RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 12:03 



Я вот, все-таки никак понять не могу: ну если Вы по памяти воспроизводите любую ноту в более чем 60% случаев и по 96/100 нот узнаете - так, наверно, это и есть АС?
В противном случае, о чем тогда говорят такие показатели?
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 12:43 



>Я вот, все-таки никак понять не могу: ну если Вы по памяти воспроизводите любую ноту в более чем 60% случаев

Обобщать не получится, потому что с каждым звуком по-разному. Пока только с Ми перешла за 60%.

> и по 96/100 нот узнаете - так, наверно, это и есть АС?

Я не сомневаюсь, что это какой-то начальный уровень, но посмотрим, что будет дальше. Надо ведь ещё научиться этот навык использовать. Думаю, существенно продвинусь, когда начну заниматься сольфеджио с преподавателем.

Пока я не могу идти к преподавателю, потому что есть вещи, которые не смогу объяснить - то же "противостояние тоник". Как начнёт это проявляться, выгонят с сольфеджио с диагнозом "медведь на ухо наступил" :) Не рассказывать же людям, которые вообще не в теме, что это неокрепшее двойное слышание. Так что сначала надо подтянуть себя до определённого уровня, а потом к преподавателю.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 16:26 



>>Пока я не могу идти к преподавателю, потому что есть вещи, которые не смогу объяснить - то же "противостояние тоник". Как >>начнёт это проявляться, выгонят с сольфеджио с диагнозом "медведь на ухо наступил" :) Не рассказывать же людям, которые >>вообще не в теме, что это неокрепшее двойное слышание. Так что сначала надо подтянуть себя до определённого уровня , а >>потом к преподавателю.

Мне кажется, если Вы четко прошли первую и более часть курса Бережанского, вот это вот мнительность и не более, никто ниоткуда не выгонит
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 16:49 



Дело не в том, выгонят или нет :)
Я же не смогу просто "ходить" на сольфеджио. Надо будет заниматься - значит, отодвинуть свои текущие занятия. Мой план:

а) проработать на сайте все "пятёрки", "шестёрки" и т. д.;
б) выполнить 915 диктантов (они маленькие) из сборника упражнений, о котором говорил П.Н. (сейчас делаю аудио-файлы);
в) научиться различать 144 интервала вне тональностей (начинает получаться);
г) в аудио-курсе 21-е упр. не делала, так что 1-я часть не пройдена (наращиваю скорость).

Кроме того, пою басовые партии, кварто-квинтовый круг и пр. Всё это взять и бросить - просто преступление. А времени на всё не хватит. В общем, в ближайший год мне есть чем заниматься.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 16:54 



Это если идти на сольфеджио к Сергею или П.Н. - другое дело. Только мне до Москвы 4 часа самолётом в одну сторону )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 20:20 



>>сиЬ-си-до-реЬ
>... снова противоборство двух претендентов на тонику - До и СиЬ.

Понадобилось 49 попыток (с учётом перехода на медленные темпы), чтобы пройти эту "четвёрку" в темпе Andante.
Проблема решена.
Хорошо, что из 495-и "четвёрок" только одна потребовала столько времени.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.04.2016 20:35 



>... никто ниоткуда не выгонит.

Не выгонят, так будут дальше идти по программе. А я вот так застряну с какой-нибудь локальной задачей, где конфликтуют относительный и константный слух. И смысл тогда? Нет, мне тут надо доработать.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 02:22 



У нас тут просто в уч заведении такая штука - люди переходят в силу обстоятельств к другому преподавателю по сольф, и временно "скатываются" (потом нагоняют) т к каждый преподаватель - своя методика, идет привыкание что-ли.

В общем мне кажется, слух такая штука, где полезно "заходить " с разных сторон и подходов. Это мое мнение ,не навязываю, может неправ.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 03:43 



В общем я стараюсь сегодня заниматься тем, что смогу использовать уже завтра.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 10:40 



>В общем я стараюсь сегодня заниматься тем, что смогу использовать уже завтра.

Очень рациональный подход! Как это связано с развитием АС?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 10:46 



> ... слух такая штука, где полезно "заходить " с разных сторон и подходов.

Для музыкального слуха в целом - конечно. АС, как составная часть, не может опережать остальное.

Хорошо, что мы все идём разными путями. Больше опыта накопится.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 13:34 



> каждый преподаватель - своя методика, идет привыкание что-ли.
>В общем мне кажется, слух такая штука, где полезно "заходить " с разных сторон и подходов.
Я считаю, что это различие в подходах именно признак бессистемности. Диссциплина Сольфеджио выработала много инструментов и упражнений и многие преподаватели пытаются использовать (развивать) все одновременно, снижая эффективность достижения необходимой текущей цели.

