PDA RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему

СПИСОК РАЗДЕЛОВ

Поиск музыкантов

Куплю-продам
Услуги
Полезная информация
Общение
Барабанщикам
Гитаристам
Звук и звучание
Задай вопрос
Регионы
SHAMRAY GUITARS
Форумы друзей
MUSICFORUMS.RU
Наши друзья

Все страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Посмотреть всю тему
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 26.03.2016 01:43 



>И все-таки самое сложное "сиЬ-си-до-реЬ". Распознавание максимум 89%. В чем сложность, пока не пойму

Это опять неуловимые метаморфозы со звуком "до".
Для сравнения: "ля-сиЬ-си-до" с первой попытки 96%.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 26.03.2016 02:02 



ля-сиЬ-си-до
сиЬ-си-до-реЬ
си-до-реЬ-ре

В чём между ними разница для до-мажорного слуха?
Варианты 1 и 3 - как орешки.
Вариант 2 неприступен (распознавание от 78% до 89% - очень слабо).
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 28.03.2016 23:38 



Соль "по памяти"
59% - пока лучший результат.

(было - стало) Попадание точно в цель
33% - 50% ФА#
36% - 51% ЛЯ
30% - 41% РЕ
50% - 59% СОЛЬ

(было - стало) Попадание в малосекундный интервал, по обе стороны от звука
66% - 93% ФА#
75% - 90% ЛЯ
71% - 88% РЕ
86% - 92% СОЛЬ

Я начинаю слышать свой голос. Пою звук и, не глядя в Vocalist Lite, "поправляю" пение до нужной высоты. Потом смотрю, что получается. Иногда это корректировка внутри зоны, иногда в пределах полутона. Это как пение "с подъездом".
А с прежними звуками корректировала себя мысленно, потому что свой голос чаще всего не различала.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 03.04.2016 17:16 



>>Между прочим, мне тоже интересно, у кого как идут дела.
================================================== ==
Ввиду работы, общего плохого состояния здоровья и учебы в муз. школе заниматься не то чтобы перестал, но просто не то чтобы некогда, но стараюсь 1 раз в день 14/15 упражнения, 17 по-прежнему недоступно
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 03.04.2016 19:31 



Знакомый недавно сказал: "Жизнь - она веснушчатая".
У меня были абсолютные перерывы в занятиях по несколько месяцев. Лишь в последний год всё это стабильнее встроилось в жизнь.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 03.04.2016 22:01 



>>Знакомый недавно сказал: "Жизнь - она веснушчатая".
>>У меня были абсолютные перерывы в занятиях по несколько месяцев. Лишь в последний год всё это стабильнее встроилось в >>жизнь.

Ну просто реально много навалилось по сольф/хору/инструменту/оркестру, учить много нот.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 05.04.2016 17:22 



>Ну просто реально много навалилось по сольф/хору/инструменту/оркестру, учить много нот.

Я бы так не справилась с методикой Бережанского :) Может, одно другому помогает, но время на всё нужно.

А я прошла очередную сложность в "четвёрках": миЬ-ми-сиЬ-си.
На 8-й попытке 100%.


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 07.04.2016 07:00 



Си "по памяти"
54% - как и со звуком Соль, подбирала высоту голосом, иначе результат был бы хуже.

(было - стало) Попадание точно в цель
33% - 50% ФА#
33% - 54% СИ
36% - 51% ЛЯ
30% - 41% РЕ
50% - 59% СОЛЬ

(было - стало) Попадание в малосекундный интервал, по обе стороны от звука
66% - 93% ФА#
79% - 89% СИ
75% - 90% ЛЯ
71% - 88% РЕ
86% - 92% СОЛЬ


Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 07.04.2016 07:47 



Здесь уже понятно, с какой динамикой всё происходит.
Тогда нет смысла выкладывать информацию по каждому звуку.
Сделаю обзор, когда соберётся статистика по 12-и звукам.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 09.04.2016 10:08 



>>Я бы так не справилась с методикой Бережанского :) Может, одно другому помогает, но время на всё нужно.

Неск дней уже ленюсь таскать наушники и плеер, пока еду, мысленно пропеваю все партии из хорового репертуара, уже вот какое-никакое но практическое применение.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 11:34 



> ... пока еду, мысленно пропеваю все партии из хорового репертуара, уже вот какое-никакое но практическое применение.

"Положительный побочный эффект"
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 12:38 



Всем привет!

Ну вот... Некоторое время читала этот форум, теперь и сама хочу вступить в клуб.

