Если допустим для блюзового лада стандартом (насколько я понял) являются знаки от натурального мажора, то как быть с диатоническими ладами? Например, нужно ли в до миксолидийском ставить бемоль при ключе (понижая си)? Вокалист тут мне пожаловался, мол один бемоль при ключе для нормального музыканта означает фа-мажор и точка. Нужно мол ставить случайные бемоли когда нужно. Но мне таки кажется, что лад есть лад, он (по возможности) должен обозначаться при ключе, а случайные знаки должны привлекать внимание только при отклонениях. Кто прав?
Но бог с ними, с диатоническими. Они хоть и сбивают с понятной тоники, у них хоть знаки при ключе «как положено» стоят. А как быть в случае например гармонического минора? Вот есть у нас композиция целиком допустим в ля гармоническом. Мы ставим диез при ключе повышая соль. Но ведь один диез при ключе «обычно» повышает фа (Em-G), опять начнутся упрёки, мол этот диез сбивает с толку. Как быть? А если целая симфония в гармоническом, это что же везде случайный диез пихать?

Но бог с ними, с диатоническими. Они хоть и сбивают с понятной тоники, у них хоть знаки при ключе «как положено» стоят. А как быть в случае например гармонического минора? Вот есть у нас композиция целиком допустим в ля гармоническом. Мы ставим диез при ключе повышая соль. Но ведь один диез при ключе «обычно» повышает фа (Em-G), опять начнутся упрёки, мол этот диез сбивает с толку. Как быть? А если целая симфония в гармоническом, это что же везде случайный диез пихать?
Музыканты сейчас как отдельный класс, они имеют хороший относительный и даже может быть абсолютный слух, умением излагать свои творческие и чужие музыкальные мысли на инструменте, техникой владения (чтение нот с листа, итд).
South Stone , то есть он бы с радостью ответил, если Вы были бы в этом классе людей, а так мы не можем с ними общаться на их уровне просто.
Как им пихать знаки, может он вообще какую-нибудь теоретическую фигню возьмет, но сами то они по теории не играют, посольку у них много знаний и опыта.
И тут ясно, что так просто никто ничего объяснять не будет, сейчас любая информация стоит деньги, это подчеркнуто на этом форуме в темах.
South Stone , то есть он бы с радостью ответил, если Вы были бы в этом классе людей, а так мы не можем с ними общаться на их уровне просто.
Как им пихать знаки, может он вообще какую-нибудь теоретическую фигню возьмет, но сами то они по теории не играют, посольку у них много знаний и опыта.
И тут ясно, что так просто никто ничего объяснять не будет, сейчас любая информация стоит деньги, это подчеркнуто на этом форуме в темах.
South Stone , хочу успокоить вас и вашего вокалиста. Если речь идет о тональной музыке , т.е. на основе тех или иных мажоров или миноров , то запись ключевых знаков соответствует общепринятой теории.
Однако, если произведение создано на основе тех или других модусов , в первую очередь фольклорное , то предварительно выписывается весь лад со всеми обозначениями ; и ничего сверх этого.
Третий, самый сложный вопрос : установить - музыка на тональной или модальной подоплеке? Тут надо обратиться к специалисту , желательно одному . Контакт по поводу теоретических объяснений модальности и тональности более чем с одним специалистом требует пуленепробиваемого плаща , чтобы выйти целым и невредимым из дискуссии...
Однако, если произведение создано на основе тех или других модусов , в первую очередь фольклорное , то предварительно выписывается весь лад со всеми обозначениями ; и ничего сверх этого.
Третий, самый сложный вопрос : установить - музыка на тональной или модальной подоплеке? Тут надо обратиться к специалисту , желательно одному . Контакт по поводу теоретических объяснений модальности и тональности более чем с одним специалистом требует пуленепробиваемого плаща , чтобы выйти целым и невредимым из дискуссии...
> Например, нужно ли в до миксолидийском ставить бемоль при ключе (понижая си)? Вокалист тут мне пожаловался, мол один бемоль при ключе для нормального музыканта означает фа-мажор и точка.
Имеют право существовать разные подходы. Бах ставил при ключе знаки дорийского минора, а потом в тексте ставил бемоли (например в Ре миноре). Некоторые композиторы вообще ничего при ключе не ставят, при том, что не До мажор/А минор.
