PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья

Все страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Посмотреть всю тему
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 22:35 



Здесь пример моих упражнений на интервалы. В конце они расположены в хаотичном порядке, и я их прекрасно распознаю. Пока в самом медленном темпе, конечно. Так что это хорошие упражнения! Ведь совсем недавно я не умела даже выделить голосом основание и вершину в звучащем гармоническом интервале.

К сожалению, пока не могу тестировать себя на сайте. Это потому, что в моих упражнениях интервалы сгруппированы, как я рассказывала ранее - по отношению к звуку ДО. А на сайте нет возможности выбрать аналогичные группы. Так что к сайту вернусь не скоро - когда освою свои упражнения полностью и буду различать любые хаотичные последовательности интервалов.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.04.2016 23:36 



Легкий тест от звука ДО без ошибок пока не получается, зато я справилась в 2 раза быстрее по сравнению со вчерашним днём.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 21.04.2016 11:46 



Поскольку получилось распознавать интервалы на 95%, буду считать этот уровень пройденным.
Оставшиеся неточности сами устранятся - это уже из опыта.
И время распознавания продолжает уменьшаться.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 26.04.2016 20:12 



>А мне стало интересно: сколько же существует уникальных контекстов?
>2-ки (66 вариантов) - уникальные сочетания двух звуков: дореЬ, доре, домиЬ, доми...
>3-ки (220 вариантов): дореЬре, дореЬмиЬ, дореЬми...
>4-ки (495 вариантов)
...

Тесты на сайте teoria.com в двух октавах. Небольшие итоги.
"Двойки"
Не было сложностей.

"Тройки".
7 сложных вариантов из 220.

"Четвёрки".
3 сложных варианта из 495 (сложные - для которых понадобилось более 10-и попыток).
Подробнее:
1 попытка - 58% "четвёрок"
2 попытки - 23% "четвёрок"
3 попытки - 7%
4 попытки - 7%
5 попыток - 2%
6 попыток - 1%
7 попыток - 1%
8 попыток - 0,4%
12 попыток - 0,4%
49 попыток - 0,2%

Как и раньше, прохождение теста при распознавании 95 звуков из 100. Лёгкие варианты получаются и на 100 из 100.
Очень продвигающие упражнения - рекомендую. Теперь перехожу к "пятёркам".


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 27.04.2016 00:42 



Не могу молчать :)
ДО - самый сложный звук при воспроизведении по памяти.
Получился на удивление неплохо.

А дальше будет ФА - по нему в прошлый раз было 53%. Надеюсь, в этот раз получится подтянуть к 70%.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 27.04.2016 20:51 



На днях зафейлил диктант, там играли гармонические интервалы, по 2 ноты на белых клавишах в первой (вроде) октаве, не смог узнать самые элементарные, но 2 раза точно услышал ИЛТ от "ре" и "фа" от верхних вроде звуков, абсолютно не настраиваясь, до этого занимались в другой тональности.
Причем до конца не осознал, что это было, и не смог объяснить. Получается появляются некие спецэффекты со слышанием белых в первой октаве относительно до?
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 27.04.2016 23:22 



> Получается появляются некие спецэффекты со слышанием белых в первой октаве относительно до?

Спецэффект один: слышание звуков, как в упражнениях аудио-курса. И это слышание накладывается на всё остальное, что обычно распознаёт ОС.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 27.04.2016 23:39 



>>Спецэффект один: слышание звуков, как в упражнениях аудио-курса. И это слышание накладывается на всё остальное, что обычно распознаёт ОС.

Ну выходит через неделю экзамен и возможно тоже фейл)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 00:02 



>Ну выходит через неделю экзамен и возможно тоже фейл)

Так ещё неделю можно на сайте тренироваться, например.
Какую проблему-то надо решить?

Константным слышанием такой экзамен рано воспринимать - это естественно, поскольку слух ещё изолированные звуки не различает - в 17-м. Тут константному слуху не до интервалов.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 00:25 



Если бы мне пришлось даже относительный слух тренировать, я бы прежним подходом :) Все пары интервалов между собой, потом тройки, четвёрки... и до полного комплекта.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 00:48 



>>Так ещё неделю можно на сайте тренироваться, например.
>>Какую проблему-то надо решить?