Напрмер, мало пользы писать полноценные диктанты и читать с листа полноценные номера, примеры мелодий из народных и классического репертуара (хм, в мелодическом миноре, например), если человек не узнает отдельные ноты по ладовым портретам и не может их произвольно воспроизвести.
Или мало пользы скакать по разным тональностям, если еще не выработана мышечно-вокальная память на позиции нот в одной.
Часто в классах сольфеджио все подченино плану, заточенному под изучение теории.

Поэтотум преподаватель должен иметь четкую концепцию продвижени и руководствуясь ею, вести студентов к цели. Таких преподавателей мало. Многие учат так ,как учили их, то есть случайным привычным способом.

Советую всем читать книгу Уткина "Воспитание профессионального слуха музыканта в училище", там все разложено по полочкам.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 14:36 



>Часто в классах сольфеджио все подченино плану, заточенному под изучение теории.

Есть свежий пример. Племянник-скрипач через месяц закончит муз. школу. По сольфеджио всегда была "пятёрка" - лучший в классе. Участвовал в олимпиадах по сольфеджио - тоже где-то на высоких местах. Преподаватель из муз. колледжа. К выпускному классу у племянника стали появляться плохие отметки. Он лучший - что уж говорить про остальных. Никто не справляется с диктантами, но преподаватель просто идёт по программе. Родители недоумевают - в чём смысл таких занятий? Видя всё это, я очень задумаюсь насчёт того, где и как осваивать сольфеджио.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 19:57 



> К выпускному классу у племянника стали появляться плохие отметки
Раз он скрипач, думаю, со слухом у него все впорядке. А плохие оценки - это попытка стимулировать ученика, который раньше хорошо занимался, а теперь у него в голове что-то другое - это возрастное )))
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 20:06 



>> К выпускному классу у племянника стали появляться плохие отметки
>Раз он скрипач, думаю, со слухом у него все впорядке. А плохие оценки - это попытка стимулировать ученика, который раньше хорошо занимался, а теперь у него в голове что-то другое - это возрастное )))

Это я всё понимаю ))
Дело даже не в отметках (в гимназии-то он отличник, да и в муз. школе по другим предметам). У них вся группа так: раньше справлялись с заданиями, а теперь будто не учились. Может быть, преподаватель их натаскивает на более высокий уровень - напоследок. Но в результате они ненавидят сольфеджио, и теперь лишь бы закончить. Вот и разберись - то ли преподаватель палку перегнула, то ли у детей компьютерные игры в голове.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 18.04.2016 20:18 



Когда я ещё не занималась музыкой, мне подруга рассказывала про свою тётю - преподавателя сольфеджио в муз. училище. Она давала студентам такие огромные домашние задания, что не справлялся никто. Оказалось, она так делала специально. Они не успевали выполнять все номера, но в среднем делали намного больше, чем требовалось :) А если бы она сразу задавала меньше, они бы всё равно не всё делали, и в среднем пропевали бы за год существенно меньше. Вот так она держала их на высоком уровне.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 01:04 



Подбираюсь к интервалам.
Пока просто: гармонические интервалы вверх от До в пределах кварты, узнавание 97%.
Медленно, иногда переслушиваю.
Но главное, что я распознаю их не по расстояниям, а используя константное слышание.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 01:23 



Со всеми интервалами вверх от До результат похуже, но для первых попыток тоже неплохо.
Совсем недавно для меня это было фантастикой - даже от звука До.
Из этого заключаю, что выбрала правильный подход: интервалы интериоризуются так же, как отдельные звуки.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 02:50 



На самом деле "интервалы от До", это даже проще, чем просто ступени. Потому что, когда мы определяем ступени, мы должны мысленно помнить тонику, не уйти от нее, а в случае "интервалов" эта тоника звучит. Звучание интервала - откровенная подсказка, которой в реальности не будет.
С другой стороны вы привыкает к консонансам и диссонансам. А потом вы вдруг услышите консонанс (например, Ми-Си 3-7) с неустойчивой ступенью (напр. Си) и это будет сбивать.
Поэтому интересно слушать интервалы (ноты в интервалах) , когда основание любое, кроме тоники.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:04 



Будет, все будет :) В своих упражнениях я уже слушаю интервалы вразбивку, а на сайте пока попробовала от До.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:18 



>На самом деле "интервалы от До", это даже проще, чем просто ступени.

Сергей, для меня это не было проще. Насчёт звучания тоники - да, подсказка. Но есть нюанс.

>С другой стороны вы привыкает к консонансам и диссонансам. А потом вы вдруг услышите консонанс (например, Ми-Си 3-7) с неустойчивой ступенью (напр. Си) и это будет сбивать.