Часто можно видеть ноты дэвисовской модальной So What со знаками в соответствии с дорийским минором (то есть в ре дорийском).
В конце концов ставьте знаки так, как вам (и вашим музыкантам) удобно. Не принципиально.
Но.
Представьте вокалиста, который читает ноты с листа. Он видит один бемоль и настраивает свой слух на F/d. И его восприятие ступеней сильно исказится. А если он увидит До мажор, то все ступени, кроме одной сохранят свои портреты, а когда ему попадется си бемоль, он его понизит и почувствует характерную краску миксолидийского лада (либо модуляцию, если музыка классической тональности).
Дело в том, что все равно все эти ладовые оттенки модальной музыки современное ухо слышит через тональное восприятие. И если инструменталисту в общем-то все равно - нажмет то, что написано, даже если еще не слышит, то вокалисту сложнее - он должен сначала услышать правильно каждую ступень/интервал прежде чем исполнить.
(А если ему играют.дают послушать, чтобы он понял на слух, то какая разница - ему и ноты не нужны).
Имеют право существовать разные подходы. Бах ставил при ключе знаки дорийского минора, а потом в тексте ставил бемоли (например в Ре миноре). Некоторые композиторы вообще ничего при ключе не ставят, при том, что не До мажор/А минор.
Часто можно видеть ноты дэвисовской модальной So What со знаками в соответствии с дорийским минором (то есть в ре дорийском).
В конце концов ставьте знаки так, как вам (и вашим музыкантам) удобно. Не принципиально.
Но.
Представьте вокалиста, который читает ноты с листа. Он видит один бемоль и настраивает свой слух на F/d. И его восприятие ступеней сильно исказится. А если он увидит До мажор, то все ступени, кроме одной сохранят свои портреты, а когда ему попадется си бемоль, он его понизит и почувствует характерную краску миксолидийского лада (либо модуляцию, если музыка классической тональности).
Дело в том, что все равно все эти ладовые оттенки модальной музыки современное ухо слышит через тональное восприятие. И если инструменталисту в общем-то все равно - нажмет то, что написано, даже если еще не слышит, то вокалисту сложнее - он должен сначала услышать правильно каждую ступень/интервал прежде чем исполнить.
(А если ему играют.дают послушать, чтобы он понял на слух, то какая разница - ему и ноты не нужны).
>Представьте вокалиста, который читает ноты с листа. Он видит один бемоль и настраивает свой слух на F/d. И его восприятие ступеней сильно исказится. А если он увидит До мажор, то все ступени, кроме одной сохранят свои портреты, а когда ему попадется си бемоль, он его понизит и почувствует характерную краску миксолидийского лада (либо модуляцию, если музыка классической тональности).
>Дело в том, что все равно все эти ладовые оттенки модальной музыки современное ухо слышит через тональное восприятие. И если инструменталисту в общем-то все равно - нажмет то, что написано, даже если еще не слышит, то вокалисту сложнее - он должен сначала услышать правильно каждую ступень/интервал прежде чем исполнить.
>(А если ему играют.дают послушать, чтобы он понял на слух, то какая разница - ему и ноты не нужны).
Благодарю за понятный ответ. В этом случае пожалуй преимущество у кейэдитора (пианоролла, отпечатки клавиш), там с ключами нет никаких проблем, там просто нет ключей. И аккорды ловятся визуально по геометрическому составу.
>Дело в том, что все равно все эти ладовые оттенки модальной музыки современное ухо слышит через тональное восприятие. И если инструменталисту в общем-то все равно - нажмет то, что написано, даже если еще не слышит, то вокалисту сложнее - он должен сначала услышать правильно каждую ступень/интервал прежде чем исполнить.
>(А если ему играют.дают послушать, чтобы он понял на слух, то какая разница - ему и ноты не нужны).
Благодарю за понятный ответ. В этом случае пожалуй преимущество у кейэдитора (пианоролла, отпечатки клавиш), там с ключами нет никаких проблем, там просто нет ключей. И аккорды ловятся визуально по геометрическому составу.
> Следует добавить "- у получивших только традиционное музыкальное образование".
Вы же не думаете, что человек учит родной язык в школе на уроках русского языка? Вы знаете, что все происходит в раннем детском возрасте. В том числе и развивается основа ладотонального восприятия.