Меня (как и самую активную тут участницу) зовут Наталья, начала заниматься по методике с начала февраля. Музыкального образования у меня никакого нет, но последние три года я пою (научилась правильно интонировать, раньше совсем петь не получалось) и играю на гитаре + занимаюсь сольфеджио (относительный слух раньше был вообще на нуле, сейчас лучше, но все равно - много чего услышать и распознать пока не в силах). Очень была рада после 30+ лет уверенности в собственной музыкальной импотенции осознать, что голос и слух у меня все-таки имеются. А АС - это мой главный фетиш и очень желанный skill: это и в принципе вещь полезная + у меня есть личная мотивация, с ним связанная...

Как занимаюсь по методике: из-за большой занятости по работе пока только слушаю аудиокурс (как минимум 6 раз в неделю, один день иногда вылетает по разным причинам). Первую часть прошла до 17-го упр., которое мне пока, увы, не дается. Если его "перепрыгнуть", то 18 и 19 - ок. С 20-ым успех где-то 70%. 21-е: слышу отдельные ноты, но понять, что за тональность, пока не получается. Немного залезла уже и во вторую часть - там похоже на первую октаву, пока все легко узнается. Также один раз в неделю занимаюсь с П. Н. лично.

Планы действий. На этой неделе решила 17-е все-таки "добить" любой ценой. Как буду действовать: записала все возможные тетрахорды с участием первой октавы в отдельные файлы и буду слушать их в режиме Shuffle. А то к попевкам-то уши привыкли, а вот на тетрахордах впадают в панику. Если будет время, попою еще тетрахорды из сборника Кирюшина, чтобы последовательность названий нот в мозгу закрепилась.

Читать остальных участников и про их успехи мне безумно интересно! Правда, и флуда здесь было немало, порою очень трудно отфильтровывать действительно полезную инфо. На основании прочитанного пока один вопрос: что это за генератор звуков, которым все пользуются, и не мог бы кто-нибудь и мне его прислать или дать ссылку, где скачать?

Наталье К. - огромное спасибо за ссылку на ресурс teoria.com, захватывает не хуже Angry Birds!

Очень нравится идея называть черные клавиши по Белецкому. Я пока до них не дошла, но идею планирую взять на вооружение! Пока слово "бемоль" споешь, полпесни уже прошло :)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 13:27 



> Немного залезла уже и во вторую часть - там похоже на первую октаву, пока все легко узнается.

Наталья, у меня было так же :)

> Также один раз в неделю занимаюсь с П. Н. лично.

Здесь ни у кого не было опыта очно-заочного освоения методики, так что Вы особо ценный участник форума. Может быть, периодически сможете делиться чем-то новым для тех, кто в самостоятельном полёте.

> записала все возможные тетрахорды с участием первой октавы в отдельные файлы

В 17-м ещё вылазки за пределы первой октавы: вниз к Соль и вверх к Фа.

> что это за генератор звуков, которым все пользуются, и не мог бы кто-нибудь и мне его прислать или дать ссылку, где скачать?

Как я поняла, было несколько генераторов. Тот, что у меня, присылал Паша, а создавал генератор вроде бы Дима. Вечером пришлю.

А так я не пользуюсь генератором: с избытком хватает тестов на teoria.com и тюнера в приложении Vocalist Lite.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 13:45 



> Первую часть прошла до 17-го упр., которое мне пока, увы, не дается. Если его "перепрыгнуть", то 18 и 19 - ок. С 20-ым успех где-то 70%. 21-е: слышу отдельные ноты, но понять, что за тональность, пока не получается.

Наталья, сколько времени ушло на 1-ю часть?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:04 



> В 17-м ещё вылазки за пределы первой октавы: вниз к Соль и вверх к Фа.

Ну, уж это-то я слышу! Это мои уши еще могут обманываться, а вот голосовые связки - всегда начеку. С "вылазками" все записала, ага.

> Может быть, периодически сможете делиться чем-то новым для тех, кто в самостоятельном полёте.

Был совет не морочиться сильно с 17-ым упр., а угадывать только первую ноту тетрахорда. Но этот совет я тут тоже уже встречала. А так пока ничего нового: те же попевки, примитивные диктанты, определение вида трезвучий, септаккордов и их обращений. Еще номера из сборника сольфеджио пою - пока только в до-мажоре. Мне вообще с преподавателем комфортнее: и контроль есть, и стимул не забросить начатое.

> сколько времени ушло на 1-ю часть?

