Автор |
Тема: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 29.09.2019 19:52 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
Возьмём до мажор. Функции четырёх чёрных клавиш понятны (имхо): Миb - типичнейшая блюзовая нота, отклонение в одноимённый минор. Фа# - отклонение в лидийский лад. Ляb - отклонение в одноимённый минор (по мне так секста минорит-мажорит ещё похлеще терции). Сиb - отклонение в одноимённый минор, в миксолидийский лад, типичная джазовая нота. Остаётся Реb (До#), применяется довольно часто, а вот в чём её функция? |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 30.09.2019 13:27 |
|
---|---|---|
«Think Different» ![]() |
Только форум не приглашайте в смур, люди делом заняты: кто-то играет, кто-то оркеструет, кто-то озвучивает, кто-то сводит. |
|
https://disk.yandex.ru/i/vAZELM_Wy3I4_Q
«Если ветер дует против тебя — не ной о несправедливости, а ставь паруса по-другому...» |
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 01.10.2019 05:57 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
Значит тоже не знаете.. Инет знает только про пониженую вторую минора — неаполитано-фригийскую... Про психушку зря, скоро психушка будет как знак качества, шаманы не дадут соврать.. |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 05.10.2019 17:37 |
|
---|---|---|
![]() ![]() ![]() |
>Возьмём до мажор. Функции четырёх чёрных клавиш понятны (имхо): >Миb - типичнейшая блюзовая нота, отклонение в одноимённый минор. >Фа# - отклонение в лидийский лад. >Ляb - отклонение в одноимённый минор (по мне так секста минорит-мажорит ещё похлеще терции). >Сиb - отклонение в одноимённый минор, в миксолидийский лад, типичная джазовая нота. >Остаётся Реb (До#), применяется довольно часто, а вот в чём её функция? Сумбур в голове вместо теории .Найдите путеводителя по ней ... |
|
Не Рига
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 06.10.2019 08:57 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>Сумбур в голове вместо теории .Найдите путеводителя по ней ... Пытался ![]() ![]() |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 24.10.2019 19:22 |
|
---|---|---|
Москва клавишные ![]() ![]() |
Ну ее можно по-всякому использовать. Например как 9 в аккордах с пониженной 9. Видели, иногда аккорды пишут минус 9 или бемоль 9? Боюсь, это про нее. | |
Александр Волков
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 25.10.2019 06:23 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
У меня два варианта насчёт До#: отклонение по часовой стрелке кк.круга, в ля мажор или ре мажор, предположение чисто умозрительное. микроотклонение в ре минор, напр: (C-Am-A-Dm), тут ля мажор играет роль доминанты к гармоническому ре минору. есть ещё третий вариант, истинный, но я его не знаю, а мэтры молчат.. |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 16.01.2020 17:10 |
|
---|---|---|
![]() |
Я примерно так представляю функции ступеней относительно мажора. То есть вот его формула 1 2 3 4 5 6 7 Расширим его, получаем такое 1 b2 2 b3 3 4 #4 5 b6 6 b7 7 функции ступеней: 1 - это тоника, является основной главной, усточийвой ступенью в ладу или финалисом. b2 - типичная фригийская нота 2 - какая то общая, это может быть мажоро-минор, дорийская нота, в зависимости от контекста b3 - в мажоре! ( то есть в мажористой последовательности) это типичная блюзовая нота, а иначе это характерная ступень и устойчивая ступень одноименного минора и ряда других ладов минорного наклонения. 3 - характерная ступень мажора и так же одна из его устойчивых ступеней, то есть она идентифицирует лад и к ней может весь неустой стекаться, если вы хотите создать мажористое звучание задействуйте ее. может быть так же и миксолидийской, лидийской, и других звукорядов в зависимости от контекста 4 - общая для многих, не является устойчивой, либо характерной, что важно. #4 - лидийская нота, вносит колорит лидийского лада в мажоре. она же b5 - типичная блюзовая нота в мажористой последовательности 5 - устойчивая ступень для мажоро-минора, общая. b6 - в мажоре! ( то есть в мажористой последовательности) может давать звучание восточное, характерное для гармонического мажора, если до нее следует 7, если следует b7, тогда это скорей всего может быть мелодическим мажором в нисходящей последовательности а иначе это характерная ступень одноименного минора. 6 - характерная ступень мажорного лада, если желаете создать мажористую последовательность используйте ее. b7 - миксолидийская, типично блюзовая в натурально мажористой последовательсти, характерная ступень одноименного минора 7 - характерная ступень мажорного лада, если желаете создать мажористую последовательность используйте ее. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 17.01.2020 17:47 |
