Лукьянова,мелодически и гармонически через лидийскую концепцию Джорджа Рассела.
Старинные лады,мажорно-минорные гармонизации и прочие консонансные гири на потом...
Если начинать с них,то завязнешь и постареешь,так ничего не сотворив....
Жизнь музыканта коротка,а игровая мода скоротечна.
Чтобы хоть мелодически и гармоническии от неё как-то не отставать,приходится жертвовать уважаемой азбукой.
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
Музыкальный анализ — это как детектив, где каждая нота может быть ключом (ИИ)
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 31.07.2015 09:05 



Берт Лигон - ресурсы джазовой теории:

https://www.scribd.com/doc/172504716/Bert-Ligon-Ja zz-Theory-Resources-I-II-pdf

Его же сборник прекрасных упражнений для любого инструмента : http://glpdf.emeiskaiemeis.eu/comprehensive-technique-for-jazz-musicians-bert-li...on-68009887.pdf
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 01.03.2017 17:23 
Санкт-Петербург
корнамуз

Хоть этот учебник и называется практическим, по сути это - теория с аудиоиллюстрациями. Собственно практики, т.е. объяснения, как строить музыку в натуральных ладах, там практически нет. Сначала общие рассуждения о принципах, а потом сразу предложение прослушать примеры. А правил нет. Я пробовал связаться с автором, в переписке он тоже ничего конкретного не сказал. Такое ощущение, что он ваяет эту музыку по наитию и сам необходимых правил, по которым пишет эту музыку, сформулировать не может.

Но, тем не менее, ничего более толокового по модальной гармонии мне не попадалось. Все остальные материалы ещё хуже и непонятнее.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 01.03.2017 17:33 

«Think Different»

.......
>Но, тем не менее, ничего более толокового по модальной гармонии мне не попадалось. Все остальные материалы ещё хуже и непонятнее.

На параллельном рунет/сайте Вам же напоминали про концепцию Д.Рассела...
Тоненькое эссэ для больших музыкантов.
Прочитали?
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
Музыкальный анализ — это как детектив, где каждая нота может быть ключом (ИИ)
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 01.03.2017 17:54 



>Хоть этот учебник и называется практическим, по сути это - теория с аудиоиллюстрациями. Собственно практики, т.е. объяснения, как строить музыку в натуральных ладах, там практически нет. Сначала общие рассуждения о принципах, а потом сразу предложение прослушать примеры. А правил нет. Я пробовал связаться с автором, в переписке он тоже ничего конкретного не сказал. Такое ощущение, что он ваяет эту музыку по наитию и сам необходимых правил, по которым пишет эту музыку, сформулировать не может.
- Вот его ответ со вчерашнего дня :

Я конечно изучал разные источники по теме, но в данном случае сделал ее исходя из своего понимания темы. Главное понять принцип модальной гармонии - вертикальное представление лада. В отличии от классической функциональной гармонии.
Понимая этот принцип все остальное дело практики.


Поскольку и я также проштудировал ряд источников на английском , то могу спокойно отметить , что на основе общего принципа - тождество горизонтали и вертикали , модальные ступени, устойчивые и неустойчивые созвучия , модуляции от других ступеней лада в аналогичные модусы ;каждый может создавать себе свои правила по использовании модальной гармонии , в чем авторы различных книг не хотят признаться.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 01.03.2017 17:59 
Санкт-Петербург
корнамуз

Эта книга, конечно, практичнее, но как-то не об этом вообще. Вот бы их скрестить. Чтобы было изложено то, что в первых 2 главах Малолетова, но с конкретными правилами и нотными примерами, как у Рассела.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 01.03.2017 19:03 
Санкт-Петербург
корнамуз

Точнее, первая глава у Малолетова как раз более-менее понятная, а вот во второй остро не хватает конкретики.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 17.03.2017 15:19 



>Точнее, первая глава у Малолетова как раз более-менее понятная, а вот во второй остро не хватает конкретики.

- Не подскажете,где можно увидеть всю книгу?
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 17.03.2017 17:45 
Санкт-Петербург
корнамуз

Ну там всего три главы. Если Вы про это, то на его сайте написано, как её приобрести. Я через Яндекс-кошелёк ему платил.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 21.03.2017 20:11 



>Точнее, первая глава у Малолетова как раз более-менее понятная, а вот во второй остро не хватает конкретики.

