RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Уроки от Оклопука.
Время: 14.11.2005 22:57 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Тема первая. Аккорды.

Материал расчитан на людей имеющих базовую теоретическую подготовку и желательно элементарные знания гармонии. Не стоит рассматривать эту информацию как единственно правильную. Это базовые настройки, изучив которые можно пренебрегать (главное что бы не страдало звучание)

1. Строение.

В джазовой гармонии существует три типа аккордов: мажорные, минорные, доминантовые. В отличае от
классической (немецкой), где их четыре: мажорные, минорные, уменьшенные, увеличенные.
Мы будем оперировать сложными аккордами, так как трезвучия и септаккорды нас не очень-то интересуют.
Мажорный нонаккорд состоит из большой терции (3), чистой квинты (5), большой септимы (7), большой ноны (9) (чистой), то есть секунды через октаву.
Минорный - малая терция, чистая квинта, малая или большая септима, чистая нона.
Доминантовый - большая терция чистая, уменьшенная и увеличенная квинта, малая септима, уменьшенная, увеличенная, чистая нона.
Таким образом мы видим, что определяющим являются терция и септима. Поэтому при строении трехзвучных аккордов (бас плюс два голоса) нам достаточно только этих голосов.
Ундецим (11) (кварта через октаву) обычно не используется в доминантовой группе.
В мажорных всегда увеличенная, так как чистая создает не очень приятное звучание.
В минорных - чистая.
Звучание немного резковатое, но в этом его суть.
Терцдецима (13) секста через октаву. Испотльзуется только в доминантовой группе. Может быть чистой, уменьшенной, увеличенной.
Задержание (sus) кварта вместо терции может быть в любой группе, но чаще испотльзуется как доминанта.

2. Безбасовая структура.
Традиционно используются четырехзвучные аккорды плюс бас. Бас является основным голосом, поэтому в верхних голосах нет примы. Так ля-минорный нонаккорд будет состоять из баса ля и до мажорного септаккорда. Эта структура используется в ансамблевой игре. Гармонический инструмент играет все голоса кроме аккордовой примы, которая звучит в басовой партии и не дублируется.

3. Расположение.
Существует три расположения: тесное, смешанное, широкое. Аккорд строится от терции или септимы. все остальные надстройки занимают места в зависимости от расположения.
К примеру мы берем аккорд от септимы в тесном расположении (к примеру ля минор) бас играет приму ля, следующим идет соль (7), затем си (9), до (3) и наконец квинта ми. В смешанном этот же аккорд будет строиться по такому же принципу, но между септимой и терцией нет других голосов. (Б) - ля, (7) - соль, (3) - до, затем (5) ми и в конце (9) си.

4. Соединение.
При соединении в отличии от классической гармонии свободно допускаются параллельные ведения, параллельные квинты, и все, за что нас били по руками на уроках гармонии. При секундовом и терцовом соединении допускается параллельное движение, при кварто-квинтовом терция идет в септиму следующего голоса и наоборот.

Все остальные голоса в ближайшие.

5. Пропуск голосов.
Имея четырехголосное строение (+Б) мы должны чем-то жертвовать для введения новых надстроек. В основном страдает квинта, как самый незначительный. Вместо нее может звучать терцдецима (13) (энгармонически равная сексте), ундецима (11) (энгармонически равная кварте или увеличенной кварте в мажоре). Вместо терции может браться только кварта в случае если мы играем задержание (sus). Вместо септимы может играться секста (секстаккорд)

На правах таблицы.
Здесь я покажу какие надстройки и альтерации могут использоваться в трех типах аккордов.

Maj

Б3! - ч5,ув5 - б7! - ч9! - +11! (вместо 5) - м/б 6 (секста) (вместо 7). Мажорное задержание встречается редко.

