RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 05.02.2018 20:32 



Вот есть к примеру 4 такта с аккордом Cm. В чем будет различие у двух вариантов сыгранных одним по бибоповому, другой по модальному?
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 06.02.2018 03:11 



Внешне ни в чем. Потому что это сферические 4 такта Сm в вакууме. Различие возможно будет в мышлении и построении формы.
Что за бибоповая тема с 4 мя тактами Cm? Разве что блюз, но блюз по природе модален. В рамках 4х тактов на одном аккорде внешне нет различия.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 06.02.2018 13:42 



Не Рига
minor_bebop_minor_modal.jpg
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 06.02.2018 19:13 



NbP, то есть, если не рассматрирвать аккордовую составляющую, получается что подход к линиям чисто стилистический? В бибопе гамма-образные движения, а в модальном по квартам и терциям, что-то типа sus-арпеджио, это все, что я понял из примеров. Не могли бы вы чуть по подробнее раскрыть этот момент?
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 07.02.2018 01:32 



>NbP, то есть, если не рассматрирвать аккордовую составляющую, получается что подход к линиям чисто стилистический? В бибопе гамма-образные движения, а в модальном по квартам и терциям, что-то типа sus-арпеджио, это все, что я понял из примеров. Не могли бы вы чуть по подробнее раскрыть этот момент?


-Внутри как гаммы бибоп, так и дорийского лада если используется в джазе , спрятан пентатонический лад :
C Bb G F Eb C
C A G Eb DC

Тональный джаз основан на обычной трехфункциональной каденции T -Sd -D -T ; только используется субдоминанта в виде Sd IIm7 (мин.7 второй ступени) Для каждой функции есть свой звукоряд бибоп . Мелодические звуки соотносятся к каждому из аккордов ,которые содержат внутри свою иерархию звуков, сохраняющую ощущение тональности и функциональности.
Интервалы в мелодии связаны с опевающими нотами - полутоны , тоны ; с арпеджированием аккордов - комбинации секунд, терций , кварт и квинт ; а также изложение звукорядов тетракордами и т.п.
Определение "модальность" не установилось однозначно ,в России понимают по -одному , на Западе по-другому.Джазовая модальность берет начало с альбома Майлса Дэвиса Kind of Blue , где особенно выделяются So What и Flamenco Sketches. Первая из них основана на дорийском ладу , содержащая только 2 функции - тонику и неустойчивую функцию , которую даже нельза назвать доминантой- она содержит самый неустойчивый звук в дорийском ладу - шестую ступень , и каждый аккорд , содержащий ее , является неустойчивым. Интервалика аккордов включает комбинации кварт с добавленной терцией , что нейтрализует мажорное или минорное звучание . Сам Дэвис строил гирлянды терций на каждой ступени звукоряда ; однако Колтрейн взял квартаккордовые построения для будущей разработки мелодических линий , основанных на цепочке кварт. Оба главных аккорда в So What , которые потом транспонируются по полутону , построены из двух соседних пентатонических ладов на расстоянии б. секунды.
Фламенко скетч указал путь к синтезу джаза и элементов североафриканской и восточной музыки , что произошло горадо позже - начиная от В. Мустафа- заде.
Не Рига
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 07.02.2018 11:30 

«Think Different»

Замечу:
"Цепочки терций"
Стилистически точнее:
разноколичественное вкусовое суммирование больщих терций из гексахорда (их всего два)
"Цепочки кварт"
Стилистически точнее:
разноколичественное вкусовое суммирование увеличенных кварт из гексахорда (их всего два)
Ещё про "цепочки больших секунд" Вы не обмолвились..
Большие терции, большие секунды и увеличенные кварты (точнее лидийские кварты) в современном модальном джазе (по Д.Расселу) шеститональны.
Малые терции и тяготения к ним, в аккомпанементе хроматики нынешних направлений модального джаза, в отличие от аккордистики бибоп не приветствуются.
Количественные наборы тонов из гексахорда наверно точнее в модальном джазе называть не аккордами, а созвучиями или кластерами.
Шеститональность кварт (брякну):
https://yadi.sk/i/FVT7D54j3SAYrX
Разнятся эти направления джаза не мелодикой а гармоническими техниками.
Мнение не навязываю...
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
"Где ступила нога русского солдата, то наше".(В.Путин)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 07.02.2018 12:10 

«Think Different»

