Автор |
Тема: Соединение секстаккордов в терцовом соотношении
Время: 14.02.2017 14:54 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург корнамуз ![]() ![]() ![]() |
В учебниках Римского-Корсакова, Тюлина и Дубовского соединение секстаккордов в терцовом соотношении не рассматривается. Оно вообще употребимо? Используя общие правила (запрет на прямое ведение всех голосов, параллельные октавы и квинты и противоположные ходы октавы в приму и наоборот), я попробовал сформулировать возможные правила соединения, но не уверен, что это употребимо. Для простоты будем всегда соединять аккорды до мажор и ля минор. 1. До-мажор - трезвучие, ля-минор - секстаккорд. Бас остаётся на месте. 1.1. Если в трезвучии сопрано было соль, альт ми, а тенор до, то мы можем осуществить гармоническое соединение так: в альте остаётся ми, соль идёт в ля, до идёт в ля вниз. Получаем секстаккорд смешанного расположения. Если до идёт в ми - тесного расположения. Вроде бы всё в рамках общих правил, включая принципы гармонического соединения без скачков. 1.2. Если в трезвучии в сопрано до, в альте соль, в теноре ми. До идёт наверх в ми, альт идёт в ля, ми внизу остаётся. Итого - опять секстаккорд смешанного расположения. Если вести верхнее до не в ми, а в ля, то получается секстаккорд тесного расположения. 1.3. Если в трезвучии в сопрано ми, а альте до, в теноре соль. Ми оставляем на месте, до ведём в ля, соль ведём в ми. Получаем секстаккорд смешанного расположения. Если соль ведём в ля - секстаккорд тесного расположения. Теперь для широкого расположения трезвучия 1.4. Сопрано - до, альт - ми, тенор - соль. До идёт в ля, ми остаётся на месте, соль идёт в ля. Получаем смешанное ресположение. Если до ведём не в ля, а в ми, то широкое. 1.5. Сопрано - ми, альт - соль, тенор - до. Ми остаётся на месте, соль идёт в ля, до идёт в ми. Получаем смешанное расположение. Если до вести в ля, получаем широкое расположение 1.6. Сопрано - соль, альт - до, тенор - ми. Соль ведём в ми, до ведём в ля, ми оставляем на месте. Получаем смешанное расположение. Если соль вести в ля, получаем широкое расположение Итак, получается такое правило: квинта секстаккорда / терция трезвучия остаётся на месте, один из оставшихся голосов плавно ведётся в приму секстаккорда, оставшийся голос плавно ведётся либо в приму, либо в квинту. Верно ли такое правило с точки зрения употребимости? 2. Ля-минор - трезвучие, до-мажор - секстаккорд. Бас в таком случае должен сделать скачок на кварту или квинту. Для тесного расположения трезвучия: 2.1. Сопрано - ми, альт - до, тенор - ля. Ми ведём в соль, до оставляем на месте, ля ведём в соль. Получаем смешанное расположение. Если ля вести в до, получаем тесное расположение. 2.2. Сопрано - ля, альт - ми, тенор - до. Ля ведём в до, ми ведём в соль, до оставляем на месте. Получаем смешанное расположение. Если ля вести в соль, получаем тесное расположение. 2.3. Сопрано - до, альт - ля, тенор - ми. До оставляем на месте, ля ведём в соль, ми ведём в до. Получаем смешанное расположение. Если ми вести в соль, то тесное расположенние. Для широкого расположения трезвучия: 2.4. Сопрано - ми, альт - ля, тенор - до. Ми ведём в до, ля ведём в соль, до оставляем на месте. Получаем смешанное расположение. Если ми вести в соль, получаем широкое расположение. 2.5. Сопрано - ля, альт - до, тенор - ми. Ля ведём в соль, до оставляем на месте, ми ведём в соль. Получаем смешанное расположение. Если ми вести в до, получим широкое расположение. 2.6. Сопрано - до, альт - ми, тенор - ля. До оставляем на месте, ми ведём в соль, ля ведём в до. Получаем смешанное расположение. Если вести ля в до, получаем широкое расположение. Таким образом, правило получается такое: терция трезвучия - прима секстаккорда остаётся на месте, один из оставшихся голосов ведётся в квинту секстаккорда, оставшийся в приму или квинту. 3. Оба аккорда - секстаккорды. Сначала ля, потом до. Бас делает терцовый ход. 3.1. Сопрано и тенор - ля, альт ми. В сопрано ля ведём в соль, ми в до (параллельные кварты не запрещены). Ля из тенора идёт в до навстречу, таким образом, получаем тесное расположение. 3.2. Сопрано и тенор - ми, альт ля. В сопрано ми ведём в соль, ля в альте тоже в соль, но вниз. Ми в теноре идёт в до. Получаем широкое расположение. Ещё мне понравился вариант, противоречащий запрету на параллельные октавы, зато без смены расположения: вне зависимости от расположения, ля ведём в соль, ми ведём в до. Всё это навстречу басу. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Соединение секстаккордов в терцовом соотношении
Время: 14.02.2017 16:54 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
Прекрасное изложение. Как много слов, оказывается, заменяет нотный стан ) | |
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
|
Автор |
Тема: Re: Соединение секстаккордов в терцовом соотношении
Время: 14.02.2017 17:06 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург корнамуз ![]() ![]() ![]() |
Ну, на работе у меня нет возможности набирать ноты, палевно. Поэтому словами. Если надо, попозже могу то же самое нотами записать. | |
|
Автор |
Тема: Re: Соединение секстаккордов в терцовом соотношении
Время: 14.02.2017 17:12 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
>Если надо Мне-то не надо, потому что я в учебники гармонии пока лишь по верхам заглядываю. Но оценив проделанный труд, не смогла удержаться. |
|
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
|
Автор |
Тема: Re: Соединение секстаккордов в терцовом соотношении
Время: 15.02.2017 01:07 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург корнамуз ![]() ![]() ![]() |
А я к мастер-классам по гармонии готовлюсь. Поэтому пытаюсь предельно уточнить все нюансы, если вдруг кто что спросит. | |
|