RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 05:54 
Москва


О восьмиступенных гаммах и центре музыки

Начну с восьмиступенных гамм, до центра музыки пока, к сожалению, далеко.
Я уже больше года использую восьмиступенные гаммы, вставляю их в аранжировки, сочиняю музыку с их использованием, и даже изобрел, что с их помощью можно делать аранжировки для струнного квартета, не зная нот.

Итак, это может быстро делать любой гитарист. Для начала рисуем гриф, и расставляем на нем точки, соответствующие гамме. Можно взять любой набор из восьми нот и гармонизовать их по принципу "через ноту". Получится последовательность из двух аккордов, которые будут проходить через все свои обращения. Каждый аккорд получается, если пропускать одну ноту в гамме, и брать каждую вторую.
Для этого сначала нарисуем аккорд, один из двух вариантов (забыл, как это называется): с тоникой на 1 и 6 струнах или с тоникой на 5 струне (см. 1st_chord.gif). Играя, можно брать любые комбинации («прогрессивные аппликатуры», 2-3-4-6 и 1-2-3-5 струны, или с пропуском каких-то тонов).
А затем просто обводим линиями следующие за этим аккордом точки (см. The_scale.gif), так, чтобы на каждой струне следующему аккорду принадлежала следующая точка. На это уходит секунд 20.
Автор
Тема: 2
Время: 26.08.2006 05:56 
Москва


А теперь о том, как я вставил две восьмиступенные гаммы в свой мегахит «Полетим со мной», который мы с ансамблем играем, а девушки поют в припеве: «Посмотрии, я твояяя…» Гармония припева очень простая: Bm9 / / E7 / F#m7
На картинке (FLY_WITH_ME.gif ) две гаммы, первая используется в припеве (F#, G#, A, B, C#, D#, E, F, F#), чтоб звучало поинтересней. Кроме аккордов, она помогла мне и мелодию для флейты сочинить. Верхние три голоса играет гитарист, а нижний голос я отдал басу (Example1.mid)
Вторая (F#, G#, A, B, C#, D, E, F, F#) – просто гитарный ход на полтакта, перед последним припевом. Правда, не каждый гитарист это быстро сыграет, но просто для примера (Example2.mid)
С помощью подобных гамм можно разнообразить любую функцию.
Отдаленно о чем-то похожем было в учебнике Манилова-Молоткова, где говорилсь, что если пару тактов идет аккорд Cmaj, и нужно его как-то разнообразить, то можно сыграть Сmaj / Ddim / и C6 в обращении от D.
Автор
Тема: 3
Время: 26.08.2006 06:03 
Москва


Лучше начать с того, что поизучать восьмиступенные гаммы, которые получатся, если в структуру обычной мажорной гаммы добавить еще одну из пяти оставшихся нот. На рисунке я расположил эти гаммы в определенном порядке, добавляя в обычный натуральный звукоряд дополнительные ноты в следующей последовательности: Ab, Db, Gb, B, E (по квартам). Извиняюсь за странную тональность, просто этот рисунок – еще и иллюстрация к следующей композиции “Fighter”.
Эта схема позволяет начать видеть какие-то закономерности взаимодействия этих гамм между собой. Например, если «скакать» от одного аккорда к тому, что расположен «под ним» в следующей гамме, то можно получить стандартные квартовые последовательности. Внутри же самой гаммы аккорды можно воспринимать, как тонику / доминанту.
Автор
Тема: 4
Время: 26.08.2006 06:06 
Москва