Неделя. Очень все бодренько шло... до 17-го упр. Были, правда, проблемные моменты. "Со-ля-си-до" и "фа-ми-ре-до" на высоких скоростях казались близнецами (сейчас эта проблема ушла), путала "си-до" и "ре-до" (тоже прошло), одно время плохо узнавалась "фа" (сейчас узнается). Текущая самая проблемная нота - почему-то "ми", хотя поначалу четко ее определяла. Нахожу тот факт, что ОС у меня плохо развит, полезным моментом в работе над АС. Кого-то сбивают интервалы, а я их тупо во многих случаях не успеваю услышать :)

За генератор буду благодарна! Чисто из любопытства хочу посмотреть-послушать.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:22 



>> сколько времени ушло на 1-ю часть?
>Неделя.

Меня окружают рекордсмены.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:24 



> Меня окружают рекордсмены.

Так я с тех пор дальше-то и не продвинулась... Жду, когда все 7 белых будут сидеть в голове, как влитые, и смогу пройти 17 и 21, не жульничая.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:34 



>Так я с тех пор дальше-то и не продвинулась...

Не всё будет за неделю )
Я и до Вашего нынешнего уровня ползла долго-долго.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:39 



> Жду, когда все 7 белых будут сидеть в голове, как влитые, и смогу пройти 17 и 21, не жульничая.

А если жульничая - то как? :) Особенно если ОС "плохо развит". Вроде без вариантов - или получается, или нет.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:48 



> Не всё будет за неделю )

Так я два месяца уже на этом "уровне" сижу. Но вообще все мы разные, конечно: с разными природными данными и с разным опытом. Так что ожидаемо, что у всех процесс по индивидуальному сценарию пойдет.

Вы вот бемоли-диезы уже слышите, для меня это пока загадка века. И ваше упорство, конечно... Все эти графики, отработки групп нот... Вы - большая молодец! Кстати, а как вы рисуете голубые столбиковые диаграммы "По памяти"? Это Excel?

Сегодня, проснувшись, попробовала по памяти изобразить C4. По факту получила Eb4. Так что это мне до вашего уровня - ползти и ползти! :)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 14:51 



> А если жульничая - то как?

Есть дикое желание проверить себя по электронному тюнеру. Пока удается это желание побороть, т. к., как говорит П. Н., должна быть собственная железобетонная уверенность в том, что услышано правильно. Чтобы четыре профессора пытались переубедить, а вы все равно стоите на своем!
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 15:00 



> И ваше упорство, конечно... Все эти графики, отработки групп нот... Вы - большая молодец!

Спасибо! Это не упорство - "встроенный" навык :) Упорство, если бы я делала как-то иначе, а так просто комфортно.

> Кстати, а как вы рисуете голубые столбиковые диаграммы "По памяти"? Это Excel?

Да: фиксирую все попытки в таблице, и диаграмма рисуется по ходу дела.

>Сегодня, проснувшись, попробовала по памяти изобразить C4. По факту получила Eb4. Так что это мне до вашего уровня - ползти и ползти!

Понятно, что я не сравниваю себя с теми, кто только начал заниматься. Я-то уже пятый год...

> Вы вот бемоли-диезы уже слышите, для меня это пока загадка века.

Освоила некоторые упражнения из 3-й части курса - никакой загадки. Плюс тренировки на сайте.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 15:04 



> как говорит П. Н., должна быть собственная железобетонная уверенность в том, что услышано правильно. Чтобы четыре профессора пытались переубедить, а вы все равно стоите на своем!

Пока мне до этого далеко - в целом.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 15:22 



> должна быть собственная железобетонная уверенность в том, что услышано правильно.

Когда распознаю звук, всегда есть железобетонная уверенность, но тесты на сайте выявляют ошибки. Куда бы убрать "иллюзию правильности"? Конечно, со временем получается лучше и лучше.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 15:51 



> Нахожу тот факт, что ОС у меня плохо развит, полезным моментом в работе над АС. Кого-то сбивают интервалы, а я их тупо во многих случаях не успеваю услышать

:agree:

Как показал мой опыт, это временное преимущество. Что Вы уже и наблюдаете:

> Текущая самая проблемная нота - почему-то "ми", хотя поначалу четко ее определяла.

В начале курса слышали Ми в окружении До и Соль, а дальше появились новые тяготения, улавливаемые относительным слухом - особенно это касается 17-го упражнения. Вот так параллельно с константным слухом в какой-то мере тренируется и относительный слух. Так что постепенно появятся "сбивающие интервалы", но и константный слух станет крепче.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 16:02 



> Пока мне до этого далеко - в целом.

