RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 10:18 



Копирую из другой темы слова NbP.
--------------------------------------------------

>А вот "думать нотами" – как раз то, что нужно.

Какая ошибка! Думать надо ритмами и интонациями ; только термин "муз. интонации" еще не прибыл в Беркли. Могу по этому счету рассказать больше , чем американцы...
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 15:22 



Наталья, Вы первая задаете это вопрос. К ритмо-интонации надо добавить также форму.


Высотная организация (соотнесённость и связь) музыкальных тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально существует лишь в единстве с временной организацией тонов - ритмом. "Интонация... тесно спаяна с ритмом как дисциплинирующим выявление музыки фактором" (Б. В. Асафьев). Единство интонации и ритма образует мелодию (в её широком понимании), в которой интонация, как её высотная сторона, может быть выделена лишь теоретически, в абстракции.
Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания ("тона") голоса и прежде всего его высоты ("мелодия речи"). Интонация в музыке сходна с интонацией речи (если иметь в виду высотную сторону последней) по своей содержательной функции (хотя в речи основным носителем содержания являетвя слово) и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемый в речи и вокальной музыке закономерностями дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Зависимость музыкальной интонации от этих закономерностей сказывается уже в построении звуковысотной, мелодической линии (наличие опорных звуков, аналогичных таким же звукам в речевой интонации; расположение главного из них в нижней части голосового диапазона: чередование подъёмов и спусков; нисходящее, как правило, направление высотной линии в заключительной фазе движения и др.), она сказывается и в членении музыкальной интонации (наличие цезур различной глубины и др.), в некоторых общих предпосылках её выразительности (рост эмоционального напряжения при движении вверх и разрядка при движении вниз, в речи и вокальной музыке связанные с увеличением усилий мышц голосового аппарата и с мышечным расслаблением).




Как известно , теорию интонации выдвинул впервые ###. Яворский еще до революции , и далее она разрабатывалась Б. Асафьевым . Эта теория на Западе принята не была ,и единственный ее печатный разгром я встретил в и-нете в виде исследования финской музыковедши , которая , судя по всему , знает русский язык :
https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/1 9573/borisasa.pdf?sequence=2
Фамилия Яворского не упоминается вообще. Наверно, главная цель работы была доказать . что советская теоретическая мысль никуда не годится , поскольку она искажена идейной подоплекой марксизма-ленинизма - сталинизма , и жестко связана с социалистическим реализмом.
Сколько раз упоминалось , что на Западе не научились отделять мух от котлет? По моему разумению , если бы Яворский эмигрировал в Штаты, то его имя присоединилось бы к двум другим выдающимся американским муз. теоретикам российской школы - Н.Слонимскому и И.Шиллингеру . Но вот мухи помешали...
С другой стороны, можно сказать , что в теории интонации есть неясности и противоречия , что тоже может быть причиной неприятия . Во всяком случае ,я взял на вооружение понятие Mуз. интонация в узком утилитарном смысле , соответствующим английским терминам Melodic contour ; Melodic inflection ; Melodic curve ;Speech melody . Хотя понятия и существуют , но их роль в образовании мелодии , скажем, импровизации , мизерна - если судить по разным учебникам джаза ( а я знаю их оч. много) и учебным видео ведущих педагогов колледжа Беркли - по сравнению с ролью звукорядов, гармонии и ритма.

PS. Вот не думал , что имя Яворского является нецензурным! :crazy:
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 17:54 



Чтобы не быть голословным , можно посмотреть и послушать вот это -

https://www.youtube.com/watch?v=B4oQJZ2TEVI

Спрашивается : музыка это или нет?

Если кто-то считает , что это не музыка , то дискуссия должна пойти другим потоком .

Если это все же музыка ( и я так считаю) , след. вопрос будет : что именно мы слышим?

- Ответ очевиден : мы слышим ритм , мы слышим паттерны и фразы ; а также линию интонаций , перенесенных из родной речи исполнителя. Аккордов тут нет, звукорядов тоже .

Вот откуда идет импровизация!

Чтобы превратить это в полноценную музыку , требуется просто перенести такую игру на инструмент с фиксированным строем и звукорядом , напр. на африканский балафон , или ксилофон , или маримбу :

https://www.youtube.com/watch?v=vWfEIuSSOqA&list=F L6fqDmZ4pyKBMwRtE4VUMvw&index=...w&index=57&t=0s

А потом , надо просто подставить вместо балафона ф-но.