На сайте это как? там есть диктанты по 2 звука?
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 00:51 



>>Константным слышанием такой экзамен рано воспринимать - это естественно, поскольку слух ещё изолированные звуки не различает - в 17-м. Тут константному слуху не до интервалов.

Ага, но радует что что-то такое появляется, правда ВНЕЗАПНО и неожиданно)))
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 00:54 



>На сайте это как? там есть диктанты по 2 звука?

http://www.teoria.com/en/exercises/ie.php - диктанты на интервалы с произвольными основаниями.
http://www.teoria.com/en/exercises/ie2.php - а здесь от заданного звука.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 01:06 



>Ага, но радует что что-то такое появляется, правда ВНЕЗАПНО и неожиданно)))

Работает не на полную мощность, но даёт о себе знать. Отметился - ушёл :)
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.04.2016 02:24 



>А мне стало интересно: сколько же существует уникальных контекстов?
>2-ки (66 вариантов) - уникальные сочетания двух звуков: дореЬ, доре, домиЬ, доми...
>3-ки (220 вариантов): дореЬре, дореЬмиЬ, дореЬми...
>4-ки (495 вариантов)
>5-ки (792 варианта)
...

Я ещё не рассказала, как "умнею" по ходу дела, т. е. самообучаюсь :)
"Двойки" я делала все подряд. Поскольку сложностей не было, так же начала делать "тройки". И быстро наткнулась на сложный вариант. Я же не знала, что будет дальше, и делала-делала этот непроходимый вариант. Время шло, а я топталась на месте. Поэтому было ощущение, что 220 вариантов - ужасно много.

Когда перешла на "четвёрки", стала мудрее. Я поняла, что сложности связаны со звуками СИ и СИЬ. И я быстро проработала все варианты из списка, оканчивающиеся на эти звуки. Я знала, что всё остальное легко, поэтому 495 вариантов не воспринимались как что-то неподъёмное.

Начиная "пятёрки", я сделала ещё лучше. Сразу стала выбирать из списка самые лёгкие варианты. Дело пошло быстро-быстро, поэтому и цифра 792 не пугает. К тому же, чтобы сделать все "чётвёрки", понадобилось 974 попытки - а это больше, чем общее количество "пятёрок", т. е. подобный объём работы позади - опыт есть. Поэтому по ощущениям чем дальше - тем легче. Сложнее всего было с "тройками" - из-за неизвестности. Теперь в "пятёрках" проработаю самое лёгкое, потом "рядом с лёгким" - изменённые на полтона варианты (список резко и быстро уменьшится), потом самое сложное, и останется простое.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 03.05.2016 20:33 



>еще одна проблема, что часть попевок Бережанского привязывает к нижней тонике и эти "интервалы" (1-4) узнаются легко, а часть звуков сами как бы оказываются нижним звуком интервала (5-1) и поэтому эти интервалы сначала плохо узнаются (1-5, 1-6, 1-7). Видимо так... точно не знаю, так как я с самого начала делал добавочные упражнения с тоникой внизу (с "органным пунктом"). И не только с тоникой...

Тогда звуки соль, ляЬ, ля, сиЬ и си должны легко узнаваться в интервалах, где ДО - вершина. Так же? Но пройти тест удалось лишь с 7-й попытки:





Для сравнения сделаю эти же 5 звуков не в интервалах, а изолированно. Т. е. получается "пятёрка", которую я ни разу не прорабатывала. Прошла со 2-й попытки:





Пример с интервалами выполнен в 1-й октаве, а пример с изолированными звуками - в двух октавах (да ещё и темп более быстрый). Интервалы в двух октавах я не сделаю - надо тренировать. Получается, что изолированные звуки распознавать проще. Так что интервальная "подсказка" в виде ДО не помогает, а, наоборот, усложняет дело. Видимо, примешиваются ОС-ные краски.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 03.05.2016 20:59 



Зато я поняла: интервалы вверх и вниз от фиксированного звука - просто тренировка звуков на фоне конкретной тоники, которую можно "игнорировать", т. е. не распознавать. Я в своих упражнениях на интервалы ставлю другие цели - как раз распознавать оба звука. Но на сайте можно тренировать другой навык - тоже интересно.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 13:45 