А меня, видимо, сбивали консонансы-диссонансы в интервалах от До. Ведь в отличие от звучания ступеней появились дополнительные краски, и они сначала сбивали. Например, при распознавании единичного звука Ля слух "вспоминает" минорную окраску попевки ля-си-до. А в случае с гармоническим интервалом До-Ля появляется еще мажорная окраска. Моему слуху пришлось к этому адаптироваться. И теперь, конечно, все просто :)
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:31 



А интервал До-Фа#? Это же был ужас. Тритон вообще уводил слух от звука Фа# - я его не узнавала. Также перестала слышать СиЬ и ЛяЬ. Конечно, не было проблем с МиЬ, Ми и Фа - там же не появилось новых красок. Так что, не все было запросто )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:31 



> при распознавании единичного звука Ля слух "вспоминает" минорную окраску попевки ля-си-до.
Это скорее исключение, особенность Вашего восприятия - слышать там минор не совсе правильно - это значит Ля тоника параллельного минора. А на самом деле это должна быть терция субдоминанты (которая идет в доминантовую терцию Си и разрешается в До. Это, кстати, (это мое мнение) недостаток методики Бережанского, что он не дает тональной гармонизации неустой->устой. Брайнин дает гармонизацию для попевок - это более эффективно - проверено.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:34 



> тональной гармонизации неустой->устой.
функциональной гармонизации
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:45 



Может быть, я и не слышу минор, не знаю - но это упрощённая иллюстрация - почему появились сложности, как я думаю. Все же есть какое-то "перекрашивание" или просто новая ситуация для слуха, и он немного забастовал.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:55 



> Брайнин дает гармонизацию для попевок - это более эффективно - проверено.

Мы же не знаем, что играет Бережанский на уроках :) Сколько там еще нюансов, возможно, не отраженных в курсе.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 03:58 



еще одна проблема, что часть попевок Бережанского привязывает к нижней тонике и эти "интервалы" (1-4) узнаются легко, а часть звуков сами как бы оказываются нижним звуком интервала (5-1) и поэтому эти интервалы сначал плохо узнаются (1-5, 1-6, 1-7). Видимо так... точно не знаю, так как я с самого начала делал добавочные упражнения с тоникой внизу (с "органным пунктом"). И не только с тоникой...
В конце концов важно слышать ноты "абсолютно" на фоне любой меняющейся гармонии. И, что характерно, чем лучше у ученика относительный слух, тем му труднее это дается. Люди со слабым относительным или гармоническим слухом как бы просто не замечают этих гармоний и првильно называют ноты, а те у кого хороший слух, начинаю путаться.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 10:33 



>... я с самого начала делал добавочные упражнения с тоникой внизу (с "органным пунктом"). И не только с тоникой...

Я сделаю такие упражнения со всеми интервалами, от каждого звука. Это напомнило мне пение на заданный интервал выше или ниже звучащей ноты, о чём недавно говорил SomeOneUser. Я ещё тогда поняла, что мне это надо тренировать. А оно вот где проявляется, оказывается.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 10:41 



>еще одна проблема, что часть попевок Бережанского привязывает к нижней тонике и эти "интервалы" (1-4) узнаются легко, а часть звуков сами как бы оказываются нижним звуком интервала (5-1) и поэтому эти интервалы сначала плохо узнаются (1-5, 1-6, 1-7). Видимо так...

Мне тоже было интересно, почему плохо прослушивается Соль. Казалось бы - звук, натренированный с первых упражнений курса, да ещё устойчивая ступень. Не то, что интервал До-Соль совсем не распознавался, но надо было вслушиваться - не было лёгкости, как с узнаванием изолированного звука Соль.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 11:01 



Меня радует, что проблемы "перекрашивания" стали решаться довольно быстро. Я это связываю с тестами на сайте - они меня сильно продвинули. Видимо, там восполняется недостаток каких-то навыков. Ведь ещё осенью (чуть больше полугода прошло), когда я прорабатывала на сайте чёрные клавиши в одной октаве, приходилось много-много раз повторять упражнения в самом медленном темпе. Только так слух справлялся с новым контекстом. Сейчас этот процесс ускорился раз в 10 :) Если тогда слуху требовалось 150 повторений, теперь достаточно 15. Но тогда я не пела вслух, а теперь всё пропеваю.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 11:24 



>В конце концов важно слышать ноты "абсолютно" на фоне любой меняющейся гармонии. И, что характерно, чем лучше у ученика относительный слух, тем ему труднее это дается. Люди со слабым относительным или гармоническим слухом как бы просто не замечают этих гармоний и правильно называют ноты...

