Понимаю-понимаю. Но я с этим ещё отчасти "борюсь" в тестах. Иногда распознаю ступени (мы же о моноладе?), а иногда в поступенных хроматических движениях всё-таки ориентируюсь на полутона. В тестах, наверное, так и надо - переключаться с одного на другое. Но должна быть лёгкость того и другого восприятия, а у меня в некоторых случаях полутона "командуют". Думаю, это упражнение как раз поможет быстрее продвинуться.
>> С этим точно придётся много работать - очень непривычно. > А что сложного? Темп медленный - ухватили первую ноту, как в 17, а дальше поете шаблон.
Наверное, твёрдого шаблона ещё нет. Кроме хроматической гаммы ведь никогда хроматизмы не пела. Я сейчас тренируюсь по своему "словарному запасу". Освою.
> Наверное, твёрдого шаблона ещё нет. Кроме хроматической гаммы ведь никогда хроматизмы не пела.
Полезно попеть хроматизм с гармонизацией
Типа такого http://rghost.ru/8vFHXwHkg
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
>> Насчёт "слышать краску" пока ничего не могу сказать. >Имеется ввиду окраска ладового портрета. Ведь, когда поете хроматическую гамму Вы чувствуете смену красок? >Мне нравится петь хроматическую гамму именно из-за переливчатой смены красок ступеней. То есть я не пою полутона, а пою ступени.
Я понимаю, о чём Вы говорите, и знаю, что слышу не так, как Вы. И знаю, почему
"Переливчатая смена красок", - звучит как стих.
Я на днях играла в детскую онлайн-игру "Проверка слуха" (virartech.ru/games/19-hearing-test). Там высота тона меняется от 100 центов до 8 центов в последних заданиях. Оказалось, что сразу прошла задания и слышу разницу в 8 центов. Там не на скорость, так что не воспринимаю как тест, но меня это натолкнуло на мысль, что происходит с хроматической гаммой.
Недавно хроматическая гамма была для меня слишком диссонирующей - в целом об окраске. Сейчас воспринимаю её как гармоничную. Чем больше чёрных клавиш, тем красивее.
А когда пою вслух "словарный запас", некоторые звуки неточно интонирую. Как я понимаю, здесь тоже идёт интериоризация. Не нравится, как интонирую Си. А раньше не замечала - вот тоже что-то происходит. Сижу - синхронизирую слух и голос. Видимо, плаваю туда-сюда на какое-то количество центов, и дискомфортно. Я из "непоющих".
Так что "переливчатую смену красок" во всей полноте предстоит открыть для себя, когда прекратится это плавание. А пока мне просто нравится хроматическая гамма - больше, чем мажорная/минорная.
Вообще, такое чувство: пока не освоены все 12 звуков, конструкцию приходится поддерживать. А когда слух знает все 12, они как планеты в космосе - создают систему, которая не может рассыпаться. И там столько красоты! Но это лирика )
>>А когда пою вслух "словарный запас", некоторые звуки неточно интонирую. Как я понимаю, здесь тоже идёт интериоризация. >>Не нравится, как интонирую Си. А раньше не замечала - вот тоже что-то происходит. Сижу - синхронизирую слух и голос. >>Видимо, плаваю туда-сюда на какое-то количество центов, и дискомфортно. Я из "непоющих".
Конечно, сейчас любые занятия чем-то да помогут.
Думаю, справлюсь без хора, а то времени совсем не будет )
Каждый день улучшения. Ещё хроматизм с гармонизацией - и всё выравняется.
>В первом надо определять последнюю ноту (все белые) в конце хроматического движения. >Задача - слышать краску ступеней До мажора после смазывающих ощущения хроматических нот. >http://rghost.ru/8MfksLLD9
Так это то же самое 17-е упражнение!
а) другой ритм;
б) все белые и чёрные;
в) разнородные последовательности - от 3-х до 6-и звуков.
Конечно, оно в 10 раз сложнее. Но очень интересное: кусочки хроматической гаммы, только мне в голову не приходило прорабатывать её таким способом.
По ходу дела появилась идея на будущее: петь звуки белых клавиш и подстраивать к ним с двух сторон подобные хроматические движения.
> А если записаться в хор попеть? Должно помочь
Чему помочь? Хоры плавают по строю.
У меня знакомый абсолютник записался в хор. Его там корежило, когда в нотах одно написано, а они поют другое.
Потом он научился отключать (!) абсолютный слух. так что ему помогло. ))
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Поподробнее.
Знаки альтерации ставлю не по правилам хроматического движения, а как в курсе Бережанского. Привычнее для тех, у кого нет муз. образования (для меня, в частности).
ВНИЗ (от До 2-й октавы)
до-си-сиЬ-ля-ляЬ-соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
си-сиЬ-ля-ляЬ-соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
ля-ляЬ-соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
фа-ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
ми-миЬ-ре-реЬ - ДО - до-до
ре-реЬ - ДО - до-до
си-сиЬ-ля-ляЬ-соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ-до - СИ - до
ля-ляЬ-соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ-до - СИ - до
соль-фа#-фа-ми-миЬ-ре-реЬ-до - СИ - до
фа-ми-миЬ-ре-реЬ-до - СИ - до
ре-реЬ-до - СИ - до
... аналогично для остальных ЗВУКОВ белых клавиш
ВВЕРХ (от До малой октавы)
до-реЬ-ре-миЬ-ми-фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си - ДО - до-до
ре-миЬ-ми-фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си - ДО - до-до
ми-фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си - ДО - до-до
фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си - ДО - до-до
соль-ляЬ-ля-сиЬ-си - ДО - до-до
ля-сиЬ-си - ДО - до-до
си - ДО - до-до
ре-миЬ-ми-фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си-до-реЬ - РЕ - до
ми-фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си-до-реЬ - РЕ - до
фа-фа#-соль-ляЬ-ля-сиЬ-си-до-реЬ - РЕ - до
соль-ляЬ-ля-сиЬ-си-до-реЬ - РЕ - до
ля-сиЬ-си-до-реЬ - РЕ - до
си-до-реЬ - РЕ - до
до-реЬ - РЕ - до
>> Смысл же в том, чтобы рулил константный слух? Ну, вот... >Ну - да. >Но не просто и, пожалуй, сложнее, чем в моем первом.
Наверное, сложнее, но меня незнакомый ритм сбивает, так что пока сложность кажется одинаковой )
>>ВНИЗ (от До 2-й октавы) >>до-си-сиЬ.... >То есть вниз или вверх по хроматизму от любой белой ноты до любой другой белой и от нее по ладовой попевке. >Верно?
Да, в целом.
Только я иду как в примере: от любой белой до конкретной белой - прорабатываю её.
Потом от любой белой прорабатываю следующую конкретную белую.
В общем, если запутала, могу расписать всё упражнение от начала до конца.
Получается, что я всегда иду к одной конкретной ноте через всё более и более короткие хроматические мелизмы.
Для меня хроматических движений будто не существует - просто нота и её интонация ладового тяготения. Хроматизмы не должны меня сбивать - всё "по мотивам" Вашего упражнения.
Всё, что в моём примере слева от ЗВУКА - это "трель", слабая доля, затакт - образно.
ЗВУК - это сильная доля, целая длительность, акцент - как угодно.
Интонация ладового тяготения - то, слышу в итоге, распознавая звук.
Всё ради звука...