|
---|---|---|
![]() |
Но наврятли лады народной музыки используют, просто это какой то бред, ясно что дорийский лад это натуральный минор с повышенной 6 ступенью. А модальность это от слова мода. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 17.01.2020 20:33 |
|
---|---|---|
![]() |
Все это есть в рамках натурального мажороминора, его альтераций, получается расширенная тональность, где есть еще и однотерцовые отношения ( 2b минор / 7 мажор), в коих характеризующие ступени 3, 6, 7 совпадают. Расширенная тональность рассмотрена у Ю.Н Холопова, довольно интересная вещь... И наконец то нашел очень познавательный канал |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 18.01.2020 05:58 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>b2 - типичная фригийская нота Это она для минора фригийская. А для мажора? А так спасибо за развёрнутый ответ. liusi, ау! Кроме вас никто не ответит. Потому что никто не знает... |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 18.01.2020 12:17 |
|
---|---|---|
![]() |
Есть трактат ДМК, где многое разъясняется, но я не верю в модальности и чтоб этот трактат понять надо знать высшую математику, а я ее не знаю. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 19.01.2020 16:01 |
|
---|---|---|
![]() |
>>b2 - типичная фригийская нота >Это она для минора фригийская. А для мажора? А так спасибо за развёрнутый ответ. South Stone , не обязательно, смотря какой контекст, это может быть просто отклонение, уход в другой лад или же, например, метаболы всякие, кроме фриг, неаполитанского, локрийского, итд. Если Вы мыслите категориями этих ладов, наклонение лада(мажор или минор) это условность, главное, что этот звукоряд может являться музыкальным ладом, а так же может образовывать самостоятельную единицу в музыкально-теоретической системе, создавая организацию звуков. ![]() Самая простая интерпретация b2 альтерация в натуральном мажорном ладу. (функция которой усилить тяготение к тонике в данном случае). А в тех, что модальные лады, там нет какой то иерархии соподчинения (устойчивые ступени отсутствуют, но почему все все равно играют те же трезвучия), все стекается к своему финалису, причем любая ступень может выступать новым центральным элементом (кофиналис?). Я не особо понимаю эту теорию и неприемлю. ![]() В гармониии тоже банально говорить о функциях созвучий, построенных на bII ( это типично неаполитанская субдоминанта, или же доминанта по принципу тритоновой замены могут быть и различные обращения). Но так же в этой же расширенной тональности можно и построить другие интересные созвучия, не обязательно, что они могут иметь контекст тональности и свою какую либо функцию. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 01.02.2020 18:38 |
|
---|---|---|
Оксюморон Амикошонство Батрахомиомахия ![]() ![]() |
>Это она для минора фригийская. А для мажора? Мажор он и фригийским бывает. ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 03.02.2020 07:08 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>>Это она для минора фригийская. А для мажора? >Мажор он и фригийским бывает. Это в очень-очень малом проценте случаев. В основном идёт применение именно как до#, а не реb. Денис Чуфаров говорит на ютюбе, что это ля-септ, доминанта к ре-минору, т.е. согласен со мной ![]() |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 06.02.2020 00:31 |
|
---|---|---|
![]() |