В проходящем аккомпанементе левая рука пианиста нынешнего модального джаза, в отличие от бибоп пианиста пуста на количество тонов, но невероятно точна.
В принципе модальную хроматическую импровизацию, до её прихода в единственный гармонический центр, можно обрамить всего парой созвучий…)
«Идея модального джаза состоит в том, что у вас есть только один гармонический центр. Гармоническое наполнение, с которого вы начинаете, намного проще, но это дает вам большую свободу для импровизации и использования различных тональностей поверх основной. Другими словами, вы развертываете импровизацию и переходите из одной тональности в другую — так было и раньше, но разница в том, что теперь вы более свободны в выборе тональностей, не ограничиваясь логикой последовательности аккордов»
(Д.Дайкман)
«Пустое» гармоническое мышление модального пианиста диктует лад который приватным вкусом вычленяет пианист из своей хроматической импровизации.
«В модальном джазе лад диктует гармоническое построение. При этом игра пианиста не полностью соответствует тому, что делает в это время солист: каждый свободен в рамках данного лада».
(Г.Лукьянов)
Мнение моё приватное и может не совпадать с другими…
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
"Где ступила нога русского солдата, то наше".(В.Путин)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 08.02.2018 13:38 

«Think Different»

Форум покинул!
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
"Где ступила нога русского солдата, то наше".(В.Путин)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 08.02.2018 16:12 



> Внешне ни в чем.
Про стилистические особенности не писал - это же очевидно. При чем стилистические боповые фразы ( например минорные на IIm7 ) так же широко используются в модальном джазе. Вообще, в современном джазе все перемешивается, как только возможно.

> Форум покинул!
Не первый раз, форум рыдает.
Жаль, сообщений про два целотонных гексахорда и "брякну" будет не хватать.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 08.02.2018 17:38 



Мда. Не все так просто в датском королевстве как оказалось, первая мысля которая на ум пришла от прочитанных коментов - "ну и куда ты полез :oooi: ".

Расскажу краткую предысторию которая меня с подвигла задаться вопросом про модальный джаз. Один мой товарищ рэппер(довольно таки известный в определенных андеграундных кругах) подбил меня на участие с ним в создании хип-хопового, инструментального проекта с джазовым саундом характерным для хип-хопа 90х годов. Только тогда добивались этого сэмплерами, наризая куски джазовых тем и накладывая их на бит, ну или с помощью вертушек, а мы этого подобного характера в звучании добиваемся в живую. В составе у нас на данный момент барабанщик, басист и гитарист, то есть я, плюс два эмси - это мой товарищ и одна девушка. Так же решаем вопрос со второй гитарой и клавишником которого у нас замещает пока секвенсер.

Суть хип-хопа такова, что лохматые гармонии там практически всегда, тупо не уместны(на наш взгляд), смена тональности на протяжении трека если и происходит, то обычно только в припеве или бридже. Моя обязанность по мимо гитарного ритма, писать гитарные сольняки и результатом как бы все довольны. Ну а так как я учился(да и учусь) играть по всяким джазовым учебникам, вспомнил, что есть такой жанр - модальный джаз и суть его появления была в том, чтобы отойти от большого количества аккордов, то есть все соло в нем развиваются чуть ли не вокруг одного аккорда, но и решил узнать про него по больше, в надежде, что можно будет найти в этом что-то полезное для себя, чтобы применить в своем творчестве.

Сейчас понимаю, что изначально создавая данную тему, вопрос написал как-то по дурацки)))
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 09.02.2018 00:20 



> Мда. Не все так просто в датском королевстве как оказалось
А что сложного? В контексте вашего творчества играйте фразы на один аккорд в рамках подходящего лада (плюс к примеру хроматические заполнения и характерные опевания ступеней лада), а какие они будут по стилю - решать вашему вкусу. дело не столько в модальной импровизации, сколько в модальной гармонии, а она у вас там присутствует, судя по описанию.
Здесь https://youtu.be/Tn27IcAapPI?t=87 ладовая импровизация на джазовый стандарт Take 5. В основном пентатоника, но есть и "гармонические ходы" и хроматика и много чего. Кстати, Take 5 была записана почти одновременно с So What, от которой, типа, начинают отсчитывать возникновение модального джаза.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 11.02.2018 13:23 



>все соло в нем развиваются чуть ли не вокруг одного аккорда, но и решил узнать про него по больше, в надежде, что можно будет найти в этом что-то полезное для себя, чтобы применить в своем творчестве.

- Сергей прав : первый признак модальности в звучании аккордов; и их не должно быть много . Если тональная гармония строится на переходах между тремя функциями , и отсюда определяется - что для данного аккорда подходит , а что нет ; то модальное созвучие может включить в себяодновременно аккорыд всех трех функций ; напр.:

Ре минор дорийский - D-7(T) , A-7 (Dom) , G7 (Sd) .