FIGHTER
В теме я использовал гамму
D Eb F G A Bb C Db D (можно расценить, как D фригийский с добавлением Db). На рисунке FIGHTER.gif она отмечена галочкой.
Стринги играют как раз последовательность аккордов этой гаммы:
D F A C / Eb G Bb Db (в данном случае можно интерпретировать, как Dm7/ Eb7) Мелодия тоже оттуда.
Во вступлении и второй части темы стринги играют одну из последовательностей аккордов, которая получается при изучении взаимодействия восьмиступенных гамм, относящихся к структуре натуральной гаммы (пять восьмиступенных гамм, полученных добавлением к обычной гамме одной из пяти оставшихся нот), как раз то, о чем я говорил в предыдущем посте. Эта последовательность приведена на рисунке FIGHTER.gif: синие цифры – аккорды вступления, зеленые – половина второй части темы (Example1.mid). Как видите, помимо использования восьмиступенных звукорядов по-отдельности, можно их комбинировать.
В симфо-роковом куске стринги играют вариации из следующих гамм:
D E F G A B C C# D ( D F A C / E G B C#)
D Eb F G A Bb C Db D ( D F A C / Eb G Bb Db)
Автор
Тема: 5
Время: 26.08.2006 06:08 
Москва


Здесь я развил этот небольшой симфо-роковый кусочек из Fightera, сделал его в тональности F# и добавил еще такую гамму:
F# G# A C C# D E F F# (F# A C# E / G# C D F)
Такие аранжировки для струнных теперь может делать любой гитарист, даже не разбирающийся в нотной грамоте. По сути, это быстро меняющиеся последовательности гитарных аккордов, при этом каждый голос ведет свою линию. Можно забавляться в Tabledit или Guitar Pro
Если кому и не понравится то, как это я сделал, то идея-то все-таки хорошая, на мой взгляд.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 06:10 
Москва


А это уже песня (там есть слова)
Она целиком и полностью (мелодия и аккорды) строится на двух восьмиступенных гаммах:
E G G# A B C C# D E (очень клевая гамма)
A B C D E F# G G# A

Как Вы успели заметить, подобных гамм может быть очень много. Я не считал, но только вполне употребимых наберется не меньше тридцати.
Кстати, кто-то может спросить: а ведь из таких гамм, если гармонизовать «через ноту», не получишь многих хороших аккордов, типа maj7 или m9?
Получишь, я уже придумал как. Тоже изящно. Только потом, не могу все сразу…
Ну вот… Потом еще вещичку выложу и начну рассуждения о центре музыки.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 06:13 
Москва


Да, к посту Тема: 2
Время: 26.08.2006 05:56
Все-таки забыл присоединить картинку. Две гаммы к мегахиту "Полетим со мной"
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 07:39 
Сергей



Все послушать и разобраться в том, что ты написал - пока не успел, но No Stars очень понравилась (мой любимый мажоро-минор - похоже присутствует), классное зависание во второй части со сменой размера, смещения в теме, клевые грув, мелодия!
Но мне кажется (не берусь сейчас утверждать с уверенностью), что теоретическое обоснование с этими 8-ст. гаммами неверная. Нельзя же просто арифметически складывать ноты, используемые в произведении в лады (гаммы).
Разумеется, если чередовать два 7-аккорда даже из разных тональностей, то их можно объединить механически в систему звуков, звукоряд: два 7-аккода 4+4=8 :). Не обязательно 7-аккорда, можно трезвучие с секстой... Но но какие-то звуки возможно не будут подходить на один из аккордов, а какие-то - на другой. Что делать нам с этим звукорядом-то? Вообще, надо подумать - может я тороплюсь с выводами...
===========================
Я предлагаю взять эту вещь (No Stars) и проанализировать - какие там аккорды, откуда они, и какие им соответсвуют гаммы. Потом сопоставить это с мелодией.
============================
В любом случае - музыка клевая получилась, и использование твоей композиторской технологии интересно.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 07:55 
Сергей



Я сейчас попробовал получить синтетический звукоряд из двух аккордов, пренадлежащих заведомо разным тональностям: E6 и Bbmaj.
Получился такой 8ст звукоряд: E-F-G#-A-Bb-B-C#-D.
Basstriker и всем, загадка: какую 8-ю дополнителную ноту надо убрать, чтобы получить обратно диатонический (или условно диатонический) звукоряд? :)
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 12:54 
smf



to Сергей:
может F#?
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 12:55 
smf