Min

м3! - ч5, ум5 - б/м7 - ч9! - 11 (вместо 5)- м/б 6 (вместо 7) - 4 (sus) (вместо 3)

Dom

б3! - ч5 - м7! - 9 малая, чистая, увеличенная - 11 обычно не используется - 13 "-" или чистая (вместо 5) - 4 вместо терции (задержание sus)


Продолжение следует...
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 15.11.2005 05:25 

6 струн

А где мои любимые полууменьшеные?В минорных?
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 15.11.2005 07:45 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Ага. их можно рассматривать как минор 7/9 минус пять - полууменьшенный, или минор -7/9/-5 - уменьшенный уменьшенный.
Стоит обратить внимание на то, что в уменьшенных нона чистая. Звучание несколько островато, но прикольно. -9 ставить в таких случаях не стоит - очень паршиво звучит. Если есть сомнения на счет 9, то можно обойтись просто септом.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 15.11.2005 07:47 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Вообще по сути уменьшенные зависли между минорной и доминантовой группой, так как по строению больше относятся к мин, а по функцуиональности очень сильно тяготеющие, что является признаком доминантовости.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 16.11.2005 05:42 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Поехали дальше.

Обозначения.

В принципе тут я не открою Америку, это знает большинство.

Существует так называемое буквенное (цифровое) обозначение. Я привык называть это гармошкой.
1)Буква обозначается прима аккорда;
2)затем идет сокращенное обозначение ладовой принадлежности;
3) цифрами - надстройки, плюс-минус (бемоль-диез) альтерации.

Подробней.
1) A - ля;
B - си (в отличае от классического обозначения, в котором B -си бемоль, а си - Н);
C - до;
D - ре;
E - ми;
F - фа;
G - соль.
2) Мажор - иногда maj, иногда треугольничек, иногда плюс.
Минор - просто буква "m", иногда минус. Уменьшенный: малый - перечеркнутый кружок; уменьшенный - кружок или dim.
Доминанта - обычно у нее не ставится ладовое значение. Думаю, что эта традиция пошла из традиционного блюза, где основные ступени в мажоре имеют доминантовое строение.
3) Цифровое значение надстройки уже обсуждалось. Альтерация - либо плюс-минус, либо бемоль-диез. 4 или sus - задержание.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 16.11.2005 05:48 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Миди примеры.
Мажор и минор показаны звучания в порядке: тесное III, VII, смешанное III, VII. То же происходит и с ундецимаккордами.
Доминанта: 9, 9/13, +9/-13, -9/-13
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 16.11.2005 05:55 
Москва
Вибрафон, перкуссия

> А насчет баса-примы - не согласен категорически, в джазе это правило как нигде нарушается сплошь и рядом, в чем и прелесть.

Это не совсем так. У баса действительно есть постоянное движение, особенно в свинге (бопе), но опорная нота остается.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 05.12.2005 15:26 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Вторая-пятая.

Иногда этот ход называют "главным джазовым", но встречается он не только здесь.
В чем смысл? Наши построения обычно заканчиваются на тонике или доминанте. Что бы разнообразить звучание мы превращаем обычную доминанту во вторую и доминанту. Как известно на второй ступени в миноре уменьшенный, а в мажоре минор. Иногда перед второй может быть отклонение к ней (шестая высокая в мин).

II m9 - V+9/-13 - I m9 (возможны варианты в зависимости от лада и стиля)
II (какой-нить доминантовый) - V+9/-13 - I m9
II ум 9 - V+9/-13 - I m7 (см. пример II.mid)

И как всегда перед нами стоит проблема разнообразия, поэтому у нас в обиходе появляется термин "замена".
Самый простой и распространенный варианты замены - тритоновая. То есть вместо II мы используем II низкую (то есть тритон от доминанты).

II b Maj 9 - V -9/-13 - I
II b 9/13 - V -9/-13 - I (см. II b.mid)

Мы так же можем заменить саму пятую ступень на вторую низкую, взяв перед ней вторую чистую.

II m9 - II b Maj 9 - I m9 - виды и строение аккордов может быть различное, все зависит от воображения исполнителя и задач.



Это нам помогает избежать банальных кварто-квинтовых оборотов.

Кроме тритоновых существуют так же терцовые.

Здесь приводятся некоторые варианты замен, которые были сделаны для папашиной статьи.

http://welcome.inion.ru/ivanov/Dr.Beat/Zameny.mid
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 05.12.2005 15:40 
Москва
Вибрафон, перкуссия

А теперь на примере "Опавших листьев" рассмотрим некоторые варианты замен.
Listja.mid - стандартная версия.