Конкретики более чем достаточно ; только текст очень насыщен , и его надо читать маленькими дозами.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 23.03.2017 14:17 
Санкт-Петербург
корнамуз

ОК, если Вы там всё поняли, то объясните, пожалуйста, по каким правилам строятся аккорды в примере композиции в локрийском ладу. Насколько я понял, основной формат аккорда в модальной гармонии - квартово-квинтовый, и звучит он как бурдон. Но в лидийском и локрийском ладу аккорд на чистых квартах и квинтах от тоники построить не получится, в лидийском ладу получится увеличенная кварта и чистая квинта, а в локрийском чистая кварта и уменьшенная квинта. И что тогда делать? Строить аккорд с "правильными" интервалами в обход лада? Или строить аккорд на тех звуках, на которых получаются чистые интервалы? Но ведь в примере аккорды меняются.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 12:27 



Насколько я понял, основной формат аккорда в модальной гармонии - квартово-квинтовый, и звучит он как бурдон.

Бурдон не аккорд , а выдержанный основной звук.В прочих ладах к бурдону можно присоединить чистую квинту.

Но в лидийском и локрийском ладу аккорд на чистых квартах и квинтах от тоники построить не получится, в лидийском ладу получится увеличенная кварта и чистая квинта, а в локрийском чистая кварта и уменьшенная квинта. И что тогда делать? Строить аккорд с "правильными" интервалами в обход лада? Или строить аккорд на тех звуках, на которых получаются чистые интервалы? Но ведь в примере аккорды меняются.

Чтобы избежать ощущения чвной мажорности или минорности в модальных рамках к мелодическому звуку присоединяют второй голос сверху (в ч. квинту ), или снизу(в ч. кварту) ; что выделяет основной голос.В локрийском ладу Малолетов надстраивает ч. кварту над основным звуком, чтобы избежать тритона . Аналогичный патент я слышал у скрипача Стефане Граппелли , игравшего целые фразы надстроенными квартами.
У Малолетова отсутствует теоретический материал касательно ладовых ступеней (ступени, которые отличают данный лад от ч. мажора или ч. минора); наличие которых в аккордах превращает их в неустойчивые- вроде и.о. доминанту, требующую разрешения. В диатонических ладах модальная ступень всегда создает тритон с одним из звуков основного аккорда (дорийский-6,фригийский -2 , и т.д.).В локрийском ладу модальной ступенью является ум. 5-я ст.; однако , я присоединяю также 2-ю пониженную . Для меня локрийский лад содержит 2 ладовые ступени ; и любое созвучие, содержащее каждое из них по отдельности или вместе , является неустойчивым и требует разрешения в созвучие, не содержащее их их .
По системе , принятой в Беркли, созвучия делятся на 4 категории : тонический - от 1-й ступени ; каденциальный - вышеуказанный неустойчивый, вместо классической доминанты ; бесфункциональный - нечто вроде субдоминанты , и avoid chord - который не используется . Значит , в локр. ладу отсутствует тоническое тоническое трезвучие, и вместо его используется квартаккорд.
Не Рига
locrian_mode.jpg
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 13:54 
Санкт-Петербург
корнамуз

Спасибо!

Проверьте, пожалуйста, насколько правильно я Вас понял

В локрийском ладу мы терцового трезвучия на основном тоне избегаем вообще, вместо него использовать надо квартаккорд и только квартаккорд, квинту нельзя (я так понимаю, в случае лидийского лада точно так же допустим только квинтаккорд). Аккорды 4 и 6 ступени являются бесфункциональными (я так понимаю, именно они являются непомеченными), потому что они не содержат 2 и 5 ступени, кроме того, не являются избегаемыми.

До-мажорное трезвучие является каденциальным, потому что содержит 2 ступень, ре-минорное - потому что содержит 5 ступень, Фа-мажорное содержит оба ладовых звука, ля-минорное содержит 2 ступень.

Дальше приведенные Вами квартаккорды - один тонический, каденциальные, бесфункциональные. Я так понимаю, квартаккордов избегаемых в локрийском ладу нет (а квинтаккорды там могут быть, кстати? тонический, видимо, avoid, а вот остальные, наверное, да).