Ошибочка - C#
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 13:04 
smf



Если не ошибаюсь, некий Вольф Маршалл в статье о стиле Холдсворта писАл, что тот использует синтетические лады, полученные соединением 2х трезвучий. Например C и F#. Получается звукоряд - C C# E F# G A#. Тоже вариант.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 15:32 



Сергей . Если начать с ля , то Bb . А как с пробелами - в порядке ?
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 15:58 
Сергей



NP - приз в студию!
Насчет пробелов - уже намного лучше, но не надо делать пробел перед знаками препинания - только после. :)
===
2smf - как же так - если исключить С#, то останется хроматический фрагмент от g#-b - это совсем не диатоника.
===
2All А как насчет идей Старика Басстрайкера?
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 16:46 
smf



2Сергей sorry, был не в себе, хроматизм не заметил

Немного не понятно в данной системе, что является отправной точкой: два септаккорда, составляющие лад, или диат-й лад, в который добавлена нота.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 16:59 




"No Stars" сама по себе вещь красивая , без теории( ты же не по формулам от начала до конца писал) .
Мне тоже мажор-минор нравится, стильную окраску дает.


Я правда чесна до гитары как до луны далек, смотрю на клавках.
я заметил правда некоторые аккорды на ухо не ложатся, например 4ый аккорд из Example1 «Полетим со мной.... как я понял аккорды пошли по звукоряду, но хроматическая нота образовала необычный аккорд. Может он в этом стиле не звучит, здесь довольно жесткие рамки.Я до конца не анализировал, написал только что ухо сразу схватило..

а ты Kurt Rosenwinkel не слушаешь ?

Интересно бы подумать о системе которая позволяла бы нескольким инструментам импровизировать (в том числе и гармоническим,которые играют аккорды) и чувствовать себя свободно :fan:
Всем respect :dance1:
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 17:00 
Сергей



Вообще, если взять один из 8-ст. звукорядов Старика Басстрайкера и расписать на его ступенях 7-аккорды, то ничего страшного не получается.
Например, вторая гамма из No Stars - дорийский add+7:
A-B-C-D-E-F#-G-G#-A
Frrjhls получаются такие (на некоторых ступенях возникают варианты):
Am7(Am+7)-Bm7-Cmaj7(Cmaj7+5)-D7-Em7(E7
)-F#Ø-Gmaj7-G#o(G#Ø)
Видны признаки мелодического и дорийского миноров.
Можно убрать наиболее диссонансно звучащие аккорды:
Am7-Bm7-Cmaj7-D7-Em7-E7-F#Ø-Gmaj7-G
#o(G#Ø)
================
Интересно, что добавленая некоторые ступени при построении аккордов можно рассматривать энгармонически и это иногда дает интересные варианты. Например, вместо Сmaj7+5, можно играть более привычный Смaj7#11
=================
А вот аккордовая гамма для музыки с трезвучной основой:
Am-Bm-C-D-E-(Em)-D/F#-G-G#o(E/G#)-Am
Мо
жно уже творить не только на двух аккордах :) Хотя и два аккорда - тоже не плохо, как это сделал Басстрайкер (Am-G#o). Дело, конечно, не в количестве, но хорошо знать потенциальные возможности системы.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 17:14 
Сергей



smf
>Немного не понятно в данной системе, что является отправной точкой: два септаккорда, составляющие лад, или диат-й лад, в который добавлена нота.
Ага. Примерно это я сейчас и пытаюсь понять. Может это и неважно, ведь натуральный мажор можно рассматривать, как сумму 3х трезвучий, или двух ?-аккордов (Сmaj+Dm7 - модальные "прогрессии"). Можно довести систему до абсурда и получить в сумме хроматизм...
Но, главное, что она работает. Гы, пока...
======
PS (сорри, эта чересчур умная утилита Пунто Свитчер иногда переключается, когда путаешь буквы из раскладок - там я набирал Аккорды, а получилось Arrjhls :))
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 17:21 
Сергей