И ВСЕХ-ТО ДЕЛОВ!
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 21:50 



... т.с. балаф-но. Это проще простого :играть только по черным клавишам. Дети кайфуют моментально! А как у взрослых ?

https://www.youtube.com/watch?v=gbd0CPZJHeg&index= 10&t=0s&list=FL6fqDmZ4pyKBMwRt...pyKBMwRtE4VUMvw
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 23:37 



> А как у взрослых ?

Наверное, зависит от накопленных за жизнь музыкальных впечатлений?

Не станет взрослому через 3 минуты тесно/скучно на 5-ти клавишах?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 23:41 



NbP, хорошо проиллюстрировали!
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 04.10.2018 23:43 



А по сравнению с этим что значит "думать нотами"?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 00:41 



Я раньше играла или по нотам (в оркестре), или на слух (аккомпанировала поющим), но не импровизировала.

Мне сейчас не совсем понятно, существует ли в чистом виде "думание нотами", ведь всегда есть восприятие ритма, интонаций, формы?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 00:46 
Москва


А это я вообще о другом говорил. Это сами абсолютники (как минимум двое) объясняли, чем они отличаются от обычных музыкантов с ОС. Абсолютник "мыслит нотами", он не просто слышит ноты, он ими оперирует, осознание нот помогает ему в музицировании. В той теме я говорил о том, что нащупал такие музыкальные задачи, когда очень хочется "думать нотами", слышать их непосредственно, "абсолютно". Так же говорил, что пытаюсь "думать нотами" играя и строя джазовые фразы, и приводил пример, чем это может быть полезно.
К содержанию этой темы мое высказывание не имеет отношения.
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 00:59 



>К содержанию этой темы мое высказывание не имеет отношения.

К содержанию той темы - тоже, потому что не подтверждается практикой джазовых музыкантов. Не обнаружено примеров, у кого бы сформировался АС таким путём.

А в целом о музыкальном мышлении и импровизации - очень интересно, так что хорошо, что NbP рассказывает. Практик!
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 01:04 



>В той теме я говорил о том, что нащупал такие музыкальные задачи, когда очень хочется "думать нотами", слышать их непосредственно, "абсолютно".

Если кому-то удастся перейти к абсолютному слышанию - будет интересно. А неподтверждённых практикой гипотез - столько уже высказывали.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 01:10 



>Наталья, Вы первая задаете это вопрос.

NbP, навыков/знаний не хватает, чтобы задавать Вам вопросы. Приходится читать, запоминать, что-то осмысливать через время. Заниматься у педагога и "читать труды" педагога - разные полюсы восприятия, потому и отсутствие вопросов.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 01:36 
Москва


А вот вы ошибаетесь, Наталья. Известны случаи формирования абсолютного слуха среди профессиональных музыкантов. Мы как-то уже обсуждали. Один – скрипач, с которым я когда-то играл. Другой кажется с нами. А там уж джаз, не джаз, в любом случае эстрада и джаз тоже.
А уж почему исследователи никого из них не встретили, наверно, отдельный вопрос, и это не очень здорово.
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 01:43 



>Известны случаи формирования абсолютного слуха среди профессиональных музыкантов.

Конечно, известны, только не выявлены причины формирования у них АС. Нет повторяемости процесса.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 09:38 



>А по сравнению с этим что значит "думать нотами"?

Следует воздержаться от использования термина ноты , это понятие визуальное. Предпочитаю питчи . А мой ответ таков : думать нотами в музыке равнозначно думать буквами в речи. .Любой человек , путем многократного мантрирования какого-то слова или фразы , входит в транс , и начинает слышать сказанное как последовательность изолированных звуков.

>Мне сейчас не совсем понятно, существует ли в чистом виде "думание нотами", ведь всегда есть восприятие ритма, интонаций, формы?
Разумеется, это так. Но тут есть имо 2 проблемы : 1. прежде всего ,это происходит у всех на неосознанном уровне ,2.смыкание этих свойств музыки с аналогичными в человеческой речи , что и есть основа музыкальности и музыки ,вкл. импровизацию , происходит не у всех ; и чем более музыкант связан с читкой нот , тем более атрофируются эти связи ; генетически запрограммированные.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 10:29 



>Не станет взрослому через 3 минуты тесно/скучно на 5-ти клавишах?