Listja 1.mid - один из мноочисленных видоизменений.

Что тут произошло? Первые три такта остались не измененными (IV - VII - III), но в четвертом такте, я повысил шестую, заменив ее таким образом на шестой повышенный уменьшенный. После него я взял хитрый аккорд шестой ступени (по строению это sus с повышенной квартой!), тяготеющий в пятую, но вместо пятой сделал тритоновую замену и привел в тонику (A moll).

Хотя вариантов подобных видоизменения очень много, и возможно это не самый лучший. :0) Просто хотелось показать наглядно.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 06.12.2005 02:18 



Уважаемые пользователи, это топик был зонательно отредактирован, так как изначально предназначался для изложения точки зрения одного конкретного человека на джазовую теорию и гармонию. А разведение подробной дискуссии сильно мешает восприятию вышеизложенного материала для всех желающих. Если какие-то ваши вопросы остались не выясненными, или Вы имеете другую точку зрения, просба изложить всё в отделном топике.
Если действия Модератора каким-либо образом оскорбили Ваши чувства, приношу извинения.
PS: Оклопук загляни в топ про ликбез, там вобщем-то от твоего согласия всё, наверное, решается...
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 06.12.2005 13:19 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Все гостям и читателям.
Есть вопросы по материалу? Или замечания?
Принцип вопроса-ответа немного облегчил бы мне задачу, так как я не профессиональный теоретик, а исполнитель, и мои знания систематизировались не для подачи публике, а для практического использования.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 06.12.2005 14:11 

6 струн

А нельзя как-то выложить примеры в миди, чтоб они открывались в миди-редактор, а не проигрыватель?У меня зрительное восприятие лучше укладывается, чем чисто на уши, или прийдется себе шпаргалку переписывать хотя бы в ноты.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 06.12.2005 14:50 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Ты можешь сохранить их на компе и открыть в любом миди редакторе, к примеру импортировать в Кубэйс. Все контролеры там должны сохрянятся, хотя их минимум.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 07.12.2005 22:44 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Что-то я не вижу активности...
Вроде просмотры есть. Если что-то не устраивает, или не понятно говорите. Обсуждение приветствуется. Когда появится новая тема ненужное будет удаляться.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 01:59 
хз



Окей, Oklopook.
Реприка по поводу Листьев.
Во-первых, не уверен, что в оригинале III ступень выступает в роли доминанты, логичней взять все таки большой мажорный.
Во-вторых: Листья1. я бы не рискнул так сильно настораживать звучание "хитрым" аккордом шестой ступени (не тот характер заложенный автором) а оставил бы от второй перед тритоновой заменой даже в твоем же варианте аккорда, тем более, что при таком построении функции после повышенной шестой напрашивается опять квинта, т.е. вторая ступень, а разрешить уже хорошо и тритоновой заменой.
Все таки считаю, что теория теорией, варианты вариантами а гармонизация происходит от слова гармония и надо прививать хороший вкус при развитии гармонического мышления. По крайней мере лично мне этот хитрый ход после повышенной шестой слух режет. Как пример показателен, но с эстетической точки зрения не убедительно.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 07:48 
Москва
Вибрафон, перкуссия

> Во-первых, не уверен, что в оригинале III ступень выступает в роли доминанты, логичней взять все таки большой мажорный.
Ну наверное я немного слукавил на счет оригинала. :0)
Имелся в виду непосредственно кварто-квинтовый круг, а гармонизовал я немного по-своему. Мне режет слух чистый к.-к. круг своей банальностью (если не считать музыку барокко).