> Зато я поняла: интервалы вверх и вниз от фиксированного звука - просто тренировка звуков на фоне конкретной тоники, которую можно "игнорировать", т. е. не распознавать. Я в своих упражнениях на интервалы ставлю другие цели - как раз распознавать оба звука. Но на сайте можно тренировать другой навык - тоже интересно.
Попробуйте с таким файлом позаниматься: там в интервалах один "голос" повторяется раз 10, а другой меняется (диатоника, диапазон G3-C5). Сначала определять нужно то, что легко само определяется (вероятно, изменяющийся голос). Потом вы обнаружите, что слышите и второй голос. Потом поете ноты повторяющегося голоса, а определяете меняющийся (можно еще его показывать ручными знаками, если умеете).
Главное, не стараться сразу все определять - только то, что слышится. Через несколько кругов все становится "прозрачным".

http://rgho.st/65rmLW9RX
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 17:04 



Сергей, спасибо! Комфортная скорость - так я успеваю "обдумывать" оба звука :) Но я поняла: не стараться... Позанимаюсь достаточно времени - поделюсь результатами. Пока уделяю интервалам не много времени из-за "пятёрок", чтобы не застревать на "пятёрках", "шестёрках" до осени.

Упражнение с интервалами, на первый взгляд, должно быть не сложным, хотя я так уже говорила о Ваших прежних упражнениях, но я к ним тоже вернусь - отложила из-за скоростей. Пока я тихоход.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 18:30 



>> Потом поете ноты повторяющегося голоса, а определяете меняющийся...

Натренируюсь по Вашему упражнению, потом буду в своём хоровом произведении слушать сопрано-альт, альт-тенор, тенор-бас, и определять оба звука. Или одну партию петь и другую определять. Это уже близко к "реальной музыке", пусть пока и в медленном темпе, так что становится всё интереснее.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 19:05 



> Комфортная скорость - так я успеваю "обдумывать" оба звука
Да, скорость тут не нужна. На этот момент интериоризация уже должна произойти. Скорость должна быть такая, чтобы учащийся успевал думать, вспоминать, узнавать - обращаться к сформированным энграммам.
Хотя потом скорость постепенно увеличивается самопроизвольно.
Пару лет назад у дочки была максимальная скорость 60 и дальше она переставала слышать названия. А тут недавно проверил - у нее уже 160 спокойно (может и больше). Хотя мы не тренировали скорость.

> Пока уделяю интервалам не много времени из-за "пятёрок
Занятия "интервалами" (обратите внимание на кавычки) полезны по следующим причинам:
1. Заставляет опиратьтся на узнавание звуков по "абсолютной" краске.
2. Радикально увеличивает скорость распознания. Фактически вдвое ))
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 20:29 



>Занятия "интервалами" (обратите внимание на кавычки)

Да, всё же понятно: есть интервалы, а есть "интервалы".
... каково это читать людям, случайно зашедшим в тему ))
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 04.05.2016 22:01 



>каково это читать людям, случайно зашедшим в тему ))
Абсолютникам должно быть понятно - просто слышишь два звука, а интервал - это уже побочка - интеллектуальное вычисление.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 07.05.2016 07:59 



ФА "по памяти" - звук с самым маленьким диапазоном ошибок.

(было - стало) Попадание точно в цель
33% - 50% ФА#
33% - 54% СИ
51% - 61% МИ
36% - 51% ЛЯ
30% - 41% РЕ
50% - 59% СОЛЬ
26% - 48% ДО
53% - 62% ФА

(было - стало) Попадание в малосекундный интервал, по обе стороны от звука
66% - 93% ФА#
79% - 89% СИ
89% - 96% МИ
75% - 90% ЛЯ
71% - 88% РЕ
86% - 92% СОЛЬ
73% - 87% ДО
85% - 99% ФА


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 17.05.2016 07:25 



Очередной звук "по памяти".