В примере аккордовой прогрессии, а так понимаю, первый аккорд является обращением тонического квартаккорда (си - ми - ля - ре), у которого нижний звук помещён в бас. Второй аккорд я не понял - вроде бы соль-мажорное трезвучие, но в басу до. Ни на кварты, ни на терции он не раскладывается. Третий аккорд - развёрнутый тонический квартаккорд в основном виде.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 15:19 



>Спасибо!
>Проверьте, пожалуйста, насколько правильно я Вас понял
>В локрийском ладу мы терцового трезвучия на основном тоне избегаем вообще, вместо него использовать надо квартаккорд и только квартаккорд, квинту нельзя (я так понимаю, в случае лидийского лада точно так же допустим только квинтаккорд). Аккорды 4 и 6 ступени являются бесфункциональными (я так понимаю, именно они являются непомеченными), потому что они не содержат 2 и 5 ступени, кроме того, не являются избегаемыми.
>До-мажорное трезвучие является каденциальным, потому что содержит 2 ступень, ре-минорное - потому что содержит 5 ступень, Фа-мажорное содержит оба ладовых звука, ля-минорное содержит 2 ступень.

- Поняли правильно ! В квартаккордах забыл отметить третий как каденциальный.

>Дальше приведенные Вами квартаккорды - один тонический, каденциальные, бесфункциональные. Я так понимаю, квартаккордов избегаемых в локрийском ладу нет (а квинтаккорды там могут быть, кстати? тонический, видимо, avoid, а вот остальные, наверное, да).

- Таки да .Имеет место протворечие между между устойчивостью тоники и максимальной неустойчивостью тонического трезвучия , толкающего слух в сторону доминанты - поэтому от него воздерживаются . Другие интервальные построения - с тритоном и без него - не имеют этого свойства ; и там нет ограничений : кластеры , кварты , квинты, сексты - все идет в дело; и как уже писал ранее, отсутствие тонально - функциональных отношений замещается другими параметрами : степенью напряженности и насыщенности ; о чем писал Ю. Кон в статье "Об одном свойстве атональной вертикали":

https://yadi.sk/d/BRv04HaH4iUfo

>В примере аккордовой прогрессии, а так понимаю, первый аккорд является обращением тонического квартаккорда (си - ми - ля - ре), у которого нижний звук помещён в бас. Второй аккорд я не понял - вроде бы соль-мажорное трезвучие, но в басу до. Ни на кварты, ни на терции он не раскладывается. Третий аккорд - развёрнутый тонический квартаккорд в основном виде.

Модальные аккорды не имеют обращений, но комбинации различных интервалов; поэтому для обозначений - пытаясь втиснуть в привачные тональные рамки- надо ломать голову . Все аккорды - фрагменты локрийского лада , чье имя они и несут . Сначала была установлена мелодическая линия, затем басовая; а после этого заполнил нотами, частично руководствуясь принципами Кона (последний аккорд самый насыщенный , потому что более продолжительный ). Не аккорды раскладываются на интервалы, но наоборот; также и в классической гармонии ; только из за обилия деревьев - ступеней забыли про лес - интервальное сложение.
В общем не правила управляют , но слуховой отбор.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 16:51 
Санкт-Петербург
корнамуз

Так, а чем использование каденциальных аккордов отличается от использования бесфункциональных?

И вот ещё что. Есть ли какие-нибудь правила построения прогрессий типа "после тоники может идти либо бесфункциональный аккорд, либо каденциальный, а вот после каденциального всегда тоника"? Есть ли общие правила голосоведения наподобие запрета параллельного движения всех голосов в классической гармонии?

И ещё. Какие ступени считать ладоспецифическими в разных ладах?

Правильно ли я понимаю, что

ионийский - 4 и 7
эолийский - 2 и 6
лидийский - 4
миксолидийский - 7
дорийский - 6
фригийский - 2

Модальные аккорды не имеют обращений, но комбинации различных интервалов; поэтому для обозначений - пытаясь втиснуть в привачные тональные рамки- надо ломать голову . Все аккорды - фрагменты локрийского лада , чье имя они и несут . Сначала была установлена мелодическая линия, затем басовая; а после этого заполнил нотами, частично руководствуясь принципами Кона (последний аккорд самый насыщенный , потому что более продолжительный ). Не аккорды раскладываются на интервалы, но наоборот; также и в классической гармонии ; только из за обилия деревьев - ступеней забыли про лес - интервальное сложение.

Ну и если под первым аккордом в прогрессии Вы понимали не обращение тонического квартаккорда, то я не понимаю, как Вы этот аккорд построили. Мне видно, что ноты можно расположить по квартам, начиная именно с "си", но почему там внизу ре, а не си, мне непонятно.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 19:00 



>Так, а чем использование каденциальных аккордов отличается от использования бесфункциональных?