Жаль нельзя редактировать свои посты, а то там иногда тараканы в тексе заводятся. Надо так было:
"Интересно, что некоторые ступени при построении аккордов можно рассматривать энгармонически и это иногда дает интересные варианты. Например, вместо Сmaj7+5(CEG#B), можно играть более привычный Смaj7#11 (CEF#(=Gb)B)
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 17:50 
Сергей



А посмотрим, что с фригийским add+7:
A-Bb-C-D-E-F-G-G#-A - гамма
(аккорды Фа мажора плюс модификации с добавлением Ля бемоля).
Am7-Bbmaj(Bb7)-C7-Dm7-EØ(E7+-5)-Fma
j(Fm+7)-Gm7-G#maj+5-Am7(+7)
Оставляя самое легко съедобное, получаем:
Am7-Bbmaj(Bb7)-C7-Dm7-EØ(E7-5)-Fma
j-Gm7-G#majb5-Am7
(здесь G#majb5 в Am - приятное открытие для меня).
=========
И фригийский для другой стилистики:
Am7-Bb-C-Dm7-C/E-F(Fm7)-Gm7-G#+5-Am7
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 17:54 
Сергей



* G#maj7b5= 4x6533 - бас на 6й струне можно зажимать большим пальцем л.р.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 19:16 
Сергей



Наверное, оффтоп, но когда слушал No Stars, почему-то вспомниляся Скофилд, которого как-то снимал. Аранжировка прикольная, правда там в теме клавиши до конца не доделал. В импровизации тоже чередование пары аккордов, которые не обыграть одной общей гаммой.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 20:47 

6 струн

Я бы чуток облегчил, поближе к сэйшну
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 21:20 
Сергей



ты про что?
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 21:25 

6 струн

Звучание показалось тяжеловато, я его чуток сдвинул ближе к артпопсе. Не лю авангард, гад я.
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 21:32 
Сергей



а.. не заметил файла. Гы, передам Скофилду при случае, что ему лентяй из Рубцовска посоветовал. :)
Но мне, честно, твоя переделка категорически не понравилась. И дело не в том, что ты попытался это на попсовый танцевальный манер переделать, это ладно - дело вкуса, но ты испортил несколько очень красивых гармоний, исковеркал клевую аранжировку и самое главное - характер музыки.
Но это все знакомо - берем фирму и переделываем, получаем - что? - это самое, как обычно.
Образно говоря - подрисовал усы Мона Лизе.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 26.08.2006 21:34 
Сергей



Так все время получается, что я на себя тему перевожу. Вы не забывайте - тема про 8 ст гаммы. Тема интересная, между прочим - я для себя чего-то новое открыл.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 27.08.2006 00:19 
Basstriker



Попытаюсь ответить на вопросы, но в первую очередь хочу сказать, что для меня искать музыкальную истину в каких-то обособленных, отдельных наборах нот - давно уже пройденный этап, весьма неудачный. Понятно, что музыка живет по своим законам, не укладывающимся в столь грубые структуры. В первую очереть, обычная мажорная гамма – это своего рода отправной пункт, она дает основные функции и наиболее употребимые натуральные лады. А мелодии в основе своей обычно пентатоничны. И потом уже, в зависимости от художественной задачи, все это обрастает всевозможными отклонениями, альтерациями, всякими нотами и аккордами, которые непойми откуда появляются, но хорошо звучат. И вот тут-то теория превращается в поэзию. То есть, можно сколько угодно говорить: да, тут такой-то оборот, ставший уже стандартным, и на него мы можем сыграть то-то. Но это уже не "математика", и даже не "химия", а своего рода "русский язык" (ну, или какой-угодно). А я всегда чувствовал, что на самом деле "математика"-то есть, но мы еще не все знаем! И я уверен, что многие музыканты, особенно гитаристы, испытывают определенный "структурный" голод.