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 20.05.2016 00:23 



>> Зато я поняла: интервалы вверх и вниз от фиксированного звука - просто тренировка звуков на фоне конкретной тоники, которую можно "игнорировать", т. е. не распознавать. Я в своих упражнениях на интервалы ставлю другие цели - как раз распознавать оба звука. Но на сайте можно тренировать другой навык - тоже интересно.
>Попробуйте с таким файлом позаниматься: там в интервалах один "голос" повторяется раз 10, а другой меняется (диатоника, диапазон G3-C5). Сначала определять нужно то, что легко само определяется (вероятно, изменяющийся голос). Потом вы обнаружите, что слышите и второй голос. Потом поете ноты повторяющегося голоса, а определяете меняющийся (можно еще его показывать ручными знаками, если умеете).
>Главное, не стараться сразу все определять - только то, что слышится. Через несколько кругов все становится "прозрачным".
>http://rgho.st/65rmLW9RX

"Через несколько кругов" до прозрачности я не дошла, так что круги наматываю. Один звук распознаю моментально - это действительно легко. Я даже решила себя проверить - вдруг слух съезжает в какую-нибудь тональность (наверняка в упражнении есть хитрости). Сильно тщательно не проверяла, но несколько раз останавливала упражнение, пела звук с названием и проверяла по Vocalist Lite - всё нормально. Просто слишком легко получается.

А со вторым голосом сложнее: временами слышится, временами нет. Но мне никакие новые упражнения запросто не даются. Да и по картинкам видно, с какой скоростью всё происходит.

Это я в плане обратной связи, пока сообщение на другую страницу не ушло. Может, кто следом будет идти и для сравнения напишет свои результаты.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 17:23 



> Здрассьте! То , что я написал тут в первом посте первого потока о АС: это разновидность памяти.
Более того, об этом пишут и Бережанский и Теплов в своих, и десятки других исследователей, музыкантов с абсолютном слухом, но чаще всего об этом многозначительно заявляют дилетанты с их наивными представлениями. Все дело в том, что этот факт лежит на поверхности и совершенно очевиден. Не только АС основывается на памяти. но и относительный слух, ладовое чувство, интервальных слух, тембральных и другой какой угодно слух основывается на "разновидностях" памяти.

Более того - любой навык, способность человека, будь то владение родным или иностранным языками, игра на музыкальных инструментах или работа на слесарных, вождение автомобиля, приготовление пищи, чтение, и тд и тп - все это "разновидности" памяти.

Поэтому сказать, что АС - это разновидность памяти - это сказать очевидную банальную вещь, которая не вскрывает сущности - что именно, какой особый признак запоминает мозг, чтобы различать звуки по высоте.

Собственно то, что я сейчас написал - тоже уже стало банальностью и очевидная для многих вещь (Теплов подробно пишет об этом, типа, "память-то память, да не память"), но. видимо, не для всех.

Таким образом главный вопрос - что слышит в звуках и запоминает абсолютник - какой индивидуальный признак для каждой ступени? Имеется ввиду ступени музыкальной системы, а не лада. И это именно ступень (pitch class), а не абсолютная частота с индивидуальной частотой, так как абсолютник мгновенно уверенно называет название звука, но может путаться в октавах (если его специально не тренировали ориентированию в "музыкальном пространстве", но это отдельный навык, доступный пожалуй и не абсолютникам).

На практике восвсе не обязательно называть, определять этот признак, чтобы развился АС. Но это необходимо сделать для построения оптимальной методики.

Допустим Паша, решил связать данный признак с эмоционально-визуальнм откликом. Это чисто эмпирический способ, потому что экспериментатору совершенно непонятно на уровне чувств, что же должно запоминаться. То есть теоретически этот метод может и сработать, но вероятность мала.
То же самое касается и методик Берджа и Гулыниной. Они, обращаясь к собственному опыту восприятия звуков по АС, понимают, что запомнили некую звуковую краску, окраску, "тембр", ощущение, чувство, фактуру, образ и тд, на чем и основывают свои методики.
Методика Берджа ценна именно своей "болтовней", то есть описанием того, что мы должны чувствовать, если у нас проклюнется АС, на что надо обращать внимания и что "лелеять".
Хотя развить АС при его отсутствии такая методика не может, только если у человек есть какие-то забытые приобретенные в детстве зачатки (не исключаю. что таких людей немало).

Итак, есть некий признак, который фиксируется в памяти и проблема в том, чтобы этот признак выделить в звуки и сосредоточить на этом внимание...
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 17:23 



Итак, по описаниям абсолютников, у каждой ноты существует индивидуальный "вкус_цвет_тембр_окрас_фактура_образ".
И задача состоит в том, чтобы выявить эту индивидуальность, запомнить, и натренировать скорость узнавания/вспоминания. И, что очень важно, слышать эту индивидуальность в любом звковом контексте.