- Каденциальные аккорды как бы заменяют доминанту ;наличие в них неустойчивой модальной ноты (только в локрийском их две) превращает весь аккорд в неустойчивый , и требует разрешения в тоникальный устойчивый.

Устойчивый тоникальный аккорд
- аккорд ,построенный на основном басу и не содержащий модального звука.

Бесфункциональный ак .- аккорд , не содержащий модального звука, и построенный не на тонике . Его месторасположение - перед каденциальным , наподобие субдоминанты.


> И ещё. Какие ступени считать ладоспецифическими в разных ладах?
Правильно ли я понимаю, что
>ионийский - 4 и 7
>эолийский - 2 и 6
>лидийский - 4
>миксолидийский - 7
>дорийский - 6
>фригийский - 2


- Вы упустили деталь : касательно ладовых ступеней (ступени, которые отличают данный лад от чистого мажора или ч. минора); наличие которых в аккордах превращает их в неустойчивые- вроде и.о. доминанту, требующую разрешения

Значит мы не говорим о модальных нотах ни в ионийском, ни в эолийском ладах. Остальное написано верно.


>Ну и если под первым аккордом в прогрессии Вы понимали не обращение тонического квартаккорда, то я не понимаю, как Вы этот аккорд построили. Мне видно, что ноты можно расположить по квартам, начиная именно с "си", но почему там внизу ре, а не си, мне непонятно.

- Вы , видимо , гитарист; и Вам удобнее строить квартаккорды ; никакой проблемы. В качестве пианиста строю аккорды для двух рук - отсюда и типичная интервалика внизу : квинта. септимы . Нижний голос - мелодия баса , где участвует бас бесфункционального аккорда, следует модальный звук в качестве баса , разрешающийся в тонический бас. Кстати , во втором аккорде я бы добавил все-таки F .
Чтобы соблюсти стилистику звучания , я не стал бы использовать квартсекст от тонического звука (тонич. квартсекст- нечто иное, результат обращения), звучание слишком классическое.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 19:00 
Санкт-Петербург
корнамуз

Я подумал и решил, что критерий выделения модальных тонов, на которых строятся каденциальные аккорды, должен быть иным: сравнивать надо не с диатоническим мажором и минором, а с пентатоническим. По крайней мере, правила, которые я сейчас попробую сформулировать, максимально логичны.

Рассмотрим квинтовый круг: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Любой непрерывный фрагмент из него, состоящий из 5 звуков, даст пентатонический аккорд. В то же время, от любого из звуков можно построить диатонический звукоряд в одном из натуральных ладов. Предположим, что мы работаем только с белыми клавишами. В итоге мы получаем такую картину.

От ноты до мы строим пентатонический мажор: до ре ми соль ля; и ионийский лад, который включает в себя модальные звуки фа и си.

От ноты ре мы строим пентатонический минор: ре фа соль ля до; и дорийский лад, который включает в себя модальные звуки ми и си.

От ноты ми мы строим пентатонический минор: ми соль ля си ре; и фригийский лад, который включает в себя модальные звуки фа и до.

От ноты фа мы строим пентатонический мажор: фа соль ля до ре; и лидийский лад, который включает в себя модальные звуки си и ми.

От ноты соль мы строим пентатонический мажор: соль ля си ре ми; и миксолидийский лад, который включает в себя модальные звуки до и фа.

От ноты ля мы строим пентатонический минор: ля до ре ми соль; и эолийский лад, который включает в себя модальные звуки си и фа.

От ноты си мы не может построить ни мажора, ни минора, но можем построить пентатоническую гамму си ре ми соль ля, в которой прекрасно строятся квартаккорды от 3 до 5 звуков.

Впрочем, если строить гамму по квинтовому кругу, то для минорных ладов последний тон возможного квартаккорда или квинтаккорда, построенного от тоники, должен быть заменён соседней нотой, находящейся в пределах пентатонического мажора или минора. При этом, поскольку дорийский лад строится от звука, находящегося в самом центре квинтового круга, от него невозможно вообще построить ни квартаккорд, ни квинтаккорд, включающий пять звуков, чтобы они все находились в рамках лада.