>Возьмём до мажор. Функции четырёх чёрных клавиш понятны (имхо): >Миb - типичнейшая блюзовая нота, отклонение в одноимённый минор. >Фа# - отклонение в лидийский лад. >Ляb - отклонение в одноимённый минор (по мне так секста минорит-мажорит ещё похлеще терции). >Сиb - отклонение в одноимённый минор, в миксолидийский лад, типичная джазовая нота. >Остаётся Реb (До#), применяется довольно часто, а вот в чём её функция? ------------- Черных клавиш пять, но нот (и смыслов) 10. до-диез ре-бемоль ре-диез ми-бемоль фа-диез соль-бемоль соль-диез ля-бемоль ля-диез си-бемоль У диезных нот функция вводного тона "вверх" (до#>ре, ре#>ми и т.д), у бемольных - вводный "вниз" (сиb>ля, ляb>соль и т.д) Отсюда и практическое применение. Диезные ноты чаще всего для создания побочных доминант. Например, /С E7 / A7 A7 / D7 G7 / C C / . Для создания увеличенных аккордов С>С#5>Am. Помните у Битлз - G#5 Oh,darling С. Для таких вот нисходящих ходов в миноре Am > Am maj7 > Am7 > F# half dim Бемольные для внедрения в мажор аккордов одноименного минора. Минорной субдоминанты C F Fm C. Минорной доминанты C Gm7 Bb F. Оборотов типа C Am F Ab Bb C и т.д. Для внедрения блюзовых интонаций C Eb7 Ab7 G7. В проходных аккордах Cmaj7 Dm7 Dbmaj7 Cmaj7. Отдельно стоят модальные краски: фа-диез как лидийская кварта, ре-бемоль как фригийская секунда, си-бемоль как миксолидийская септима. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 08.02.2020 14:02 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
Вот видите что мэтры наделали, человек зарегился чтоб ответить ![]() |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 08.02.2020 22:51 |
|
---|---|---|
![]() |
>Вот видите что мэтры наделали, человек зарегился чтоб ответить Ну, не совсем чтобы для этого... Зарегился, чтобы посмотреть профиль некоего Rudi из Hannover и воспользоваться поиском его сообщений на форуме. Без регистрации это сделать было невозможно. А сюда попал случайно вот и ответил. Кстати, чем-то был вам полезен мой пост? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 05:09 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>Кстати, чем-то был вам полезен мой пост? Конечно. Если по ступеням диатоники (7 нот) в учебниках разжёвано всё что можно, то по хроматике (а это ещё 5 или даже 10 нот) инфы гораздо меньше. А повышеную вторую вообще часто игнорируют и информацию приходится собирать по крупинкам. А ведь по степени родства она не самая далёкая от I ступени (по кв. кругу) и равна по удалённости Си (для До мажора). |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 17:17 |
|
---|---|---|
![]() |
То есть провалилась теория что нот 12, используют 10? | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 18:13 |
|
---|---|---|
![]() |
>То есть провалилась теория что нот 12, используют 10? Речь же шла о черных клавишах. Так, что к 10 нотам на черных клавишах добавляйте еще 7 белых. Итого 17 нот. Имеется ввиду в диатонической системе с хроматизмами. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 18:28 |
|
---|---|---|
![]() |
Ладно, получается какая то ерунда. В диатонике с альтерациями должно быть 11 нот. У вас есть сборник ладов, штук 500, я хотел бы разнообразить репертуар свой? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 18:57 |
|
---|---|---|
![]() |
>В диатонике с альтерациями должно быть 11 нот. Значит, у вас более строгий критерий отбора в команду ![]() У меня - семиступенная диатоника плюс тяготения к каждой ступени сверху и снизу. С ладами особо помочь не могу - сам мало ими интересуюсь. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 19:16 |
|
---|---|---|
![]() |
Вся эта теория как бы вранье, там даже доказательной базы нет, что какой то там звукоряд является ладом. Только кучи определений. Я уже как бы плюнул на эту фигню. Играю гаммы себе в удовольствие и все. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 19:51 |
|
---|---|---|
![]() |