Скучно ли это слушать , играть:

https://www.youtube.com/watch?v=25UmyGx_xWI&list=P Lp6DoiC8ry29A2Ig9lWhv2fAXDOnyK...Whv2fAXDOnyKGPZ

https://www.youtube.com/watch?v=ntDVLLOE2Ik

https://www.youtube.com/watch?v=HClX2s8A9IE - 10:49
Не Рига
pent__038.jpg
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 05.10.2018 18:31 



>Не станет взрослому через 3 минуты тесно/скучно на 5-ти клавишах?

На пяти клавишах действительно наскучит быстро. Но посмотрите на ф-но : это же по меньшей мере 36 клавиш в диапазоне 7+ октав. Это же такое большое пространство , позволяющее богатство интонаций, ритмов , фраз , многоголосий! И это еще без разнообразия аккордовых подкладок! Пусть вас не смущает "бедность" ангемитоники по сравнению с гептатоникой - индийские музыканты с их 22 питчами в октаве чувствуют себя точно так же в рамках европейских 7-ми ступенных звукорядов. Все это вопрос воображения- и The sky is the limit !
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 01:41 



NbP, спасибо за науку! Интуитивно всё понятно, а там - надеюсь на многолетний диалог )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 02:54 



>посмотрите на ф-но : это же по меньшей мере 36 клавиш в диапазоне 7+ октав

А почему я вижу только 12?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 07:06 




>>посмотрите на ф-но : это же по меньшей мере 36 клавиш в диапазоне 7+ октав
>А почему я вижу только 12?


Наверно, потому что смотрите только перед собой :) На самом деле есть семь групп по 5 черных клавиш плюс дополнительные снизу и сверху- меняется от инструмента к инструменту :idea2:
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 07:59 



>Наверно, потому что смотрите только перед собой

Обожаю юмористов!
А можно фотографию Вашего фортепиано? )))

NbP, даже если я буду созерцать клавиатуру фортепиано сбоку (как огромную мелодику), всё равно не увижу 36 клавиш, но только 12! Понятно, что есть регистры, октавы, но я про уникальные звуки (как с точки зрения АС).

Откуда цифра 36?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:20 



>Откуда цифра 36?

А, поняла: Вы, видимо, 36-клавишную мелодику и имели в виду ), как фортепиано в миниатюре.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:22 



36 ЧЕРНЫХ клавиш .
Не Рига
keys.jpg
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:27 



>но я про уникальные звуки (как с точки зрения АС).
Вот , поймал Вашу проблему : для Вас каждый звук того наименования - тот же звук , не это не так! Каждый питч имеет свое лицо , и их различные комбинации создают различные интонации , что воспринимается по -новому..На буквах это трудно объяснить...
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:31 



>36 ЧЕРНЫХ клавиш .

Ааа :) а я уже улетела мыслями за пределы пентатоники.

Конечно, я на видео заметила, что мальчик импровизировал в широком диапазоне, но всё-равно отреагировала, как на "5 клавиш".
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:32 



>Каждый питч имеет свое лицо , и их различные комбинации создают различные интонации , что воспринимается по -новому..

Поняла!
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:33 



Это монотонно ?
https://www.youtube.com/watch?v=gqHL2nvWs2U
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 08:40 



>Ааа а я уже улетела мыслями за пределы пентатоники.


У меня появилась идея стартапа для начинающих импровизаторов : клавиатура с пентатоническим строем , составленная только из черных клавиш . Почему народные инструменты с таким строем могут существовать , а клавишные нет ? У меня был студент из Эфиопии , где был композитором песен. Он играл только по черным.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 11:23 

«Think Different»

Опытный даровитый пианист играя (особенно быстрые пьесы), или искромётно импровизируя в джазе, часто изумляется смотря на свои руки..
Они (руки) как бы "живут своей жизнью", отдельно от сознания, подчиняясь только чувствам игрока.
"Думают" в игре о нотах/ритмах и интонациях обычно те, кто что-то недоучил, или ещё не постигэтого бессознания, не ощутил подобного "изумления".
тчк
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 12:25 




>Опытный даровитый пианист играя (особенно быстрые пьесы), или искромётно импровизируя в джазе, часто изумляется смотря на свои руки..
>Они (руки) как бы "живут своей жизнью", отдельно от сознания, подчиняясь только чувствам игрока.
>"Думают" в игре о нотах/ритмах и интонациях обычно те, кто что-то недоучил, или ещё не постигэтого бессознания, не ощутил подобного "изумления".
>тчк



Вот так - безапелляционно, со знание дела!
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 12:39 



>Это монотонно ?
>https://www.youtube.com/watch?v=gqHL2nvWs2U

У меня прямо сейчас нет под рукой фортепиано, пришлось проделать мысленный эксперимент. NbP, а Вы знаете, что если петь вслух и мысленно представлять, как руки бегали бы по 36 клавишам - волей-неволей приходится, представляя движения рук, "думать ритмами, интонациями и формой" - иначе не получится осмысленно петь!