Ре дорийский:

G
C
B
А
--
F
E
C
D


На фоне такого звучания любая диатоническая фраза в мелодии прозвучит модально.
Не Рига
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 12.02.2018 00:37 



Скачал книгу - "Ron Miller - Modal jazz Composition and Harmony" буду читать. Пролистал и вправду в основном вся гармонии посвящена.

Товарищи, посоветуйте название альбомов, которые преимущественно полностью были в модальном стиле сделаны, можно даже и фьюжн, и какой нибудь около-джаз. Про Майлза и Колтрейна я в курсе.
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 12.02.2018 06:21 



>Товарищи, посоветуйте название альбомов, которые преимущественно полностью были в модальном стиле сделаны, можно даже и фьюжн, и какой
Miles Davis + Gil Evans Sketches of Spain
Yusef Lateef - Oasis
Herbie Hancock - Maiden Voyage
Wayne Shorter - Adam's Apple
"-------"----------" - Night Dreamer
В. Мустафа -заде - Мугам
John Mclaughlin - Making Music
Pharoah -Sanders - Karma
McCoy Tyner- The Real McCoy
Не Рига
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 14.02.2018 01:37 



NbP, благодарю
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 14.02.2018 10:31 



>Скачал книгу - "Ron Miller - Modal jazz Composition and Harmony" буду читать. Пролистал и вправду в основном вся гармонии посвящена.

Это первый том; второй начинается с разбора элементов мелодии.
Кстати, ,вот пример джазовой ясно очерченного модального типа : Freedom Jazz Dance
http://www.guitarcats.com/realbook-jazz-standards/freedom-jazz-dance Ее интервальная структура почти полностью отстраняется от вокализированных мелодических элементов - проходящих, вводных и опевающих нот ; которые наличествуют в бибопе . Стоит обратить внимание изменение подхода к ритму ; как раз то , что Майлс сначала не понял : после хардбопа с его обилием аккордов весьма разреженная модальная гармония (в данном случае только один аккорд ) , создающая совершенно другой гармонический ритм , требует и иных грувов , чем 4-х дольный свинг. Интересно , что в работе с Майлсом , Гил Эванс инстинктивно почувствовал эту специфику (Sketches Of Spain).
Не Рига
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 16.02.2018 06:58 



Буду постить сюда находки по сабжу, наверняка кто-то то же заинтересуется жанром

https://www.youtube.com/watch?v=mb0EFwzXIEo
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 16.02.2018 13:32 



>Буду постить сюда находки по сабжу, наверняка кто-то то же заинтересуется жанром
>https://www.youtube.com/watch?v=mb0EFwzXIEo

- Это джазовый педагог в Мельбурне , именует себя BB666 . На мой вкус , он действует , как хорошо смазанная машина ; но не воодушевляет . Кстати , и играет тоже машинообразно. На фоне многих других учителей он выделяется очень точными и ясными недвусмысленными формулировками ; хотя есть вещи , которых у него просто нет ; но для начинающих со склонностью к теоретическому мышлению он как раз подходит . Вот его сайт , где можно найти текстовые варианты материала. http://www.thejazzpianosite.com/jazz-piano-lessons/

Стоит следить за этим сайтом : The Mangold Project https://www.youtube.com/channel/UCUyeh8X37t_xJ77M6 gHb1PQ

Если появятся видеоуроки по модальной гармонии (пока еще не видел) , стоит с ними познакомиться ; автор очень хорошо объясняет другие темы , даже, к пр., аккорды нео-соул.

https://www.youtube.com/watch?v=5vfzMeDg6K4
Не Рига
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 16.02.2018 23:34 



Вот еще нашел книгу, ориентированна больше на практику, жаль, что нет аудиоприложения нигде.

John Valerio - Post-Bop Jazz Piano
https://www.scribd.com/doc/76552702/Post-Bop-Jazz- Piano

Легко находится на рутрекере по запросу "Hal Leonard Keyboard Style Series"
Автор
Тема: Re: В чем различия модального джаза и бибопа?
Время: 17.02.2018 09:54 



Вот другая его книга - о бибоп ф-но :

https://ru.scribd.com/document/333838779/John-Vale rio-BeBop-Jazz-Piano

Можете сравнивать все элементы - разницы налицо. Жалко , что сам автор иногда путается в стиле мелодических форм , как напр.на стр. 45-по каунтеру представлены типичные фразы бибопа поданные в качестве постбопного стиля Б..Эванса. В то же время на стр.49 противопоставлены 2 мелодич. хода как типичный боповский и постбопа.Первый сов. индентичен тому , что есть на стр.45.
Не Рига
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!