Сергей
«Нельзя же просто арифметически складывать ноты, используемые в произведении в лады (гаммы).»
«какие-то звуки возможно не будут подходить на один из аккордов, а какие-то - на другой»
Pirni
«Интересно бы подумать о системе которая позволяла бы нескольким инструментам импровизировать (в том числе и гармоническим,которые играют аккорды) и чувствовать себя свободно»

Специально щас попробовал поимпровизировать на No Stars, отключил "вокал" и поиграл соло. Все прекрасно получилось, на гармонию части А, в первую очередь, великолепно ложится Em пентатоника, можно играть ее всю дорогу, если не наскучит. Но доставляет удовольствие на E6 вставлять мажорную терцию, ноту G#; а еще клево поиграть нотами С / С#, в зависимости от того, какой аккорд звучит. Причем это не трудно, а наоборот, по кайфу. И вообще, кого это вдруг стало пугать, если на один аккорд какая-то нота прозвучит, а на другой нет? А как же тогда джаз играть?
Я, к сожалению, не уделил должного внимания тому, что там в этих гаммах с мелодиями, обыгрываниями. Но успел заметить, что какая-нибудь пентатоника туда ляжет, а что касается остальных нот, то может это и не недостаток, а наоборот, прикольно их поварьировать, особенно, если четко представляешь структуру и уверен в аккомпанементе? В любом случае удобно, если у тебя в сознании одна структура с парой варьирующихся нот. Получается нечто среднее между ладовой импровизацией и игрой по "сетке". Ну и гармонические инструменты могут, наверно, делать то же самое, просто в очередном аккорде воздерживаться от тех двух нот, которые могут диссонировать с солистом.

smf
«Немного не понятно в данной системе, что является отправной точкой: два септаккорда, составляющие лад, или диат-й лад, в который добавлена нота.»
Для меня это - структура из восьми нот, обладающая своими закономерностями. Как я ее использую, этому вообще пока и была посвящена эта тема. Два септаккорда - да, но что касается добавления ноты в диатонический лад - это своего рода один из подходов, но пока я плохо вижу "общую картину", которую пытаюсь нащупать, мне сложно отвечать на подобные вопросы. По-моему, Сергей прав, что это не важно, но вернее, просто это что-то другое.

Сергей, твои гармонизации хороши. Правда, они сводятся в целом к тому, что если к структуре мажорной гаммы добавить какую-то ноту, то она позволит получить какой-нибудь новый хороший аккорд или надстройку. То есть, это уже другой принцип. Когда напишу свои первые мысли по-поводу центра музыки, там как-раз будет нечто похожее.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 27.08.2006 00:21 
Basstriker



И еще одна песенка моей группы, тоже про любовь. Здесь куплет и бридж основаны на двух восьмиступенных гаммах (Rain_SCALES.gif):
F, G, G#, A, C, D, D#, E
C, Eb, E, F, G, Ab, A, Bb (эта аналогична той, что в No Stars)
Если бы не первая гамма, куплет был бы слишком банальным, представляется какой-нибудь тупой фанко-дорийский грув.
Когда я сочинял песню, и решал, что сделать в бридже, попробовал взять гамму, которая была бы как-то структурно связана с первой. Попробовал ту, которая симметрична ей относительно ноты ДО. И сработало. Эта симметрия видна на рисунке Rain_INTRO.gif. Здесь же последовательность аккордов вступления. Пусть это будет первой ласточкой в этой теме к вопросу о центре симметрии музыкальных структур. Правда, я вот все интригую, а сам еще ничего внушительного в этом смысле не открыл, только первые попытки... Но все-равно расскажу.
Ну и наконец, фишечка в куплете (не переборщил ли я тут с фьюжном, песенка все-таки?). Здесь вроде по той же гамме, бас тоже ее играет, но аккорды я уже подобрал просто так, чтоб получилось, не по какому-то единому принципу, как обычно делал.
В следующих постах расскажу, как еще можно гармонизовать эти гаммы и перейду к безудержному полету фантазии в сторону центра музыки.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 27.08.2006 06:37 