Это похоже на упражнение - как одной ладошкой стучать по голове (вертикальные движения), а другой - проводить по животу (круговые движения). Без синхронизации ничего не выйдет.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 12:43 



>У меня появилась идея стартапа для начинающих импровизаторов

:fan:
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 13:06 



Заклеиваем скотчем белые клавиши!
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 13:48 

«Think Different»

Современных джазовых импровизаторов часто учат при игре "видеть графику" клавиатуры...
У пианистов, у кнопочных аккордеонистов. и у других инструменталистов она у каждого своя.
Это видение зависит от применяемых гармонических техник и ладовых звукорядов.
Возьмём примером музыкантов играющих определённое направление модального диссонансного джаза века нынешнего
Тренированный импровизатор-пианист обычно видит графику, к примеру , лидийских звукорядов Д.Рассела, или мотивов секвенций Г.Лукьянова, геусахордовые зоны для изложения созвучий в левой руке...и многое другое заученное на уровне инстинктов.
Также он следит за логикой и длиной импровизационной вопросо/ответности, за громкостными оттенками,своей тембральной нишей, акцентировкой и качанием метра (краем глаза и краем ушей), следя за игровым "дыханием" рядом звуками разговаривающих;
Это вроде забыли перечислить..))
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 14:57 

«Think Different»

Чтобы не прослыть голословным.. :)
Пример клавиатурной графики для кластерного наполнения
https://yadi.sk/i/JUW-dOOLRhTKHQ
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 16:39 




>Современных джазовых импровизаторов часто учат при игре "видеть графику" клавиатуры...
>У пианистов, у кнопочных аккордеонистов. и у других инструменталистов она у каждого своя.
>Это видение зависит от применяемых гармонических техник и ладовых звукорядов.
>Возьмём примером музыкантов играющих определённое направление модального диссонансного джаза века нынешнего
>Тренированный импровизатор-пианист обычно видит графику, к примеру , лидийских звукорядов Д.Рассела, или мотивов секвенций Г.Лукьянова, геусахордовые зоны для изложения созвучий в левой руке...и многое другое заученное на уровне инстинктов.


Я разработал очень детальный метод ввода ученика в область импровизации - от нулевой стадии ; более детализированнй , чем в американских учебниках и у таких педагогов как Гери Бёртон и Хэл Галпер. Никакого "видения графики" там нет и в помине;но удельный вес перенесен на систему обертонов, ритмические и интонационные структуры ; а также тесная связь с разговорным языком и работа музыкальными диалогами , предваряющимися квази-театральной импровизацией.
А вместа гексахордовых зон и Д. Рассела использую метод Эда Бёрна Pitches Collections .
Чтобы не быть голословным , выставляю собственные записи , демонстрирующие разные результаты механической игры (т.е. по заученным схемам) , вокализированную игру и игру , намеренно включающую речевые интонации:
https://yadi.sk/d/1lEUtVJ_3ViGwr

И вот еще: как бы механическая свободная импровизация, потом через внутренний монолог :

https://yadi.sk/d/NbBl6k913UaQMJ

Что же касается аккордов , то вот запись моего ученика , использующего мой подход к гармонии :

https://yadi.sk/d/44_r3Dd23YakLz

После прибл. года занятий со мной по скайпу , этот парень был принят сразу на последний курс МКИМ'a .


Чуете разницу?
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 06.10.2018 20:35 



А пока , на начальном этапе изучения импровизации , можно приобрести вот этот инструмент :
Не Рига
43231372_2145373369009797_2468696199004160000_n.jpg
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 12.10.2018 23:20 



не хочу создавать тему и гуглить и в соседней писать, а то там и так жарко

человек с абсолютным слухом какую чувствует разницу (психологически), слушая, например, Шутку Баха в си, а потом через полчаса в ля?
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 13.10.2018 12:32 



>не хочу создавать тему и гуглить и в соседней писать, а то там и так жарко

А вы как , думаете нотами?
Не Рига
Автор
Тема: Re: Как думать ритмами и интонациями
Время: 13.10.2018 22:08 



>А вы как , думаете нотами?
в основном интонациями и ритмами, иногда немного нотами
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!