Ничего страшного. Продолжаем работать - не останавливаемся! Вы уже начинали заниматься сольфеджио, как планировали в 2015-ом г.? Помимо методики, имею в виду.

Себе в План действий включила тоже воспроизведение звуков по памяти и ведение таблички. Я пою и для меня ноты по памяти - тоже важный навык.
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 16:09 



> Вы уже начинали заниматься сольфеджио, как планировали в 2015-ом г.? Помимо методики, имею в виду.

Да, только пока самостоятельно, без преподавателя.
И акцент всё равно на аудио-курс и тесты на сайте, остальное позже.
Я бы сутками занималась :) , но в параллельной реальности есть текущая жизнь.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 16:28 



> Я пою и для меня ноты по памяти - тоже важный навык.

А, поэтому и разница в скорости по сравнению со мной.
Поющие люди достаточно быстро осваивают 1-ю часть курса - за исключением 17-го и 21-го упражнений.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 20:32 



> попробовала по памяти изобразить C4. По факту получила Eb4.
Выберите подходящую ноту, кроме До. Лучше вспоминать начало какой-нибудь любимой музыки, мелодии (в До мажоре). И еще лучше сделать эту музыку рингтоном в телефоне.

> определение вида трезвучий, септаккордов и их обращений.
Можно об этом подробнее?
Тут хотелось бы поподробнее - как это увязывается, если увязывается, с методикой (с монотональностью), присутствуют ли в аккордах "черные" ноты, каков способ определения обращений - по интервалам, по краске, по ступеням, в тональности или изолированно и тд?
Есть ли работа с интервалами (не ступенями)?
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 21:15 



> Наталье К. - огромное спасибо за ссылку на ресурс teoria.com, захватывает

Вообще-то Сергею спасибо: когда начала заниматься на этом сайте, хорошо продвинулась и с константным слухом, и с относительным.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 21:27 



>> определение вида трезвучий, септаккордов и их обращений.
>Можно об этом подробнее?

А представьте, я первые 3 года - ещё когда не читала форум - занималась только упражнениями из аудио-курса. Никакого сольфеджио (хотя бы в До мажоре и без ступеневого анализа), никаких дополнительных упражнений. Я же тогда не соображала, что можно и нужно делать.

Clarissa, постепенно на Ваше продвижение можно будет ориентироваться как на "камертон" )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 21:55 



> Также один раз в неделю занимаюсь с П. Н. лично.

Павлу Николаевичу привет от заочных учеников (думаю, ещё кто-нибудь поддерживает) и спасибо за методику.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 22:40 



> Вообще-то Сергею спасибо:
Это Вам, Наталья, спасибо, что поддерживаете здесь огонек. Старые участники подустали, ленятся )
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 11.04.2016 22:58 



> Старые участники подустали, ленятся )

Ой, подождите, однажды как все появятся )
Кому-то статус не позволяет рассказывать про "маленькие продвижения".
А я новичок, мне можно "хвастаться" как угодно.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 14:22 



> Я бы сутками занималась , но в параллельной реальности есть текущая жизнь.

Нуууу, нет... Так непродуктивно!

> Тут хотелось бы поподробнее - как это увязывается, если увязывается, с методикой (с монотональностью), присутствуют ли в аккордах "черные" ноты, каков способ определения обращений - по интервалам, по краске, по ступеням, в тональности или изолированно и тд?
Есть ли работа с интервалами (не ступенями)?


Это мы просто мой ОС тоже тренируем. На первом занятии П. Н. меня протестировал на разные виды слуха, теперь вот работаем над "белыми пятнами". Как я уже говорила, я без музыкалки да и вообще не музыкант по жизни, так что проблемсов хватает. "Черные" ноты при работе над ОС присутствуют, обращения - по тому, куда и как разрешаются. Изолированно. На интервалы делаем короткий блиц-quiz на каждом занятии. В общем, обычное сольфеджио. Развитию АС это никак не мешает.

> Вообще-то Сергею спасибо

Спасибо, значит, Сергею!!!

Приветы передам! :super:
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 14:27 



> Выберите подходящую ноту, кроме До. Лучше вспоминать начало какой-нибудь любимой музыки, мелодии (в До мажоре). И еще лучше сделать эту музыку рингтоном в телефоне.