Возможно ты и прав, но в джазе имеют место и не такие метаморфозы. Когда проходил международный конкурс джазовых пианистов, участники зачастую выдавали гармонизации стандартов, очень отдаленно напоминающие оригинал. А когда в отдельный день выступал месье Соляль, его стандарты узнавались с большим трудом. Не скажу, что мне была по душе его игра, так как к третьему произведению я устал, но очень показательно.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 11:48 



""Что бы разнообразить звучание мы превращаем обычную доминанту во вторую и доминанту."" Думаю некоторым участникам форума может потребоваться разъяснение.
Аккорды в последовательности могут выполнять три функции: тоники T, субдоминанты S и доминанты D.
Стандартная схема T-S-D-T. Gmaj7 - Cmaj7 - D7 - Gmaj7
Аккорд второй ступени Am7 имеет три общих звука с аккордом четвертой ступени Cmaj7.
Тоника Am7 отстоит от тоники Сmaj7 на терцию. (A-C-E-G и C-E-G-B).

Как мы знаем более естественным является движение аккордов по кварто-квинтовому кругу, чего не наблюдается в Gmaj7 - Cmaj7 - D7 - Gmaj7.
И здесь мы приходим, условно, к первому типу замен, замене на медианту, т.е. замена аккорда другим аккордом отстоящим на терцию от исходного (Сmaj7 заменяем на Am7).
Есть только одно "но", это можно делать если в результате образуется кварто-квинтовый (кв-кв) круг. В нашем случае это именно так.
Gmaj7 - Cmaj7 - D7 - Gmaj7 превращяется в Gmaj7 - Am7 - D7 - Gmaj7.
В данном случае аккорд 2-ой ступени выполняет функцию субдоминанты.

Но можно пойти и дальше и заменить один из Gmaj7 также на медианту E7, это опять же приводит к кв-кв кругу.
Gmaj7 - Am7 - D7 - Gmaj7 превращяется в Е7 - Am7 - D7 - Gmaj7. Если начать движение с тоники Gmaj7 - Е7 - Am7 - D7 мы получим стандартный гармонический оборот 1-6-2-5.

Немного о заменах. Они бывают прямые и косвенные.
Прямая это когда к аккорду добавляют отдельные ступени Am7 - Am9 С7 - C7b9.
Косвенная это когда один аккорд заменяется другим. Одну из таких замен мы уже рассмотрели - замена на медианту.

Еще одна замена - тритоновая. Как она получается?

Часто на практике берут не чистый доминантовый аккорд D7, а альтерированный, т.е. с добавочными ступенями, к примеру D7b5b9 (D F# A C Ab Eb). Он создает больше напряжение и сильнее тяготеет в тонику.

Теперь вспомним нашу 1-6-2-5, в ней присутствует движение по кв-кв кругу, т.е. если начать движение с какой-либо ноты мы придем в неё же через 12 шагов (С-F-Bb-Eb-Ab-...-G-C).
Какое еще движение позволяет получит тот же эффект? Правильно, хроматика С-B-Bb-A-...-Db-C.

А теперь посмотрим на наш D7b5b9 (D F# A C Ab Eb) и перегрупируем ноты в нем Ab-C-Eb-F#-A-D. Получили Ab7b5b9, процедура перегруппировки называется обращением и аккорд Ab7b5b9 является обращением аккорда D7b5b9.

Теперь в последователности Am7 - D7b5b9 - Gmaj7 мы получаем Am7 - Ab7b5b9 - Gmaj7, т.е. движение баса из кв-кв превратилось в хроматическое.

Приемы замен позволяют обогатить изложение гармонии.

2 Оклопук
Надо быть поаккуратнее
""Как известно на второй ступени в миноре уменьшенный, а в мажоре минор""

спустя пару абзацев

"" II m9 - II b Maj 9 - I m9 "" хотя если следовать первому утверждению должно быть

II m7b5 - II b Maj 9 - I m9 и вообще-то II m7b5 это полууменьшенный

""Самый простой и распространенный варианты замены - тритоновая. То есть вместо II мы используем II низкую (то есть тритон от доминанты). "" :)

С Уважением,
Андрей
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 16:59 
хз



>Возможно ты и прав, но в джазе имеют место и не такие метаморфозы
Знаем-знаем, сами иной раз наворачиваем по самое не хочу, но это для гурманов, а тут попроще надо, для простых смертных, не отходя так сильно от естества человеческого слуха. Хотя бы на начальной стадии.
В принципе, изложенное Андреем совпадает с моими представлениями. Как не крути а основа все равно кв-кв круг, полагаю вокруг этого и надо пока что строить сыр бор, плюс ввести понятие вводных и проходящих, отклонений и модуляций. По крайней мере на данном этапе.
Теперь, хотелось бы услышать расшифровку понятия функции. Для понимания гармонизации считаю, что это весьма важный (если не один из главных) элемент и его пора бы ввести и заострить на нем некоторое количество внимания. Многое станет понятней в логике гармонии.