6 струн

Сергей
Я ему ничё не советовал, на меня стрелки не переводи.Я чутка облегчил, бо основной вариант слушать тяжко.Музыка всеж игра, а не работа.
Ну, прикалываюсь я над сильно серьезными весчами...
После того, как амур ушел пописать за угол, необходимость в игре у клоуна исчезла..сухум
бабалайка
:dyavol:
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 28.08.2006 10:22 
Москва
Гитара

ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ Страйк,

Я в шоке я думал будет много меньше, пистеЦ ты перетрудился, слуш а ты как себя чуствуешь???
Решпектище тебе огромный :)

Пока осилил первые апликатуры, но это ж ты добавил в дорийский пониженную квинту F# или Gb правильно, но это ж очень многие так делают от того же Блэкмора и далее когда проходил курс Рок у ПСБ как раз рассматривались вещи Перпл Дип в контексте теории дорийского блюзового минора


Это про первые апликатурные примеры

ЗЫ Кто нить че нить понял :)
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 00:19 
Basstriker



6FM, спасибо, чувствую себя хорошо,готовлю дальнейший материал:) Как видишь, за этот топик я сразу получил золотую звезду музикфорумз.
Сергей, а как ты все-таки эти гаммы гармонизовал? Каков алгоритм? Я, похоже, не сразу оценил, извиняюсь. Ты показал готовые аккорды, но хотелось бы узнать, как ты думал. И что означает "энгармонически" (по поводу maj+11 // +5)?
Продолжаю готовить дальнейший материал, а пока у меня есть картинка, это обычные септаккорды натуральной гаммы. Но очень красиво получается! Поиграл с удовольствием. Сейчас не успеваю порассуждать, тороплюсь... Что касается графического алгоритма, то он, по-моему, и так виден
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 00:36 
Basstriker



На всех этих картинках подразумевается, что, конечно, можно играть на 1-3-4-5 струнах, верхний звук перенести на нижнюю струну. На последней картинке так чаще клево получается
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 07:06 
Сергей



>Сергей, а как ты все-таки эти гаммы гармонизовал?
Это очень просто. Я знаю, что ты не любишь ноты, но с ними это проще всего сделать. Ты можешь сделать это в гитар про чисто механически на нотном стане (можно на клавиатуре), а прога представит это в виде даблатуры и графически на грифе. А делаешь так:
На нотном стане записываешь гамму, с которой ты разбираешься. Для начала, например До мажор. Затем, тупо ставишь над каждой нотой еще три - по терциям. Если первая До у тебя на 1-й добавочной, то остальные будут на линейках (на 1,2,3 - линейки считаются снизу вверх, как этажи в домах). Так получился первый 7-аккорд. Теперь вторая нота гаммы находится у тебя между (как бы) первой добавочной и первой линейкой. Рисуешь механически 3 ноты между линеками. Получаешь аккорд Dm7. Потом опять на линейках - Em7 и так далее - то на линейках, то между (так выглядят терции).
В результате у тебя получатся аккорды на ступенях мажорной гаммы, которые и состовляют гармоническую основу До мажора:
Cmaj7 - Dm7 - Em7 - Fmaj - G7 -Am7 - Bm7b5 - Cmaj7
===========================
Или трезвучия:
С-Dm-Em-F-G-Am-Bdim.
Поскольку уменьшенное трезвучие не всегда уместно звучит в трезвучной гармонии можно заменить аккорд 7-й ступени на обращение - секстаккорд пятой G/B, так же можно использовать Секстаккорды на 3 и 6 ступенях (III6 и VI6)
Можно сыграть такую гамму трезвучиями 9про 7-акк не говорю, потому что они в любом джазовом самоучителе):
Нисходящая гамма:|| С-G/B-Am(или F/A)-Am/G(or G)-F-C/E(Em)- Dm-G|| Обычно минорные играются все-таки как 7-аккорды, а в мажоры добавляются всякие add2.
==================
Теперь то же самое надо сделать с 8-ступенной гаммой.
Для примера возьзьмем тональность Am и добавим ноту G#.
Тогда у нас получатся такие аккорды на стпенях этой гаммы:
1 - Am7 или Am+7 ( в зависимости от того какую ноту мы выбирем G или G# - думаю, здесь лучше G=Am7)
2 - Bm7b5
3 - Cmaj7 (или Cmaj7+5 с G#)
4 - Dm7
5 - Em7 или E7
6 - Fmaj
7 - G(7) или G#o
Теперь из всего этого ты берешь 7-аккорды 1 и 7 ступеней и гармонизуешь ими гамму, как ты делаешь - это уже частный случай.
=========================================
====
теперь по поводу энгармонизма.
Там у нас была 8 ст гамма на основе дорийского Am (addG#).
Строя аккорды по терциям мы получили такие аккорды на третьей ступени: Cmaj7 (его 5-я ступеннь G) или вариант с +5 Cmaj7+5 (c повышенной квинтой - G#). Maj7+5 - довольно авангардный аккорд...
Но в этой гамме у нас так же была нота F# - дорийская шестая, которая,(как видно из построенноого на нотоносце) не входит вроде в терцовую структуру аккорда С мажор. Но мы можем представить ее как пониженную пятую в аккорде Cmaj? если запишем ее через энгармонизм, как Gb(=F#). Или можно просто представить эту ступень, как #11=F#.
таким образом мы получили еще один хороший аккорд в этом ладу: Cmaj7-5 или Cmaj7#11.