локрийский: си - ми - ля - ре - соль

ионийский: до - соль - ре - ля - ми

эолийский: ля - ре - соль - до - [ми] // фа

лидийский: фа - до - соль - ре - ля

миксолидийский: соль - ре - ля - ми - си

фригийский: ми - ля - ре - соль - [си] // до

дорийский: ре - соль - до - фа - [ля]

Таким образом, мы получаем, что в мажорных ладах модальными всегда будут 4 и 7 звуки, а в минорных - 2 и 6. В локрийском ладу это 2 и 5 звуки.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 19:09 
Санкт-Петербург
корнамуз

Вы , видимо , гитарист; и Вам удобнее строить квартаккорды ; никакой проблемы. В качестве пианиста строю аккорды для двух рук - отсюда и типичная интервалика внизу : квинта. септимы .

Нет, я как раз все аккордовые дела строю именно на клавишных инструментах (или на лире, но это вообще отдельная история). Я просто пытаюсь понять логику построения и соединения аккордов. Чтобы всё разложить по полочкам, как в бригадном учебнике :).

Нижний голос - мелодия баса , где участвует бас бесфункционального аккорда, следует модальный звук в качестве баса , разрешающийся в тонический бас.

Т.е., это примерный аналог оборота S-D-T? В принципе, я не уверен, что к квартовым и квинтовым аккордам в принципе применимо понятие обращения, нет ли такого, что какая нота в басу, такой и аккорд?
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 19:35 



>Впрочем, если строить гамму по квинтовому кругу, то для минорных ладов последний тон возможного квартаккорда или квинтаккорда, построенного от тоники, должен быть заменён соседней нотой, находящейся в пределах пентатонического мажора или минора. При этом, поскольку дорийский лад строится от звука, находящегося в самом центре квинтового круга, от него невозможно вообще построить ни квартаккорд, ни квинтаккорд, включающий пять звуков, чтобы они все находились в рамках лада.


- Тут у нас разнобой в терминологии : квартаккорд (quartal chord) - аккорд , созданный из минимум двух кварт. Четырехзвучный кв.-акк. составлен из 4-х кварт , и т.д.
Ваши построения. однако , вполне логичны. Я бы добавил , что Ваше понимание пентатоники очень сужено: во первых 5 звуков пентатоники создают 5 разных пентатонических лада :
C D E G A - мажорный

D E G A C

E G A C D

G A C D E

A C D E G - минорный ;

во вторых , сдвигая каждый из этих ладов по ступеням базового диатонического звукоряда , создаются дригие типы пентатонки , включающие полутона, большие терции и тритоны. Например , если сдвинуть четвертую пентатонику на Ми , то выйдет японский пентатонический лад Kumoi с очень характерным звучанием .
И вообще , из одной октавы можно извлечь 231 пент. звукорядов.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 24.03.2017 19:40 




>Т.е., это примерный аналог оборота S-D-T?


- Совершенно верно!

В принципе, я не уверен, что к квартовым и квинтовым аккордам в принципе применимо понятие обращения, нет ли такого, что какая нота в басу, такой и аккорд?

- Называйте , как Вам удобно ; каждое созвучие не есть обращение аккордаЮ но обращение лада. Помните - что в горизонтали , то и в вертикали? Почти как "что в витрине , то и в ма..." :)
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 00:43 
Санкт-Петербург
корнамуз

- Тут у нас разнобой в терминологии : квартаккорд (quartal chord) - аккорд , созданный из минимум двух кварт. Четырехзвучный кв.-акк. составлен из 4-х кварт , и т.д.

Не понял, в чём противоречие. Насколько я понимаю, квартаккорд - это что-то типа ля - ре - соль - до и т.д. Квинтаккорд - это типа ля - ми - си и т.д.

во вторых , сдвигая каждый из этих ладов по ступеням базового диатонического звукоряда , создаются дригие типы пентатонки , включающие полутона, большие терции и тритоны. Например , если сдвинуть четвертую пентатонику на Ми , то выйдет японский пентатонический лад Kumoi с очень характерным звучанием .

Вот тут вообще не понял. Можете расписать получающийся лад по нотам?

Я бы добавил , что Ваше понимание пентатоники очень сужено: во первых 5 звуков пентатоники создают 5 разных пентатонических лада :

Да, в учебнике Малолетова это было. Но для выделения модальных звуков лада необходима хоть какая-то основа. В принципе, действительно, какая разница, привязываемся мы к диатоническому мажору и минору, или к пентатоническому мажору и минору, всё равно полностью от этого абстрагироваться не получается.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 08:42 




>Не понял, в чём противоречие. Насколько я понимаю, квартаккорд - это что-то типа ля - ре - соль - до и т.д. Квинтаккорд - это типа ля - ми - си и т.д.