А кто-нибудь уже пробовал насобирать коллекцию до-мажорных песен и классических произведений? Может, и на подобное тут уже была ссылка? :)
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 14:51 



>А кто-нибудь уже пробовал насобирать коллекцию до-мажорных песен и классических произведений?

Когда осваивала 1-ю и 2-ю части, слушала музыку только в До мажоре.

>Может, и на подобное тут уже была ссылка?

Так дело вкуса... толку от ссылок.
Я скачивала классику здесь: http://classic.chubrik.ru/
В то время меня пленила фраза "Сделана коррекция ухода частоты — для людей с абсолютным слухом".
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 15:05 



>> Я бы сутками занималась , но в параллельной реальности есть текущая жизнь.
> Нуууу, нет... Так непродуктивно!

Да кто думает о продуктивности, занимаясь любимым делом? :) Да и не детство уже, всё равно такой режим не получается. А так, да: стабильные занятия малыми порциями эффективнее непостоянных авралов.

> На первом занятии П. Н. меня протестировал на разные виды слуха, теперь вот работаем над "белыми пятнами".

Ну, всё логично. Я-то боялась идти на сольфеджио, чтобы не увели слух в другую сторону. И теперь с "белыми пятнами" спотыкаюсь в тестах на сайте.

> В общем, обычное сольфеджио.

Не, не совсем обычное. П. Н. объяснял, как работает с детьми: "Исключено только то несвоевременное пока, что уводит в направлении ОС, а, значит, препятствующее формированию АС".

> Развитию АС это никак не мешает.

Ноль сомнений: занимаясь-то у Маэстро )
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 17:26 



Сергей, объясните один момент, пожалуйста.
Если параллельно с 1-й частью курса изучать сольфеджио, ступеневый анализ надо исключить, как я поняла.
А в 21-м упражнении нужны навыки ступеневого анализа.

Тогда подразумевается, что учиться слышать ступени с помощью ОС надо сразу после освоения 17-го упражнения.
Правильно я понимаю?

P. S. Я по-прежнему обхожу 21-е упражнение стороной - как раз потому, что комплексно не занималась сольфеджио. Понятия не имею, буду ли слышать, какие там ступени в тональности ("раздвоение", конечно, должна слышать). А там ещё скорость для меня не очень комфортная, насколько помню.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Методика Бережанского 6
Время: 12.04.2016 22:01 



> Если параллельно с 1-й частью курса изучать сольфеджио, ступеневый анализ надо исключить, как я поняла.

Под "ступеневым анализом" Вы, видимо, подразумеваете определение стпенй по ладовой окраске?
Занимаясь по курсу вы в первую очередь развиваете это ладовое ощущение ступеней. Хотя Вы делаете это в одной тональности, это ладовое чувство автоматом переносится на любую тональность. Для этого не надо ничего специально делать - такова природа ладового ощущения.
Таким образом, исключить надо только определение и пение названиями звуков ступеней в других тональностях.

> А в 21-м упражнении нужны навыки ступеневого анализа.
Предполагается, что ладовые краски ступеней До мажора как бы затвердеют в мозгу, образовав "энграммы". При этом динамичные ладовые функции будут продолжать работать относительно любой тоники. То есть это у Вас есть.
В результате у вас есть функциональный (ступеневый) слух (вы его развили, занимаясь по курсу первой части, а на самом деле он есть у всех и развивается песенками в детстве - у кого хуже, у кого лучше) и образуется константный слух.

>Тогда подразумевается, что учиться слышать ступени с помощью ОС надо сразу после освоения 17-го упражнения.
Уже научились, занимаяст попевками в начале курса.

Суть 21-го упражнения в том, что вы будете слышать ноты "по До мажору", но при этом воспринимать функции звуков. Не обязательно воспринимать отчетливо каждую ноту, но вы услышите хотя бы тонику. Например, вы слышите звук, называете его автоматом Ре, но ощущаете его как тонику. Значит это тональность Ре (минор). Вы будете слышать, что третья ступень (Фа) при этом почему-то звучит минорно. Хотя вы привыкли слышать третью, как мажорную.
Если мозг будет полностью ориентироваться на относительное ладовое восприятие, то вы назовете Ре, как До.
В этом и есть суть двойного слышания. Специально развивать ОС для этого не нужно.
Если предположить, что кто-то почему-то совсем не имеет ладового восприятия в других тональностях, то двойного слышания не будет. Но это значит, что будет только абсолютное слышание. Но такого, думаю, не бывает. Разве что у абсолютного слуха, который развился в детстве и подавил осознание функций - так называемый регистрирующий слух.
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!