>Специально щас попробовал поимпровизировать на No Stars... великолепно ложится Em пентатоника, можно играть ее всю дорогу, если не наскучит.
Неужели ты думаешь, что я не способен использовать Em пентач, если я пишу, что это мажоро-минор. таким подходом я пользовался тогда, когда делал первые шаги на гитаре. речь идет об искусственной структуре, которая у тебя там получилась. И, когда я говорю об этой проблеме, это не значит, что мне сложно импровизировать по тем аккордам - я могу предложить десяток подходов, чтобы ее обыграть. Вопрос в том, как ты предлагаешь использовать 8-ступенную гамму в импровизации. Избегать левые ноты - это понятно... Можно вообще предложить играть везде хроматическую гамму, избегая неподходящие ноты.
Или может ты и не думал ее использовать в качестве строительного материала для импровизации. Тогда я и говорю, что она получилась "по факту": сочинил подходящую мелодию, а потом выписал все использованные ноты и получил звукоряд. Только это уже не лад, или это 7-ступенный лад с переменными ступенями.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 09:36 
Basstriker



Спасибо, Сергей! Щас на работе, потом осмыслю глубже...
А ноты я очень даже люблю! В свое время пять лет ноторафиком работал, фортепианные страницы Рахманинова в Score набирал:))
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 11:01 
хз



Ниасилил... :) Вот до чего попса доводит :sweat:
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 12:24 
Basstriker



"Можно вообще предложить играть везде хроматическую гамму, избегая неподходящие ноты"
Вот это было бы великолепно, найти бы способы! Чтоб практически было удобно, не сухая теория, а реально для игры. Так что тут ты в чем-то прав, отчасти мои идеи стремятся к чему-то похожему. Дело в том, что всевозможные гаммы и лады структурно взаимосвязаны между собой. Это видно и на восьмиступенных гаммах, например, на том рисунке, где их пять штук в определенной последовательности расположено. Если посмотреть на точки на грифе, то будет видна симметрия всех этих гамм относительно ноты До (в зависимости от тональности, нота может быть разной).
Также и в обычиной мажорной гамме, есть центр симметрии - тоника дорийского лада (в До мажоре - нота Ре)
На гитарном грифе все это хорошо видно, как я уже говорил, я считаю, что гриф - это сравнительно новый теоретический инструмент для изучения музыкальных структур (не знаю, нормально ли выразился).
Ну, вот я и начал говорить о центре симметрии в музыке!
Он реально существует и вокруг него все вертится, я в этом уже не сомневаюсь. Вопрос только - изучить все это дело и научиться извлекать практическую пользу. В этой теме я выложу картинки, где будет видно, как вокруг этого центра симметрии распологаются аккорды натуральной гаммы (я заметил, что ее называют "диатонической", так правильно?), причем сразу видно что-то интересное, и попробую двигаться дальше. К сожалению, я только недавно начал это рассматривать, и у меня еще нет никакой "системы". Но ведь это же не эзотерика какая-то, штука то конкретная, так что может и заинтересую тут кого-нибудь, и поэкспериментируем вместе.
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 12:31 
Нерезиновая
Бас-гитара, тенор-гитара, синтезатор, луп-станция, казу