С уважением,
хз
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 18:16 
хз



PS
>Не скажу, что мне была по душе его игра, так как к третьему произведению я устал, но очень показательно

Вот видишь, ты сам подтвердил мою мысль, можно быть офигенным интерпретатором, но совершенно с отсутствием вкуса... :)
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 22:04 
Москва
Вибрафон, перкуссия

> Вот видишь, ты сам подтвердил мою мысль, можно быть офигенным интерпретатором, но совершенно с отсутствием вкуса...

Нет, не совсем так. Это небыло отсутвие вкуса, Он офигенный пианист, и играл с супер музыкантами, к тому же не совсем то, что я слышал на концерте, но на концерте он играл соло, то есть он был полностью свободен от общей структуры, и просто импровизировал. Это, признаюсь, было очень сложно! Не удивлюсь, если это была просто импровизация.
Если так, то я его понимаю. К примеру я, после того, как стал заниматься джазовой гармонией,абсолютно разучился играть трезвучия в реалтайме... То есть, если ты со мной решишь поджемолвать, то я автоматически буду играть сложными аккордами, потому что простые мне не ложаться на ухо. И даже когда я играю Чаккону Баха, и меня иногда просто афтоматичесски проскакивают аккорды в джазовом построении. Наверное я переусердствовал в "доведении до аффтоматизьма"...

Возращаясь к Солялю.
Он слишком щедро раздавал свое понимание стандартов, и такие, как я (дилетанты), не были способны очень долго воспринимать его. Хотя со мной во мнении сошлись и участники конкурса из Германии и Англии, с которымия я выпивал (и уже не первый день) во втором отделении (я вотку маленькими глотками, они пиво). Гы, не в тему будет сказано: они удивились, когда увидели русскага (украинца), распивающего вотку маленькими глотками. :0)
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 08.12.2005 22:07 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Блин, сообщение отправилось от случайного нажутия клавиш...
>Это небыло отсутвие вкуса...

это была сложная современная музыка, больше похожа, иногда на Хинемита.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 09.12.2005 00:50 
хз



Oklopook, все правильно, без возражений, но я ж написал что для гурманов, знатоков. Под плохим вкусом я подразумеваю с точки зрения простого обывателя, который тоже любит джаз, но более традиционный. Современный джаз способен понять и принять далеко не каждый, я бы сказал даже о своеобразной зрительской кастовости в этом направлении. Мало по настоящему понимающих людей в этой области и надо народ как бы подготовить сначала. Усек о чем я?
Ты зачал нормальный вдумчивый топ, с пониманием предмета в отличие от большинства других залихвастских и безумных.
А насчет сджемовать, с удовольствием бы, но я не практикую как исполнитель уже больше десятка лет и специализацию поменял, так что боюсь не смогу быть достойным партнером :) . Но то же лезут сложные аккорды и гармонические обороты сами по себе, однако приходиться избавляться от этого, что поделать, голод не тетка и обстоятельства чаще сильнее нас. :) Жизненный опыт научил меня уважать и любить простых людей и приблизил к ним. Примеров много и среди великих, когда с годами они как бы опускаются до уровня "попсовости", но это мудро по настоящему и я не рискну обвинять их в конъюктурности.
От простого к сложному и назад к простому, но уже с другой жизненной философией, где присутствует сложное, но воспринимается просто, логично и понятно. Предлагать сразу "смурь" народу преждевременно.
Т.е. как бы вот я о чем. Понимаешь? :) Ну не знаю как еще разъяснить свою позицю.