Каким образом может (я пишу "может", а не "должна") нарабатываться данная способность?

Возможен такой путь. На каждом этапе происходит "очищение" константного портрета от контекстного - относительного/ функционального.
1.Распознавание музыкальных тонов в ладу, по ладовым портретам. Далее я не буду писать "ладовые портреты", потому что, чем разнообразнее становится контекст, тем меньше связей остается с ладовостью, и эти портреты постепенно становятся индивидуальными и независимыми от ладовой тоники.

Далее расширяется контекстный диапазон и постепенно формируется этот независимый "аладовый" портрет.
2.Распознование этих звуков в интервалах (элемент смены функций, первый уровень)
3.Распознование на гармоническом фоне а) в однозначном функциональном контексте б) со сменой функций.
Происходит разделение функционального восприятия звуков (относительного) и константного.
4.Распознавание звуков по "АС" в разных ладах с тониками на разной высоте.
5.Распознавание звуков в тональностях первой степени родства.
6.Распознавание хроматических звуков в тонально среде.
7.Распознавание любых тонов в атональность среде.
8.Распознавание звуков в любой тональности по индивидуальным признакам.

На каждом этапе индивидуальный признак очищается от путающих контекстных влияний - лад-интервал-гармония-тональность.
Это один из аспектов.
В определенный момент становятся важными тренировка вневокльного восприятия звуков и речевого аспекта.

Но для формирования работающего АС он навык должен стать "разговорным" - это отдельная тема.

Но вот что мне непонятно, каким образом и в какой момент формируется
"прецизионный" эталон звука. Все-таки методика Бережанского останавливается в рамках зонного восприятия.

Я вижу, как раньше у дочки высота могла плавать в зоне, но постепенно (хотя и довольно стремительно - в течении года, когда она начала заниматься на скрипке) АС стал "железобетонным" в смысле тонкой частотной фиксации.
Так же за этот год скорость распознания скакнула с 60 до 160 и выше. Мелодии нотами она стала говорить, как слова - без всякого усилия - это тот самый речевой элемент.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 18:06 



>Но вот что мне непонятно, каким образом и в какой момент формируется
>"прецизионный" эталон звука. Все-таки методика Бережанского останавливается в рамках зонного восприятия.

>Я вижу, как раньше у дочки высота могла плавать в зоне, но постепенно (хотя и довольно стремительно - в течении года, когда она начала заниматься на скрипке) АС стал "железобетонным" в смысле тонкой частотной фиксации.
>Так же за этот год скорость распознания скакнула с 60 до 160 и выше. Мелодии нотами она стала говорить, как слова - без всякого усилия - это тот самый речевой элемент.

Все на скрипку! )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 18:37 



>Все на скрипку! )
Да, но не факт.
Во-первых, АС у нее появился до скрипки.
Во-вторых, в этот период она занималась также фортепиано и сольфеджио.
То есть так или иначе идет процесс развития и совершенствования АС, который появился года за 3-4 до этого.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 19:51 



>>Все на скрипку! )
>Да, но не факт.
>Во-первых, АС у нее появился до скрипки.

Понятно, иначе бы все скрипачи автоматически становились АС-никами.

>Во-вторых, в этот период она занималась также фортепиано и сольфеджио.
>То есть так или иначе идет процесс развития и совершенствования АС, который появился года за 3-4 до этого.

Вот, как всё постепенно и долго развивается даже в преимущественном детском возрасте.

> Все-таки методика Бережанского останавливается в рамках зонного восприятия.

Зонное-то оно зонное, но процесс не прекращается. Чем дольше тренируюсь воспроизводить звуки "по памяти", тем отчётливее восприятие внутризонных "полос". Подбираю голосом - и "проваливаюсь" в эти бороздки.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 19:57 
Москва


> Здрассьте! То , что я написал тут в первом посте первого потока о АС: это разновидность памяти.
Более того, об этом пишут и Бережанский и Теплов в своих, и десятки других исследователей, музыкантов с абсолютном слухом, но чаще всего об этом многозначительно заявляют дилетанты с их наивными представлениями.