>При этом, поскольку дорийский лад строится от звука, находящегося в самом центре квинтового круга, от него невозможно вообще построить ни квартаккорд, ни квинтаккорд, включающий пять звуков, чтобы они все находились в рамках лада.

- Я так понял, что у Вас квартаккорд - аккорд , составленнй из 4-х кварт .Если идет речь о кварт и квинт аккордах, то просто 5-ти звучия просто не используются ; достаточно двух кварт для лев. руки и трех для обеих рук. Аккорд из двух кварт и терции сверху получил наименование So What chord , Два таких смежных аккорда фигурируют в джазе впервые в записи Майлса Дэвиса в 1960 г, знаменуя начало эпохи модального джаза.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/d/d4/So_ What_Chords_in_Kind_of_Blue.pn...ind_of_Blue.png


>Вот тут вообще не понял. Можете расписать получающийся лад по нотам?

- Если лад G A C D E сдвинуть по ступеням До мажора на терцию вниз , то получиться звукоряд E F A B C , который и есть Kumoi .
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 11:50 
Санкт-Петербург
корнамуз

Я так понял, что у Вас квартаккорд - аккорд , составленнй из 4-х кварт

Нет, от двух до четырёх. Насколько я помню учебник Малолетова, в первой главе он пишет, что в пентатонике можно использовать все звуки для аккорда. Да и в диатонике можно все 7 расположить по квартам. 3 - 5 нот в аккорде - это по аналогии с классической гармонией.

Аккорд из двух кварт и терции сверху

А почему именно так? Если верхнюю ноту переместить в бас, получится просто квартаккорд из 4 звуков от этой ноты, а так получается его первое обращение. Но Вы говорите, что в модальной гармонии нет обращений. Тогда откуда берётся именно такое строение аккорда?
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 11:54 
Санкт-Петербург
корнамуз

Ой, в Вашем примере как раз не из 4, а из 5 звуков.
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 12:17 



>Но Вы говорите, что в модальной гармонии нет обращений. Тогда откуда берётся именно такое строение аккорда?


- В модальных аккордах нет обращений ;каждый из них в данном модусе является его частью , независимо от порядка звуков . В модусах есть только тоника , и кроме нее устойчивые и неустойчивые , консонантные и и диссонантные созвучия .
Нет правильных или странных аккордов ; только соответствующее или несоответствующее звучание . Вы еще слишком заключены в правилах ; на самом деле главная инстанция - ухо , и ничего не надо бояться.

>Ой, в Вашем примере как раз не из 4, а из 5 звуков.

Да, конечно - память подвела ; хотя я делал без конца ее аранжировки .Может , потому, что в аккомпанементе я обычно убираю нижний звук.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 25.03.2017 14:58 



Вот только малая часть возможных созвучий в Ре дорийском ладу. Тут нет аккордов Ми , Фа или До ; все они обращения лада Ре дорийский.
Не Рига
dorian_chords.jpg
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 26.03.2017 13:17 
Санкт-Петербург
корнамуз

Кстати, а есть ли список, где какие избегаемые аккорды?
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 26.03.2017 18:35 



>Кстати, а есть ли список, где какие избегаемые аккорды?

Избегается ( возд .) уменьшенное трезвучие и его инверсии.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Изучение гармонии и ладообразования
Время: 06.07.2017 15:03 
Санкт-Петербург
корнамуз

>На параллельном рунет/сайте Вам же напоминали про концепцию Д.Рассела...

Попробовал почитать это повнимательнее. А можно как-нибудь изложить то же самое, только нет таким птичьим языком? Там ВООБЩЕ ничего не понятно. Хотя бы первую страницу книги? Какая-то таблица в другой части книги, из которой что-то должно быть видно, хотя ничего не видно. Единственное, что там понятно, что в лидийском ладу малый мажорный септаккорд можно построить только на 2-й ступени. Но это я и так знаю. А в миксолидийском на 1-й, почему тогда лидийский лад, а не миксолидийский? Потому что самый "диезный"? А почему именно такой критерий? Нет чтобы объяснить собственно, в чём концепция, он начинает с места в карьер.
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!