Но, хорошо, добавляю - получивших начальное тональное "образование" (точнее тональное восприятие) от музыкальных родителей, в детском саду или в сенситивном возрасте через средства информации - детские песенки, пластинки, радио, ТВ, интернет.
У детей, которые лишены данных условий просто не развивается музыкальный слух.
Конечно речь идет о "европейской" культуре.
Вы же не думаете, что человек учит родной язык в школе на уроках русского языка? Вы знаете, что все происходит в раннем детском возрасте. В том числе и развивается основа ладотонального восприятия.
Но, хорошо, добавляю - получивших начальное тональное "образование" (точнее тональное восприятие) от музыкальных родителей, в детском саду или в сенситивном возрасте через средства информации - детские песенки, пластинки, радио, ТВ, интернет.
У детей, которые лишены данных условий просто не развивается музыкальный слух.
Конечно речь идет о "европейской" культуре.
> Сергей, только ногами не пинайтесь, а что, миксолидийский лад ≠ классической тональности?
Конечно не равны. Классическая тональность основана на функциональных отношениях SDT, которые сформировались прежде всего в натуральном мажоре. В миксолидийском ладу нет доминантового вводного тона (7 высокая ступень) собственно, нет мажорной доминанты, поэтому функциональные отношения ослаблены.
Потребность в этом вводном тоне и воспроизведения функциональной модели мажора и привела к возникновению гармонического минора.
Конечно не равны. Классическая тональность основана на функциональных отношениях SDT, которые сформировались прежде всего в натуральном мажоре. В миксолидийском ладу нет доминантового вводного тона (7 высокая ступень) собственно, нет мажорной доминанты, поэтому функциональные отношения ослаблены.
Потребность в этом вводном тоне и воспроизведения функциональной модели мажора и привела к возникновению гармонического минора.
В модальности не существует функций, а значит нормальной классической гармонии. Просто на этих звукорядах можно посмотроить какие то характерные созвучия, они могут использоваться как аккордовые синонимы.
Что модально - то атонально. Никаких тяготений. Была какая то уже концепция, по мнению автора тритон - благозвучней, чем другие интервалы, и человек в этом был уверен.
То есть, как говорит Виноградов(автор роликов на ютубе) "Мы живем в капиталистическом обществе, любой суслик может придумать теорию и изложить свой бред на бумаге в печатном виде как авторитетный учебник и продать его"
Вот вам все семейство диатоники, например, как минимум, и используйте все эти звукоряды на свое усмотрение.
Просто слово `модальность` придумано, чтобы поиздеваться над людьми.
Что модально - то атонально. Никаких тяготений. Была какая то уже концепция, по мнению автора тритон - благозвучней, чем другие интервалы, и человек в этом был уверен.
То есть, как говорит Виноградов(автор роликов на ютубе) "Мы живем в капиталистическом обществе, любой суслик может придумать теорию и изложить свой бред на бумаге в печатном виде как авторитетный учебник и продать его"
Вот вам все семейство диатоники, например, как минимум, и используйте все эти звукоряды на свое усмотрение.
Просто слово `модальность` придумано, чтобы поиздеваться над людьми.
>В модальности не существует функций, а значит нормальной классической гармонии. Просто на этих звукорядах можно посмотроить какие то характерные созвучия, они могут использоваться как аккордовые синонимы.
>Что модально - то атонально. Никаких тяготений. Была какая то уже концепция, по мнению автора тритон - благозвучней, чем другие интервалы
В модальности функция таки существует , но только одна единственная - тоникальность ,зато каждый питч звукоряда может перенять эту функцию.
В джазе тритон не считается самым диссонантным интервалом; а в модальном джазе просто избегается , чтобы не создавать ощущения доминанты. Для построения модальных созвучий ограничений просто нет , все решает слух.
>Что модально - то атонально. Никаких тяготений. Была какая то уже концепция, по мнению автора тритон - благозвучней, чем другие интервалы
В модальности функция таки существует , но только одна единственная - тоникальность ,зато каждый питч звукоряда может перенять эту функцию.
В джазе тритон не считается самым диссонантным интервалом; а в модальном джазе просто избегается , чтобы не создавать ощущения доминанты. Для построения модальных созвучий ограничений просто нет , все решает слух.