Я не это имел в виду. Писал сумбурно и тезисно, не терпелось поделиться всем, что накопилось.
Моя приятельница замечала, что легче и быстрее запоминает и разучивает мелодии, партии. И связывала это со своим абсолютным слухом. А когда я всерьез попробовал слушать музыку нотами, то ощутил, что да: если научиться их точно и легко распознавать (абс. слух), то можно запоминать не мелодию/фразы во взаимосвязи с движениями пальцев, но и последовательность нот. Другое дело, что я лично абсолютным слухом не обладаю, просто отметил для себя такую возможность.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 20:06 
Москва


"не мелодию/фразы во взаимосвязи с движениями пальцев, но и последовательность нот."
не только мелодию/фразы

Это кстати может быть полезно и использовано в предполагаемой чьей-нибудь методике. Не только распознавать, отслеживать ноты в звучащих упражнениях, но и заучивать какие-то партии, мысля нотами. Сюда же: помните, в интернете кто-то писал, что развил абс. слух выучив все голоса клавира Баха.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 20:17 
Москва


А насколько у Бережанского этот элемент присутствует? Вы запоминаете какие-нибудь длинные попевки и воспроизводите, или только отслеживаете ноты?
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 20:21 



>А насколько у Бережанского этот элемент присутствует? Вы запоминаете какие-нибудь длинные попевки и воспроизводите, или только отслеживаете ноты?

Попевки короткие. Слушаем и узнаём в постепенно усложняющихся условиях. Потом попевки "стираются" из сознания, и звуки узнаются без них.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 20:49 
Москва


Я вижу, как раньше у дочки высота могла плавать в зоне, но постепенно (хотя и довольно стремительно - в течении года, когда она начала заниматься на скрипке) АС стал "железобетонным" в смысле тонкой частотной фиксации.
Так же за этот год скорость распознания скакнула с 60 до 160 и выше. Мелодии нотами она стала говорить, как слова - без всякого усилия - это тот самый речевой элемент.

Сергей, она именно говорит нотами или поет? И если говорит, то почему, откуда такая идея?

Процитирую и немного дополню (примером из португальского) свой пост из соседней темы.

Некоторое время назад я начал экспериментировать с интонациями человеческой речи, если говорить по нотам. Например:
Соль-соль–си–ре-ре-ре-ре-ре-ре?
Карл-у–Кла–ры-у-крал-ко-рал-лы?
Ведь это трезвучие можно не только петь или играть, оно еще и фиксирует в нотах вполне нормальную человеческую интонацию вопроса. В данном случае мы явно знаем, что Карл украл кораллы, и нас интересует, украл ли он их у Клары.
А вот если мы просто потрясены тем, что такое мог совершить наш Карл, украсть (ведь украсть же!) не что-нибудь, а именно кораллы да еще и (какое свинство) у Клары, то можно сделать так:
Соль–си–ре#–соль(октавой выше)
Карл у – Клары у – крал ко – раллы?!
Это просто пример. Можно дальше экспериментировать, строить теорию интонаций речи...
Ну разумеется я искал в интернете и не то что такой теории не обнаружил, но даже намеков, идей. Видел какое-то видео с какой-то, я так понял, терапией, где пациент две ноты проговаривает, и все. А это ведь так полезно будет всяким актерам, дикторам, при изучении иностранных языков, еще для чего-нибудь...
Вот еще пример на тему иностранного языка.
В португальском интонации и вопроса, и утверждения понижающиеся. Например:
соль-(вверх)до-до-(вниз)соль-(вверх)ля-(вниз)миb
Восе э казада? (ты замужем?)
А вот утверждение:
соль-(вверх)до-до-до-(вниз)-фа-фа.
Восе э казада.
То есть, чтобы не перепутать, спрашиваете ли вы, или утверждаете, вам следует проконтролировать, чтобы интонация в голосе шла либо на малую терцию вниз, либо на квинту.
Конечно, люди просто так привыкают правильно говорить, да и в живом языке все не так точно. Но было бы здорово применять нотные выражения.
Идея-то простая, но чтобы точно выдавать интонации по нотам, похоже нужен наш любимый абсолютный слух. Ведь если мы поем песню, то мелодия ведет нас и мы точно интонируем. А если мы пробуем говорить по нотам, у нас нет такого ориентира, нет ощущения правильности тона. Мы можем только проверить, сыграв ноты и проговорив еще раз, что если до этого проговорили неправильно, то не достигли желаемой выразительности. Здесь очень помогает эмоциональность (Гулынина, привет!), если говорить страстно, становится легче. Но все-таки вскоре понимаешь, что желательно уметь чувствовать и воспроизводить ноты сами по себе, а не только следуя за интонацией.
В процессе экспериментов это у меня начало получаться. Я обнаружил способность вспоминать и говорить некоторые ноты, без предварительной настройки и даже на следующий день. Отчасти помогает память связок, но может быть даже в большей степени ощущение ноты. Правда, на этом я на время прервался, потому что почувствовал, что что-то упускаю. Мне давно знакомо это чувство, когда вроде бы такие прекрасные идеи, а заниматься не хочется. Проверено: надо искать какой-то новый путь.
Поэтому в следующем моем сообщении речь пойдет о другом, а что касается интонаций речи, упомяну кратко еще пару моментов.
Не трудно проговорить квартовый круг. Если попытаться его петь музыкально, то, во первых, муторно, возникает ощущение какой-то шизы, предательства музыки. И я вообще не уверен, что его можно научиться петь без абсолютного слуха. Но если его проговаривать, то это просто интонации речи, определенное настроение, немножко странно, но почему нет? В речи совсем другие нотные законы, там мы свободны от ладов и тональностей, там нет диссонансов и того, что в музыке может вызвать неприятные ощущения. И квартовый круг ощущается вполне естественно и прикольно. У меня получилось его пару раз проговорить полностью, а уж по частям – вообще легко. Кто знает, может так можно и абсолютный слух развить? Ведь тут все двенадцать нот, к которым мы постепенно привыкаем и начинаем чувствовать, слышать и воспроизводить их настроение.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 21:07 