Страйкер,

Думаю, что особенно наглядно вся симметрия будет видна на гитаре, если настроить её по квартам, от ми до фа, например. Сам пока не пробовал, но руки очень давно чешутся. Или ещё вариант: семь струн по большим терциям, от ми до ми.
Дармоедов вызывали?
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 12:34 
6FM



А можно вне сабжа...

А кто такой Сергей, очень кого-то он мне напоминает, но вот кого...

Почесав репу....



Сергей а ты сучайно не Борисыч :)
Автор
Тема: Re: Идеи Старика Басстрайкера
Время: 29.08.2006 13:04 



2basstriker

Интересно бы подумать о системе которая позволяла бы нескольким инструментам импровизировать (в том числе и гармоническим,которые играют аккорды) и чувствовать себя свободно»

----------------
Специально щас попробовал поимпровизировать на No Stars, отключил "вокал" и поиграл соло...
Это ты сам сверху играл,тем более вещь знаешь, это на в счет...

Допустим если бы три инструмента в 8струнном ладу играли , какие тогда полутона гармонический инструмен выбирает ? Для интересного звучания, но чтобы не было "странных" созвучий , напр.
(Для примера возьзьмем тональность Am и добавим ноту G#.)см.выше

Если солист свободно играет фразы в этом ладу, то могут быть такие созвучия -- на Аm+7 сверху G ,или то же с Cmaj7 (или Cmaj7+5 с G#)
здесь - G(7) или G#o проблем нет это в уменьшенную гамму входит.
----------------------------
И вообще, кого это вдруг стало пугать, если на один аккорд какая-то нота прозвучит, а на другой нет? А как же тогда джаз играть?

Ну здесь позволь в корне не согласится...! или джаз это просто какофония где все от балды играют ? скорее наооборот, каждая нота должна быть оправдана теорией(или свое системой) но и ложиться на слух тоже (намаловажно)
-----------------------------------
-

Я, к сожалению, не уделил должного внимания тому, что там в этих гаммах с мелодиями, обыгрываниями.

По моему это важно , иначе много неясностей, да интересные аккорды, а что сверху играть ? есть много концепций ...,
-----------------------------------------
Но успел заметить, что какая-нибудь пентатоника туда ляжет, а что касается остальных нот, то может это и не недостаток, а наоборот, прикольно их поварьировать, особенно, если четко представляешь структуру и уверен в аккомпанементе?

ну ..пентатоника понятно,это самый простой способ.Как именно их поварьировать ,вообщем чтоб фразы разные строить...?
-------------------------------------
--
Ну и гармонические инструменты могут, наверно, делать то же самое, просто в очередном аккорде воздерживаться от тех двух нот, которые могут диссонировать с солистом.

Вот камень преткновения !
------------------------------

еще мысль, в ладовой музыке из любых ступеней лада можно между собой составить аккорд (это теория, тоесть до мажор можно и локтем нажать)

Мне до гитары как до луны , так что мыслю клавками - опять же-

Для примера возьзьмем тональность Am и добавим ноту G#.

Здесь интересные созвучия допустим Аккорд(ноты) - СGG# , ,бас - А, функциональные ноты Минора,Септа и Maj аккорда ,если басу пойти по обращениям, можно еще что нибудь найти.
На Rhodes piano точно красиво будет звучать. Тока для гурманов ! Слабонервным на ухо строго воспрещается :lol: :lol:

P.S Cпасиб 2Cергей я иногда исп. его текст. (All Rights Reserved)
:dance1: :dance1: :dance1:
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!