>Вся эта теория как бы вранье, там даже доказательной базы нет, что какой то там звукоряд является ладом. Только кучи определений. Не совсем понял о какой вы говорите теории, доказательной базе. У меня всё просто. Натуральный мажор - семиступенная диатоника. Обоснование её существования меня уже не интересует - мне достаточно того, что я слышу, что она работает. Если работает - значит существует ![]() Образование еще десяти нот происходит в результате распространения эффекта вводнотоновости (который для меня также существует поскольку работает, т.е. я его слышу) на все ступени. Результат получается не умозрительный - все "новые" 10 нот работают. Процитирую самого себя: Отсюда и практическое применение. У диезных нот функция вводного тона "вверх" (до#>ре, ре#>ми и т.д), у бемольных - вводный "вниз" (сиb>ля, ляb>соль и т.д) Отсюда и практическое применение. Диезные ноты чаще всего для создания побочных доминант: /С E7 / A7 A7 / D7 G7 / C C / . Для создания увеличенных аккордов С>С#5>Am. Помните у Битлз - G#5 Oh,darling С. Для таких вот нисходящих ходов в миноре Am > Am maj7 > Am7 > F# half dim Бемольные - для внедрения в мажор аккордов одноименного минора. Минорной субдоминанты C F Fm C. Минорной доминанты C Gm7 Bb F. Оборотов типа C Am F Ab Bb C и т.д. Для внедрения блюзовых интонаций C Eb7 Ab7 G7. В проходных аккордах Cmaj7 Dm7 Dbmaj7 Cmaj7. Возможно, вы подумали, что я говорю о каком-то 17-ступенном ладе. Нет, лад семиступенный с альтерациями. >Я уже как бы плюнул на эту фигню. Играю гаммы себе в удовольствие и все. А вот это правильно. Теория ради теории приводит в тупик. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 19:58 |
|
---|---|---|
![]() |
Это все чушь собачья. Начиная с любой книги где определение <> дается. Они уже сделали ошибку, что ввели такое определение. | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 20:02 |
|
---|---|---|
![]() |
>Это все чушь собачья. Начиная с любой книги где определение <> дается. Они уже сделали ошибку, что ввели такое определение. Вы говорите загадками. Что именно "чушь собачья"? Кто эти они, которые сделали ошибку? Какую ошибку? Какое определение? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 20:18 |
|
---|---|---|
![]() |
Очередной Жош Рассел? Ты дуру то не включай. | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 09.02.2020 20:27 |
|
---|---|---|
![]() |
>Очередной Жош Рассел? Ты дуру то не включай. Вопросов больше не имею. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 05:14 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>Вопросов больше не имею. Не обращайте внимания, просто модераторы здесь дают иногда прогуляться пациентам ![]() Ну а теперь от теоретической в практическую плоскость: в ветке уже достаточно хорошо объяснено гармоническое обоснование этого хроматизма, а вот мелодическое ещё не вполне. Сыграем басовый нисходящий хроматический пассаж в миноре от V к III ступени (т.е. к тонике параллельного мажора). На ф-но это слышно не так хорошо, а вот настоящим басом отчётливо, эта нота (в данном случае пониженая II ступень мажора) звучит наиболее хоррорно, даже скажем так, наиболее не к месту. И в пассажах в более высоких голосах также, остальная хроматика «к месту», немного скажем так «оживляет» движение, добавляет перчику, но эта нота сразу же рубит сплеча и отвлекает на себя внимание. Кстати ещё более дальний от тоники тритон (повышеная IV) таким свойством обладает в меньшей степени (не зря же тритоновые замены существуют). |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 08:15 |
|
---|---|---|
![]() |
#IV это и будет дубль-тоника ну или тритонанта (еще можно несколько созвучий построить) снова это все гармонический контекст. | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 08:43 |
|
---|---|---|
![]() |
Для особо одаренных, мажороминор с альтерациями и есть хроматический звукоряд из 12 нот. причем тут и можно не только одноименный мажор/минор, а какой желаете. Тритоновую замену, наверное, можно объяснить по свойству звукоряда, что в пределах октавы, можно "разделить" удачно а так же все остальные энгармонические "фишки"... b2 в мелодическом плане "выкидывает", если предварительно какой то мотив, фраза или "тематическое ядро" было сыграно без нее, относительно мажорной диатоники например. Может быть.ю отдельно стоят гемиольные дважды гармонический мажор, фригийский мажор итд...Так же возможен вариант ладового отклонения из мажорной диатоники в эти звукоряды, например... |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 15:59 |