> Можно дальше экспериментировать, строить теорию интонаций речи... Ну разумеется я искал в интернете и не то что такой теории не обнаружил, но даже намеков, идей.

Ну как же? Преподаватель иностранных языков М. Шестов много лет успешно использует интонации речи.

> Кто знает, может так можно и абсолютный слух развить?

Предположений можно написать много, что уже и было в этой теме. Другое дело - показать какие-то результаты. Я ведь именно это делаю по методике Бережанского.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 21:07 
Москва


То есть, еще раз основная идея :) . Когда мы занимаемся музыкой, абсолютный слух нам не обязателен. Для присутствующих, особенно исследователей, это скорее как мечта найти секрет вечного двигателя или машины времени. А вот если мы займемся интонациями речи, абсолютный слух очень желателен. Без него можно, но ноу сэтисфэкшн. Мы оказываемся в среде, где он действительно нужен! А это уже, если хотите, методика: ты как ребенок брошенный в воду или человек в другой стране.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 21:19 



>... если мы займемся интонациями речи...

Ключевое слово "если". Кто бы занялся, да последовательно описал свой опыт в отдельной теме, не путая с другими методиками :)
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 23.05.2016 21:38 



> Сергей, она именно говорит нотами или поет? И если говорит, то почему, откуда такая идея?
Может петь, может говорить, не имеет значения. Хотя говорить проще, быстрее - это подтверждено многими учениками.

> откуда такая идея?
Какая идея?
Если о том, что АС как-то связан с речью, то это вытекает из многих источников...
Уже само то, что в мозгу центры, отвечающие за распознание высоты звука, находятся рядом с речевыми центрами, то что у представителей тональных языков есть предрасположенность к развитию АС, то что спонтанное формирование АС происходит у детей в тот же сензитивный период, что и формирование речи.
Так же как и при освоении языка на уровне "думать" при освоении языка АС требуется включить спонтанное "говорение". Иначе это будет псевдо АС.

Мы здесь ранее это все как-то обсуждали (ссылка прямо нужный пост, дождитесь загрузки страницы) :
http://www.musicforums.ru/theory/full_1439282965.html#N1441644661

И далее
http://www.musicforums.ru/theory/full_1439282965.html#N1441665645

> Вы запоминаете какие-нибудь длинные попевки и воспроизводите, или только отслеживаете ноты?

Не попевки. Заучиваются полностью мелодии. Кстати в этом плане помог Белецкий с тезисом - "музыка как речь" и с идеей дополнительных слогов для "черных нот", чтобы было удобно петь любые мелодии.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!