Наверное, у таких людей слух совсем никакой, потому что даже слабый недоразвитый ОС уже проявляется. Например, я знаю, что в интервалах запросто перепутаю звучание квинты и октавы. А вот сейчас вспомнила, что во вчерашних тестах на сайте несколько раз автоматически нажимала До вместо Соль (вершина интервала) - когда появлялся интервал До-Соль. Так что однозначно меня сбивали слышимые расстояния - в той мере, как я их "расшифровывала" с помощью ОС. Лишь когда не теряла бдительность и вслушивалась, определяла звук Соль константным слухом. Опять же, всё на медленной скорости. Немного торопилась с ответом - и сразу ошибалась, так что надо нарабатывать.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 19.04.2016 11:36 



>>В конце концов важно слышать ноты "абсолютно" на фоне любой меняющейся гармонии. И, что характерно, чем лучше у ученика относительный слух, тем ему труднее это дается.

Ещё подумала - а если бы я не путала звучание квинты и октавы? Будь у меня натренированный ОС, я бы реагировала на расстояние, определяла бы его правильно и нажимала Соль. Ответ верный - а константный слух "не проснулся". Так что мои слабости - моё преимущество :) - я сразу вижу ошибки и включаю нужное слышание. А ОС подтяну в своё время...
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 00:25 



>> Это напомнило мне пение на заданный интервал выше или ниже звучащей ноты, о чём недавно говорил SomeOneUser.

Мммм напомните?

Я опять же не навязываюсь, просто делюсь - я "распыляю" внимание кончно, но зато моментально становится понятно, где чего приросло (за счет чего именно правда трудно вычислить)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 00:28 



>>Будь у меня натренированный ОС,. А ОС подтяну в своё время...

Вообще конечно мне оч интересно и непонятно - если Вы освоили гитару в плане гармонии и пения под нее - мне кажется это и есть развитый ОС, нет?
Я вот только недавно, как стал заниматься вокалом, стал четко слышать аккорды и как под них петь не задумываясь
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 00:30 



Касаемо методики, думаю здорово тоже помогли бы занятия ПН или Сергея, ибо застрял вроде как на одном месте, и образовалось многовато каши в голове
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 00:37 



Или просто мне пора на море на 4 недели))))
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 02:04 



>>> Это напомнило мне пение на заданный интервал выше или ниже звучащей ноты, о чём недавно говорил SomeOneUser.
>Мммм напомните?

> На хоре тут дали задание, группа разбивается на 2 части одни держат тон - произвольный, другие уходят на заданный х-мейстером интервал вверх либо вниз (от малой секунды до квинты), потом возвращаются.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 02:21 



>Вообще конечно мне оч интересно и непонятно - если Вы освоили гитару в плане гармонии и пения под нее - мне кажется это и есть развитый ОС, нет?

Я не пела под гитару: пели другие, а я играла. И тогда не было интернета-подсказчика, так что в плане гармонии тоже все просто. Как мне показали - так играла. Муз. литературу не читала, поскольку муз. грамотой не владела, так что в плане гитары развития не было.

Слышать гармонию - это не ОС, а гармонический слух. ОС - намного больше.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 02:22 



>Или просто мне пора на море на 4 недели))))

Понять цель и сфокусироваться - и 4 недели сэкономлено )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 06:32 



>Вообще конечно мне оч интересно и непонятно - если Вы освоили гитару в плане гармонии и пения под нее - мне кажется это и есть развитый ОС, нет?

Нашла, П.Н. объяснял:

"Музыкальный слух - не единичная, а комплексная способность. Включает ступеневый, интервальный, мелодический, интонационный, селективный, гармонический, функциональный, полифонический, эмоциональный, относительный и абсолютный компоненты. Полноценное восприятие и переживание содержания музыки, а также профессиональный слуховой анализ музыкального материала возможны только при интегративной работе нескольких или всех компонентов музыкального слуха.
Один компонент не обеспечивает ни качественного восприятия, ни воспроизведения, ни, тем более, анализа музыки.
Кроме того, каждый из этих компонентов имеет «две стороны медали» и может проявляться на двух уровнях.
На уровне ладового чувства, обеспечивающего лишь восприятии музыки.
И на уровне музыкальных слуховых представлений, обеспечивающих ее воспроизведение.
Для слухового анализа необходимо также достаточно развитое музыкально-теоретическое мышление.
Так называемый «абсолютный слух» – лишь один из компонентов музыкального слуха. Его может не быть, он может быть недоразвит, развит, хорошо развит, очень хорошо развит. При восприятии, воспроизведении и анализе музыки он взаимодействует с другими компонентами слуха, которые также могут отсутствовать, быть недоразвитыми, развитыми, хорошо развитыми и очень хорошо развитыми. Возникает бесконечное число вариантов качественного своеобразия музыкального слуха и его возможностей".
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!