Ждемс в нетерпении продолжения уроков.
С искренними пожеланиями,
хз.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 09.12.2005 05:53 

6 струн

Листву если уж городить, то с самого начала
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 09.12.2005 08:46 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Гуру, ты облажался. Аккорды хорошие, но они не подходят к мелодии. У тебя есть переченье. Первый, второй в порядке, но третий минорный, а в менлодии юольшая терция. Нужно подправить.
К сожалению сейчас нет времени лезть в миди.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 09.12.2005 12:01 

6 струн

Да я знаю, но люблю минор до жути, занижаю даже на слух.Что-то блюзовое лезет помимо моей воли.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.12.2005 02:42 
хз



Лентяй, ты ж сделал отклонение, а лад оставил в той же тональности. Поменяй лад изменится мелодия, а в данном примере это как то не катит. Ну ты шутник, однако! :) Да и блюзом в мелодии не пахнет, тут же не пентатоника. Прикалываешь? :)
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.12.2005 05:46 

6 струн

Жулика разоблачили. :) На самом деле тяжеловато воспринимается гармония, для меня уже многовато диссонансов.Думаю, услышат, не услышат?Разумеется, через мажор, минор дальше можно воткнуть проходящим перед димом, он уже из привязки к мелодии выпадает.Но мне бы и в голову не пришло такое играть - обходились септами.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.12.2005 15:54 
Москва
Kramer Glide, Roland JP-8000

О! Ништяк. Мне понривилась последняя миди.
Только диста и ударных не хватает :idea2:
В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.12.2005 18:40 
хз



О, Вампир, привет! С взрослыми дядями пообщатся хахотел? :)
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 11.12.2005 16:57 
Москва
Kramer Glide, Roland JP-8000

А, кстати, как вы такие миди пишите? Что за программка такая?
В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 11.12.2005 18:29 

6 струн

Блин, даже отдельный топ не помогает!!!!
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 07.01.2006 17:26 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Ну вот я наконец-то добрался до файлов по гармонии, и есть настроение продолжить начатое.
Я долго думал, какую же тему затронуть? Мой выбор пал на вопрос о 7-6 ступени. Возможна тема не очень объемная, но довольно важная.

Начнем.
Как уже говорилось выше, септима - третья надстройка - имеет, наряду с терцией, решающее значение, так как является определяющей групповую принадлежность. Именно по ней можно отличить доминантовую группу от мажорной. Опять же, как говорилось выше, при построении аккордов в трехзвучном виде (2 голоса + бас), нам хватает только терции и септимы.
Кроме всего прочего, септима может быть заменена секстой. Так мы получаем строение секстаккорда, но просьба не путать с классическим определением секстаккорда, где секстаккордом называется обращение трезвучия, или же аккорд взятый от терции в басу.
Секстаккорд не используется в доминантовой группе, так как для этого существует терцдецимаккорд (13), где терцдецима энгармонически равна сексте. Таким образом секстаккорд может использоваться в миноре и мажоре. Под секстаккордом обычно подразумевается аккорд с большой секстой, в противном случае указывается (-6).
Строение: Бас (прима), терция (может быть кварта при варианте sus), квинта (может быть 11 в миноре и +11 в мажоре, что энгармонически равно кварте (чистая)), секста (вместо септимы), нона.
Как же чаще всего используется секстаккорд? Самый набивший оскомину вариант: 5/3 (трезвучие) - +7 - 7 - +6. То есть хроматическое нисходящее движение септимы (в трезвучии она (7) представляется как унисон примы). См. пример 7-6.mid
Это очень распространенное звучание в латине и не только.
Кроме такого применения, секстаккорд может быть очень мощным средством! Его можно использовать в миноре как тяготеющий. К примеру мы можем взять связку из нескольких параллельных минорных секстаккордов в поступенном движении, и уйти к примеру в тональность малотерцового соотношения, то есть третьей степени родства, если оперировать терминами классической гармонии. Ход из свяки секстаккордов мы встречаем у Стинга в песенке Shape of my heart, где присутсвует ход из нисходящих секстаккордов (-6), с пятого такта построения "А".
В одной из своих композиций, под названием "Девочка на шаре" для вибрафона соло, я использовал ход из параллельных восходящих секстаккордов, которые мне позволили за восемь тактов побывать в трех тональностях: родная (соль минор), си-бемоль минор (который получился благодаря подмене третьей ступени на третью низкую, хотя вполне мог иметь место си мажор, являющийся банальной третьей ступенью), и фа минор, с которого начинается следующее построение. (см. пример Devochka.mid)
Резюме: тонический секстаккорд по сути не является тоникой, так как имеет тяготение к продолжению движения.