|
---|---|---|
![]() |
>Сыграем басовый нисходящий хроматический пассаж в миноре от V к III ступени (т.е. к тонике параллельного мажора). На ф-но это слышно не так хорошо, а вот настоящим басом отчётливо, эта нота (в данном случае пониженая II ступень мажора) звучит наиболее хоррорно, даже скажем так, наиболее не к месту. И в пассажах в более высоких голосах также, остальная хроматика «к месту», немного скажем так «оживляет» движение, добавляет перчику, но эта нота сразу же рубит сплеча и отвлекает на себя внимание. Для вас, как я понял, по-прежнему нет разницы между до# и реb? ![]() Что касается вашего примера. Трудно определить почему для слушающего та или иная нота принимает тот или иной характер. Это зависит от многих объективных условий - сопровождающая гармония, расположение ноты в мотиве, её длительность, особенности тембра инструмента, исполнения и пр., А также зависит и от многих субъективных причин - предшествующего музыкального опыта слушающего, его уровня развития, особенностей восприятия. Что для одного - не к месту и хоррор, для другого - к месту и мелодично ![]() Теория может выявить лишь общие, по сути технические параметры - до# вводный в ноту ре, а реb вводный в ноту до. Вот и всё, что говорит теория. Автор же музыки может распорядится этими объективными тяготениями как угодно - усилить их, наоборот нивелировать, поместить их в любой контекст, т.е. получить множество различных характеров от сочетания двух одних и тех же нот. Тем не менее попробую предположить, почему для вас эта черная клавиша в ля-миноре звучит хоррорно ![]() Возникает эффект аналогичный эффектам в фильмах ужасов, где герои, спасающиеся от преследующих их демонических сил и пробирающиеся в подземных лабиринтах, вдруг видят после очередного поворота - маленькую девочку в розовом платьице, молча смотрящую на них. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 16:51 |
|
---|---|---|
![]() |
Наиграл на ладовое отклонение (1 2 3 4 5 6 7) -> (1 b2 3 4 5 6 b7) можно интерпретировать как развитие некой темы A -> A1 | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 11.02.2020 18:32 |
|
---|---|---|
PSR-540 Shure 14A SB Live! Platinum Xeon E5 2680 v3 ![]() |
>Тем не менее попробую предположить, почему для вас эта черная клавиша в ля-миноре звучит хоррорно По контексту (хроматический нисходящий ход) это реb - пониженная IV, ступень низкая темная . В то же время этот звук энгармонически совпадает с до# - с III высокой, светлой мажорной терцией одноименной тональности. Когнитивный диссонанс. >Возникает эффект аналогичный эффектам в фильмах ужасов, где герои, спасающиеся от преследующих их демонических сил и пробирающиеся в подземных лабиринтах, вдруг видят после очередного поворота - маленькую девочку в розовом платьице, молча смотрящую на них. Очень, очень похоже на то. >Наиграл на ладовое отклонение (1 2 3 4 5 6 7) -> (1 b2 3 4 5 6 b7) можно интерпретировать как развитие некой темы A -> A1 А я просто взял трезвучие и стал идти по хроматике верхним голосом: в мажоре как и ожидалось — эта нота самая «тревожная», а вот в параллельном миноре внезапно обнаружилась ещё более смурная нота. Правильно — пониженая вторая! Т.е. в нашем случае это Сиb, которая в параллельном до мажоре используется едва ли не чаще чем нормальная VII ступень — Си. Таким образом — если в мажоре предположение Bernard_Black можно подогнать под ситуацию с пониженой второй (когнит. диссонанс от ля мажора), то как быть с тем, что в обоих тональностях пониженый верхний вводный тон так звучит? Тут какие то тёмные фригийские дела... |
|
Тянет в миксолидийский лад
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 16.02.2020 22:50 |
|
---|---|---|
![]() |
Музыка это не математика, исчислить невозможно и мне в этом не повезло.... | |
|
Автор |
Тема: Re: Загадочная «чёрная» клавиша мажора
Время: 16.02.2020 23:53 |
|
---|---|---|
![]() |
Считать ли альтерированные варианты диатоники гаммами или не считать. Мне играть нечего... вроде бы выучил по всему грифу диатонические лады, пентатоники, гармонические и мелодические варианты. Может раги какие есть из октатоники? |
|
|