Большая септима в миноре. Может быть очень мощным средством в конце построения. Как известно, большая септима является остро диссонирующей. В конце построения может восприниматься как задержание тоники в мелодии. То есть +7 - 1. Но иногда для придания непряждения в коде, некоторые музыканты оставляют ее не разрешенной, что придает ощущение безысходности. Лично я очень люблю минорный +7.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 07.01.2006 17:27 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Обсуждения в студию!
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 09.01.2006 07:43 

6 струн

Насчет безысходности 7+ вопрос спорный.Я к ней настолько привык, что по-моему, она ближе к устойчивой ступени.У вокалистов считается шиком закончить мелодию на этой ноте (Анофриев - ты разбей мою тоску о причАААл).
А в приложении к гитаре есть смысл освоить движение голоса вниз не только в басах, но и верхним, аппликатура получается не фонтан, но привыкнуть можно, а звучит намного острее (аккомпанемент "Вальса-бостона").По крайней мере, еще не замылило всем уши.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.01.2006 15:56 
Андрей



Я извиняюсь что опять с критикой, но я бы рекомендовал писать более внятно, разбирать более подробно. К примеру, из фразы
"Его можно использовать в миноре как тяготеющий. К примеру мы можем взять связку из нескольких параллельных минорных секстаккордов в поступенном движении, и уйти к примеру в тональность малотерцового соотношения, то есть третьей степени родства, если оперировать терминами классической гармонии."
выделить что либо конструктивное представляется очень сложным. Т.е. если я в "теме", то я и так все это знаю, информации для меня ноль, а если нет? Что значит "в миноре как тяготеющий"? "Взять связку из нескольких параллельных минорных" - нескольких это скольких? Чем обусловлен уход в тональность малотерцового соотношения?

Прошу не брать сей комментарий на свой счет, но мое мнение такое, что урок не должен переходить в формат "изложение на тему в курилке музучилища". Урок отличается последовательностью и методичностью.

С Уважением,
Андрей
П.С. Может дополнить примером типа "исходная тональность" - "уход при помощи секстаккордов" - "новая тональность - каденция"?
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.01.2006 16:17 

6 струн

Согласен, надо жевать помельче, и показывать, какую нотку тыкать. :drazn:
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 11.01.2006 01:25 
Москва
Вибрафон, перкуссия

Уважаемый Андрей, возможно, и скорее наверняка, мои рассказы сумбурны и туманны, так что коментарии приветствуются, и так же наводящие вопросы. Я не так часто провожу подобные акции, поэтому у меня нет выработавшейся методики "преподавания". Впредь буду стараться более тщательно подходить к вопросу, но не судите слишком строго.
Если при столкновении головы и книги происходит глухой стук, то не всегда в этом виновна книга.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 11.01.2006 01:37 
хз



Все намАна, Оклопук, не переживай! :) Эт называтся популярная форма...
Я блин, от зависти и уважения к вашим знаниям опять за книги засел, благо сохранил. Двадцать-то пять лет спустя, во как!!!
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 11.01.2006 10:49 
Андрей



Да, действительно, "Все намАна". Я ни кого не сужу. Более того у меня вызывает только самые лучшие чувства попытка создания этого форума. В российском Инэте я так и не нашел более менее серьезных форумов по обсуждению вопросов теории музыки.

Так что коллективными усилиями будем развивать развивать сие направление и ты, Оклопук, наш локомотив. Серьезно, без иронии.
Автор
Тема: Re: Уроки от Оклопука.
Время: 10.02.2006 10:30 
хз



Oklopook, ку-ку?! Ты хде?
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!